Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:15, дипломная работа
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что преступления, совершае-мые несовершеннолетними, представляют особую опасность для общества. Подро-стки, вовлекаемые в совершение преступлений, становятся «резервом» взрослой преступности. Несовершеннолетние давно превратились в криминально активную часть населения страны. Темпы роста подростковой преступности опережают ана-логичные показатели всей преступности, то есть идёт криминализация общества
Введение……………………………………………………………………….……3
1 Особенности преступлений, совершаемых несовершеннолетними…………..7
1.1 Исторический аспект развития уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних………………………………………………….….……7
1.2 Причины и условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними………………………………………………………………………..12
1.3 Общая характеристика мотивационного процесса у несовершеннолетних и классификация мотивов…………………………………………………………………20
2 Уголовная ответственность несовершеннолетних по Российскому уголовному законодательству…………………………………………………………….……….25
2.1 Понятие и особенности уголовной ответственности несовершеннолетних 25
2.2 Виды и размер наказаний, применяемых к несовершеннолетним 26
2.3 Особенности назначения наказания несовершеннолетним 30
2.4 Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и уголовного наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия 34
2.5 Мероприятия по предупреждению и борьбе с преступлениями, совершенными несовершеннолетними………………………………………………….…….…..41
Заключение………………………………………………………………………..46
Глоссарий……………………………………………………….…………………50
Список сокращений…………………………………………….…………………52
Список использованных источников……………………………………………53
Приложения……………………………………………………………………….57
В Уложении 1845г. произошло отступление от этой системы, приняв предельным возрастом 7 лет, но так как, дети от 7-10 лет не подвергались определенному в законах наказанию, а отдавались родителям или благонадежным родственника для домашнего исправления, то на этом основании в действительности предельным сроком периода детства являлось достижение 10 лет.
В период отрочества (от 10 до 17 лет) - замена наказания наступает только в случае признания их вменяемыми, а в противном случае применяется общее правило об уголовной безответственности за невменяемостью. Но отроческий возраст, даже по отношению к детям, признанным вменяемым и учинившим тяжкие деяние, требует не только смягчения, но и замены обыкновенных карательных мер. Они не подлежали наказанию кнутом и публичному наказанию плетьми, а малолетние от 10-14 лет - и каторжным работам.3
Также наряду с отрочеством Уложение 1845г. ставило юность от 17-21 года, которая признавалась только причиной уменьшения ответственности. При этом закон различал случаи присуждения их к наказаниям уголовным и наказаниям исправительным. Из уголовных наказаний применяемых к несовершеннолетним: смертная казнь и ссылка на поселение применялись без изменений, бессрочная каторга заменялась срочной, а сроки каторги уменьшались на 1/3. В сравнении с исправительными наказаниями Уложение 1845г. заменяло ссылку на житье или отдачу в арестантские отделения или рабочий дом, отдачей в военную службу, а низкие наказания применялись без замены, но со смягчением на одну или две степени. Сверх общих правил об ответственности малолетних и несовершеннолетних Уложение содержало некоторые особые правила о смягчении и усилении их ответственности. Так, наказание уменьшалось на одну или две степени, если несовершеннолетний был вовлечен в преступление совершеннолетним.
Однако, с другой стороны, Уложение 1845г. содержало одно условие, при котором молодость не влияла, а именно, в случае совершения нового преступного деяния несовершеннолетние наказывались как совершеннолетние.
Декрет СНК от 14 января 1918 года провозгласил отмену судов и тюремного заключения для малолетних и несовершеннолетних. Дела о несовершеннолетних в возрасте до 17 лет, совершивших общественно опасное деяние, подлежали рассмотрению комиссией по делам несовершеннолетних, которая должна была либо освобождать их, либо направлять в одно из убежищ Народного комиссариата общественного презрения соответственно характеру деяния. До конца 20-х годов сохранялся приоритет принудительных и воспитательных мер перед уголовным наказанием.
