Уклонение от уплаты налогов по уголовному кодексу Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 22:19, дипломная работа

Краткое описание

В хозяйственной жизни современной России все более доминируют криминальные экономические отношения, где доминируют такие виды правонарушений: ложное банкротство, хищения денежных средств в банковской сфере, «отмывание капиталов» с использованием зарубежных банковско-кредитных учреждений, нарушение валютного и таможенного законодательств. В течение последних лет наблюдается значительное распространение фактов уклонения от уплаты налогов, которые ранее имели разовый характер.

Оглавление

Введение.
3


Глава I. Правовые основы уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства.
§ 1. Понятие налоговой системы, налогового преступления.
7

7
§ 2. Исторические аспекты уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов в отечественном законодательстве.

12
Глава II. Юридический анализ составов преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов.
§ 1. Объективные признаки основных составов уклонения от уплаты налогов.
23

23
§ 2. Субъективные признаки основных составов уклонения от уплаты налогов.
39


Глава III. Квалифицирующие признаки составов преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов.
50


Заключение.
56


Приложения.
61


Библиография.
74

Файлы: 16 файлов

библиография.doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

Введение .doc

— 32.00 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 1-1.doc

— 34.00 Кб (Скачать)

Глава I. Правовые основы уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства.

 

§ 1. Понятие налоговой  системы, налогового преступления. 

     Обязанность каждого платить законно установленные  налоги и сборы закреплена в  статье 57 Конституции Российской Федерации. Законодательство России о налогах и сборах – это непрерывно меняющийся и многотысячный массив нормативных правовых документов, включающий федеральные законы о вопросах налогообложения, законодательство субъектов   РФ   и   нормативные   правовые  акты представительных  органов  местного  самоуправления  о  налогах  и сборах. Общественные отношения, возникающие в связи с взиманием  налогов с налогоплательщиков, называются налоговыми правоотношениями и регулируются нормами отдельной отрасли права – налоговым правом. Задачей налогового законодательства является защита прав и законных интересов налогоплательщиков, с одной стороны, и государства – с другой.

     Этим  же целям служит уголовное законодательство, которое призвано охранять интересы государства от преступлений, совершаемых в сфере налогообложения. В связи с этим представляется, что в теории уголовного права дефиниции «налогового преступления» должно быть уделено самое серьезное внимание. И в первую очередь уместно будет определить сущность понятия «налоги».

     Под налогами в широком смысле слова  понимаются обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, взимаемые в установленном  порядке. Но под такое понятие  подпадают не только налоги, но также  сборы и пошлины.

     Налоги  являются основным источником доходов  любого бюджета. Они подразделяются на прямые и косвенные. Данное деление  предполагает, что окончательным  плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет  имуществом и т.д., а окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене. Целью взимания налога является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного «расхода»1. Другими словами, цель собирания налогов, а, следовательно, и общая задача налогового законодательства – изыскать денежные средства на покрытие общих расходов и справедливо распределить необходимые платежные обязанности.

     Пошлины и сборы не имеют того финансового  значения, которое присуще налогам. При уплате сбора или пошлины всегда присутствует специальная цель (за что конкретно они уплачиваются) и специальные интересы. В этом смысле сборы и пошлины являются индивидуальными платежами. Налоговые платежи тоже могут иметь специальную цель (целевые налоги), однако они никогда не бывают индивидуально возмездными. Цель взимания сбора или пошлины состоит лишь в покрытии издержек какого-либо общественного института, в связи с деятельностью которого они взимаются. То есть сборы и пошлины выплачиваются в связи с конкретной услугой, которую оказывает государственный орган, действуя в общих интересах и реализуя свои властные функции2.

     В статье 8 Налогового кодекса РФ даны определения налога и сбора: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного управления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)». Таким образом, налоговое законодательство четко разделило понятия налогов и сборов.

     Следует отметить, что существовал еще один вид обязательных платежей, взимаемых с организаций и физических лиц – страховые отчисления в государственные фонды обязательного медицинского, социального страхования, пенсионный фонд, фонд занятости населения. Перечисленные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями, которые находятся в ведении государства, но не финансируются из государственного бюджета, а формируются из взносов, отчисляемых, в основном, работодателями в порядке, установленном федеральными законами, положениями об этих фондах и инструктивными указаниями Госналогслужбы и фондов. Взносы исчислялись в процентах от начисленного по всем основаниям фонда оплаты труда.

     Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды не относились к налоговым платежам, однако, нельзя их было причислить и к категории сборов и пошлин. В настоящее время в связи с принятием главы 24 части второй Налогового кодекса (Единый социальный налог (взнос)) указанные взносы приравнены налогу.3

     Совокупность  налогов, действующих в государстве, является одним из институтов налоговой системы. Другой ее элемент – налоговые органы, осуществляющие от лица государства учет, контроль, определение размера налоговых платежей, сбор налогов, пресечение нарушений налогового законодательства. Юридические нормы, определяющие права и обязанности субъектов налоговых правоотношений, закрепляющие какие деяния в налоговой сфере признаются противоправными и регулирующие вопросы ответственности за эти деяния, создают в своей совокупности отрасль налогового права.

     Права и обязанности налогоплательщиков определены в статьях 21 и 23 Налогового кодекса РФ. Невыполнение налогоплательщиком своих обязанностей является нарушением налоговых правоотношений. Система  ответственности за нарушения налогового законодательства (определяется нормами права) – основана на государственном принуждении в сфере налоговых отношений. Основанием для применения мер ответственности за нарушения налогового законодательства является доказанное правонарушение.

     Согласно ст. 106 Налогового кодекса РФ «налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность». В число мер юридической ответственности за налоговые правонарушения входит и уголовная.

       Из курса теории уголовного  права известно, что правонарушение  подразделяется на проступок  (менее опасное правонарушение) и  преступление (преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания).

     Уголовный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной думой 24 мая 1996 г. и  подписанный Президентом РФ 13 июня 1996 г., с изменениями от 25.06.98 г., трактует налоговое преступление как уголовно наказуемое уклонение от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды (ст.ст. 198, 199 УК РФ).

     При кажущейся схематической простоте налоговой системы, особенно в части приведения в действие механизма принуждения и реализации ответственности за налоговые преступления, оказывается, что система в ее частностях скрывает целый ряд противоречий и недосказанностей, которые используются недобросовестными налогоплательщиками для «бегства от налогов».

     Уход  от налогов чаще всего совершается  путем сокрытия дохода (прибыли), сокрытия других объектов налогообложения, грубого  нарушения правил бухгалтерского или  налогового учета, фальсификации учетных  данных, непредставлении или несвоевременном представлении документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов или их уничтожения, а также посредством неправомерного использования налоговых льгот. 


Глава 1-2.doc

— 62.50 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 2-1.doc

— 81.50 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 2-2.doc

— 57.00 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 3.doc

— 39.50 Кб (Открыть, Скачать)

доклад.doc

— 32.00 Кб (Открыть, Скачать)

Заключение.doc

— 37.50 Кб (Открыть, Скачать)

ОБЛОЖКА.DOC

— 23.50 Кб (Открыть, Скачать)

план.doc

— 20.50 Кб (Открыть, Скачать)

Прилож 1.doc

— 34.00 Кб (Открыть, Скачать)

Прилож 2.doc

— 31.00 Кб (Открыть, Скачать)

Прилож 3.doc

— 21.50 Кб (Открыть, Скачать)

Прилож 4.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

Прилож 5.doc

— 37.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Уклонение от уплаты налогов по уголовному кодексу Российской Федерации