Уголовная ответственность несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:15, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что преступления, совершае-мые несовершеннолетними, представляют особую опасность для общества. Подро-стки, вовлекаемые в совершение преступлений, становятся «резервом» взрослой преступности. Несовершеннолетние давно превратились в криминально активную часть населения страны. Темпы роста подростковой преступности опережают ана-логичные показатели всей преступности, то есть идёт криминализация общества

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….……3
1 Особенности преступлений, совершаемых несовершеннолетними…………..7
1.1 Исторический аспект развития уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних………………………………………………….….……7
1.2 Причины и условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними………………………………………………………………………..12
1.3 Общая характеристика мотивационного процесса у несовершеннолетних и классификация мотивов…………………………………………………………………20
2 Уголовная ответственность несовершеннолетних по Российскому уголовному законодательству…………………………………………………………….……….25
2.1 Понятие и особенности уголовной ответственности несовершеннолетних 25
2.2 Виды и размер наказаний, применяемых к несовершеннолетним 26
2.3 Особенности назначения наказания несовершеннолетним 30
2.4 Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и уголовного наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия 34
2.5 Мероприятия по предупреждению и борьбе с преступлениями, совершенными несовершеннолетними………………………………………………….…….…..41
Заключение………………………………………………………………………..46
Глоссарий……………………………………………………….…………………50
Список сокращений…………………………………………….…………………52
Список использованных источников……………………………………………53
Приложения……………………………………………………………………….57

Файлы: 1 файл

НОВЫЙ.doc

— 441.50 Кб (Скачать)

     Содержание 

     Введение……………………………………………………………………….……3

     1 Особенности преступлений, совершаемых  несовершеннолетними…………..7

     1.1 Исторический аспект развития  уголовного законодательства об  ответственности несовершеннолетних………………………………………………….….……7

      1.2 Причины и условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними………………………………………………………………………..12

      1.3 Общая характеристика мотивационного  процесса у несовершеннолетних  и классификация мотивов…………………………………………………………………20

     2 Уголовная ответственность несовершеннолетних по Российскому уголовному законодательству…………………………………………………………….……….25

     2.5 Мероприятия по предупреждению  и борьбе с преступлениями, совершенными несовершеннолетними………………………………………………….…….…..41

     Заключение………………………………………………………………………..46

     Глоссарий……………………………………………………….…………………50

     Список  сокращений…………………………………………….…………………52

     Список  использованных источников……………………………………………53

     Приложения……………………………………………………………………….57 
 
 
 
 

     Введение 

      Актуальность  выбранной темы объясняется тем, что преступления, совершаемые несовершеннолетними, представляют особую опасность для общества. Подростки, вовлекаемые в совершение преступлений, становятся «резервом» взрослой преступности. Несовершеннолетние давно превратились в криминально активную часть населения страны. Темпы роста подростковой преступности опережают аналогичные показатели всей преступности, то есть идёт криминализация общества.

      Анализ  криминальной ситуации среди несовершеннолетних в России свидетельствует, что ее состояние остается сложным. В 2006г. на долю несовершеннолетних приходилось почти каждое восьмое преступление – 11%. По данным МВД РФ на учете органов внутренних дел в 2007г. состояло до 600 тыс. неблагополучных подростков и несовершеннолетних правонарушителей. В 2006 году несовершеннолетними было совершено 139681 преступлений, в 2007 году – 145368, в 2008 году – 185379 (см. Приложение А). Структура преступности несовершеннолетних характеризуется увеличением доли корыстных и корыстно насильственных преступлений, совершаемых, как правило, в группах. Групповые преступления занимают в структуре преступности несовершеннолетних значительный удельный вес и отличаются большой общественной опасностью.

      Нельзя  не учитывать, что рост преступности несовершеннолетних происходит в условиях интенсивного социального расслоения общества, падения жизненного уровня значительной части населения, обострение социальных конфликтов, роста различных проявлений жестокого обращения с несовершеннолетними. В этой обстановке первостепенное значение имеют социальные, экономические и воспитательные меры.

      Несовершеннолетние  и малолетние довольно часто становятся орудием осуществления преступных намерений взрослых, предметом сексуальных домогательств, купли-продажи, средством материального обогащения либо просто приманкой для тех, кто занимается попрошайничеством.

