Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:26, реферат
Проблема борьбы с коррупцией неизменно остается актуальной, поскольку человеческие слабости мало зависят от эпохи или места жительства людей. Не случайно первыми попытками подкупа считаются ритуалы жертвоприношения богам. Необходимо дать оценку, в какой ситуации находятся те, кто, неправомерно пользуясь своим положением, получает дары здесь, на грешной земле.
Введение
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика злоупотребления должностными полномочиями
1.1 Понятия должностного лица, как специального субъекта при злоупотреблении должностными полномочиями
1.2 Понятие должностных преступлений
1.3 Объективные и субъективные признаки злоупотребления должностными полномочиями
Глава 2. Актуальные вопросы квалификации злоупотребления должностными полномочиями
2.1 Проблемы квалификации корыстных мотивов в статье 285 УК РФ
2.2 Вопросы квалификации последствий при должностных злоупотреблениях
Глава 3. Отличие злоупотребления должностными полномочиями от сходных составов и проблемы их квалификации
3.1 Проблемы квалификации преступлений предусмотренных статьями 285 и 286 УК РФ
3.2 Отличие злоупотребления должностным положением от служебного подлога
Заключение
Библиография
Содержание
Введение
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика злоупотребления должностными полномочиями
1.1 Понятия должностного
лица, как специального субъекта
при злоупотреблении
1.2 Понятие должностных преступлений
1.3 Объективные и
субъективные признаки
Глава 2. Актуальные вопросы квалификации злоупотребления должностными полномочиями
2.1 Проблемы квалификации корыстных мотивов в статье 285 УК РФ
2.2 Вопросы квалификации последствий при должностных злоупотреблениях
Глава 3. Отличие злоупотребления должностными полномочиями от сходных составов и проблемы их квалификации
3.1 Проблемы квалификации
преступлений предусмотренных
3.2 Отличие злоупотребления
должностным положением от
Заключение
Библиография
Введение
Проблема борьбы
с коррупцией неизменно остается
актуальной, поскольку человеческие
слабости мало зависят от эпохи или
места жительства людей. Не случайно
первыми попытками подкупа
Кстати, по российской
Конституции права потерпевших
от злоупотреблений властью
Дело в том, что правоохранительные структуры России противодействуют коррупции на основе действующего законодательства, которое пока далеко от совершенства. Народная мудрость донесла до наших времен меткое сравнение: «Закон, что дышло: куда повернул, туда и вышло». Сохраняя верность этой печальной традиции, отечественные законы формулируются так, что могут быть истолкованы произвольно, а в такой ситуации вряд ли стоит ждать положительных результатов от работы наших спецслужб. К разрешению проблемы надо подходить комплексно, т.е. одновременно бороться с последствиями (раскрытие и расследование коррупционных преступлений, а также принятие мер по возмещению причиненного ими ущерба) и устранять причины этого уродливого явления [2.18.С.19].
В связи с этим
хотелось бы в очередной раз напомнить,
что правоохранительная деятельность
– не единственный элемент в системе
мер противодействия
Для более чёткого
и детального рассмотрения этого
вопроса разберём ст. 285 Уголовного
кодекса РФ, предусматривающую
Целью исследования
является определение роли и качества
норм Уголовного кодекса РФ в борьбе
с различными проявлениями должностных
преступлений в российском государстве,
места среди этих норм статьи предусмотренной
для противодействия
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика злоупотребления должностными полномочиями
1.1 Понятия должностного лица, как специального субъекта при злоупотреблении должностными полномочиями
Субъектом подавляющего
большинства рассматриваемых преступлений
может быть только должностное лицо, законодательное
определение которого содержится в примечании
1 к ст. 285 УК РФ. В соответствии с ним должностным
признается лицо, которое постоянно, временно
или по специальному полномочию осуществляет
в государственных органах, органах местного
самоуправления, государственных и муниципальных
учреждениях либо в Вооруженных Силах
РФ, других войсках и воинских формированиях
РФ одну их трех функций: 1) представителя
власти; 2) организационно-
Постоянное выполнение
названных функций означает, что они возложены
на лицо в силу занимаемой им должности. Временное
Осуществление лицом функций представителя власти служит безусловным признаком должностного лица: никто кроме должностных лиц этих функций не выполняет. В соответствии с примечанием к ст. 318 УК РФ представителем власти является должностное лицо правоохранительных, контролирующих или иных органов, которое в установленном законом порядке наделено распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Таким образом, отличительным признаком представителя власти служит наличие у него властных полномочий - права в пределах своей компетенции давать обязательные для исполнения указания и распоряжения неопределенно широкому кругу лиц, не находящихся в служебном подчинении у данного лица, и привлекать к юридической ответственности за неисполнение отданных распоряжений [1.2.Ст.318]. В п. 2 постановления от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что к представителям власти относятся члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутаты законодательных органов субъектов РФ, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, федеральные и мировые судьи, оперативный состав органов прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД и ФСБ и т. п. [3.25.С.5].