В Постановлении ЦИК и СНК от 5 апреля 1935 года " О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних" установлена уголовная ответственность лиц, начиная с 12- летнего возраста, за совершение убийства, краж, причинения насилия, телесных повреждений, увечий, предоставлявшая право применять к несовершеннолетним меры медико-педагогического характера была отменена.
Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О мерах ликвидации детской беспризорности и безнадзорности" от 31 мая 1935 года были ликвидированы комиссии по делам несовершеннолетних.
Во время Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы основными криминальными условиями преступности несовершеннолетних были: беспризорность и безнадзорность подростков, а также тяжелое материальное положение страны. Постановлением СНК СССР от 23 января 1942 года "Об устройстве детей, оставшихся без родителей" было предусмотрено создание при исполкомах местных Советов комиссий по устройству детей, оставшихся без родителей, расширение детских домов, приемников-распределителей, организация суворовских школ.
Затем Постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 17 февраля 1948 года "О применении указов от 4 июня 1947 года в отношении несовершеннолетних" судебным органам предлагалось в случае совершения хищения в незначительных размерах несовершеннолетними в возрасте от 12 до 16 лет ставить вопрос о прекращении уголовного дела в и направлении обвиняемых в трудовые воспитательные колонии.
Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, принятые Верховным Советом СССР от 25 декабря 1958 года и Уголовные кодексы союзных республик, принятые в 1959-1961гг. повысили возраст, по достижению которого наступала уголовная ответственность. Уголовной ответственности подлежали лица, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. За совершение убийства, умышленное нанесение тяжких повреждений, причинивших расстройство здоровья, изнасилование, разбойное нападение, кражи, злостное и особо злостное хулиганство, умышленное уничтожение или повреждение государственного, общественного имущества или личного имущества граждан, повлекших тяжкие последствия, а также умышленное совершение действий, могущих вызвать крушение поезда - уголовная ответственность наступала с 14 лет.
С изменением в законодательстве было несколько дополнений, а именно, ответственность с 14 лет наступает также за хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ и за хищение наркотических веществ.
К
несовершеннолетним не применялись: ссылка,
высылка, лишение свободы в виде
заключения в тюрьме и др. Законодательство
ориентировало правоохранительные органы
на преимущественное применение мер воспитательного
характера в отношении несовершеннолетних,
а не уголовного наказания в случаях совершения
преступления, не представляющего большой
общественной опасности.
1.2
Причины и условия, способствующие
совершению преступлений
несовершеннолетними
В совокупности причинно - связанных обстоятельств, которые надлежит в полном объеме выявлять во всех случаях расследования преступлений несовершеннолетних, можно выделить следующие составные части4:
- непосредственная причина совершения подростком преступления;
- причины, под воздействием которых сформировалась антиобщественная направленность личности несовершеннолетнего;
- объективные и субъективные условия, способствующие формированию и закреплению у подростка антиобщественной направленности личности;
- условия, способствующие проявлению антиобщественной направленности личности подростка в конкретном преступлении.
Антиобщественная направленность личности, рассматриваемая как причина преступления, - это система в той или иной степени искаженных взглядов, представлений, негативное отношение к социальным и моральным ценностям, определенный характер потребностей и избираемые подростком в соответствии с его взглядами способы их удовлетворения. У несовершеннолетних с антиобщественной направленностью сознания не выработаны твердые общественно положительные установки; их инстинкты, влечения и рефлексы могут вызвать соответствующее антиобщественное поведение5.
В
ходе расследования каждого
Успешное решение этой важной задачи осуществляется на основе выделения определенных типов несовершеннолетних правонарушителей, каждый из которых представляет собой определенную "ступень" деморализации личности - от отдельных ее проявлений до относительно четкой и устойчивой антиобщественной ориентации и далее до формирования общей преступной направленности[6].
