Проблема определения целей наказания. Наказания без изоляции осужденного от общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсавой работы является исследование юридической природы, сущности и социальной ценности наказаний без изоляции осужденных от общества. Указанная цель обуславливает постановку следующих логически взаимосвязанных задач:
Во-первых, обращение к конкретным нормам уголовного и уголовно-исполнительного законодательства Республики Казахстан, регламентирующих наказания без лишения свободы (ст.40- 47, 50, 51 УК РК, ст.22-55 УИК РК). Во-вторых, изучение специальной монографической литературы и материалов периодических изданий, посвященных различным аспектам применения наказаний. В-третьих, обращение к рекомендательным положениям Стандартных минимальных Правил ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением и других документов ООН, содержащие материал об альтернативных уголовно-правовых санкциях. В-четвертых, анализ эмпирических данных о применении наказаний без лишения свободы в регионе Восточного Казахстана. В-пятых, общая характеристика института наказания, его целей, признаков и механизма. В-шестых, сравнительный анализ законодательной конструкции и порядка исполнения наказаний без лишения свободы. В-седьмых, изучение деятельности уголовно-исполнительных инспекций как субъектов посткриминального контроля, осуществляемого в отношении определенных категорий осужденных.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ В СФЕРЕ НАКАЗАНИЙ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 1
1.1 Минимальные стандартные Правила ООН в отношении мер
не связанных с тюремным заключением. 1
1.2 Иные международные стандарты в сфере наказаний без
лишения свободы. 6
2 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 11
2.1 Уголовно-исполнительное законодательство РК о наказаниях
без изоляции от общества. 11
2.2 Правовой статус уголовно-исполнительных инспекций. 22
3 АНАЛИЗ ДАННЫХ ПО ОСУЖДЕННЫМ К НАКАЗАНИЯМ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА ПО ВКО 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
Список использованной литературы. 43

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ АКМАР ИСПРАВ.doc

— 424.00 Кб (Скачать)

      Перевод уголовно-исполнительных инспекций  во введение Министерства Юстиции Республики Казахстан оправдан и создает, помимо прочего, реальный шанс на реорганизацию  этих органов в авторитетную и престижную гражданскую службу, открытую для общественности и располагающую высоким профилактическим потенциалом.

      Во  многих районах Казахстана инспекции  предстоит создать фактически заново. Требуется увеличение численности  их сотрудников в 4-5 раз, укрепление их материальной базы. По оценкам специалистов, это повлечет финансовые затраты из федерального бюджета, примерно равные 20 млн. долл. США. При ограниченности бюджетного финансирования особенно важно верно определить его приоритеты, а также найти дополнительные источники.

      Передача  инспекций в Министерство Юстиции  т должна сопровождаться более четким определением их статуса, как в самой  системе Министерства Юстиции, так  и во взаимодействиях с осужденными, с территориальными органами внутренних дел, с местными властями и общественностью. Идея частичной децентрализации уголовно-исполнительной системы на первых порах может быть успешнее реализована применительно к органам, исполняющим наказания без лишения свободы. Ведь по их фактическому и правовому положению и функциям они стоят ближе к населению и территории, чем закрытые пенитенциарные учреждения. Следовательно, объективные возможности их позитивного взаимодействия с местными властями и общественностью более высоки.

      Новую структуру и функции уголовно-исполнительных инспекций на принципах пробации и основы их взаимодействия с иными субъектами профилактики целесообразно отработать путем специального эксперимента в нескольких районах Казахстана.

      С реформированием уголовно-исполнительных инспекций тесно связана необходимость разработки общегосударственной системы мониторинга результативности мер, не связанных с лишением свободы, на основе единого общереспубликанского учета рецидивной преступности.

      Одновременно  потребуется создание стройной системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала уголовно-исполнительных инспекций. Она предполагает специальные учебные программы, учебные планы, организацию обучения в учебных заведениях Министерства Юстиции и по договорам – в общегражданских вузах.

