Злоупотребление должностными полнлмочиями, его отличие от превышения должностных полномочий

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:27, курсовая работа

Краткое описание

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления в условиях совершенствования деятельности госаппарата на протяжении многих лет являются предметом пристального внимания многих правоведов. Так, еще в 1892 г. Н.И. Коркунов писал, что преступления должностных лиц «больше чем правонарушения частных лиц подрывают авторитет закона, колеблют прочность юридического порядка, они более непосредственно отзываются на интересы своего государства. Вместе с тем полномочия власти, которыми наделены должностные лица, дают им возможность с большей легкостью совершать правонарушения, делают их более опасными, ставят частных лиц в более беззащитное в отношении к ним положение. Наконец, пользуясь своей властью, должностные лица могут совершать и такого рода правонарушения, которые совершенно невозможны для частных лиц».

Оглавление

Введение………………………………………………………………………стр.31.
Общие положения о злоупотреблении должностными полномочиями и их превышениистр.61
1 Понятие должностного преступления……………………………….......стр.6
1.2 Содержание и признаки должностных преступлений………...….........стр.9
1.3 Конкретные виды должностных преступлений………………….........стр.13
2. Борьба со злоупотреблением и превышением должностных
полномочий. ………………………………………………………………...стр.22
2.1 Факторы должностной преступности………………………………….стр.22
2.2 Антикоррупционные программы в РФ на 2007-2008 г……………… стр.26
2.3 Проблема борьбы с коррупцией………………………………………..стр.30
Заключение……………….…………………………………………………стр. 39
Библиография……………………………………………………………….стр. 40

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 51.67 Кб (Скачать)

 

в)лиц, выполняющих такие  же функции по специальному полномочию.

 

Раскрытие содержания названных  функций давалось в постановлении  Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. «О судебной практике по делам  о злоупотреблении властью или  служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» (действующем  до настоящего времени).[8]

 

Вторую категорию субъектов  составляют лица, занимающие государственные  должности РФ. Эти должности согласно ФЗ «О системе государственной службы РФ» устанавливаются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами для непосредственного использования  полномочий государственных органов.

 

Третью категорию субъектов  составляют лица, занимающие государственные  должности субъектов РФ, установленные  конституциями или уставами субъектов  РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

 

Четвертую категорию субъектов  преступлений, предусмотренных главой 30, составляют государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных  лиц.

 

Следует отметить, что некоторые  составы рассматриваемых преступлений, по сравнению с УК 1960 г., в новом  УК конструированы иначе. Так, состав получения  взятки включает в себя действие (бездействие), которые входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию). Такая  формулировка закона (ст. 290) не исключает  ответственность за получение взятки при использовании должностным  лицом авторитета занимаемой должности, своих служебных связей, влияния  и т.п. Ответственность за взяточничество в УК 1996 г. расширена, усилена и  дифференцирована.

 

Также отметим, что в  УК 1996 г.  введены новые составы  преступлений: Нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1),  нецелевое  расходование средств государственных  внебюджетных фондов (ст. 285.2), отказ  в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной Палате РФ (ст. 287), присвоение полномочий должностного лица (ст.288), незаконное участие в  предпринимательской деятельности (ст.289). Но исключена норма о посредничестве во взяточничестве. Признано, что оно  является разновидностью соучастия  в получении и даче взятки и  потому действия посредников следует  оценивать по правилам квалификации действий организатора, подстрекателя  или пособника.

 

Статья о нарушении  антимонопольного законодательства обоснованно  перенесена из главы о должностных  преступлениях по УК 1960 г. в гл.22 о  преступлениях в сфере экономической  деятельности УК 1996 г.

 

Далее мы рассмотрим конкретные виды (составы) преступлений против органов  власти, интересов государственной  службы и службы в органах местного самоуправления.

1.3 Конкретные виды должностных  преступлений

 

Начнем со ст.285 УК «Злоупотребление служебными полномочиями».Объективная  сторона данного преступления заключается  в использовании должностным  лицом своих служебных полномочий, причем в ущерб интересам службы, если это приводит к существенному  нарушению указанных в статье личных, имущественных и государственных  интересов. Здесь должно присутствовать три обязательных признака:

 

использование должностных  полномочий вопреки  интересам службы;

 

наступление общественно  опасного последствия в виде существенного  нарушения указанных в законе правоохраняемых интересов;

 

- причинная связь между  использованием служебного положения  и наступления одного или нескольких  последствий.