Что же касается
лиц, осуществляющих организационно-
В литературе
принято выделять работников государственных
и муниципальных учреждений и
организаций, обладающих двойным статусом. При выполнении сугубо
профессиональных обязанностей (прием,
консультирование, лечение больных врачом;
чтение лекций, ведение практических занятий,
научное руководство написанием курсовой
или дипломной работы педагогом) такие
лица не являются должностными. Но если
те же лица осуществляют организационно-
Формулируя
определение рассматриваемой
Таким образом, преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления можно определить как предусмотренные главой 30 УК РФ общественно опасные деяния, посягающие на нормальное функционирование аппарата публичной власти: органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственной и муниципальной службы, совершаемые должностными лицами в связи с их служебным положением, а в случаях, предусмотренных нормами этой главы УК РФ, – государственными и муниципальными служащими, не являющимися должностными лицами, либо иными субъектами.
1.2 Понятие должностных преступлений
должностной преступление злоупотребление полномочия
Опасность поражения органов публичной власти и других звеньев государственного механизма коррупцией, мздоимством, протекционизмом и другими подобными пороками ставила и ставит на первый план во всех странах задачу уголовно-правовой борьбы с этими явлениями. Особенно остро эта задача стоит в нашей стране, которая по уровню коррупции занимает одно из первых мест в мире [2.10.С.5.]. Абсолютное число преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления неуклонно растет.
Действующий УК РФ
относит рассматриваемую группу
преступлений к преступлениям против
государственной власти, включив
их в раздел X наряду с посягательствами
на основы конституционного строя и
безопасности государства, а также
с посягательствами на нормальное функционирование
судебной власти и управленческую деятельность
исполнительной власти. Следует отметить,
что название раздела X УК РФ не в
полной мере соответствует его содержанию,
поскольку его нормами
Видовой объект преступлений
против государственной власти, интересов
государственной службы и службы
в органах местного самоуправления
можно определить как совокупность
общественных отношений по осуществлению
нормальной (т. е. соответствующей закону)
деятельности аппарата публичной власти:
органов государственной
В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственную власть в России осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и суды РФ [1.1.Ст.11]. Для обеспечения полномочий государственных органов существует специальный институт государственной службы, под которой понимается профессиональная деятельность государственных чиновников, исполняющих обязанности государственной службы (федеральной или субъектов РФ) в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [1.6.Ст.48], за денежное вознаграждение из средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.
Согласно Конституции Российской Федерации местное самоуправление не входит в систему государственной власти и осуществляется в пределах своих полномочий самостоятельно [1.1.Ст.12]. Для обеспечения этих полномочий создается специальный управленческий аппарат профессиональных муниципальных служащих, деятельность которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02 марта 2007 г. «О муниципальной службу в Российской Федерации» [1.5.Ст.27] и оплачивается из средств местного бюджета.
Таким образом,
видовой объект рассматриваемой
группы преступлений состоит из трех
элементов: 1) публичная власть, включающая
все ветви государственной
Отличительными признаками преступлений, предусмотренных главой 30 УК РФ, являются следующие.
Во-первых,
все они совершаются в связи с осуществлением
должностными лицами их полномочий либо с
исполнением служебной деятельности иными
государственными и муниципальными служащими, т.
е. с использованием или
Во-вторых, они совершаются вопреки интересам службы, т. е. в ущерб интересам нормального функционирования аппарата публичной власти, государственной или муниципальной службы.
В-третьих, они влекут существенное нарушение прав или законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства либо создают реальную угрозу такого нарушения.
В-четвертых, они совершаются специальным субъектом, за исключением ст. 291 УК РФ, ответственность по которой могут нести любые лица.
1.3 Объективные
и субъективные признаки
Наряду с основным непосредственным объектом, в качестве которого, как во всяком преступлении рассматриваемой группы, может выступать любой из элементов видового объекта (в зависимости оттого, в какой сфере совершено преступление), злоупотребление должностными полномочиями посягает на конкретные права и законные интересы граждан или организаций, составляющие дополнительный либо факультативный объект должностного злоупотребления.
С объективной стороны
это преступление заключается в
использовании должностным
Информация о работе Злоупотребление должностными полномочиями