Злоупотребление должностными полномочиями

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 19:02, курсовая работа

Краткое описание

Одной из гарантий успешного функционирования государства и гражданского общества является надлежащее создание условий эффективной деятельности государственного аппарата власти и органов управления, а также органов местного самоуправления. Это особенно важно в период коренной перестройки всех важнейших сфер жизни общества, построения демократического правового государства, развития стабильной и сильной экономики, обеспечения социальной защищенности граждан и вообще в целом укрепления Российского государства. Результативность этой деятельности напрямую зависит от безупречной и четкой работы органов государственной власти, органов местного самоуправления, ее должностных лиц. В связи с этим особенно опасны и нетерпимы преступления, совершаемые самими работниками органов власти и управления. Их действия не только дезорганизуют функционирование того или иного управленческого звена, но и подрывают авторитет государственной власти в глазах общества, порождают у населения недоверие к ней.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1. Основной состав……………………………………………………..4
Злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и о превышении должностных полномочий (статья 286 УК РФ)………….4
Объективная сторона и объект……………………………………………14
Субъективная сторона и субъект………………………………………….21
Глава 2. Квалифицированный состав и особо квалифицированный состав..27
Заключение………………………………………………………………………36
Список используемой литературы…………………………………………….37

Файлы: 1 файл

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ.docx

— 89.17 Кб (Скачать)
">     Определение родового объекта должностных преступлений в юридической литературе носит  дискуссионный характер. Родовым  объектом должностных преступлений выступают общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование государственной власти в Российской Федерации.

     Определение родового объекта20 преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы местного самоуправления имеет важное теоретическое и практическое значение, так как нормы об ответственности за служебные преступления объединены в двух разных разделах. Таким образом, именно на уровне родового объекта необходимо отграничивать преступления, предусмотренные гл. 30, от преступлений, предусмотренных гл. 23 УК РФ, что имеет большое практическое значение для квалификации должностных преступлений.

     Видовой объект преступления в литературе определяется как интересы, на которые посягают преступления, нормы об ответственности за совершение которых располагаются в пределах одной главы и служат теоретической основой последующего легального выделения родового объекта и соответствуют отдельной подгруппе однородных преступлений, в рамках одной и той же главы УК.

     Видовой объект, занимая подчиненное положение  относительно родового и главенствующее по отношению к непосредственному, охватывает систему однородных и взаимосвязанных общественных отношений, которым преступлением причиняется либо существует реальная угроза причинения вреда.

    Общественно  опасными  указанные  действия (бездействие)  признаются  ввиду  того, что, несмотря на формальную их правомерность, по существу они совершаются вопреки интересам  службы;  имеющиеся  у  должностного  лица  полномочия  используются  им совсем  не  в  тех  целях,  для  которых это лицо ими наделено. Конкретными формами злоупотребления должностным положением являются: нарушения  финансовой дисциплины; сокрытие правонарушений; необоснованное проведение (или непроведение) проверок  и  ревизий;  извлечение  имущественной  выгоды  за  счет  государственного  или муниципального имущества или за счет публичной деятельности иных (подчиненных) лиц без  обращения  имущества  в  свою  пользу (например,  использование  военачальником солдат  на  строительстве  загородного  дома,  использование  служебного  транспорта  в личных целях) и т.п.

    Например,  П.,  работая  начальником  управления  по  сбору  страховых  взносов  департамента  пенсионной  службы  и  используя  свое  служебное  положение, необоснованно,  из  корыстных побуждений выделял  вексельные кредиты коммерческим структурам21. По другому делу Калининградским областным судом К. был осужден по ч. 1  ст. 285 УК  и  по  п. «б»  ч. 4  ст. 290 УК  РФ. Он  был признан виновным  в том,  что, работая старшим  инспектором таможенного поста, из корыстной заинтересованности злоупотреблял  своими  должностными полномочиями  и неоднократно  получал  взятки. В ходе  досмотра  автомашин  он  выявлял  недостоверное  декларирование  валюты, перемещаемой  через  таможенную  границу РФ,  и  за  взятки  не  реагировал  на  нарушения таможенных  правил,  т.е.  не  составлял  соответствующие  протоколы,  не  изымал  валюту, являющуюся предметом нарушения таможенных правил, и др.22

