Злоупотребление должностными полномочиями

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 00:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей курсовой работы является – исследование конкретных видов должностных преступлений, главным образом превышения должностных полномочий и выявление проблемных аспектов на примерах из судебной практики. Объектом исследования являются общественные отношения, урегулированные нормами уголовного права по поводу превышения должностным лицом своих полномочий. Предметом исследования выступают задачи и принципы уголовного законодательства.
Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи:
1). Изучить общие положения о превышении должностными полномочиями;
2). Дать понятие должностного преступления;

Оглавление

Введение………………………………………………………………...…...стр. 2-3
Глава 1 Общие положения о превышении должностными полномочиями……………………………………………………….….....стр. 4-15
1.1. Понятие должностного преступления………………………………...стр. 4
1.2. Содержание и признаки должностных преступлений ……..................стр. 8
1.3. Конкретные виды должностных преступлений …………………….стр. 10
Глава 2 Борьба с превышением должностных полномочий…………стр. 16-27
2.1. Факторы должностной преступности…………………………...……...стр.16
2.2. Проблемы борьбы с коррупцией……………………………………….стр. 20
2.3. Судебная практика рассмотрения уголовных дел, связанных с превышением должностных полномочий…………………………………стр. 23
Заключение……………………………………………………………..…….стр. 28
Библиогнрафия………………

Файлы: 1 файл

Курсовая по уголовному праву.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 

Введение………………………………………………………………...…...стр. 2-3 

Глава 1 Общие положения о превышении должностными полномочиями……………………………………………………….….....стр. 4-15

1.1. Понятие должностного преступления………………………………...стр. 4

1.2. Содержание и признаки должностных преступлений ……..................стр. 8

1.3. Конкретные виды должностных преступлений …………………….стр. 10 

Глава 2 Борьба с превышением должностных полномочий…………стр. 16-27

2.1. Факторы должностной преступности…………………………...……...стр.16

2.2. Проблемы борьбы с коррупцией……………………………………….стр. 20

2.3. Судебная  практика рассмотрения уголовных  дел, связанных с превышением  должностных полномочий…………………………………стр. 23 

Заключение……………………………………………………………..…….стр. 28

Библиогнрафия…………………………………………..……………...……стр.29             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Актуальность темы исследования заключается в том, что преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления в условиях совершенствования деятельности госаппарата на протяжении многих лет являются предметом пристального внимания многих правоведов. Так, еще в 1892 году Н.И. Коркунов писал, что преступления должностных лиц «больше чем правонарушения частных лиц подрывают авторитет закона, колеблют прочность юридического порядка, они более непосредственно отзываются на интересы своего государства. Вместе с тем полномочия власти, которыми наделены должностные лица, дают им возможность с большей легкостью совершать правонарушения, делают их более опасными, ставят частных лиц в более беззащитное в отношении к ним положение. Наконец, пользуясь своей властью, должностные лица могут совершать и такого рода правонарушения, которые совершенно невозможны для частных лиц».

     Превышение  же должностных полномочий представляет собой один из самых распространенных и опасных его видов.

     Сложившаяся ситуация свидетельствует о своевременности  и целесообразности дальнейшего  изучения всего комплекса вопросов, связанных с законодательным  описанием и квалификацией злоупотребления  и превышения должностных полномочий.

      Цель  настоящей курсовой работы является – исследование конкретных видов должностных преступлений, главным образом превышения должностных полномочий и выявление проблемных аспектов на примерах из судебной практики. Объектом исследования являются общественные отношения, урегулированные нормами уголовного права по поводу превышения должностным лицом своих полномочий. Предметом исследования выступают задачи и принципы уголовного законодательства.

      Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи:

      1). Изучить общие положения о превышении должностными полномочиями;

      2). Дать понятие должностного преступления;

      3). Рассмотреть содержание и признаки  должностных преступлений;

      4). Дать характеристику конкретным видам должностных преступлений;

      5). Рассмотреть борьбу с превышением должностных полномочий;

      6). Выявить факторы должностной преступности и выявить проблемные аспекты на основе судебной практики рассмотрения уголовных дел, связанных с превышением должностных полномочий.

      Исследуемая проблема базируется на материалах, широко освещенных в отечественной и зарубежной литературе, которую можно разделить на три части: законодательные и нормативные акты; учебная литература, монографии, научные статьи отечественных авторов; информация в прессе, журналах, газетах.

