Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:27, курсовая работа
Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления в условиях совершенствования деятельности госаппарата на протяжении многих лет являются предметом пристального внимания многих правоведов. Так, еще в 1892 г. Н.И. Коркунов писал, что преступления должностных лиц «больше чем правонарушения частных лиц подрывают авторитет закона, колеблют прочность юридического порядка, они более непосредственно отзываются на интересы своего государства. Вместе с тем полномочия власти, которыми наделены должностные лица, дают им возможность с большей легкостью совершать правонарушения, делают их более опасными, ставят частных лиц в более беззащитное в отношении к ним положение. Наконец, пользуясь своей властью, должностные лица могут совершать и такого рода правонарушения, которые совершенно невозможны для частных лиц».
Введение………………………………………………………………………стр.31.
Общие положения о злоупотреблении должностными полномочиями и их превышениистр.61
1 Понятие должностного преступления……………………………….......стр.6
1.2 Содержание и признаки должностных преступлений………...….........стр.9
1.3 Конкретные виды должностных преступлений………………….........стр.13
2. Борьба со злоупотреблением и превышением должностных
полномочий. ………………………………………………………………...стр.22
2.1 Факторы должностной преступности………………………………….стр.22
2.2 Антикоррупционные программы в РФ на 2007-2008 г……………… стр.26
2.3 Проблема борьбы с коррупцией………………………………………..стр.30
Заключение……………….…………………………………………………стр. 39
Библиография……………………………………………………………….стр. 40
Обязательным элементом субъективной стороны состава ст.285 УК РФ является наличие мотива преступления - корыстной или иной личной заинтересованности.
Корыстная заинтересованность может быть выражена в стремлении субъекта либо получить блага материального характера, либо избавиться от материальных затрат (например, от необходимости вернуть что-либо), т.е. лицо, злоупотребляя должностными полномочиями, стремится к достижению какой-либо имущественной выгоды (не обязательно в свою пользу).
Иная личная заинтересованность в качестве мотива злоупотребления должностными полномочиями может быть выражена в желании субъекта извлечь из своих действий выгоду неимущественного характера: расположить к себе начальство, продвинуться по служебной лестнице, оказать услугу друзьям или родственникам и т.д.
Предположим, должностное
лицо умышленно содействует кому-
Совокупность преступлений
будет и в том случае, когда
должностное лицо, злоупотребляя
служебным положением, в целях
незаконного использования
Если нельзя доказать наличие
у должностного лица корыстной или
иной личной заинтересованности при
совершении действий, повлекших существенное
нарушение чужих прав и интересов,
картина меняется. Виновный будет
отвечать в таком случае только за
те последствия, которые причинило
превышение им полномочий или иное
злоупотребление ими (например, неправомерный
отказ в регистрации
Рассматриваемая норма (как, впрочем, и другие, предусматривающие ответственность за должностные злоупотребления), казалось бы, не должна вызывать особых затруднений в процессе квалификации. Однако в действительности применение уголовного закона в этой части, мягко говоря, малоэффективно. Практика показывает, что, как ни странно, проблемы возникают, когда встает вопрос о том, является ли корыстолюбец субъектом рассматриваемого преступления.
Субъект злоупотребления должностными полномочиями относится к специальным, т.е. наделенным специфическими признаками. Норма ст.285 УК РФ (как и большинства входящих в главу 30 УК РФ составов) предполагает, что субъектом описываемого преступления может быть только должностное лицо. Это человек, занимающий особое положение по отношению к другим гражданам. Понятие должностного лица раскрывается в примечании 1 к ст.285 УК РФ. Необходимо обратить внимание на то, что часто используемое выражение "является должностным лицом" не совсем верно: должностными лицами в уголовно-правовом смысле не "являются", а "признаются".
Законодатель в примечании 1 к ст.285 УК РФ, а также Пленум Верховного Суда РФ (постановление N 6 от 10 февраля 2000 г.) постарались определить признаки должностного лица, однако предложенные формулировки не совсем понятны. Для упрощения применения закона в каждом конкретном случае на основе указанного примечания можно составить следующую схему.
Должностными признаются лица, которые одновременно характеризуются хотя бы одним признаком из каждой группы.
1. Лица:
а) осуществляющие функции представителя власти;
б) выполняющие организационно-
в) выполняющие административно-
2. Перечисленные функции выполняются:
а) в государственных органах;
б) в органах местного самоуправления;
в) в государственных учреждениях;
г) в муниципальных учреждениях;
д) в Вооруженных Силах РФ;
е) в других войсках и воинских формированиях РФ.
3. Функции могут выполняться:
а) постоянно;
б) временно;
в) по специальному полномочию.
Толкование терминов, использованных
в перечисленных группах
В дополнение к сказанному следует напомнить, что отнесение субъекта к числу должностных лиц возможно лишь на основании конкретных документов, определяющих его компетенцию. "Практике известны случаи выполнения должностных функций не уполномоченными на то служащими, в результате чего причиняется вред правоохраняемым интересам других лиц. Иногда государственные служащие или служащие органов местного самоуправления осуществляют правомочия должностных лиц, не разработанные или не оформленные надлежащим образом. Общественная опасность их деятельности не вызывает сомнений, но отвечать за должностные преступления названные лица не могут, так как нет полномочий данного должностного лица и нет регламентированной в соответствующем документе должностной компетенции"[22].
