Злоупотребление властью или служебными полномочиями

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

в работе изучены структурные элементы злоупотребления властью или служебными полномочиями и предложены пути решения в предотвращении данного типа правонарушений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 5
1. ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ВЛАСТЬЮ ИЛИ СЛУЖЕБНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ. 7
1.1. Объект злоупотребления властью или служебными полномочиями. 7
1.2. Объективная сторона злоупотребления властью или служебными полномочиями. 9
2. СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ВЛАСТЬЮ ИЛИ СЛУЖЕБНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ. 20
2.1. Субъект злоупотребления властью или служебными полномочиями. 20
2.2. Субъективная сторона злоупотребления властью или служебными полномочиями. 21
3. ОТЛИЧИЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ВЛАСТЬЮ ИЛИ СЛУЖЕБНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ ОТ ПРЕВЫШЕНИЯ ВЛАСТИ ИЛИ СЛУЖЕБНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ. 25
3.1. Отличие злоупотребления властью или служебными полномочиями от превышения власти или служебных полномочий по признакам. 25
3.2. Назначение наказания. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 214.00 Кб (Скачать)

     Существенный  вред может также выражаться:

     - в значимом для гражданина  нарушении конституционных прав  и свобод на получение достоверной  информации, свободное и беспрепятственное  передвижение, выбор места жительства, работы, охрану здоровья, свободу выражения взглядов и т.д.;

     - в причинении умышленно легкого  телесного повреждения или создании  ситуации, при которой вследствие  неосторожных действий других  лиц были причинены мене тяжкие  или тяжкие телесные повреждения (хотя бы одному лицу);

     - в причинении морального вреда,  возмещение которого оценивается  в двести пятьдесят и более  базовых величин;

     - в подрыве авторитета или престижа  органов государственной власти, государственных или общественных  организаций, если это было связано с протестными акциями и проявлениями недоверия;

     - в злоупотреблении, направленном  на сокрытие в особо крупных  размерах, порчи, утраты, недостачи  имущества, возникших не по  вине данного должностного лица  или подчиненных ему должностных  лиц;

     - в нецелевом использовании выделенных государством финансовых ресурсов в особо крупных размерах[9].

     Пример: К прокурору Ивановского района на личном приеме обратился житель деревни Рудск, который указал, что его  необоснованно хочет направить на принудительное лечение от алкоголизма участковый инспектор Ивановского РОВД.

     Проверка  обращения подтвердила  правоту заявителя. Участковый инспектор  на почве личных неприязненных  отношений сфальсифицировал документы, необходимые  для  обращения в суд с заявлением о применении  мер принудительного лечения от алкоголизма, вынес подложное постановление от имени начальника РОВД о направлении его в больницу для установления диагноза о хроническом алкоголизме, фиктивно указав, что он неоднократно привлекался к административной ответственности  за нарушение общественного порядка в состоянии алкогольного опьянения.

     В результате мужчина  незаконно был  поставлен на учет у врача-нарколога.  В дальнейшем по сфабрикованным участковым инспектором материалам  судом Ивановского района было вынесено решение о его  направлении  на принудительное лечение от алкоголизма в условиях ЛТП, хотя он имел постоянное место работы, где положительно характеризовался.

     По  протесту прокурора  района  данное решение суда отменено.  Прокурором района  в отношении участкового инспектора возбуждено уголовное дело по ч.2 ст.424 Уголовного кодекса Республики Беларусь (злоупотребление властью или служебными полномочиями)[30].

     Суды  обоснованно относят к существенному  вреду не только причинение имущественного вреда в крупном размере, но и нарушение трудовых прав гражданина[17].

     Пример: Главный бухгалтер колхоза Ш. являлась должностным лицом, давала указания подчиненным ей бухгалтерам убирать принадлежащий ей картофель, производить ремонт в ее доме, пасти стадо коров, в котором находилась ее корова. В табель учета рабочего времени в эти дни Ш. вносила заведомо ложные сведения о том, что подчиненные находились на рабочих местах и выполняли свои служебные обязанности. На основании ложных сведений им была начислена и выплачена заработная плата.