      Наконец, важным условием повышения профилактической результативности инспекций является широкое привлечение к их работе общественности, добровольцев посредством  массовых компаний в СМИ, обучения представителей общественности, организационных усилий со стороны самих сотрудников уголовно-исполнительных инспекций. В свою очередь, участие общественности в реализации альтернативных мер способно породить позитивные изменения в общественном  сознании в сторону преодоления сложившихся «тюремных» стереотипов.

      Сотрудник инспекции должен проводить ежеквартально  сверку поступивших приговоров с  данными судов. Для этого составляется по фамильный список осужденных, к  наказаниям, несвязанным с изоляцией  осужденных от общества, в отношении которых в предшествующем квартале в инспекции поступили копии приговоров. Список составляется в порядке поступления приговоров в уголовно-исполнительную инспекцию или же по алфавиту. Алфавитный порядок облегчает проведение сверки в суде.

      Кроме фамилии, имени и отчества осужденного в списке целесообразно указывать: год рождения осужденного, дата осуждения, каким судом, по какой статье УК РК осужден и срок наказания, дата вступления приговора в законную силу, дата получения в УИИ.

      Список  сверяется с учетными данными входящих документов органа внутренних дел, после чего осуществляется сверка в горрайсуде с данными журнала учета (картотеки) рассмотренных судом уголовных дел. По результатам проверки составляется акт в трех экземплярах, в котором указываются следующие сведения: количество приговоров, вынесенных судом в проверяемом периоде с применением наказаний, не связанных с лишением свободы, все ли они обращены к исполнению (при выявлении необращенных к исполнению приговоров в акте указываются подробные сведения о них и немедленно принимаются меры по приведению их в исполнение), какие приговоры обращены судом с нарушением трехдневного срока со дня вступления в законную силу или возвращения дела из кассационной инстанции, приговоры с неясностями, препятствующими их исполнению.

      Акт подписывается участниками сверки (сотрудников уголовно-исполнительной инспекции и секретарем суда) и  утверждается председателем суда и  начальников ОВД. Одни экземпляр  акта остается в суде, другой хранится в делах инспекции, а третий направляется для контроля в ОУИИ УВД, МВД.

      В целях информационного обеспечения  деятельности правоохранительных органов, профилактики, раскрытия и расследования  преступления, розыска преступников, укрепления режима секретности, паспортной, разрешительной и других служебных задач введен персональный по фамильный учет лиц совершивших преступление. Уголовно-исполнительная инспекция согласно приказа Генерального прокурора РК №95 от 27.01.98г. не позднее 5 суток с момента поступления судебных решений, составляет алфавитные карточки формы 1-малая на осужденных к лишению права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью; к исправительным работам; с отсрочкой исполнения наказания; к лишению свободы условно и направляет в Центр правовой статистики и информации при прокуратуре области. Ежеквартально необходимо проводить сверки учетно-регистрационных материалов с ЦПСиИ на осужденных к наказаниям не связанным с лишением свободы с представлением списков лиц поставленных на учет в квартале.

      Списки подготовить по данным УИИ в строгом алфавитном порядке по форме: 

Ф.И.О. осужденного Дата и место  рож-дения осужденного Когда и кем  осужден Статья и  срок наказания
 

      В процессе исполнения наказаний без  лишения свободы инспекция взаимодействует  в основном с участковыми инспекторами, на которых возлагается проведение профилактической работы с осужденными по месту жительства, во вторых, с сотрудниками уголовного розыска органа внутренних дел, которые обязаны осуществлять розыск осужденных, скрывшихся с целью уклонения от отбывания наказания, в третьих- с инспекциями по делам несовершеннолетних, в четвертых- с паспортными столами, в пятых с органами ГАИ по контролю за лицами, лишенными права на управление транспортными средствами и т.д.

