Злоупотребление должностными полномочиями

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:26, реферат

Краткое описание

Проблема борьбы с коррупцией неизменно остается актуальной, поскольку человеческие слабости мало зависят от эпохи или места жительства людей. Не случайно первыми попытками подкупа считаются ритуалы жертвоприношения богам. Необходимо дать оценку, в какой ситуации находятся те, кто, неправомерно пользуясь своим положением, получает дары здесь, на грешной земле.

Оглавление

Введение
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика злоупотребления должностными полномочиями
1.1 Понятия должностного лица, как специального субъекта при злоупотреблении должностными полномочиями
1.2 Понятие должностных преступлений
1.3 Объективные и субъективные признаки злоупотребления должностными полномочиями
Глава 2. Актуальные вопросы квалификации злоупотребления должностными полномочиями
2.1 Проблемы квалификации корыстных мотивов в статье 285 УК РФ
2.2 Вопросы квалификации последствий при должностных злоупотреблениях
Глава 3. Отличие злоупотребления должностными полномочиями от сходных составов и проблемы их квалификации
3.1 Проблемы квалификации преступлений предусмотренных статьями 285 и 286 УК РФ
3.2 Отличие злоупотребления должностным положением от служебного подлога
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Реферат по ДС.docx

— 52.83 Кб (Скачать)

Злоупотребление должностными полномочиями посягает на государственную  власть, интересы государственной и  муниципальной службы. При этом конструкция  ч. 1 ст. 285 УК РФ свидетельствует о том, что уголовный закон защищает не собственно власть и службу, а гарантированные государством и деятельностью чиновников интересы субъектов правоотношений.

Согласно разъяснениям высшей судебной инстанции, существенность нарушения законных интересов граждан, организаций или государства  должна быть обоснована не только с  точки зрения качества попранных  прав. Его последствия должны быть оценены количественно. В частности, Верховный Суд РФ в одном из своих решений указал: «Признавая К. виновным в злоупотреблении служебными полномочиями, суд установил, что  в результате ненадлежащего производства и нарушения сроков следствия  по уголовным делам причинен существенный вред охраняемым законом интересам  граждан, организаций и государства. Однако эта формулировка является общей, в чем конкретно выразился  ущерб, причиненный гражданам и  организациям, и кому он причинен, не разъяснили ни органы предварительного следствия, ни суд.

Далее, признавая  установленным, что К. не принял мер  к возмещению материального ущерба причиненного 28 гражданам, 15 организациям и предприятиям по 22 уголовным делам  суд также не отметил в приговоре, каким конкретно гражданам и  организациям, в каком размере  не возмещен материальный ущерб, и не привел в приговоре обоснования  существенности причиненного им вреда. При таких обстоятельствах приговор признан незаконным и необоснованным» [2.14.С.9].

При уголовно-правовой оценке поведения виновного как  злоупотребления должностными полномочиями нельзя ограничиваться только указанием  на существенность нарушения правоохраняемых интересов. Вывод о том, что права и интересы потерпевших были действительно нарушены существенным образом, должен быть обоснован. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 06 февраля 2007 г. № 7 «О судебном приговоре» отмечается: «Признавая подсудимого виновным в совершении преступления по признакам, относящимся к оценочным категориям... суд не должен ограничиваться ссылкой на соответствующий признак, а обязан привести в описательно-мотивировочной части приговора обстоятельства, послужившие основанием для вывода о наличии в содеянном указанного признака» [3.21.С.14].

Используемое в  ч. 1 ст. 285 УК РФ указание на существенность нарушения законных прав и интересов личности общества и государства характеризует данное деяние и способ его совершения. Это создает предпосылки для применения сравнительного метода толкования. Нужно соотносить обстоятельства совершенного конкретного злоупотребления должностными полномочиями со специальными нормами, предусматривающими ответственность за посягательства должностных лиц. Криминализация описанных в них нарушений долга службы неопровержимо свидетельствует о признании их законодателем существенными.

При проведении занятия  с прокурорскими работниками  автору был задан вопрос о наличии  состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ, в действиях директора образовательного учреждения. Он сдавал в аренду своей супруге помещение, которое находилось в его оперативном управлении. Следствие установило, что арендная плата была явно занижена, в результате чего бюджет Омской области в течение двух лет недополучил 200 тыс. руб. Участники дискуссии высказали точку зрения, в соответствии с которой ущерб в 200 тыс. руб. для бюджета субъекта Федерации не может быть признан существенным.

Если хищение  и уклонение от уплаты налогов  посягают только на собственность и  экономическую деятельность, то опасность  злоупотребления должностными полномочиями состоит, прежде всего, в предательстве  публичного интереса, подрыве экономической  основы государственного управления. Ущерб даже в несколько миллионов рублей не приведет к проблемам формирования бюджета Омской области, а для Российской Федерации недоимка в размере 100 тыс. руб. тем более не будет ощутимой. Между тем важно видеть не только первичное последствие преступного поведения. Необходимо учитывать, что «преступление как единичное социальное явление в сочетании с другими преступлениями таит в себе угрозу качественного изменения условий существования общества» [2.14.С.11].