 

Введение в новом УК признака «использование служебных  полномочий» вместо признака «использование должностного положения» положило конец  многолетним спорам специалистов об узкой и широкой трактовке  понятия использования должностного положения. Закон однозначно решил  эти споры в пользу узкого понимания  данного признака.

 

Субъективная сторона  данного преступления характеризуется  умышленной виной.

 

В качестве обязательных субъективных признаков рассматриваемого преступления закон указывает корыстную или  иную личную заинтересованность.[9]

 

Квалифицированный вид злоупотребления  должностными полномочиями образует то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или  государственную должность субъекта РФ, а равно главой местного самоуправления (ч.2 ст.285 УК).

 

Особо квалифицированный  вид злоупотребления служебными полномочиями будет налицо, если деяния, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, повлекли тяжкие последствия (ч.3 ст.285 УК).

 

Типичными формами злоупотребления  служебными полномочиями практика признает обман ревизирующих и контролирующих органов, грубые нарушения финансовой дисциплины, сокрытие любых преступлений и, в первую очередь, хищение имущества, а также недостач товарно-материальных ценностей, неосновательное расходование имущества государственных организаций, учреждений и предприятий или  незаконную передачу его в пользование  коммерческих структур, извлечение имущественной  выгоды за счет государственной или  иной собственности и т.п.

 

Своеобразной формой использования  служебных полномочий является попустительство  конкретным преступлениям со стороны  должностного лица.

 

Тяжкие последствия являются категорией оценочной. Признание особо  квалифицируемого признака (ч.3 ст.285 УК) зависит от обстоятельств конкретного  уголовного дела и является вопросам факта. Вместе с тем применительно  к прежнему УК Пленум Верховного Суда СССР давал разъяснение этого  признака, относя к нему такие виды вреда, как крупные аварии, длительную остановку транспорта или производственного процесса, дезорганизацию работы учреждения, предприятия, срыв выполнения народно-хозяйственных заданий, нанесение государству материального ущерба в особо крупных размерах, причинение смерти или тяжких телесных повреждений хотя бы одному человеку и т.п.

 

Корыстное злоупотребление  служебными полномочиями следует отграничивать  от хищения чужого имущества, совершаемого путем растраты или присвоения с  использованием своего служебного положения (ч. 3 ст.160 УК РФ).

 

Превышение должностных  полномочий (ст.286) УК определяет как  совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его  полномочий и повлиявших на существенное нарушение прав и законных интересов  граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.

 

Для определения факта  выхода должностного лица за пределы  предоставленных ему полномочий следует выяснить ряд обстоятельств:

 

-какой именно правовой  акт регламентирует полномочия  данного лица;

 

-какие положения этого  акта конкретно были нарушены  и в чем это нарушение состояло 

 

Одним из необходимых условий  ответственности за превышение служебных  полномочий является наличие связи  между совершенными лицом действиями и его должностными обязанностями.

 

С субъективной стороны данное преступление может быть совершено  только умышленно.

 

Квалифицированным видом  превышения должностных полномочий закон считает совершение таких  действий лицом, занимающим государственную  должность РФ или государственную  должность субъекта РФ, а равно  главой органа местного самоуправления (ч.2 ст.286 УК).

 

Особо квалифицированным (ч.3 ст.286 УК) превышение служебных полномочий становится тогда, когда оно совершается:

 

1) с применением насилия  или с угрозой его применения;

 

2)  с применением оружия  или специальных средств;

 

3)  с причинением тяжких  последствий.

 

Субъективная сторона  квалифицированного и особо квалифицированного видов превышения служебных полномочий включает осознание виновным, помимо выхода за пределы своих полномочий, также и факта применения насилия  или угрозы либо оружия или спецсредств  и желание совершить превышение в одной из таких форм.

 

Статья 287 УК предусматривает  уголовную ответственность за отказ  в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ.

 

Предметом данного преступления являются документы или материалы, являющиеся официальной информацией. Это могут быть подлежащие предоставлению периодически или в установленные  сроки сведения о ходе выполнения постановлений и распоряжений Федерального Собрания, о состоянии экономики  в тех или иных регионах субъектов  РФ, данные бюджетно-финансового характера  и т.д., либо сведения по запросу Федерального Собрания или Счетной палаты, касающиеся отдельных вопросов или сфер экономической, социальной жизни, имеющие значение для всей РФ, ее субъектов или  отдельных регионов.