      Задачей инспекции является не только направление в органы внутренних дел по месту жительства осужденного соответствующего рапорта о необходимости проведения профилактической работы с осужденными, но и проявление инициативы в выработке совместно с участковым инспектором полиции необходимых мероприятий политико-воспитательного и профилактического характера с конкретным осужденным. Это может быть сделано разными способами. Иногда составляются совместные планы проведения указанной работы с отражением в них мероприятий, сроков и ответственных лиц. В других случаях каждый их участников этой деятельности после согласования устно (по телефону, при встрече) или в письменной форме предусматривает осуществление соответствующих воспитательных и иных мер с тем или иным осужденным в личном плане работы и т.д. Основой успеха в этом деле является систематическая обоюдная информированность сотрудников инспекций и участковых инспекторов полиции о поведении лица, состоящего на учете.

      Важную  роль в контроле за деятельностью  органов, исполняющих наказания без лишения свободы, играют органы прокуратуры. Согласно ст.1 Закона РК «О прокуратуре РК», прокуратура РК – подотчетный Президенту Республики Казахстан государственный орган, осуществляющий высший надзор за точный и единообразным применением Законов, Указов Президента РК и иных нормативных актов на территории Республики.

      Прокуратура принимает меры по выявлению и  устранению любых нарушений законности, опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции  и Законам РК, представляет интересы государства в суде, а также в случаях, порядке и пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование.

      Для организации эффективной работы по надзору за органами уголовно-исполнительной системы в прокуратуре РК создается  специализированный отдел прокуратуры; или эту работу осуществляют старшие помощники, помощники прокуроров областей, районов.

      В Законе «О прокуратуре РК» предусматривается  глава «надзор за законностью  исполнительного производства», где  закон наделяет прокурора радом специальных полномочий при осуществлении надзора за соблюдением законности и за деятельностью администраций учреждений и органов, исполняющих наказание.

      Согласно  ст.43 Закона РК «О прокуратуре РК»  прокуратура осуществляет надзор за законностью исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

      Подводя итог изложенному целесообразно  прийти к выводу о том, что юридическую  основу функционирования уголовно-исполнительных инспекций в Казахстане, создает  уголовно-исполнительное законодательство, имплементирующее ряд важных международных стандартов обращения с осужденными. Наряду с этим важную роль в обеспечении контроля за лицами, отбывающими наказания в виде исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, играет Положение об уголовно-исполнительных инспекциях. Данный нормативно-правовой акт основывается на соответствующих конструкциях Уголовно-исполнительного кодекса и призван закрепить статус рассматриваемых субъектов контроля за правонарушителями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3 АНАЛИЗ ДАННЫХ ПО ОСУЖДЕННЫМ К НАКАЗАНИЯМ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА ПО ВКО 

        В настоящее время по уголовно-исполнительной  инспекции предусмотрены следующие  виды отчетности:

  1. Форма Ф-1-УИИ «О численности и движении осужденных к наказаниям, не связанных с изоляцией  от общества» (см. таб.1).
  2. Форма Ф-2-УИИ «О состоянии преступности, розыска и воспитательной работы» (см. таб.2).
  3. Форма Ф-3-УИИ «О количественно-качественном составе УИИ» (см. таб.3)
  4. Форма Ф-4-УИИ «О состоянии надзора за осужденными отбывающими  наказание в виде ограничения свободы» (см. таб.4).

      В таблице 1 отражаются сведения о количестве осужденных, прошедших по учетам УИИ. Из данной таблицы видно, что основное количество осужденных, состоявших на учете инспекций области составляют условно осужденные – 93-92% на начало 2004-2005 год соответственно. На долю осужденных к исправительным работам приходится 0,8-0,6%, на осужденных с отсрочкой отбывания наказания в отношении беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей - 0,6-0,9% , на осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – 0,9%, привлеченных к общественным работам 2,4%, осужденных к ограничению свободы 2,2-2,9%.На 2004 год количество осужденных, состоящих на учете в УИИ ВКО, составляет 5190 человек, на 2005-4874 человек.