     В приговоре суда Ленинского района г. Гродно содеянное  Ш. квалифицировано  по ч. 2 ст. 424 и ч.1 ст. 427 УК.

     Свои  выводы в приговоре  суд мотивировал  тем, что преступными  действиями Ш., совершенными из корыстной заинтересованности, причинен существенный вред охраняемым Конституцией и Трудовым кодексом Республики Беларусь правам и законным интересам ее подчиненных, поскольку были нарушены их трудовые права[17].

     Оценка  причиненного вреда в качестве существенного  должна быть мотивирована судом не только указанием на характер причиненного вреда, но и обоснованием его существенности.

     Выводы: Таким образом, лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, по смыслу уголовного закона - это лица, постоянно пли временно занимающие в организациях (независимо от форм собственности) должности либо выполняющие возложенные на них обязанности по специальному полномочию и совершающие такие действия, в результате которых наступают или могут наступить юридически значимые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений, субъектами которых являются иные лица. Помимо всего прочего, несмотря на заключение о том, что одним из признаков необходимых для квалификации преступления как злоупотребления властью или служебными полномочиями является причинение вреда в крупном размере, не стоит забывать о мелких правонарушениях, которые при систематичности нарушения должностным лицом установленных правил могут принести не меньший вред. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ВЛАСТЬЮ ИЛИ СЛУЖЕБНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ.
    1. Субъект злоупотребления властью или служебными полномочиями.

Субъектом злоупотребления властью или  служебными полномочиями может быть только должностное лицо.

    Согласно Уголовному Кодексу Республики Беларусь под должностными лицами понимаются:

     1) представители власти, то есть депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, а равно государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе;[2]

     2) представители общественности, то есть лица, не находящиеся на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия;[2]

     3) лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности), в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий;[2]

     4) должностные лица иностранных государств, члены иностранных публичных собраний, должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов[2].

     Злоупотребление властью или служебными полномочиями, совершенное должностным лицом, занимающим ответственное положение, квалифицируется по части 3 статьи 424. Исчерпывающий перечень должностных лиц, занимающих ответственное положение, дан в части 5 статьи 4.

     Содержание  тяжких последствий злоупотребления  должно определяться с учетом их тяжести  и соотносительно с последствиями (крупным имущественным ущербом и существенным вредом), указанными в части 2 статьи 424.

     К тяжким последствиям в статьи 424-426 следует относить имущественный ущерб в особо крупном размере, крупные аварии, катастрофы, длительную дезорганизацию работы транспорта и производственного процесса, доведение до самоубийства и тому подобное (пункт 21 постановления от 16 декабря 2004 г. №12)[3].

     Злоупотребление служебными полномочиями, связанное  с умышленным причинением смерти, должно квалифицироваться по совокупности. Надо иметь ввиду, что умышленное причинение смерти или телесных повреждений не характерно для данного преступления. В этом случае имеет место другое преступление - превышение власти или служебных полномочий. Можно представить лишь косвенный умысел к указанным последствиям как результат злоупотребления должностного лица служебными полномочиями. Однако во всех таких случаях содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений[9].

    1. Субъективная сторона злоупотребления властью или служебными полномочиями.

     Субъективная  сторона злоупотребления властью  или служебными полномочиями предполагает умышленную вину в отношении совершаемого должностным лицом по службе деяния и наступивших последствий. Для  наличия состава злоупотребления необходимо установить не просто умышленный характер соответствующих действий должностного лица, но и факт осознания того, что служебные полномочия используются им вопреки интересам службы и сопряжены с наступлением последствий, указанных в части 2 статьи 424, т.е. должно быть доказано наличие умышленной вины в отношении указанных последствий.