      Следствием  этого является то, что значительная часть малолетних и несовершеннолетних деградирует, ухудшается их физическое и психическое здоровье. Более 80 % несовершеннолетних и малолетних, состоящих на учёте в органах внутренних дел, страдают различного рода психопатологией. Психическое и физическое насилие над подростками, унижение человеческого достоинства встречается во многих семьях, школах, профессионально-технических училищах, детских домах и интернатах, в местах проведения досуга, специальных учебно-воспитательных учреждениях. Неисполнение взрослыми людьми своего долга по воспитанию детей, жестокость к ним часто приводят к негативным результатам, коверкают их судьбы, обусловливают аморальное и противоправное поведение, формирует в подростке противоправную личность. Дети не только становятся жертвами противоправного поведения старших по возрасту лиц, но, воспитанные в таком окружении, сами всё чаще встают на путь преступлений.

      Борьба  с правонарушениями несовершеннолетних - одна из наиболее важных сторон всего  процесса искоренения преступности в нашей стране. Значительное место в этом процессе занимает уголовно-правовая деятельность.

      Главное ее содержание заключается в воспитательной работе, предупреждении правонарушений со стороны подростков, устранении причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних. Все эти задачи могут быть успешно решены лишь при условии строжайшего соблюдения процессуального законодательства, регламентирующего порядок предварительного расследования по делам несовершеннолетних.

      Нередко подростки совершают те или иные противоправные деяния (мелкие кражи, хулиганство) на почве озорства, не осознавая до конца значения последствий своих действий. Поэтому к задержанию, аресту несовершеннолетнего, привлечению его к уголовной ответственности надо подходить осторожно, тщательно выяснять мотивы совершенного им правонарушения, отличать озорство и шалость от преднамеренного преступления. Неоправданный арест или предание подростка суду могут пагубно повлиять на дальнейшее его воспитание. Необходимо исключить факты привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних, которые совершили действия, лишь формально подпадающие под признаки преступления, но в силу малозначительности не представляющие общественной опасности.

      И, тем не менее, когда преступление совершено, возникает вопрос об уголовной ответственности несовершеннолетнего.

      Объектом  исследования в работе выступает  правовой режим, регулирующий преступления несовершеннолетних и борьба с этим видом преступной деятельности.

      Предметом исследования выступают преступления, совершенные несовершеннолетними.

      Цель выпускной квалификационной работы – проанализировать уголовную ответственность несовершеннолетних по Российскому уголовному законодательству.

      Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

      1. Раскрыть теоретические особенности  преступлений, совершенных несовершеннолетними.

      2. Проанализировать особенности уголовной  ответственности за преступления, совершенные несовершеннолетними по Российскому уголовному законодательству.

      3. Предложить методы предупреждения  и борьбы с преступлениями, совершенными несовершеннолетними.

      Методологической  основой данной работы являются методы исследования: историко-сравнительный анализ, синтез, дедукция, социологически - сравнительный метод, изучение научной литературы.

     Теоретической основой работы послужили нормативные акты: Конституция РФ, Уголовный Кодекс РФ, Постановление Пленума Верховного Суда РФ “О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних” от 14 февраля 2000 года. // Бюллетень Верховного Суда РФ, 2000г., №7., материалы судебной практики (см. Приложение Д).

     К наиболее интересным и содержательным специальным исследованиям советского времени следует отнести работы Бабаева М.М. “Индивидуализация наказания несовершеннолетних”, Ноя И.С. “Вопросы теории наказания в советском уголовном праве”, Шаргородского М.Д. “Наказание, его цели и эффективность”, Соловьёва А.Д. “Вопросы применения наказания по советскому уголовному праву”, Орлова В.С. “Уголовная ответственность несовершеннолетних”.

     Современных работ по данной тематике практически  нет. Можно выделить лишь работу Сафуанова Ф. “Психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого”, в которой рассмотрен сложный вопрос проведения комплексной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетнего обвиняемого. Поэтому можно сказать, что вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних в России остаются ещё слабо разработанными. Если общие вопросы, в той или иной степени, рассматривались в научной литературе, то содержание отдельных частей данной темы не было пока предметом подробного специального исследования юристов.