 

Объективная сторона рассматриваемого преступления заключается в неправомерном  отказе в предоставлении или уклонении  от предоставления информации, а также  в предоставлении неполной или ложной информации Совету Федерации, Государственной  Думе Федерального Собрания РФ или  Счетной палате РФ.

 

С субъективной стороны это  преступление предполагает лишь умышленную вину.

 

В этой статье законодатель также предусмотрел квалифицированный  и особо квалифицированный вид  преступления. Особо квалифицированный  вид имеет место тогда, когда  преступные действия сопряжены с  сокрытием правонарушений, совершенных  должностными лицами органов государственной  власти или если преступление совершено  группой лиц, а также в случае, повлекшем тяжкие последствия.

 

Объективная сторона статьи 288 УК «Присвоение полномочий должностного лица» складывается из двух элементов: присвоение полномочий должностного лица и совершение лицом, присвоившим  полномочия должностного лица, каких-либо действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов  граждан и организаций.

 

Закон не оговаривает форму  присвоения полномочий должностного лица. Очевидно, она может быть и словесной (виновный заявляет тому или тем, в  отношении кого он собирается действовать, что он является должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями). Возможно также и представление  фиктивного документа (приказа, распоряжения, удостоверения), составленного, добытого или подделанного самим виновным либо другими лицами.

 

Присвоение полномочий должностного лица означает, что виновный путем  обмана выдает себя за должностное  лицо и осуществляет его полномочия.

 

С субъективной стороны преступление характеризуется прямым или косвенным  умыслом.

 

Общественная опасность  незаконного участия в предпринимательской  деятельности (ст.289 УК) заключается  в том, что должностное лицо учредило организацию для занятия предпринимательской  деятельностью либо участвует в  управлении такой организацией лично  или через доверенное лицо вопреки  запрету, который установлен законом, только если его деяние связано с  предоставлением организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, льгот и преимуществ или с  покровительством в иной форме.

 

С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом.

 

Наиболее опасные виды преступлений, предусмотренные гл.30 – это получение взятки (ст.290 УК) и дача взятки (ст.291 УК).

 

Особая опасность получения  взятки определяется тем, что должностные  лица, используя свое служебное положение, по существу, превращают занимаемую должность  и вытекающие из нее возможности  в предмет купли-продажи.

 

Объективная сторона этого  преступления заключается в получении  должностным лицом незаконного  имущественного вознаграждения за совершение в пользу взяткодателя действий (или  бездействия) с использованием своего служебного положения.  

 

Необходимым признаком данного  преступления является его предмет  – взятка.

 

В постановлении Пленума  Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. по делам о взяточничестве разъяснялась суть выгод имущественного характера  как оказываемые виновному безвозмездно услуги, подлежащие оплате.

 

В наши дни появились новые  формы взяточничества, неизвестные  в советский период. Это – за приобретение в аренду или в собственность  помещений, офисов, квартир, земельных  участков, за перевод денежных средств  со счетов в наличные, за приватизацию предприятий, в частности в сфере  торговли и обслуживания населения. Изменились и формы дачи взятки. За совершение должностными лицами действий в пользу взяткодателей им открывают  счета в зарубежных банках, приобретают  на их имя или на имя близких  им людей недвижимость, организуют престижные выезды за рубеж и т.п.

 

Уголовный кодекс говорит  о получении взятки лично или  через посредника. Необходимо в этих случаях установить, что должностное  лицо воспринимает получаемую через  других лиц имущественную выгоду как взятку за совершение деяния с  использованием служебного положения  в пользу того, от кого получена взятка или кого представляет взяткодатель.

 

Субъективная сторона  преступления характеризуется виной  в виде прямого умысла.

 

Опасность получения взятки повышается за счет:

 

А)получения взятки за незаконные действия (бездействие) (ч.2 ст.290 УК);

 

Б)получение взятки лицом, занимающим государственную должность  РФ или государственную должность  субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления (ч.3 ст.290 УК).

 

Особо квалифицированные  виды получения взятки (ч.4 ст.290 УК):

 

А)получение взятки группой  лиц по предварительному сговору  или организованной группой;

 

Б)вымогательство взятки;

 

В)получение взятки в крупном  размере.

 

В отношении последнего пункта следует сказать, что согласно закону, крупным размером взятки следует  признавать сумму денег, стоимость  ценных бумаг, иного имущества или  выгод имущественного характера, превышающих  триста минимальных размеров оплаты труда, установленного законодательством  РФ на момент совершения преступления.

Информация о работе Злоупотребление должностными полнлмочиями, его отличие от превышения должностных полномочий