В соответствии с таблицей 1 основным показателем  работы УИИ является процент выполнения финансового плана. Так, за 12 месяцев 2004 года поступило от осужденных к  исправительным и общественным работам в доход государства 186тыс.тенге, в 2005-179,7 тыс. тенге. Среди находящихся на учете в УИИ УК УИС по ВКО ранее судимых составляет на 2004-2005 год 629-540 человек, осужденных за тяжкие преступления 366– 397 человек.

      Таблица 2 содержит сведения о розыске осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания и о состоянии преступности среди осужденных, а также о проводимой воспитательной работе. Сведения по данной таблицы составляются инспектором уголовно-исполнительной инспекции на основании журналов учета осужденных, учетных и розыскных карточек, которые предусмотрены нормативными документами, а также по данным ЦПСиИ при прокуратуре ВКО.

      Данные, приведенные в таблице 2, свидетельствуют  о том, что огромное внимание уделяется  воспитательно-профилактической работе  с осужденными. Так, со всеми осужденными, состоящими на учете в инспекциях, проводятся индивидуальные беседы, разъясняются осужденным их права и обязанности, а также порядок и условия отбывания наказания. Помимо индивидуальной работы с осужденными уголовно-исполнительная инспекция уделяет большое внимание коллективным беседам, а также выступлению в средствах массовой информации.

      На  предприятиях и организациях, где  трудоустроены, осужденные без лишения  свободы регулярно проверяется  состояние исполнения приговоров.

Таблица № 1

О численности  и движении осужденных к наказаниям, не связанных с изоляцией  от общества  за 12  месяцев 2004-2005 годов. 
 
 
 
 
 
 

  Код стр. Всего В том  числе
Осужденные  к лишению права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью Привлечение к общественным  работам Осужденные  к исправительным работам Ограничение свободы Условно осужденные Осужденные  с отсрочкой исполнения наказания  в отношении беременных женщин и  женщин имеющих малолетних детей
04 05 04 05 04 05 04 05 04 05 04 05 04 05
Состояло  на учете  1 2767 2654 5 31 35 33 17 11 47 48 2639 2502 24 29
Поставлено  на учет 2 2423 2220 40 15 91 83 27 20 68 95 2187 1989 10 18
Прошло  по учетам 3 5190 4874 45 46 126 116 44 31 115 143 4826 4491 34 47
В.т.ч. Женщин 4 830 769 11 17 30 30 2 4 17 17 736 654 34 47
Несовершенно-летних 5 227 286     3 5     3 9 221 272    
Ранее судимых 6 629 540 1 1   5 5 1 16 8 604 522 3 3
Осужденных  за тяжкие прест-я 7 366 397                 364 393 2 4
Снято с учета Всего 8 2536 2073 14 26 93 85 33 16 67 58 2324 1880 5 8
По  отбытию наказания 9 1146 1370 12 24 81 69 8 10 14 25 1030 1239 1 3
В связи с УДО 10 64 31         20 4 44 27        
В связи с досрочным освобождением 11 1021 387                 1021 387    
С повторным осуждением без изоляции от общества 12                            
В связи с направлением в места  лишения свободы 13 51 31     2 3     5 1 42 27 2  
из  них За преступления 14 12 7                 12 7    
В связи  с заменой 15 39 24     2 3     5 1 30 20 2  
В связи с амнистией 16                            
Переведено  в другие инспекции 17 194 161 2 1 1 2 1   2 5 186 150 2 3
В связи со смертью 18 34 54   1         2   32 53    
По  другим причинам 19 26 39     9 11 4 2     13 24   2
Состоит на конец отчетного периода 20 2654 2801 31 20 33 31 11 15 48 85 2502 2611 29 39
В.т.ч. Женщин 21 444 488 8 7 10 9 1 1 5 10 391 422 29 39
Несовершенно-летних 22 138 156             2 6 136 150    
Всего поступило денег в доход государства 23 186,0 179,7     62 73,8 124 105,9            
Осталось  денег на счетах предприятий 24                            

Информация о работе Проблема определения целей наказания. Наказания без изоляции осужденного от общества