Злоупотребление должностными полномочиями

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 19:02, курсовая работа

Краткое описание

Одной из гарантий успешного функционирования государства и гражданского общества является надлежащее создание условий эффективной деятельности государственного аппарата власти и органов управления, а также органов местного самоуправления. Это особенно важно в период коренной перестройки всех важнейших сфер жизни общества, построения демократического правового государства, развития стабильной и сильной экономики, обеспечения социальной защищенности граждан и вообще в целом укрепления Российского государства. Результативность этой деятельности напрямую зависит от безупречной и четкой работы органов государственной власти, органов местного самоуправления, ее должностных лиц. В связи с этим особенно опасны и нетерпимы преступления, совершаемые самими работниками органов власти и управления. Их действия не только дезорганизуют функционирование того или иного управленческого звена, но и подрывают авторитет государственной власти в глазах общества, порождают у населения недоверие к ней.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1. Основной состав……………………………………………………..4
Злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и о превышении должностных полномочий (статья 286 УК РФ)………….4
Объективная сторона и объект……………………………………………14
Субъективная сторона и субъект………………………………………….21
Глава 2. Квалифицированный состав и особо квалифицированный состав..27
Заключение………………………………………………………………………36
Список используемой литературы…………………………………………….37

Файлы: 1 файл

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ.docx

— 89.17 Кб (Скачать)

Введение……………………………………………………………………….2

Глава 1. Основной состав……………………………………………………..4

    1. Злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и о превышении должностных полномочий (статья 286 УК РФ)………….4
    2. Объективная сторона и объект……………………………………………14
    3. Субъективная сторона и субъект………………………………………….21

Глава 2. Квалифицированный состав и особо квалифицированный состав..27

Заключение………………………………………………………………………36

Список  используемой литературы…………………………………………….37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Данный  вопрос темы освещен в главе 30 Уголовного кодекса Российской Федерации. Преступления против государственной власти, интересов  государственной службы и службы в органах местного самоуправления. В данном случае ст. 285 и 286 УК РФ.

    Одной из гарантий успешного функционирования государства и гражданского общества является надлежащее создание условий  эффективной деятельности государственного аппарата власти и органов управления, а также органов местного самоуправления. Это особенно важно в период коренной перестройки всех важнейших сфер жизни общества, построения демократического правового государства, развития стабильной и сильной экономики, обеспечения  социальной защищенности граждан и  вообще в целом укрепления Российского  государства. Результативность этой деятельности напрямую зависит от безупречной  и четкой работы органов государственной  власти, органов местного самоуправления, ее должностных лиц. В связи с  этим особенно опасны и нетерпимы  преступления, совершаемые самими работниками  органов власти и управления. Их действия не только дезорганизуют функционирование того или иного управленческого  звена, но и подрывают авторитет  государственной власти в глазах общества, порождают у населения  недоверие к ней.

    В структуре экономической преступности в стране за 1999 г. преступления против государственной власти, интересов  государственной службы и службы в органах местного самоуправления составляют примерно, 10,7%, а число  совершенных преступлений за последние  годы по России свидетельствует о  стабильном их увеличении по сравнению  с общим ростом преступности1.

    Прежде  всего, преступления, предусмотренные гл. 30 УК, отличаются от иных преступных посягательств специальными признаками:

    а) они совершаются специальными субъектами (должностными лицами) государственных  органов или органов местного самоуправления; исключение составляет лишь ст. 291 УК (дача взятки), где субъект - общий. В большинстве составов преступлений, включенных в данную главу, таким специальным субъектом является только должностное лицо (ст. 285, 286, 287, 289, 290, 293). В то же время в примечании 4 к ст. 285 УК сказано, что в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями, ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления несут государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц. Таких случаев два: присвоение полномочий должностного лица (ст. 288) и служебный подлог (ст. 292). За служебный подлог несут ответственность и должностные лица;

    б) совершение общественно опасных  деяний возможно лишь благодаря занимаемому  служебному положению или с использованием своих служебных полномочий;

    в) общественно опасные деяния посягают на нормальную деятельность органов  государственной власти и управления, а также органов местного самоуправления, либо содержат реальную угрозу такого нарушения.

    Таким образом, рассматриваемую группу преступлений можно определить как общественно  опасные деяния (действия или бездействие), которые совершаются представителями  власти, должностными лицами и иными  государственными служащими, не являющимися  должностными лицами, благодаря занимаемому  ими служебному положению и вопреки  интересам службы и причиняют  существенный вред нормальной деятельности органов государственной власти, интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда. 
 

Глава 1. Основной состав

    1. Злоупотребление должностными полномочиями

    Злоупотребление должностными полномочиями – предусмотренные  против интересов государственной (муниципальной) службы; предусмотренное ст. 285 УК РФ, заключается в исполнении должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства2.

    Превышение  должностных полномочий – преступление против интересов государственной (муниципальной) службы, предусмотренное ст. 286 УК РФ, заключающееся в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства3.

    Так же определение о злоупотреблении  и о превышении должностными полномочиями, дается нам Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. N 19. Где сказано, что, лица, злоупотребляющие должностными полномочиями либо превышающие свои должностные полномочия, посягают на регламентированную нормативными правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, в результате чего существенно нарушаются права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества и государства4.

