Злоупотребление должностными полномочиями

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 00:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей курсовой работы является – исследование конкретных видов должностных преступлений, главным образом превышения должностных полномочий и выявление проблемных аспектов на примерах из судебной практики. Объектом исследования являются общественные отношения, урегулированные нормами уголовного права по поводу превышения должностным лицом своих полномочий. Предметом исследования выступают задачи и принципы уголовного законодательства.
Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи:
1). Изучить общие положения о превышении должностными полномочиями;
2). Дать понятие должностного преступления;

Оглавление

Введение………………………………………………………………...…...стр. 2-3
Глава 1 Общие положения о превышении должностными полномочиями……………………………………………………….….....стр. 4-15
1.1. Понятие должностного преступления………………………………...стр. 4
1.2. Содержание и признаки должностных преступлений ……..................стр. 8
1.3. Конкретные виды должностных преступлений …………………….стр. 10
Глава 2 Борьба с превышением должностных полномочий…………стр. 16-27
2.1. Факторы должностной преступности…………………………...……...стр.16
2.2. Проблемы борьбы с коррупцией……………………………………….стр. 20
2.3. Судебная практика рассмотрения уголовных дел, связанных с превышением должностных полномочий…………………………………стр. 23
Заключение……………………………………………………………..…….стр. 28
Библиогнрафия………………

Файлы: 1 файл

Курсовая по уголовному праву.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

       1.2. Содержание и признаки должностных преступлений

       В соответствии с действующим ныне законодательством данную группу преступлений отличает то, что совершаются они  специальные субъектами (должностными лицами) с использованием служебных  полномочий.

       Родовой объект данных преступлений в обобщенном виде можно определить как совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятельность органов власти.

       Эти преступления посягают на функционирование и престиж органов государственной  службы, на интересы государственной службы и ее деятельность. «Под интересами государственной службы понимается объем обязанностей лица, вытекающий из соответствующих нормативных актов и трудовых договоров с государственными органами, органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями, деятельность которых не противоречит закону»1.

       Службой в системе органов местного самоуправления следует считать выполнение соответствующих  должностных и служебных функций.

       Непосредственным  объектом данной группы преступлений логично считать нормальную деятельность органов государственной власти или управления, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

       Дополнительным  объектом в некоторых преступлениях  являются общественные отношения, которые  могут не находиться в плоскости родового объекта (собственность, интересы личности). Обязательным признаком отдельных преступлений является их предмет: взятка (статьи 290-291 Уголовного кодекса Российской Федерации), документы (статья 292).

       Объективная сторона анализируемых преступлений состоит в различных формах преступного нарушения нормальной деятельности органов власти и управления.

       Субъективная  сторона всех преступлений, предусмотренных  гл.30 УК, характеризуется только умышленной виной (кроме халатности, являющейся неосторожным преступлением).

       Обязательным  признаком отдельных из них являются корыстная или иная личная заинтересованность (злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской  деятельности, служебный подлог) либо корыстный мотив (получение взятки).

       В первую категорию субъектов рассматриваемой  категории преступлений закон включает: лиц, осуществляющих функции представителя власти; лиц, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления и других указанных в законе структурах постоянно или временно; лиц, выполняющих такие же функции по специальному полномочию.

       Вторую  категорию субъектов составляют лица, занимающие государственные должности Российской Федерации. Эти должности согласно федеральному закону от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ для непосредственного использования полномочий государственных органов.

       Третью  категорию субъектов составляют лица, занимающие государственные должности субъектов Российской Федерации, установленные конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

       Четвертую категорию субъектов преступлений, предусмотренных главой 30, составляют государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц.

       Далее рассмотрим конкретные виды (составы) преступлений против органов власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. 

1.3. Конкретные виды должностных преступлений

     Статья  285 Уголовного кодекса Российской Федерации «Злоупотребление служебными полномочиями». Объективная сторона данного преступления заключается в использовании должностным лицом своих служебных полномочий, причем в ущерб интересам службы, если это приводит к существенному нарушению указанных в статье личных, имущественных и государственных интересов. Здесь должно присутствовать три обязательных признака:

     использование должностных полномочий вопреки  интересам службы;

     наступление общественно опасного последствия  в виде существенного нарушения  указанных в законе правоохраняемых  интересов;

     причинная связь между использованием служебного положения и наступления одного или нескольких последствий.

     Субъективная  сторона данного преступления характеризуется  умышленной виной.

     В качестве обязательных субъективных признаков  рассматриваемого преступления закон  указывает корыстную или иную личную заинтересованность. Квалифицированный вид злоупотребления должностными полномочиями образует то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой местного самоуправления (ч.2 ст.285 УК РФ).

     Особо квалифицированный вид злоупотребления служебными полномочиями будет налицо, если деяния, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, повлекли тяжкие последствия (ч. 3 ст.285 УК РФ).

