Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 14:27, курсовая работа
Целью настоящей курсавой работы является исследование юридической природы, сущности и социальной ценности наказаний без изоляции осужденных от общества. Указанная цель обуславливает постановку следующих логически взаимосвязанных задач:
Во-первых, обращение к конкретным нормам уголовного и уголовно-исполнительного законодательства Республики Казахстан, регламентирующих наказания без лишения свободы (ст.40- 47, 50, 51 УК РК, ст.22-55 УИК РК). Во-вторых, изучение специальной монографической литературы и материалов периодических изданий, посвященных различным аспектам применения наказаний. В-третьих, обращение к рекомендательным положениям Стандартных минимальных Правил ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением и других документов ООН, содержащие материал об альтернативных уголовно-правовых санкциях. В-четвертых, анализ эмпирических данных о применении наказаний без лишения свободы в регионе Восточного Казахстана. В-пятых, общая характеристика института наказания, его целей, признаков и механизма. В-шестых, сравнительный анализ законодательной конструкции и порядка исполнения наказаний без лишения свободы. В-седьмых, изучение деятельности уголовно-исполнительных инспекций как субъектов посткриминального контроля, осуществляемого в отношении определенных категорий осужденных.
ВВЕДЕНИЕ
1 МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ В СФЕРЕ НАКАЗАНИЙ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 1
1.1 Минимальные стандартные Правила ООН в отношении мер
не связанных с тюремным заключением. 1
1.2 Иные международные стандарты в сфере наказаний без
лишения свободы. 6
2 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 11
2.1 Уголовно-исполнительное законодательство РК о наказаниях
без изоляции от общества. 11
2.2 Правовой статус уголовно-исполнительных инспекций. 22
3 АНАЛИЗ ДАННЫХ ПО ОСУЖДЕННЫМ К НАКАЗАНИЯМ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА ПО ВКО 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
Список использованной литературы. 43
Перевод уголовно-исполнительных инспекций во введение Министерства Юстиции Республики Казахстан оправдан и создает, помимо прочего, реальный шанс на реорганизацию этих органов в авторитетную и престижную гражданскую службу, открытую для общественности и располагающую высоким профилактическим потенциалом.
Во многих районах Казахстана инспекции предстоит создать фактически заново. Требуется увеличение численности их сотрудников в 4-5 раз, укрепление их материальной базы. По оценкам специалистов, это повлечет финансовые затраты из федерального бюджета, примерно равные 20 млн. долл. США. При ограниченности бюджетного финансирования особенно важно верно определить его приоритеты, а также найти дополнительные источники.
Передача инспекций в Министерство Юстиции т должна сопровождаться более четким определением их статуса, как в самой системе Министерства Юстиции, так и во взаимодействиях с осужденными, с территориальными органами внутренних дел, с местными властями и общественностью. Идея частичной децентрализации уголовно-исполнительной системы на первых порах может быть успешнее реализована применительно к органам, исполняющим наказания без лишения свободы. Ведь по их фактическому и правовому положению и функциям они стоят ближе к населению и территории, чем закрытые пенитенциарные учреждения. Следовательно, объективные возможности их позитивного взаимодействия с местными властями и общественностью более высоки.
Новую структуру и функции уголовно-исполнительных инспекций на принципах пробации и основы их взаимодействия с иными субъектами профилактики целесообразно отработать путем специального эксперимента в нескольких районах Казахстана.
С
реформированием уголовно-
Одновременно потребуется создание стройной системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала уголовно-исполнительных инспекций. Она предполагает специальные учебные программы, учебные планы, организацию обучения в учебных заведениях Министерства Юстиции и по договорам – в общегражданских вузах.
Наконец, важным условием повышения профилактической результативности инспекций является широкое привлечение к их работе общественности, добровольцев посредством массовых компаний в СМИ, обучения представителей общественности, организационных усилий со стороны самих сотрудников уголовно-исполнительных инспекций. В свою очередь, участие общественности в реализации альтернативных мер способно породить позитивные изменения в общественном сознании в сторону преодоления сложившихся «тюремных» стереотипов.
Сотрудник инспекции должен проводить ежеквартально сверку поступивших приговоров с данными судов. Для этого составляется по фамильный список осужденных, к наказаниям, несвязанным с изоляцией осужденных от общества, в отношении которых в предшествующем квартале в инспекции поступили копии приговоров. Список составляется в порядке поступления приговоров в уголовно-исполнительную инспекцию или же по алфавиту. Алфавитный порядок облегчает проведение сверки в суде.
Кроме фамилии, имени и отчества осужденного в списке целесообразно указывать: год рождения осужденного, дата осуждения, каким судом, по какой статье УК РК осужден и срок наказания, дата вступления приговора в законную силу, дата получения в УИИ.
