Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями и их превышение

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 08:11, курсовая работа

Краткое описание

Известно, что уголовно-правовые нормы наполняются реальным содержанием в результате практики их применения. Это оказывает позитивное влияние на разрешение сложных ситуаций, возникающих при квалификации различных преступлений, особенно тех, составы которых находятся в органическом единстве. С такими сложностями нередко приходится сталкиваться правоприменителям при определении соотношения преступлений, предусмотренных ст. 285 и ст. 286 Уголовного Кодекса Российской Федерации

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Понятие и общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления 3
ГЛАВА 2. Конкретные виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. 7
2.1. Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК) 7
2.2. Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК) 11
ГЛАВА 3. Судебная практика, проблемы квалификации 15

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 64.34 Кб (Скачать)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. Понятие и общая  характеристика преступлений против государственной  власти, интересов  государственной  службы и службы в  органах местного самоуправления 3

ГЛАВА 2. Конкретные виды преступлений против государственной  власти, интересов  государственной  службы и службы в  органах местного самоуправления. 7

2.1. Злоупотребление  должностными полномочиями (ст. 285 УК) 7

2.2. Превышение должностных  полномочий (ст. 286 УК) 11

ГЛАВА 3. Судебная практика, проблемы квалификации 15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Известно, что уголовно-правовые нормы наполняются  реальным содержанием в результате практики их применения. Это оказывает  позитивное влияние на разрешение сложных  ситуаций, возникающих при квалификации различных преступлений, особенно тех, составы которых находятся в  органическом единстве. С такими сложностями  нередко приходится сталкиваться правоприменителям при определении соотношения преступлений, предусмотренных ст. 285 и ст. 286 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее УК).

     Нормы, предусматривающие ответственность за злоупотребление и превышение должностных полномочий, являются бланкетными, поэтому при квалификации преступлений следует всегда обращаться к правовым актам, чтобы определить, использовало ли лицо при злоупотреблении должностными полномочиями предоставленную ему компетенцию или вышло за ее пределы при превышении должностных полномочий.

     Само  по себе использование полномочий, даже приводящее к негативным последствиям, нельзя расценивать как злоупотребление  или превышение должностных полномочий - для этого необходимо установить, что деяние было совершено вопреки  законным интересам государственных  органов и органов местного самоуправления.

     Не  обращаясь к конкретным примерам квалификации таких деяний из судебной практики, порой бывает затруднительно разграничить их и дать им соответствующую  юридическую оценку. 

ГЛАВА 1. Понятие и общая  характеристика преступлений против государственной  власти, интересов  государственной  службы и службы в  органах местного самоуправления

     Нормы о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий помещены законодателем в раздел X  Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК) «Преступления против государственной власти» и представляют значительную опасность, учитывая субъект посягательства и то обстоятельство, что эти преступления совершаются как бы изнутри государственного аппарата.

     Преступления  против государственной службы и  службы в органах местного самоуправления – это виновные деяния, посягающие на правильную в соответствии с законом деятельность органов власти или органов местного самоуправления, совершаемые должностными лицами и иными служащими этих органов и нарушающие нормальное функционирование названных органов.

     Видовым объектом преступлений является нормальная, в соответствии с действующими нормативными актами, деятельность (работа) органов  государственной власти РФ (законодательной, исполнительной и судебной), субъектов  Федерации, а равно органов местного самоуправления. Деятельность указанных  органов заключается в руководстве, управлении, организации и контроле.

     Особенностью  преступлений данной группы является то, что посягательства на объект осуществляются специальным субъектом, не из вне, а изнутри самой системы государственной власти.

     С объективной стороны, большинство  преступлений может быть совершено  лишь путем активных действий. Путем  бездействия, т.е. невыполнения лицом  возложенных на него обязанностей могут  выполняться преступления, предусмотренные  статьями 285,287, 293 УК.

     Наступление определенных последствий являются обязательными признаками таких  преступлений, как злоупотребление  должностными полномочиями (ст. 285УК), превышение должностных полномочий (ст.286 УК).

     С субъективной стороны  преступления предполагают наличие только умышленной вины. Исключение составляет такое  преступление, как «Халатность», которое  совершается по неосторожности.1

     Некоторые преступления совершаются по определенному  мотиву, который является конструктивным признаком субъективной стороны. Например, корыстная или иная личная заинтересованность, является обязательным признаком субъективной стороны злоупотребления должностными полномочиями.

     Субъекты  деяний главы 30 УК "Преступления против интересов государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления", являются, как правило (за исключением  ст. 291 УК РФ - "Дача взятки"), специальными. В частности, субъектом злоупотребления  должностными полномочиями и субъектом превышения должностных полномочий может быть только должностное лицо.

