Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 22:19, дипломная работа
В хозяйственной жизни современной России все более доминируют криминальные экономические отношения, где доминируют такие виды правонарушений: ложное банкротство, хищения денежных средств в банковской сфере, «отмывание капиталов» с использованием зарубежных банковско-кредитных учреждений, нарушение валютного и таможенного законодательств. В течение последних лет наблюдается значительное распространение фактов уклонения от уплаты налогов, которые ранее имели разовый характер.
Введение.
3
Глава I. Правовые основы уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства.
§ 1. Понятие налоговой системы, налогового преступления.
7
7
§ 2. Исторические аспекты уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов в отечественном законодательстве.
12
Глава II. Юридический анализ составов преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов.
§ 1. Объективные признаки основных составов уклонения от уплаты налогов.
23
23
§ 2. Субъективные признаки основных составов уклонения от уплаты налогов.
39
Глава III. Квалифицирующие признаки составов преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов.
50
Заключение.
56
Приложения.
61
Библиография.
74
§ 2.
Исторические аспекты
уголовной ответственности
за уклонение от уплаты
налогов в отечественном
законодательстве.
Основная
функция налогообложения –
Анализ российского опыта позволяет получить представление о практике борьбы с налоговыми правонарушениями и преступлениями, поэтому многие авторы обращаются к рассмотрению вопроса о налоговом принуждении в историческом аспекте. Так, например, Мудрых В.В. выделяет в истории России четыре основных вехи становления, развития, реформирования налоговой системы:
Основываясь на вышеприведенную схему, мы и попытаемся кратко проследить эволюцию норм об ответственности за нарушения налогового законодательства.
Во второй половине XIX в. в России быстро развиваются капиталистические отношения, происходит переход к буржуазной монархии, осуществляются крестьянская, судебная и военная реформы. Отмена крепостного права, и, следовательно, расширение правоспособности миллионов крестьян, развитие рыночной экономики привели к становлению налоговой системы дореволюционной России. В течение 1881—1885 гг. была осуществлена налоговая реформа, в ходе которой отменены соляной налог и подушная подать, введены новые налоги и создана податная служба. Нарушение порядка сбора налогов регулировались нормами уголовного права.
Основными источниками уголовного права были Уложения о наказаниях уголовных и исправительных (1845 г.), Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (1864 г.), а также отдельные главы и статьи Уголовного уложения (1903 г.), которое полностью не вступило в силу2.
В
Уложении о наказаниях уголовных
и исправительных не было главы о
преступлениях в сфере
Особенность сформулированных в Уложении налоговых преступлений состояла в том, что они, во-первых, страдали излишней казуистикой и, во-вторых, касались реализации подакцизных товаров без ярлыков (бандеролей), свидетельствующих об оплате акцизного сбора. Это объясняется тем, что после налоговой реформы основные суммы бюджетных поступлений в тогдашней России составляли акцизы на продукты потребления (алкоголь, сахар, табак, керосин и др.) и таможенные пошлины на ввозимые товары.
В
1883 г. статьи об ответственности за
нарушение постановлений о
В 1906 г. глава 13 «О нарушении уставов торговых» раздела VIII Уложения о наказаниях («О преступлениях и проступках против общественного благоустройства и благочиния») была дополнена нормами об ответственности за уклонение от уплаты промыслового налога или за его уменьшение (ст.ст. 11747, 11748). В соответствии с этими статьями за действия, ныне квалифицирующиеся как уклонение от уплаты налога, включение в бухгалтерские и налоговые заведомо ложных сведений о доходах, виновные подвергались: денежному взысканию от трехсот до тысячи рублей, аресту не свыше трех месяцев, или заключению в тюрьму на срок от двух до четырех месяцев.
В Уголовном уложении 1903 г. в главе XVI «О нарушении постановлений о надзоре за промыслами и торговлей» содержались статьи о налоговых преступлениях (ст.ст. 327, 328). Однако нормы этой главы, как и большинство других норм Уголовного уложения, так и не были введены в действие.3
После октября 1917 г. налоги были превращены в орудие классовой борьбы, средство экономического подавления.