Список сверяется с учетными данными входящих документов органа внутренних дел, после чего осуществляется сверка в горрайсуде с данными журнала учета (картотеки) рассмотренных судом уголовных дел. По результатам проверки составляется акт в трех экземплярах, в котором указываются следующие сведения: количество приговоров, вынесенных судом в проверяемом периоде с применением наказаний, не связанных с лишением свободы, все ли они обращены к исполнению (при выявлении необращенных к исполнению приговоров в акте указываются подробные сведения о них и немедленно принимаются меры по приведению их в исполнение), какие приговоры обращены судом с нарушением трехдневного срока со дня вступления в законную силу или возвращения дела из кассационной инстанции, приговоры с неясностями, препятствующими их исполнению.
Акт
подписывается участниками
В
целях информационного
Списки
подготовить по данным УИИ в строгом алфавитном
порядке по форме:
№ | Ф.И.О. осужденного | Дата и место рож-дения осужденного | Когда и кем осужден | Статья и срок наказания |
В
процессе исполнения наказаний без
лишения свободы инспекция
Задачей инспекции является не только направление в органы внутренних дел по месту жительства осужденного соответствующего рапорта о необходимости проведения профилактической работы с осужденными, но и проявление инициативы в выработке совместно с участковым инспектором полиции необходимых мероприятий политико-воспитательного и профилактического характера с конкретным осужденным. Это может быть сделано разными способами. Иногда составляются совместные планы проведения указанной работы с отражением в них мероприятий, сроков и ответственных лиц. В других случаях каждый их участников этой деятельности после согласования устно (по телефону, при встрече) или в письменной форме предусматривает осуществление соответствующих воспитательных и иных мер с тем или иным осужденным в личном плане работы и т.д. Основой успеха в этом деле является систематическая обоюдная информированность сотрудников инспекций и участковых инспекторов полиции о поведении лица, состоящего на учете.
Важную роль в контроле за деятельностью органов, исполняющих наказания без лишения свободы, играют органы прокуратуры. Согласно ст.1 Закона РК «О прокуратуре РК», прокуратура РК – подотчетный Президенту Республики Казахстан государственный орган, осуществляющий высший надзор за точный и единообразным применением Законов, Указов Президента РК и иных нормативных актов на территории Республики.
Прокуратура принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и Законам РК, представляет интересы государства в суде, а также в случаях, порядке и пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование.
Для организации эффективной работы по надзору за органами уголовно-исполнительной системы в прокуратуре РК создается специализированный отдел прокуратуры; или эту работу осуществляют старшие помощники, помощники прокуроров областей, районов.
В
Законе «О прокуратуре РК»
Согласно ст.43 Закона РК «О прокуратуре РК» прокуратура осуществляет надзор за законностью исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
Подводя
итог изложенному целесообразно
прийти к выводу о том, что юридическую
основу функционирования уголовно-исполнительных
инспекций в Казахстане, создает
уголовно-исполнительное законодательство,
имплементирующее ряд важных международных
стандартов обращения с осужденными. Наряду
с этим важную роль в обеспечении контроля
за лицами, отбывающими наказания в виде
исправительных работ, лишения права занимать
определенные должности или заниматься
определенной деятельностью, играет Положение
об уголовно-исполнительных инспекциях.
Данный нормативно-правовой акт основывается
на соответствующих конструкциях Уголовно-исполнительного
кодекса и призван закрепить статус рассматриваемых
субъектов контроля за правонарушителями.
3
АНАЛИЗ ДАННЫХ ПО ОСУЖДЕННЫМ К НАКАЗАНИЯМ
БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА ПО ВКО
В настоящее время по уголовно-
В таблице 1 отражаются сведения о количестве осужденных, прошедших по учетам УИИ. Из данной таблицы видно, что основное количество осужденных, состоявших на учете инспекций области составляют условно осужденные – 93-92% на начало 2004-2005 год соответственно. На долю осужденных к исправительным работам приходится 0,8-0,6%, на осужденных с отсрочкой отбывания наказания в отношении беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей - 0,6-0,9% , на осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – 0,9%, привлеченных к общественным работам 2,4%, осужденных к ограничению свободы 2,2-2,9%.На 2004 год количество осужденных, состоящих на учете в УИИ ВКО, составляет 5190 человек, на 2005-4874 человек.
В соответствии с таблицей 1 основным показателем работы УИИ является процент выполнения финансового плана. Так, за 12 месяцев 2004 года поступило от осужденных к исправительным и общественным работам в доход государства 186тыс.тенге, в 2005-179,7 тыс. тенге. Среди находящихся на учете в УИИ УК УИС по ВКО ранее судимых составляет на 2004-2005 год 629-540 человек, осужденных за тяжкие преступления 366– 397 человек.