Заключение
Принятие нового Уголовного
кодекса сразу же породило значительные
сложности для
Но стоит отметить, что с 1996 года содержание УК значительно изменилось, это касается и главы 30 УК. Появились такие нормы как «Нецелевое расходование бюджетных средств» (ст. 285.1) и «Нецелевое расходование государственных внебюджетных фондов» (ст. 285.2). Эти нормы появились недавно, и их появление говорит о том, что наше правительство обращает внимание на реальное положение коррупции в стране.
Многие авторы говорят о том, что ст. 285 слишком конкретизирована и позволяет уклониться от уголовной ответственности лицам, совершившим данное преступление. Я считаю, что это не так. УК содержит множество смежных составов, например, ч. 3 ст.159, ч.3 ст.160, ст. 286. Мне кажется, что этих норм достаточно, для качественного выявления коррупции и иных должностных преступлений.
В законодательстве субъектов
федерации также издаются нормы,
которые помогают уменьшить число
должностных преступлений. Например,
в нашем субъекте недавно принято
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства
Можно сделать вывод, что проблема злоупотребления и превышения должностных преступлений решается. Конечно, не все нормы права действуют на 100 процентов и злоупотребление властью – это проблема, которую невозможно искоренить совсем. Нашему государству необходимо действовать в выбранном направлении, ужесточать контроль за деятельностью должностных лиц, совершенствовать законодательство по данному вопросу, увеличивать заработную плату и т.д.
Библиография
Нормативные акты:
1. Конституция РФ от 12.12.93. – М.: Юристъ, 1998.
2. Уголовный кодекс РФ по состоянию от 14.02.2008 № 11-ФЗ
3. Уголовный кодекс
РСФСР: с постатейными
4. Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1(ред. от 02.10.2007)"О МИЛИЦИИ»
5. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
от 12.08.1995 N 144-ФЗ(ред. от 24.07.2007)"ОБ
ОПЕРАТИВНО- РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"(
6. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 01.12.2007)"О
СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
7. УКАЗ Президента
РФ от 08.06.2004 N 727(ред. от 06.12.2007)"ОБ
УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ
8. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
от 03.04.1995 N 40-ФЗ(ред. от 04.12.2007)"О
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ
9. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства
Тюменской области от 11.02.2008 N 42-п
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
10. Приказ Федеральной
антимонопольной службы от 25 апреля
2007 г. N 124 «Об утверждении
11. Приказ Министерства
образования и науки РФ от 21
мая 2007 г. N 141 “Об утверждении
Программы противодействия
12. Проект ФЗ «Основы законодательства об антикоррупционной политике // www. legislature. ru.
Литература
1. Авдеев С.В. Злоупотребления
должностными полномочиями
2. Бахрах Д.Н. Административное
право России: Учебник.-М.:НОРМА-ИНФРА-М,
3. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. N 8. С.12.
4. Волженкин Б.В. Служебные преступления. М., 2000.
5. Кравец Ю. Ответственность
за преступления против
6. Криминология. Учебник для вузов. /Под общей ред. Малкова В. Д. — М.,2007.
7. Криминология. Учебник
для юридических вузов./Под
8. Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность. - М.: ЮрИнфоР, 2000.
9. Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. — М., 1990.
10. Плехова О.А.
Существенный вред как
11. Российская газета. 2006. 10 мая.
12. Словарь русских пословиц и поговорок. М., 1991.
13. Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. А. И. Рарога. М., 2006.
14. Умаров М.
Н. Коррупция: основы
15. Учебный комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. Жалинского А. Э. - . М.: Изд-во Эксмо, 2007 г.
16. Хабибуллин А. Г. Коррупция как угроза национальной безопасности: методология, проблемы и пути их решения// Журнал российского права", 2007, N 2.
17. Шнитенков А.В.
Корыстная заинтересованность
[1] Российская газета. 2006. 10 мая.
[2] См.: Проект ФЗ «Основы
законодательства об
[3] См.: Указ Президента
РФ от 4.04.92 г. № 361 «О борьбе
с коррупцией в системе
[4] Бахрах Д.Н. Административное
право России: Учебник.-М.:НОРМА-ИНФРА-М,
[5] Максимов С.В. Коррупция.Закон.
[6]Там же, с.42-43.
[7]Криминология. Учебник для юридических вузов. /Под общей ред. Долговой А.И. — М.,2007.
[8] Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. А. И. Рарога. М., 2006.
[9] Хабибуллин А. Г. Коррупция
как угроза национальной
[10] Умаров М. Н. Коррупция:
основы противодействия//
[11] Учебный комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. Жалинского А. Э. - . М.: Изд-во Эксмо, 2007г
[12] Приказ Федеральной антимонопольной службы от 25 апреля 2007 г. N 124
«Об утверждении
[13] Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 мая 2007 г. N 141
“Об утверждении Программы
противодействия коррупции в
сфере деятельности
[14] ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Тюменской области от 11.02.2008 N 42-п
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ
("Тюменские известия", N 30, 20.02.2008,
"Тюменская область сегодня", N 32, 22.02.2008)
[15] Словарь русских пословиц и поговорок. М., 1991. С.123.
[16] Волженкин Б.В. Служебные преступления. М., 2000. С.142.
[17] См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. N 8. С.12.
[18] Учебный комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. Жалинского А. Э. - . М.: Изд-во Эксмо, 2007г.
[19] Волженкин Б. В. Указ. соч. С.143.
[20] Шнитенков А.В. Корыстная
заинтересованность при
[21] Учебный комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. Жалинского А. Э. - . М.: Изд-во Эксмо, 2007г.
[22] Хабибуллин А. Г. Коррупция
как угроза национальной