     Структура курсовой работы представлена двумя главами, заключением, списком литературы. Глава первая посвящена общей характеристике положения о превышении должностными полномочиями. Во второй главе будут рассмотрены способы борьбы  с превышением должностных полномочий, будут выявлены проблемные аспекты на примерах из судебной практики. Курсовая работа содержит заключение, в котором будут сформулированы основные выводы по проведенному исследованию. Завершается курсовая работа списком библиографии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 1 Общие положения о превышении должностными полномочиями

      1.1. Понятие должностного преступления

      В соответствии с Конституцией Российской Федерации в нашей стране функционируют законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти, а также органы местного самоуправления. Эти органы реализуют публичную власть, то есть наделены правом принимать волевые решения, продиктованные общественными потребностями. Поскольку публичная власть функционирует в общественных целях, а ее решения общеобязательны, постольку конституции и законодательство каждого государства устанавливают определенные рамки, правила ее осуществления. В самом общем виде можно сказать, что основным требованием, предъявляемым к публичной власти, ее органам, является требование законности. Нарушение принципа законности в каком бы то ни было виде не только существенно затрудняет реализацию задач публичной власти, но и ставит под сомнение ее право предъявлять к гражданам обязательные для исполнения требования и следить за их правильным выполнением, подрывает ее авторитет. Отдельные нарушения нормального функционирования органов публичной власти обладают настолько высокой степенью общественной опасности, что борьба с ними невозможна без применения уголовной репрессии.

      Нормы главы 30 Уголовного кодекса Российской Федерации посвящены установлению преступности и наказуемости деяний, которые представляют собой нарушения нормальной деятельности публичной власти в целом и ее органов. Эти нарушения совершаются «изнутри», то есть самими субъектами властных полномочий, поэтому они обладают повышенной общественной опасностью.

      Как отмечает один из авторов: «…преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (должностные преступления) – это предусмотренные главой 30 Уголовного кодекса Российской Федерации общественно-опасные деяния, совершаемые вопреки интересам публичной службы с использованием занимаемого виновным служебного положения и причиняющие либо создающие непосредственную угрозу причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан и организаций, общества и государства».1

      Должность - простейшая ячейка аппарата, предназначенная для одного работника, определяющая его место и роль в административной службе. Должность есть юридическое описание социальной позиции лица, занимающего ее.

      Должность – это, прежде всего служебные обязанности, во исполнение которых должны производиться служебные действия.

      Определение понятия должностного лица необходимо, в частности, для решения вопроса о возможности привлечения к ответственности работников за служебные правонарушения или преступления, в зависимости от квалификации содеянного.

      Понятие «должностное лицо» многократно  используется в Конституции России. Так, в статье 41 Конституции Российской Федерации говорится об ответственности должностных лиц за сокрытие фактов, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. «Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.2

      К сожалению, единого понятия «должностное лицо» ни в федеральном законодательстве, ни в юридической науке нет, хотя используется оно и в конституционном, и в административном, ни в уголовном, и в других отраслях права.

      Определим, кого уголовное право считает должностным лицом. В статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации сказано: «должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, Государственных корпорациях, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

      Это понятие должностного лица не используется при применение норм административного, финансового, экологического права.

      Законодатель создал новое понятие: «лица, выполняющие управленческие функции». Во многих правовых актах понятие «должностное лицо» имеет более широкое толкование, чем в Уголовном кодексе российской Федерации.

      Исходя  из определения данного уголовным  правом, в качестве должностных лиц следует рассматривать должностных лиц, выполняющих управленческие функции в органах государственной власти. В соответствии со статье 1 федерального закона от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ, реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации утверждается Президентом.

      Государственная служба - профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Последствия  должностных преступлений состоят  в причинении существенного вреда государственным или общественным интересам или охраняемым законом правам и интересам граждан.

      В уголовном законе не содержится родового определения данной группы преступлений. Теоретически можно определить эту группу преступлений как общественно опасные деяния (действия или бездействие), которые совершаются представителями власти или должностными лицами благодаря занимаемому или служебному положению и вопреки интересам службы и причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственной службы или службы в органах местного самоуправления либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда.

      Говоря  о должностных преступлениях, довольно часто используется термин коррупция. Профессор С.В. Максимов, признанный эксперт в рассматриваемой сфере, определяет коррупцию как «…использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими (в том числе депутатами и судьями) либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе международных) своего статуса для незаконного получения имущества, прав на него, услуг или льгот (в том числе неимущественного характера) либо предоставление названным лицом такого имущества, прав на него, услуг или льгот (в том числе неимущественного характера)»1.

      Таким образом, понятие коррупции значительно шире понятия «должностного преступления», так как под коррупцией понимается некое социальное явление, своего рода система, где в качестве основного звена присутствует должностная преступность. При этом общественное сознание любое проявление должностной преступности чаще всего определяет как коррупцию, которая в последние годы приняла транснациональный характер.

      В целом можно констатировать, что  коррупционная преступность - это  целостная, относительно массовая совокупность преступлений, посягающих на авторитет и иные законные интересы государственной власти, государственной службы в органах местного самоуправления, в коммерческих и некоммерческих организациях, не являющимися органами государственной власти местного самоуправления, государственными организациями или учреждениями, выражающихся в незаконном получении благ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, либо в предоставлении данным лицам таких благ, а также совокупность самих этих лиц.

Информация о работе Злоупотребление должностными полномочиями