Злоупотребление властью или служебными полномочиями

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

в работе изучены структурные элементы злоупотребления властью или служебными полномочиями и предложены пути решения в предотвращении данного типа правонарушений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 5
1. ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ВЛАСТЬЮ ИЛИ СЛУЖЕБНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ. 7
1.1. Объект злоупотребления властью или служебными полномочиями. 7
1.2. Объективная сторона злоупотребления властью или служебными полномочиями. 9
2. СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ВЛАСТЬЮ ИЛИ СЛУЖЕБНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ. 20
2.1. Субъект злоупотребления властью или служебными полномочиями. 20
2.2. Субъективная сторона злоупотребления властью или служебными полномочиями. 21
3. ОТЛИЧИЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ВЛАСТЬЮ ИЛИ СЛУЖЕБНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ ОТ ПРЕВЫШЕНИЯ ВЛАСТИ ИЛИ СЛУЖЕБНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ. 25
3.1. Отличие злоупотребления властью или служебными полномочиями от превышения власти или служебных полномочий по признакам. 25
3.2. Назначение наказания. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 214.00 Кб (Скачать)

Оглавление 
 

 

      ВВЕДЕНИЕ.

     Согласно  Уголовному Кодексу Республики Беларусь злоупотреблением властью или служебными полномочиями признается умышленное вопреки интересам службы совершение должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности действий с использованием своих служебных полномочий, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам.

     Злоупотребление властью или служебными полномочиями приводит к нарушению законных прав и интересов рядовых граждан, а также может повлечь причинение огромного имущественного ущерба государству.

     В Конституции Республики Беларусь сказано, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

     Государство ответственно перед гражданином  за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин  ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией. И любая попытка уйти от ответственности, либо обойти закон будет являться грубым нарушением, ущемлением, и ограничением свободы граждан. Никто не вправе быть выше закона, и никто не вправе быть выше других граждан. Согласно Уголовному Кодексу Республики Беларусь, все граждане равны перед законом. Любое отклонение от этой нормы должно немедленно и беспрекословно приводить к строгому наказанию.

     Однако  на текущий момент наблюдается тенденция к увеличению количества совершения должностных преступлений, и злоупотребления властью или служебными полномочиями в частности. Вероятно, покажется оптимистичным замечание о том, что в последние годы значительно уменьшился процент применения наказаний за данный вид преступления. Несмотря на такое многообещающее заявление, стоит добавить, что процент привлечения к ответственности за эти преступления возрос в не меньшей степени. Проще говоря, теперь не так часто наказывают, в то время как часто замечают должностные проступки.

     Актуальность  темы данной курсовой работы была очевидна во все времена. А в наши дни  особенно. Данную тему необходимо раскрыть для привлечения внимания общественности к данной проблеме.

     Цель  данной работы состоит в том, чтобы дать уголовно-правовую характеристику преступлениям против интересов службы.

     Задачи  данной работы:

     - раскрыть содержание преступлений против интересов службы и дать их уголовно-правовую характеристику;

     - рассмотреть понятие «злоупотребление»;

       - изучить возможные меры борьбы с преступлениями против интересов службы;

     - определить различие между злоупотреблением  властью или служебными полномочиями  и превышением власти или служебных  полномочий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ВЛАСТЬЮ ИЛИ СЛУЖЕБНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ.
    1. Объект злоупотребления властью или служебными полномочиями.

     Основываясь на данных, полученных в ходе изучения предмета и на данных, полученных из комментариев к УК Республики Беларусь, непосредственным объектом злоупотребления властью или служебными полномочиями следует считать общественные отношения, обеспечивающие соответствующую интересам службы деятельность государственного, общественного и хозяйственного аппарата управления (независимо от формы собственности и публично-правовых или частноправных по содержанию функций управления)[9].

     Злоупотребление властью или служебными полномочиями, как и иные преступления по должности  и против интересов службы, совершается  с использованием служебных полномочий, предоставленных должностному лицу. При этом использование должностным лицом своих служебных полномочий - это объективное обстоятельство, которое во всех случаях должно быть установлено и подтверждено указанием на конкретные совершенные (или несовершенные) должностным лицом деяния (действие или бездействие) и соответствующие им служебные полномочия. В качестве примера возможно привести дело прокуратуры Свислочского района Гродненской области от 20.02.2008г.

     Пример: Прокуратурой Свислочского района Гродненской области произведено предварительное расследование уголовного дела в отношении врача-нарколога УЗ «Свислочская центральная районная больница», обвиняемого в злоупотреблении служебным положением и неоднократном получении взяток от пациентов.

     Установлено, что он, работая врачом-наркологом и являясь членом медицинской комиссии, без проведения лечения снимал с учета хронических алкоголиков, выдавал им фиктивные справки о состоянии здоровья, вносил ложные записи в амбулаторные карты. В дальнейшем заключения медкомиссии  представлялись в органы ГАИ в целях получения  страдающими алкоголизмом лицами водительских удостоверений.

     За  совершение указанных незаконных действий врач получал от граждан  деньги в сумме от 60 до 80 тыс. рублей. 

     Кроме того, при введении и имплантации лицам, страдающим алкоголизмом, препаратов «Дисульфирам» и «Эспераль» он требовал оплату в сумме 60-80 тыс. рублей вместо 5-7 тыс. рублей, а разницу присваивал.

     Всего от 16 жителей Свислочского района им было незаконно получено свыше 1 млн. рублей.

     Действия  обвиняемого квалифицированы  органом предварительного следствия по признакам  преступлений, предусмотренных  ч.1,2 ст.424 (злоупотребление  властью или служебными полномочиями) и ч.2 ст.430 (получение взятки) УК.