     Злоупотребление властью или служебными полномочиями образует преступление, если оно совершено  из корыстной или иной личной заинтересованности. В ином случае содеянное расценивается как служебный проступок.

     Пример: В ходе предварительного расследования, проведенного главным следственным управлением предварительного расследования МВД, установлено, что с 2004 по 2007 годы главным бухгалтером централизованной бухгалтерии управления образования администрации Фрунзенского района г.Минска в составе руководимой ею организованной группы совместно с подчиненными работниками путем злоупотребления служебными полномочиями совершено хищение денежных средств управления образования на сумму более чем 309 млн. рублей.  
Данные денежные средства незаконно начислялись главному бухгалтеру и соучастникам преступления в качестве заработной платы. 
Обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч.4 ст.210 (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, совершенное организованной группой), ст.18 и ч.2 ст.424 (злоупотребление властью или служебными полномочиями, совершенное из корыстной заинтересованности организованной группой), предъявлено главному бухгалтеру и 7 подчиненным ему работникам централизованной бухгалтерии управления образования администрации Фрунзенского района г. Минска. 
Генеральной прокуратурой, осуществлявшей надзор за ходом расследования, данное уголовное дело направлено для рассмотрения в суд Фрунзенского района г. Минска. В отношении обвиняемых меры пресечения остались прежними: в отношении главного бухгалтера – заключение под стражу, в отношении остальных – подписка о невыезде и надлежащем поведении[31].

     При определении содержания корыстной  или иной личной заинтересованности, прежде всего, должно быть установлено, что виновный использовал свои служебные  полномочия при совершении соответствующих  действий по службе для удовлетворения либо собственных интересов, либо для удовлетворения интересов близких ему лиц.

     Круг  близких виновному лиц не ограничивается близкими родственниками и членами  семьи виновного. Близкими виновному  могут признаться и друзья (подруги), но только при наличии данных, свидетельствующих  об исключительной взаимности их дружественных отношений и интересов[9].

     Корыстная и иная личная заинтересованность, равно как и другие мотивы преступного  поведения, всегда носят личный характер, поскольку опосредуются сознанием  и волей виновного в преступлении лица. Уголовный закон придает мотиву свойство субъективного признака (в данном случае квалифицирующего признака) состава преступления в силу асоциального содержания личных побуждений виновного (низменных по сути, порицаемых обществом, несовместимых с общепринятыми интересами службы).

     Корыстную заинтересованность составляют личные побуждения, основанные на устремлениях виновного получить незаконно имущественную  выгоду (наживу) или создать определенные условия, способствующие получению  такой выгоды, в том числе путем уклонения от возмещения причиненного вреда, либо обеспечить имущественную выгоду посредством незаконного заимствования или использования чужого имущества.

     При злоупотреблении властью или  служебными полномочиями корыстная  заинтересованность может выражаться в стремлении должностного лица извлечь из этого материальную выгоду (получить имущество или приобрести право на имущество, избежать материальных затрат и т.д.). Это может проявляться в приобретении должностным лицом имущества по себестоимости; изъятии имущества в свою собственность посредством его замены или с возмещением стоимости; временном заимствовании чужого имущества; использовании служебного транспорта, материальных и физических ресурсов организации в личных целях; пользовании бесплатными проездными документами при отсутствии права на это; уклонении от уплаты государству соответствующих платежей и т.д.

     Злоупотребление из корыстной заинтересованности следует  отграничить от хищения имущества  путем злоупотребления служебными полномочиями по характеру причинения имущественного ущерба: для злоупотребления из корыстной заинтересованности в контексте разграничения от хищения характерен имущественный ущерб в виде неполучения от должностного лица компенсации за использование финансовых или материальных ресурсов (средств) в корыстных целях, а для хищения - наличное уменьшение имущества (финансовых средств) вследствие безвозмездного изъятия имущества или права на его получение (обладание, приобретение)[9].

Информация о работе Злоупотребление властью или служебными полномочиями