Таблица 2 содержит сведения о розыске осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания и о состоянии преступности среди осужденных, а также о проводимой воспитательной работе. Сведения по данной таблицы составляются инспектором уголовно-исполнительной инспекции на основании журналов учета осужденных, учетных и розыскных карточек, которые предусмотрены нормативными документами, а также по данным ЦПСиИ при прокуратуре ВКО.
Данные, приведенные в таблице 2, свидетельствуют о том, что огромное внимание уделяется воспитательно-профилактической работе с осужденными. Так, со всеми осужденными, состоящими на учете в инспекциях, проводятся индивидуальные беседы, разъясняются осужденным их права и обязанности, а также порядок и условия отбывания наказания. Помимо индивидуальной работы с осужденными уголовно-исполнительная инспекция уделяет большое внимание коллективным беседам, а также выступлению в средствах массовой информации.
На предприятиях и организациях, где трудоустроены, осужденные без лишения свободы регулярно проверяется состояние исполнения приговоров.
Таблица № 1
О численности
и движении осужденных к наказаниям,
не связанных с изоляцией от общества
за 12 месяцев 2004-2005 годов.
Код стр. | Всего | В том числе | ||||||||||||||||
Осужденные к лишению права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью | Привлечение к общественным работам | Осужденные к исправительным работам | Ограничение свободы | Условно осужденные | Осужденные с отсрочкой исполнения наказания в отношении беременных женщин и женщин имеющих малолетних детей | |||||||||||||
04 | 05 | 04 | 05 | 04 | 05 | 04 | 05 | 04 | 05 | 04 | 05 | 04 | 05 | |||||
Состояло на учете | 1 | 2767 | 2654 | 5 | 31 | 35 | 33 | 17 | 11 | 47 | 48 | 2639 | 2502 | 24 | 29 | |||
Поставлено на учет | 2 | 2423 | 2220 | 40 | 15 | 91 | 83 | 27 | 20 | 68 | 95 | 2187 | 1989 | 10 | 18 | |||
Прошло по учетам | 3 | 5190 | 4874 | 45 | 46 | 126 | 116 | 44 | 31 | 115 | 143 | 4826 | 4491 | 34 | 47 | |||
В.т.ч. | Женщин | 4 | 830 | 769 | 11 | 17 | 30 | 30 | 2 | 4 | 17 | 17 | 736 | 654 | 34 | 47 | ||
Несовершенно-летних | 5 | 227 | 286 | 3 | 5 | 3 | 9 | 221 | 272 | |||||||||
Ранее судимых | 6 | 629 | 540 | 1 | 1 | 5 | 5 | 1 | 16 | 8 | 604 | 522 | 3 | 3 | ||||
Осужденных за тяжкие прест-я | 7 | 366 | 397 | 364 | 393 | 2 | 4 | |||||||||||
Снято с учета | Всего | 8 | 2536 | 2073 | 14 | 26 | 93 | 85 | 33 | 16 | 67 | 58 | 2324 | 1880 | 5 | 8 | ||
По отбытию наказания | 9 | 1146 | 1370 | 12 | 24 | 81 | 69 | 8 | 10 | 14 | 25 | 1030 | 1239 | 1 | 3 | |||
В связи с УДО | 10 | 64 | 31 | 20 | 4 | 44 | 27 | |||||||||||
В
связи с досрочным |
11 | 1021 | 387 | 1021 | 387 | |||||||||||||
С повторным осуждением без изоляции от общества | 12 | |||||||||||||||||
В связи с направлением в места лишения свободы | 13 | 51 | 31 | 2 | 3 | 5 | 1 | 42 | 27 | 2 | ||||||||
из них | За преступления | 14 | 12 | 7 | 12 | 7 | ||||||||||||
В связи с заменой | 15 | 39 | 24 | 2 | 3 | 5 | 1 | 30 | 20 | 2 | ||||||||
В связи с амнистией | 16 | |||||||||||||||||
Переведено в другие инспекции | 17 | 194 | 161 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 5 | 186 | 150 | 2 | 3 | ||||
В связи со смертью | 18 | 34 | 54 | 1 | 2 | 32 | 53 | |||||||||||
По другим причинам | 19 | 26 | 39 | 9 | 11 | 4 | 2 | 13 | 24 | 2 | ||||||||
Состоит на конец отчетного периода | 20 | 2654 | 2801 | 31 | 20 | 33 | 31 | 11 | 15 | 48 | 85 | 2502 | 2611 | 29 | 39 | |||
В.т.ч. | Женщин | 21 | 444 | 488 | 8 | 7 | 10 | 9 | 1 | 1 | 5 | 10 | 391 | 422 | 29 | 39 | ||
Несовершенно-летних | 22 | 138 | 156 | 2 | 6 | 136 | 150 | |||||||||||
Всего
поступило денег в доход |
23 | 186,0 | 179,7 | 62 | 73,8 | 124 | 105,9 | |||||||||||
Осталось денег на счетах предприятий | 24 |