Одни
подростки имеют общую
Другие
характеризуются общей
Третьи обладают просто неустойчивой личностной направленностью: по месту учебы или работы они характеризуются положительно, однако, подражая другим, совершают преступления.
Подростки, отнесенные к четвертой группе, совершают преступления случайно, вопреки общей положительной направленности личности. Им свойственны лишь отдельные деформации в сфере интересов нравственного или эмоционально-волевого развития. Преступления совершаются обычно под влиянием "детских" мотивов - озорства, легкомыслия, неправильной оценки своих действий.
Причины, под воздействием которых может формироваться антиобщественная направленность личности несовершеннолетнего, отличаются большим разнообразием. Для их выявления необходимо в каждом конкретном случае установить условия жизни и воспитания подростка, взаимоотношения с окружающими, возможные отклонения от нормального развития[12] .
Одна из причин формирования антиобщественной направленности личности подростка-правонарушителя - отрицательное влияние на него родителей и близких, а также уголовников-рецидивистов и т.п.
Отрицательное влияние на несовершеннолетних оказывают порой неформальные связи и группы с антиобщественной ориентацией, так как они могут быть средой проявления негативных антиобщественных взглядов и норм в течение продолжительного периода времени[16].
Активизации внешнего воздействия на формирование в сознании подростка антиобщественной направленности личности часто способствуют низкий культурный и общеобразовательный уровень, наличие у него отрицательных взглядов, привычек, черт характера (слабая воля, отсутствие навыков трудовой деятельности, жестокость и т.п.), а также разного рода психические аномалии (см. Приложение Г).
Активное воспитательное воздействие на ребенка оказывает семья. Вместе с тем есть семьи, в которых развитие подростков может идти по неправильному пути. Это часто происходит из-за отсутствия у родителей общей и педагогической культуры, навыков воспитания, а также в результате сложившихся в семье нездоровых жизненных позиций. У подростка воспитывается пренебрежительное отношение к труду, правам и интересам других, потребительские настроения, отсутствует уважение к закону.
Некоторые родители не могут в полном объеме осуществлять должное воспитание детей по объективным причинам (в связи с болезнью, занятостью работой в ночную смену и т.д.).
Часть родителей уклоняется от воспитания детей. Особенно это характерно для неполных семей, в которых один из родителей отказывается от воспитания ребенка. Следует учитывать, что треть состоящих на учете в милиции несовершеннолетних не имеет одного из родителей.
Нередки случаи, когда родители (или один из них) отрицательно влияют на поведение подростка тем, что ведут аморальный образ жизни: пьянствуют сами, вовлекают в это занятие своих детей, устраивают скандалы в семье, жестоко обращаются с детьми, выгоняют их из дома.6
Правоохранительные и другие государственные органы допускают упущения в работе с семьями, в которых родители пьянствуют и отрицательно влияют на поведение детей. Крайне редко применяется законодательство о выселении из квартир лиц, лишенных родительских прав. Из-за медлительности в исполнении решений о лишении родительских прав некоторые подростки продолжали находиться длительное время под влиянием алкоголиков.
Условия, способствующие формированию и закреплению у подростка антиобщественной направленности личности, также весьма разнообразны. Значительная роль в предупреждении правонарушении подростков отводится учебным заведениям и производственным предприятиям. Однако в их работе довольно часто проявляются негативные обстоятельства, способствующие совершению подростками преступления. Это - обстановка безнаказанности за нарушения, мелкие кражи из гардеробов, обирание учащихся, несвоевременное трудоустройство бросивших школу подростков, слабое их вовлечение в общественную жизнь коллектива, в сферу организованного досуга и творчества, недостаточный контроль за поведением детей вне школы, в семье и т.д. [19].
В отдельных ПТУ не придается значения фактам, когда в группе ежедневно отсутствует 5-7 человек, хотя известно, что учащимися во время, отведенное для занятий, совершается около 10% преступлений и 12% - во время производственной практики.
Информация о работе Уголовная ответственность несовершеннолетних