     Однако  согласно заключению стационарной судебно-медицинской экспертизы, к моменту окончания предварительного расследования и направления дела в суд он не мог осознавать значение своих действий и руководить ими, участвовать в производстве следственных действий и предстать перед судом.

     Данных  о психическом  расстройстве врача-нарколога  в период совершения им инкриминируемых  деяний эксперты не установили. 

     Судом Свислочского района в соответствии с  заключением судебно-психиатрической экспертизы вынесено постановление о применении к врачу принудительных мер безопасности и лечения в психиатрической больнице[27].

     Злоупотребление властью или служебными полномочиями - "классическое" по форме проявления преступление против интересов службы (должностное преступление), в составе  которого в общественном виде выражены все существенные признаки, характерные и для других (самостоятельных) составов должностных преступлений, предусмотренных главой 35 Уголовного Кодекса Республики Беларусь. Из этого следуют три принципиально важных вывода, имеющие значение для квалификации должностных преступлений:

     1) злоупотребление властью или  служебными полномочиями является  родовым составом по отношению  к составам преступлений, предусмотренных  с. 425-527, 429 и 430. И бездействие должностного  лица, и превышение власти или служебных полномочий, и получение взятки, а равно и иные должностные преступления (при определенных допущениях) являются специальными (видовыми) составами, формами активного или пассивного злоупотребления должностного лица своими полномочиями по службе;

     2) идеальная совокупность злоупотребления  властью или служебными полномочиями  и других должностных преступлений, предусмотренных настоящей главой, исключается. Квалификация содеянного  осуществляется по статье, предусматривающей  специальный (видовой) состав должностного преступления;

     3) общие признаки злоупотребления  как должностного преступления  характерны и для других преступлений  против интересов службы, а именно:

     а) преступления совершаются должностным  лицом;

     б) преступления по характеру связаны с использованием должностным лицом полномочий по службе;

     в) при этом служебные полномочия используются вопреки интересам службы;

     г) преступлениями причиняется существенный вред (или ущерб в крупном размере);

     д) имеется причинная связь между  действиями по службе и наступающими последствиями (для материальных по конструкции составов преступлений)[9].

     Возможна  только реальная совокупность злоупотребления  властью или служебными полномочиями и других должностных преступлений, предусмотренных гл. 35. Например, когда должностное лицо получает взятку за определенные действия по службе, которые сами по себе образуют состав злоупотребления властью или служебными полномочиями (так называемая скрытая реальная совокупность), или совершает не связанные с получением взятки злоупотребления властью или служебными полномочиями либо иные преступления против интересов службы (так называемая прозрачная реальная совокупность).

    1. Объективная сторона злоупотребления властью или служебными полномочиями.

     С объективной стороны злоупотребление властью или служебными полномочиями представляет собой умышленное использование должностным лицом предоставленных ему служебных полномочий для совершения действий вопреки интересам службы. Под действиями должностного лица имеются в виду действия по службе, которые обусловлены характером его компетенции и объемом должностных (властно-распорядительных) полномочий, а не возможностью их совершения посредством использования своего авторитета или влияния в связи с занимаемой должностью.

     Отсутствует объективная сторона злоупотребления властью или служебными полномочиями в том случае, если должностное лицо использует для достижения каких-либо результатов не функциональные властно-распорядительные полномочия, а влияние авторитета предоставленной ему власти и посредством такого влияния добивается желаемого результата.

     Динамика  появления злоупотребления властью  или служебными полномочиями состоит  в том, что должностное лицо совершает  действия по службе, которые формально  соответствуют его компетенции  и полномочиям, но по существу являются незаконными, поскольку совершены вопреки интересам службы[9].

     При злоупотреблении должностное лицо совершает действия по службе, не выходящие  за пределы предоставленных ему  полномочий (компетенции), но не в интересах  службы (так, должностное лицо вправе премировать работников, но в конкретном случае принимает решение о премировании того, кто этого не заслуживает и т.д.). Поэтому для констатации злоупотребления властью или служебными полномочиями необходимо установить, что действия по службе, которые вменяются должностному лицу в качестве злоупотребления, соответствуют его полномочиям (по содержанию, объему, пределам действий).

     Следует также учитывать, что служебные  полномочия лиц, занимающих соответствующие  должности на предприятиях, в учреждениях  и организациях, функционально ограничиваются пределами указанных коллективных образований и временными рамками нахождения лица при исполнении служебных полномочий[9].

     Властные  же полномочия представителей власти ограничиваются, как правило, содержанием, объемом и сферой применения. Они  распространяются на лиц, не находящихся в их служебном подчинении. Более того, употребление (использование) властных полномочий не ограничено временем непосредственного нахождения лица на службе (работе). Для "вхождения в исполнение функций власти" представителю власти необходимо соблюсти следующие формальности: представиться, предъявить служебное удостоверение и объявить о своих властных полномочиях относительно разрешения возникшей ситуации.

     Объективная сторона злоупотребления властью и служебными полномочиями с учетом предварительных замечаний включает установление следующих признаков:

     - совершение должностным лицом  действий по службе с использованием  предоставленных ему служебных  полномочий. Злоупотребление совершается только посредством соответствующих действий по службе, поскольку умышленное несовершение требуемых по службе действий образует состав самостоятельного должностного преступления - бездействие должностного лица;

     - совершенные должностным лицом служебные действия соответствуют его компетенции (полномочиям), но противоречат интересам службы;

     - указанные действия по службе  повлекли причинение ущерба в  крупном размере или существенный  вред правам и законным интересам  граждан  либо государственным или общественным интересам;

     - причинную связь между вменяемыми  в качестве злоупотребления действиями  и указанными последствиями.

Информация о работе Злоупотребление властью или служебными полномочиями