В период военного коммунизма налоговая политика РСФСР сводилась к продовольственной разверстке, в соответствии с которой у крестьян изымались все излишки сельскохозяйственной продукции сверх установленной нормы. Виновные объявлялись врагами народа, приговаривались к тюремному заключению на срок не менее десяти лет, изгонялись навсегда из общины, а все их имущество подвергалось конфискации.
По
отношению к
В марте 1921 г. разверстка была заменена натуральным налогом, после сдачи которого производители получали право обменивать оставшиеся излишки на нужные им товары. За невыплату этого налога, а также в случаях установления отчуждения, сокрытия сельскохозяйственных продуктов или прямого отказа от их сдачи, сдачи умышленно испорченных продуктов, а также за сообщение неверной информации, влияющей на расчет нормы, применялись меры наказания, налагаемые в административном порядке продовольственными комиссарами (арест до двух недель, наложение пени и др.) На злостных неплательщиков налагались следующие наказания: полная или частичная конфискация имущества, лишение земельного надела, увеличение ставки налога, а также была введена уголовная ответственность в виде принудительных общественных работ или лишения свободы с конфискацией имущества.
В 1922г. были отменены такие санкции за неуплату налогов, как изъятие и лишение земельных наделов и применение высшей меры наказаний. Одновременно были введены санкции за неуплату налогов: лишение свободы на срок от 6 месяцев до 1 года, принудительные работы на срок до 6 месяцев, увольнение от должности, конфискация всего или части имущества, другие имущественные взыскания. Нарушения налогового законодательства относились к преступлениям против порядка управления. УК рассматривал уклонение от налоговых платежей не как нарушение налогового законодательства, а как противодействие налоговой системе и экономической политике советского государства. Ответственность за преступления в сфере налогообложения была детально регламентирована, что обуславливалось стремлением законодателя усилить уголовную репрессию за совершение налоговых преступлений, поскольку высокие налоговые ставки приводили к массовому уклонению от уплаты налогов. Так, в 1922 г. за уклонение от государственных повинностей были осуждены 20572 человека, в 1924 г. – 26152 человека.4
В период НЭПа изменилась система экономических отношений, соответственно, изменилась и налоговая система. Это обусловило внесение изменений и дополнений в УК РСФСР. Все годы НЭПа шла работа по совершенствованию статей, предусматривающих ответственность за налоговые правонарушения и преступления. В Уголовном кодексе 1926 года было увеличено число статей различных уголовно-правовых запретов, изменилась и судебная практика по налоговым преступлениям. Яковлев А.М. отмечает, что этот период «отличался устойчивой тенденцией к снижению преступности в стране…Сокращение преступности в период НЭПа было связано со значительным улучшением экономического положения трудящихся – ростом заработной платы городского населения, увеличением доходности хозяйств крестьянина и уменьшением сельскохозяйственного налога для деревни. Для уголовной политики этого периода характерно постоянное снижение тяжести наказаний за экономические и за все остальные преступления»5. В подтверждение данного тезиса приводятся следующие цифры: количество налоговых преступлений в 1925 г. составляло 28248, в 1926 г. – 23439, снижение количества преступлений на 17%6.
Наказания
за совершение налоговых преступлений
не были строгими, поскольку санкции
статей предусматривали применение
мер административного
Отказ от НЭПа повлек за собой перестройку налоговой системы. Налоговые связи предприятий с бюджетом, существовавшие в 20-х годах, были заменены изъятием прибыли и ее централизованным распределением. Можно сказать, что фактически налоговой системы в социалистической экономике как таковой не существовало.
Попытки оживления экономики связаны с периодом «оттепели». В это время часть доходов стала оставаться в распоряжении предприятий. Реформы коснулись и области права, в частности, была проведена значительная работа по кодификации, с декабря 1958 по 1961 г. были приняты Основы законодательства в области в области судоустройства, уголовного процесса и уголовного права, Основы гражданского законодательства, Основы гражданского судопроизводства, Уголовный кодекс, УПК, Закон о судоустройстве.