    Содержание  второго  признака  объективной  стороны  злоупотребления должностными  полномочиями -  общественно  опасных  последствий  должно  быть установлено  с  учетом  данных  в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР  от 30 марта 1990  г. N 4  разъяснений.  Следует,  правда,  иметь  в  виду,  что  действующее законодательство,  в  отличие  от  ст. 170  УК  РСФСР 1960  г.,  описывает  последствия рассматриваемого преступления как «существенное нарушение» охраняемых интересов, а не как «существенный  вред»  этим  интересам23.  Существенное  нарушение прав  и законных  интересов  граждан  или организаций либо  охраняемых законом  интересов общества или государства наиболее часто может  выражаться в причинении такого материального вреда, когда государственным и иным публичным организациям причиняется имущественный ущерб в виде прямых убытков либо упущенной выгоды24.

    Вместе  с  тем  общественно  опасные  последствия  должностного злоупотребления  могут иметь и нематериальную природу и быть выражены: в нарушении конституционных прав и  свобод  граждан,  в подрыве авторитета  органов  власти, государственных и муниципальных  учреждений,  в  создании  помех  и  сбоев  в  их  работе,  в  нарушении общественного порядка, в сокрытии крупных хищений и других тяжких преступлений и т.п.  Решение  вопроса  о том,  является  ли  нарушение существенным,  зависит  от  всей совокупности  установленных  по  делу  фактических  обстоятельств  и  во  многом -  от усмотрения  правоприменителя (следственных  органов  и  суда).  Судебная  практика25

исходит  из  того,  что  при  этом  необходимо  учитывать  следующие факторы:  степень отрицательного  влияния  противоправного  деяния  на  нормальную  работу  конкретного звена  властного  публичного  аппарата, характер  и  размер  причиненного  материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда26.

    Третьим признаком объективной стороны  данного преступления является причинная связь между фактом использования должностных полномочий вопреки интересам службы и  наступившим  существенным  нарушением правоохраняемых интересов. Состав преступления сконструирован  по  типу  материального,  поэтому  оно  окончено  в  момент наступления указанных в законе последствий27.

    Действия (бездействия) должностного лица, злоупотребившего служебными полномочиями, должны находиться в причинной связи с причинением  указанных последствий.

    Состав  данного преступления сконструирован как материальный, поэтому оконченным преступлением следует считать  с момента наступления общественно  опасных последствий28.

    Объектом  посягательства всех этих преступлений является нормальная работа государственного аппарата и аппарата местного самоуправления, интересы государственной службы. Под интересами государственной и муниципальной службы следует понимать безупречное и точное исполнение должностным лицом положений Конституции РФ, конституций и уставов субъектов РФ, уставов муниципальных органов в надлежащей, соответствующей предписаниям и требованиям законов, деятельности по обеспечению полномочий государственных и муниципальных органов. К этим интересам относится четкое, полное и своевременное выполнение задач публичного управления, стоящих перед каждым государственным или муниципальным органом. Кроме того, при совершении данных деяний в качестве дополнительного или факультативного объекта могут пострадать права и законные интересы граждан, организаций, законные интересы общества и государства29. 
 
 

    1. Субъективная  сторона и субъект

    Понятие должностного лица содержится в примечании 1 к ст. 285 УК РФ и разъясняется в  постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»30. Оно дается также в Кодексе РФ об административных правонарушениях в примечании к ст. 2.431. В уголовном праве должностными признаются лица, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти либо выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в соответствующих государственных и местных органах власти и учреждениях.