     Типичными формами злоупотребления служебными полномочиями практика признает обман ревизирующих и контролирующих органов, грубые нарушения финансовой дисциплины, сокрытие любых преступлений и, в первую очередь, хищение имущества, а также недостач товарно-материальных ценностей, неосновательное расходование имущества государственных организаций, учреждений и предприятий или незаконную передачу его в пользование коммерческих структур, извлечение имущественной выгоды за счет государственной или иной собственности.

     Своеобразной  формой использования служебных  полномочий является попустительство конкретным преступлениям со стороны должностного лица.

     Корыстное злоупотребление служебными полномочиями следует отграничивать от хищения  чужого имущества, совершаемого путем  растраты или присвоения с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст.160 УК РФ).

     Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) определяет как совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлиявших на существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.

     Для определения факта выхода должностного лица за пределы предоставленных  ему полномочий следует выяснить ряд обстоятельств:

     какой именно правовой акт регламентирует полномочия данного лица;

     какие положения этого акта конкретно  были нарушены и в чем это нарушение  состояло

     Одним из необходимых условий ответственности  за превышение служебных полномочий является наличие связи между  совершенными лицом действиями и  его должностными обязанностями.

     С субъективной стороны данное преступление может быть совершено только умышленно.

     Квалифицированным видом превышения должностных полномочий закон считает совершение таких  действий лицом, занимающим государственную  должность РФ или государственную  должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления (ч.2 ст.286 УК РФ).

     Особо квалифицированным (ч.3 ст.286 УК РФ) превышение служебных полномочий становится тогда, когда оно совершается: с применением насилия или с угрозой его применения; с применением оружия или специальных средств; с причинением тяжких последствий.

     Субъективная  сторона квалифицированного и особо  квалифицированного видов превышения служебных полномочий включает осознание  виновным, помимо выхода за пределы  своих полномочий, также и факта применения насилия или угрозы либо оружия или спецсредств и желание совершить превышение в одной из таких форм.

     Статья 287 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ.

     Предметом данного преступления являются документы  или материалы, являющиеся официальной  информацией. Это могут быть подлежащие предоставлению периодически или в  установленные сроки сведения о  ходе выполнения постановлений и  распоряжений Федерального Собрания, о состоянии экономики в тех или иных регионах субъектов РФ, данные бюджетно-финансового характера, либо сведения по запросу Федерального Собрания или Счетной палаты, касающиеся отдельных вопросов или сфер экономической, социальной жизни, имеющие значение для всей РФ, ее субъектов или отдельных регионов.

     Объективная сторона рассматриваемого преступления заключается в неправомерном  отказе в предоставлении или уклонении  от предоставления информации, а также  в предоставлении неполной или ложной информации Совету Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания РФ или Счетной палате РФ.

     С субъективной стороны это преступление предполагает лишь умышленную вину.

     В этой статье законодатель также предусмотрел квалифицированный и особо квалифицированный вид преступления. Особо квалифицированный вид имеет место тогда, когда преступные действия сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти или если преступление совершено группой лиц, а также в случае, повлекшем тяжкие последствия.

     Объективная сторона статьи 288 УК РФ «Присвоение полномочий должностного лица» складывается из двух элементов: присвоение полномочий должностного лица и совершение лицом, присвоившим полномочия должностного лица, каких-либо действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций.

     Закон не оговаривает форму присвоения полномочий должностного лица. Очевидно, она может быть и словесной (виновный заявляет тому или тем, в отношении  кого он собирается действовать, что он является должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями). Возможно также и представление фиктивного документа (приказа, распоряжения, удостоверения), составленного, добытого или подделанного самим виновным либо другими лицами.

     Присвоение  полномочий должностного лица означает, что виновный путем обмана выдает себя за должностное лицо и осуществляет его полномочия.

     С субъективной стороны преступление характеризуется прямым или косвенным  умыслом.

     Общественная  опасность незаконного участия в предпринимательской деятельности (ст.289 УК  РФ) заключается в том, что должностное лицо учредило организацию для занятия предпринимательской деятельностью либо участвует в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, который установлен законом, только если его деяние связано с предоставлением организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме.

     С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом.

     Наиболее  опасные виды преступлений, предусмотренные главы 30 - это получение взятки (ст.290 УК РФ) и дача взятки (ст.291 УК РФ).

     Особая  опасность получения взятки определяется тем, что должностные лица, используя  свое служебное положение, по существу, превращают занимаемую должность и вытекающие из нее возможности в предмет купли-продажи.

     Объективная сторона этого преступления заключается  в получении должностным лицом  незаконного имущественного вознаграждения за совершение в пользу взяткодателя действий (или бездействия) с использованием своего служебного положения.

     Необходимым признаком данного преступления является его предмет - взятка.

     Уголовный кодекс говорит о получении взятки лично или через посредника. Необходимо в этих случаях установить, что должностное лицо воспринимает получаемую через других лиц имущественную выгоду как взятку за совершение деяния с использованием служебного положения в пользу того, от кого получена взятка или кого представляет взяткодатель.

Информация о работе Злоупотребление должностными полномочиями