     К должностным лицам относятся  две категории специальных субъектов: 1) постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции  представителей власти; 2) постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие  организационно-распорядительные или  административно-хозяйственные функции  в государственных органах, органах  местного самоуправления, государственных  и муниципальных учреждениях, а  также в Вооруженных Силах  РФ, других войсках и воинских формированиях  РФ.

     Выполнение  перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет  определенные функции, возложенные  на него законом (стажеры органов  милиции, прокуратуры и др.), нормативным  актом, приказом или распоряжением  вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или  должностным лицом. Такие функции  могут осуществляться в течение  определенного времени или единожды либо совмещаться с основной работой (народные и присяжные заседатели и др.).2

     Понятие "представитель власти" законодательно определено в примечании к ст. 318 УК. Отличительной особенностью данной категории должностных лиц является то, что они наделены распорядительными  полномочиями в отношении лиц, которые  не находятся от них в служебной  зависимости, то есть не подчинены им по службе.

     В соответствии с п. 2 Постановления  Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6 "к представителям власти следует  относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом  порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся  от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов РФ, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД РФ и ФСБ РФ, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями)".

     Как отмечалось выше, должностными являются также лица, которые постоянно, временно или по специальному полномочию выполняют  организационно-распорядительные или  административно-хозяйственные функции.

     К организационно-распорядительным относят  функции, которые включают в себя руководство коллективом, расстановку  и подбор кадров, организацию труда  или службы подчиненных, поддержание  дисциплины, применение мер поощрения  и наложение дисциплинарных взысканий  и т.п.

     К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а  также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

     Следует отметить, что примечание 1 к ст. 285 УК к числу должностных лиц  не относит руководителей государственных и муниципальных предприятий. В соответствии с примечанием 1 к ст. 201 УК они являются лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих организациях (независимо от формы собственности) и несут ответственность за совершаемые по службе преступления по статьям гл. 23 УК «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях».

     Не  являются должностными лица, которые  выполняют сугубо профессиональные или технические обязанности  в государственных и муниципальных  образованиях. Однако если наряду или в связи с осуществлением этих обязанностей на данных работников возложено исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, то в случае их нарушения они будут нести уголовную ответственность как должностные лица (например, врач - за злоупотребление полномочиями при выдаче листов нетрудоспособности или участии в работе ВТЭК по определению инвалидности, призывных комиссий; преподаватель - при выполнении обязанностей, возложенных на него как на члена экзаменационной или квалификационной комиссии, и т.д.).

ГЛАВА 2. Конкретные виды преступлений против государственной  власти, интересов  государственной  службы и службы в  органах местного самоуправления.

2.1. Злоупотребление  должностными полномочиями (ст. 285 УК)

     Одним из наиболее распространенных среди должностных преступлений, является злоупотребление должностными полномочиями. Данное деяние закон определяет как "использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства".

     Общественная  опасность злоупотребления должностными полномочиями состоит в том, что  в результате его совершения нарушается нормальная, регламентированная законом  деятельность аппарата законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления.

     Основным  непосредственным объектом преступления выступают общественные отношения, регулирующие нормальную работу государственного аппарата и аппарата местного самоуправления, как в целом, так и отдельных его звеньев.

     Представляется  неверной позиция авторов, полагающих, что родовой, видовой и непосредственный объекты рассматриваемого преступления совпадают и составляют один общий  объект - нормальную деятельность органов  государственного управления, государственной  службы и местного самоуправления3. При такой трактовке нарушается общепринятое положение о том, что указанные объекты (родовой, видовой, непосредственный) должны находиться в плоскости одних и тех же общественных отношений. 
Дополнительный объект составляют общественные отношения, охраняющие права и законные интересы граждан, организаций, общества и государства Отдельные авторы относят указанные общественные отношения к непосредственному объекту.4 Данная точка зрения является ошибочной, поскольку непосредственный объект всегда лежит в плоскости видового (содержание которого определяется общественными отношениями, отраженными в названии соответствующей главы Особенной части УК), следовательно, именно общественные отношения, регулирующие нормальную работу государственного аппарата и аппарата местного самоуправления, будут составлять содержание непосредственного объекта.

     Объективная сторона характеризуется тремя  обязательными признаками: 1) использование  должностным лицом своих служебных  полномочий вопреки интересам службы; 2) наступление в результате этого  общественно опасного последствия  в виде существенного нарушения  прав и законных интересов граждан  или организаций либо охраняемых законом интересов общества и  государства; 3) наличие причинной  связи между использованием должностным  лицом своих служебных полномочий и указанными вредными последствиями.

Информация о работе Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями и их превышение