    Рассматривая  понятие и основной состав, надо рассмотреть юридическую природу превышения и злоупотребления должностными полномочиями. Исследование проблем квалификации преступлений, совершаемых путем превышения должностных полномочий мы считаем уместным, начать с рассмотрения ряда теоретических вопросов - о юридической природе полномочий, о понятии, видах и формах превышения, о соотношении категорий превышение и злоупотребление правом и полномочиями. Ответы на эти вопросы, по моему мнению, должны способствовать уяснению логики законодательных решений и выявлению «слабых» мест и противоречий в существующих законодательных конструкциях, преодоление которых, в свою очередь, должно привести к точной и безошибочной квалификации анализируемой категории преступлений5.

    На  наш взгляд, в современной правовой науке анализу такой категории, как «полномочие» уделяется недостаточно внимания. Специалисты в области уголовного права, как правило, рассматривают указанный термин только в ходе анализа признаков конкретных составов преступлений во взаимосвязи с общественно опасным деянием, не вычленяя его в качестве самостоятельного объекта исследования. Подобная практика нам представляется не вполне эффективной, так как именно данное понятие является основополагающим для всей системы служебных и должностных преступлений, определяя и набор уголовно-наказуемых деяний, и содержательную специфику составов.

    Для более детального анализа этого  понятия вначале необходимо дать определение, что же собой представляют полномочия вообще. При этом надо отметить тот факт, что определение полномочий в различных отраслях права неодинаково.

    В самом общем виде полномочие определяется как «официально предоставленное  кому-либо право какой-нибудь деятельности». Данное определение уже позволяет  сделать вывод о том, что полномочие это не право вообще, а официально предоставленное право.

    В социальных науках полномочие определяется как «признанное в установленном  порядке право социального субъекта влиять на поведение людей и деятельность других институтов с помощью использования  легитимных средств воздействия. Полномочия реализуются на практике как совокупность допустимых действий, установленных  законами, традициями и другими формами  регламентации»6.

    В общей теории права полномочие как  «право влияния на поведение людей  и деятельность других институтов с  помощью использования легитимных средств воздействия» признается имманентным  признаком государственного органа (должностного лица). Это связано  с тем, что все государственные  органы или должностные лица наделяется соответствующими полномочиями для  выполнения возложенных на государство  функций. Полномочия способствуют выполнению поставленных перед государственными органами задач. Для государственных  органов и должностных лиц  они выступают неотъемлемой частью их правового статуса, т. к. «правовой  статус определяет место конкретного  субъекта, отражая совокупность прав и обязанностей, выступающего в конкретном качестве»7. Здесь необходимо отметить, что неотъемлемой частью правового статуса любого физического или юридического лица как субъектов правоотношений является комплекс их прав и обязанностей, закрепленных нормами права. Таким образом, полномочия являются той же частью правового статуса органов государства и должностных лиц, что и права и обязанности для правового статуса физических и юридических лиц.

    Таким образом, мы видим, что в вышеперечисленных  определениях полномочие представляет собой какое-либо право. Более того, как указано, это право не только основывается на законе, но и реализуется  в порядке, предусмотренном законом. Следовательно, формально можно  определить полномочие как какое-либо легитимное право (в данном случае это  не просто законное право, а право, основанное и реализуемое на основании и  во исполнение закона) на осуществление  какой-либо деятельности8.

    Здесь необходимо указать, что полномочиям  присуща сфера управленческих (вертикальных) правоотношений. Исходя из логики уголовного закона, можно выделить два вида полномочий:

  • реализуемые в сфере преимущественно частных отношений (ответственность за неправомерное использование которых устанавливается, преимущественно, нормами главы 23 УК РФ);
  • реализуемые в сфере публичных отношений - должностные полномочия (случаи их нецелевого и неправомерного использования охватываются нормами главы 30 УК РФ).

    Выше  указывалось, что полномочие - это  разновидность субъективного права: оно в данном случае не предполагает несения бремени каких-либо обязанностей. Но необходимо отметить тот факт, что  имманентным признаком государственного органа либо должностного лица является не просто полномочие, а должностное (служебные) полномочие, понятие которых  имеет несколько другое значение. Это связано с тем, что понятие  служебных прав условно: в отношении невластных субъектов - это права (задержание, привлечение к уголовной ответственности, и т. п.), но с позиции системы обязанностей (тоже задержание, привлечение к уголовной ответственности) - его служебные обязанности9. «Должность - это, прежде всего, служебные обязанности, во исполнение которых должны производиться служебные действия, то есть действия в интересах того, кто ее учредил, для достижения служебных целей. Служебные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать служащему необходимые условия для выполнения обязанностей». Данное положение наиболее отчетливо проявляется в административно-правовых и уголовно-правовых отношениях, где «субъективное право государственных органов и должностных лиц может накладывать обязанность не только на противостоящую сторону, но и имеет свойство перерастания в обязанность для самого носителя». Таким образом, спецификой полномочий является то, что право государственного органа либо должностного лица одновременно является и его обязанностью. В связи с этим наиболее полно отражающим содержание должностных полномочий является определение их как «строго очерченного перечня прав и обязанностей, а также способов их реализации, предоставленных должностному лицу»10.

Информация о работе Злоупотребление должностными полномочиями