    Субъектами  названных преступлений являются лица, уполномоченные на выполнение государственных  функций, в том числе и государственные  служащие, а также лица, приравненные к ним.

    Для констатации статуса должностного лица необходимо установить: место, где  оно исполняет свои функции; его  функции; способ их осуществления32.

    Говоря  о злоупотреблении должностными полномочиями, следует отметить, кто  же является должностным лицом, т.е. рассматриваем субъективную сторону  злоупотребления должностными полномочиями. Данное определение дается нам в  ст. 285 УК РФ примечания. В данном случае, законодатель предлагает нам четыре вида должностных лица, которые будут  нести уголовную ответственность.

    Во-первых, должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

    Во-вторых, под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

    В-третьих, под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

    В-четвертых, государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями33.

    В современных исследованиях круг тех, кого следует считать должностными лицами и число признаков, их характеризующих, значительно расширились. Так, Ю. Н. Старилов34 называет восемь признаков должностного лица. По его мнению, должностное лицо - это гражданин Российской Федерации, который занимает должность в государственных органах и (или) органах местного самоуправления, в государственных и муниципальных учреждениях и т.д.; реализует властные полномочия; представляет государство и муниципальные образования; имеет, как и все государственные и муниципальные служащие, права, обязанности, ограничения и запреты по службе; может применять меры принуждения; реализует полномочия по наложению дисциплинарных взысканий; может издавать административные акты; осуществляет контрольно-надзорные полномочия; может быть субъектом повышенной юридической ответственности35.

     При анализе перечисленных признаков  напрашивается вывод о том, что  многие из них присущи всем категориям государственных служащих, они слабо  связаны между собой и неясно, обладает должностное лицо всей совокупностью  этих признаков или их частью. Очевидно также, что множественность признаков  существенно расширяет границы понятия «должностное лицо».

    Некоторые авторы, обращая внимание на необходимость  полного и объемного толкования используемых в уголовном законодательстве терминов, отмечают, что данное определение  трудно признать удачным, ибо такие  признаки должностного лица, как «представитель власти», «административно-хозяйственные обязанности», «организационно-распорядительная деятельность», посредством которых раскрывается исследуемое понятие, сами требуют толкования. При определении должностного лица, по мнению Ю. Н. Старилова, целесообразнее было бы использовать такие научные категории, как функции, права, обязанности, полномочия, компетенция, ограничения, запреты, ответственность. Функции должностных лиц определяют то, чем занимаются эти служащие. Полномочия устанавливают объем реализации определенных функций, а также то, какими методами гарантируется выполнение функций должностного лица. Компетенция - это пределы ведения должностных лиц в конкретном государственном органе, то есть, как правило, характеристика не самого должностного лица, а должности, которую он занимает.

     К представителям власти относятся работники  государственных органов, наделенные правом в пределах своей компетенции  предъявлять требования, а также  принимать решения, обязательные для  исполнения гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности (депутаты, руководящие  работники местной администрации, судьи, прокуроры, следователи, сотрудники милиции, государственные инспекторы и контролеры и др.).

     Организационно-распорядительные обязанности связаны с функциями  по осуществлению руководства трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников (подбор и расстановка кадров, планирование работы, организация труда подчиненных, поддержание трудовой дисциплины и  т.п.). Такие функции, в частности, осуществляют руководители министерств, государственных комитетов, ведомств, их структурных подразделений и  т.д.

     Под  административно-хозяйственными обязанностями  понимаются полномочия по управлению или распоряжению государственным, кооперативным или общественным имуществом: установление порядка его  хранения, переработки, реализации, обеспечения  контроля за этими операциями и т.д. Такими полномочиями в том или  ином виде и объеме могут обладать начальники хозяйственных, тыловых, финансовых и других подобных подразделений  и их заместители, ведомственные  ревизоры и контролеры и т.д.

Информация о работе Злоупотребление должностными полномочиями