В обвинительном  заключении и приговоре суда существенность злоупотребления должна быть обоснованна  коротко и емко. В одном из постановлений  Конституционного Суда РФ отмечается: «...Оценка степени определенности содержащихся в законе понятий должна осуществляться, исходя не только из самого текста закона, используемых формулировок... но и из их места в системе нормативных  предписаний». Возвращаясь к делу директора образовательного учреждения, можно констатировать, что он нарушил  интересы государства в сфере  управления недвижимостью, находящейся  в собственности субъекта Федерации, причинив тем самым ущерб бюджету  в сумме 200 тыс. руб. По смыслу закона с учетом способа посягательства данное нарушение интересов государства  является существенным.

Таким образом, при  квалификации преступлений по ст. 285 УК РФ нельзя забывать о самостоятельной  ценности государства как концентрированном  интересе всех и каждого. Обосновывая  уголовную противоправность злоупотребления, следует исходить из того, что посягательство на публичный интерес всегда выражается в нарушении конкретных прав вполне определённых субъектов общественных отношений. Нарушение должно получить в приговоре качественную и, если это возможно, количественную оценку. Важно подчеркнуть связь между  полномочиями виновного должностного лица и нарушенными правами потерпевших. Если совершить кражу может каждый, то злоупотребить полномочиями только тот, кому они вверены. Вред от преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ, настолько  идентифицируется с его исполнителем, что уголовное дело по факту соответствующего посягательства, совершенного неизвестным, вообще не может быть возбуждено [3.24.С.23]. Это обстоятельство, наряду с признанием злонамеренного использования виновным предоставленных ему полномочий и нарушения прав потерпевших в качестве единого акта, позволяет при определении «существенности» злоупотребления ведущую роль отвести сравнительному методу толкования.

 

Глава 3. Отличие злоупотребления должностными полномочиями от сходных составов и  проблемы их квалификации

 

3.1 Проблемы  квалификации преступлений предусмотренных  статьями

285 и 286 УК РФ

 

Известно, что уголовно-правовые нормы наполняются реальным содержанием  в результате практики их применения. Это оказывает позитивное влияние  на разрешение сложных ситуаций, возникающих  при квалификации различных преступлений, особенно тех, составы которых находятся  в органическом единстве. С такими сложностями нередко приходится сталкиваться правоприменителям при определении соотношения преступлений, предусмотренных ст. 285 и 286 УК РФ. Не обращаясь к конкретным примерам квалификации таких деяний из судебной практики, порой бывает затруднительно разграничить их и дать им соответствующую юридическую оценку.

Для того чтобы признать преступление должностным, одного статуса  субъекта недостаточно. Виновный должен тем или иным образом использовать именно имеющиеся у него должностные  полномочия, а, например, не обязанности  опекуна, которые носят гражданско-правовой характер. Так, спорным является решение  районного суда, который признал  директора дома-интерната для  умственно-отсталых детей М. виновным в злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ). Выступая в  качестве опекуна проживающих в  доме-интернате детей, М. без предварительного согласия органов опеки и попечительства заключил договор о продаже квартиры одного из воспитанников по цене, значительно  ниже рыночной, своему зятю [2.15.С.19]. В приговоре суд неоднократно указывал на то, что М, является должностным лицом, наделенным opганизационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями. Вполне очевидно, что эти полномочия М. заключаются в руководстве сотрудниками интерната и управлении его имуществом, а также бюджетными средствами, которые поступают на счет данного социального учреждения. В свою очередь анализ норм Гражданского и Семейного кодексов Российской Федерации, регламентирующих институт опеки и попечительства, свидетельствует о том, что права и обязанности опекунов (попечителей) ничего общего с полномочиями должностных лиц не имеют [1.3.Ст.150]. Поэтому представляется, что в исследуемом примере М. завладел квартирой воспитанника путем мошенничества с использованием служебного положения.

Целесообразно как  злоупотребление должностными полномочиями рассматривать не только очевидное  нарушение должностным лицом  нормативных актов, регламентирующих его деятельность, но и злоупотребление  правом, т. е. совершение действий, противоречащих его смыслу и содержанию.

Необходимым условием ответственности за превышение должностных  полномочий является связь между  совершенными лицом действиями и  его обязанностями по службе. В  противном случае любое преступление, совершенное должностным лицом, следовало бы рассматривать как  превышение этих полномочий. Статья 286 УК РФ была исключена судом из обвинения милиционера батальона патрульно-постовой службы милиции З. В свободное от службы время знакомый попросил осужденного оказать воздействие на лиц, употребляющих наркотики и притесняющих его. З. произвел личный досмотр потерпевших, осмотрел их тела с целью обнаружения следов от уколов, а затем беспричинно избил. Суд отметил, что, совершая преступление, «... З. не находился при исполнении служебных обязанностей, его действия не были связаны с отправлением властных полномочий, он руководствовался личными хулиганскими мотивами, применил к К. насилие, чем грубо нарушил общественный порядок» [2.15.С.22].