Но налогообложение и налоговое законодательство в целом, не претерпело существенных изменений. В УК РСФСР от 27.12.1960 г. содержалась только одна «налоговая» статья – статья 82, предусматривающая ответственность за уклонение от уплаты налогов в военное время. Нормы о налоговых преступлениях, совершенных в мирное время, отсутствовали.
В
мае 1986 г. в Уголовный кодекс была
введена первая статья об ответственности
за налоговые преступления. Статья
162-1 предусматривала
Включение этой статьи в Кодекс было обусловлено скорее политическими причинами – проводимой в стране кампанией борьбы с нетрудовыми доходами. На практике эта статья применялась редко: в 1986г. зарегистрировано одно преступление, в 1987 — 8, в 1989 — 4, в 1990 — 4.7
Переход в начале 90-х гг. к системе организации общественного строя, основанной на развитии рыночных отношений, и связанные с этим изменения в жизни российского общества, потребовали соответствующего законодательного обеспечения. В первую очередь это привело к становлению и реформированию налоговой системы. В течение 1991-1992 гг. она приняла определенный вид и форму некой юридической завершенности. Были приняты новые законы: Закон РСФСР « О налоге на добавленную стоимость» от 06.12.1991 г., Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.1991г., Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27.12.1991 г., Закон РФ от 7.12.1991 г. «О подоходном налоге с физических лиц» и др.
Уже в первый год реализации налогового законодательства выявились многочисленные противоречия. В частности, возникла необходимость в принятии уголовных норм, направленных на обеспечение его исполнения гражданами и организациями. В связи с этим в 1992 г. в Уголовный кодекс были включены две статьи об ответственности за налоговые преступления: статья 162-2 и статья 162-3. Первая предусматривала штраф до 230 минимальных размеров оплаты труда за сокрытие полученных доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения в крупном размере, а за те же действия в особо крупном размере — лишение свободы на срок до пяти лет. Статья 162-3 устанавливала ответственность за противодействие или неисполнение требований налоговой службы в целях сокрытия доходов или неуплаты налога: штраф до ста пятидесяти МРОТ за уклонение или отказ от дачи пояснений об источниках доходов (прибыли) и фактическом их объеме, а также за непредоставление документов и иной информации о хозяйственной деятельности по требованию налоговых органов.
Претерпели
некоторые изменения и
Сформулированные в ст. 162-1 и 162-2 УК нормы сразу же вызвали споры ученых и трудности в практике их применения, например, по следующим вопросам: можно ли преступление, предусмотренное ст. 162-1, совершить по неосторожности; являются ли физические лица субъектами сокрытия доходов или иных объектов налогообложения; что следует понимать под сокрытием доходов; когда эти преступления считать оконченными.
Особенностью теории ответственности в обеспечении правовой ее части стало то, что она формировалась на основе существующих в стране норм, содержащихся в разных отраслях права. Меры ответственности устанавливались Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, Гражданским кодексом РСФСР, Уголовным кодексом РСФСР, а также Кодексом законов о труде РСФСР. В Законе «Об основах налоговой системы в РФ» правонарушения подразделялись в зависимости от характера и делились на: административные, дисциплинарные, гражданские и уголовные. Санкции уголовного характера по своей специфике применимы только к физическим лицам, только за виновные действия, и осуществляют карательные, а не восстановительные цели. Следует отметить, что в системе принудительных мер в налоговом законодательстве предпочтение было отдано административному принуждению, из указанных выше статей Кодекса наказание в виде лишения свободы предусматривалось лишь санкцией части второй статьи 162-2. Поэтому в подавляющем большинстве случаев лицам, признанным виновными в совершении преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов, назначался штраф либо к ним применялось условное осуждение.
Информация о работе Уклонение от уплаты налогов по уголовному кодексу Российской Федерации