Хорошо иллюстрирует коренное различие между злоупотреблением должностными полномочиями и их превышением, а также тонкую грань между  превышением и неслужебными преступлениями следующий пример из практики Верховного Суда РФ. Следователь З. избрал С., обвиняемому  в незаконном хранении наркотиков, меру пресечения в виде подписки о  невыезде. При возвращении принадлежащих  ему 368 руб., осознавая, что он действует  вопреки интересам службы и, используя  предоставленные ему законом  должностные полномочия, из корыстной  заинтересованности, взял у Сергеева деньги в сумме 50 (пятьдесят) рублей одной купюрой для личных нужд. Верховный Суд Республики Бурятия квалифицировал действия следователя по ч. 1 ст. 285 УК РФ, пояснив, что «... деяние причинило существенный вред интересам общества и государства в виде подрыва авторитета правоохранительных органов в лице государства» [3.23.С.6]. При этом в приговоре обосновывалось злоупотребление служебным положением, а не полномочиями. Президиум Верховного Суда РФ в части, касающейся осуждения следователя по ч. 1 ст. 285 УК РФ, производство по делу прекратил, отметив, что подрыв авторитета органов власти сам по себе не является существенным вредом и не свидетельствует о наличии в действиях З. данного состава преступления.

В приведенном примере  следователь использовал не полномочия, а должностное положение. Кроме  того, в действиях З. присутствуют все признаки грабежа. (ст. 161 УК РФ) [3.22.С.5]. Открытое изъятие имущества у С. описанным выше способом стало возможно благодаря должностному положению следователя и было связано с выполнением им своих служебных обязанностей. Поэтому правильно будет считать, что следователь в данной ситуации явно вышел за пределы предоставленных ему полномочий, что выразилось в совершении грабежа.

При отграничении преступлений, предусмотренных в ст. 285 и 286 УК РФ, следует исходить из закрепленного  в Кодексе механизма причинения должностным лицом вреда интересам  власти и службы. Его осмысление позволяет констатировать, что различия кроются в направлении эксплуатации должностным лицом своего особого  статуса. При совершении преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ, виновный использует один из трех видов должностных  полномочий, а при превышении –  служебное положение.

Таким образом, должностное  злоупотребление – это действия или бездействие, которые входят в служебные полномочия виновного  и представляют собой управленческое либо распорядительное решение. Подобное поведение изменяет правоотношения, существующие в сфере компетенции  должностного лица, т. е. создает юридические  последствия для других. Возможность  негативным образом воздействовать на данные правоотношения при совершении преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ, достигается тщательной маскировкой  преступником своего общественно опасного поведения, попытками легализации  решений, противоречащих интересам  службы [2.17.С.302].

Существенная черта  злоупотребления должностными полномочиями и специальных его видов –  это объективная невозможность  совершения данных посягательств общим  субъектом, т. е. не должностным лицом. Нельзя использовать служебные полномочия, не имея таковых.

Напротив, при превышении полномочий виновный действует явно противоправно. Такое поведение  не может иметь иного (помимо уголовно-правового) юридического значения. Оно не может  так, как злоупотребление, порождать (пусть даже «ущербных») правоотношений в сфере компетенции чиновника, предоставлять кому-то права и  освобождать от обязанностей. Единственное правовое последствие превышения –  это возникновение оснований  для привлечения виновного к  уголовной ответственности.

Совершая преступление, предусмотренное ст. 286 УК РФ, должностное  лицо использует не правомочия, а соответствующее  им служебное положение. Посягательство на соответствующий объект уголовно-правовой охраны становится возможным и облегчается  благодаря особому статусу субъекта, наличию форменной одежды, служебного удостоверения, оружия, специальных  средств и т.д. Должностное положение  виновного дискредитирует власть, значительно  повышает общественную опасность посягательства.

 

3.2 Отличие  злоупотребления должностным положением  от служебного подлога

 

Специфическая особенность  преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ, состоит в порождаемых им юридических последствиях. Злоупотребление  должностными полномочиями и специальные  его виды представляют собой по сути злоупотребление правом. Именно в способности изменять правоотношения и заключается существо должностных полномочий, их предназначение. На первый взгляд подобная ситуация складывается и при совершении преступления, предусмотренного ст. 292 УК РФ. Верховный Суд РФ разъяснил, что предметом служебного подлога являются лишь официальные документы, т.е. такие, которые удостоверяют события или факты, имеющие юридическое значение и влекущие соответствующие юридические последствия, либо предоставляют права, возлагают обязанности или освобождают от них. Между тем отсутствие «фиксируемых» фактов в действительности или их неверная интерпретация делают документ юридически ничтожным. Ложный, фальшивый документ не в состоянии изменить правоотношения. Например, не становится собственником имущества лицо, его похитившее, невозможно приобрести самому или предоставитьдругому какие-либо права, составив подложный документ [2.12.С.267].

Информация о работе Злоупотребление должностными полномочиями