     Теоретическая значимость работы в определение  правового режима преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

     Практическая значимость работы в предложенных методах предупреждения и борьбы с преступлениями, совершенными несовершеннолетними.

       Работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка использованных источников, приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Особенности преступлений, совершаемых несовершеннолетними 

     1.1 Исторический аспект  развития уголовного  законодательства об ответственности несовершеннолетних 

     Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних предусматривались еще российским уголовным законодательством XIX в. Начиная 1845 года главным источником уголовного законодательства по делам несовершеннолетних было "Уголовное Уложение", которое закрепляло отказ от уголовного наказания малолетних и передачу несовершеннолетних (до 17 лет), учинивших преступное деяние, под ответственный надзор родителей или лиц, у которых они находились, но ничего не говорит о том, какие меры должны употреблять по отношению к этому малолетнему.1

      Так же, "Уложение" определяет ответственность  детей за упорное неповиновение родительской власти, а равно и за грубое с родителями обращение, подвергая виновных аресту до 6 месяцев, но эта ответственность должна быть назначена судом на общем основании.

      Дисциплинарная  власть осуществляется самими родителями, причем закон не определяет ни объема, ни характера дозволенных к употреблению средств, родители по отношению к своим детям не могут покушаться на такие деяния, которые по общим законам подлежат уголовному наказанию.

      Очень похожую связь с дисциплинарной властью семьи имеет дисциплинарная власть школы. Выполнение обязательного воспитания, функция, прежде всего, семьи, но там где она не хочет или не имеет возможности выполнить этого назначения своими средствами, на помощь ей является государство, а исполнителем его забот становится школа. Применение дисциплинарной власти в школе, по общему правилу, безусловно, устраняет действие карательной власти государства, допуская ее вмешательство разве только в случае совершения наиболее тяжких преступлений  воспитанниками старшего возраста, например 14 и более лет (таковы, например, случаи убийства, поджога, изнасилования и т.д.). С другой стороны, государство должно установить надзор  за  школьными взысканиями, определить для них известные пределы эти взыскания должны налагаться с исключительной целью -  исправления, а не быть актом возмездия. Подобными наказаниями могут быть часто  воспитательные взыскания - выговоры, уменьшение баллов по поведению, лишение льгот, карцер, и, в крайнем случае,  удаление из данного заведения.

      Дисциплинарные  взыскания могут налагаться единолично - инспектором, директором, или в важнейших случаях педагогическим советом заведения. Регулируя действия дисциплинарной власти школы, государство, конечно, сохраняет за собой и право контроля  над его органами, подвергая их взысканиям дисциплинарным и уголовным  за превышение власти. Эта ответственность должна находится на тех же основаниях, как и ответственность всех других дисциплинарных  органов.2

      Позднее в “Уложение о наказании” издание 1885г. указывается 3 категории уголовной  невменяемости. Одна из категории является малолетство - неразвитость, зависящая  от естественных условий развития человеческого организма. Юный возраст преступника играет  весьма разнообразную роль: в эпоху детства возраст устраняет как вменяемость, так и привлечение к ответственности в порядке уголовного суда; в эпоху отрочества возраст служит основанием и невменяемости, и уголовной безответственности, или же замены наказания исправительно-воспитательными мерами, когда суд, установив виновность малолетнего в предписываемом ему деянии, установив наличность условий вменяемости по отношению к подсудимому, определив размер той ответственности, которой он должен был бы подлежать, будучи взрослым, заменяет таковую согласно закону; в эпоху юности возраст служит основанием особого смягчения уголовной ответственности, которой подлежал бы виновный за учиненное деяние, если бы был взрослым.

      Когда в 1742г. Сенат вместе с президентами коллегий указал, что малолетство, как для мужского, так и для женского пола нужно считать до 17 лет и что таковых нельзя подвергать тем же наказаниям, как и взрослых тогда только малолетние не могли подвергаться ни смертной казни, ни пытке, ни кнуту. Для них эти наказания заменялись отдачей в монастырь на исправление для употребления их там на всякие тяжелые монастырские работы, а по освобождению из монастырей повелевалось их отсылать в те места, откуда кто прислан, а из этих мест отсылать их в прежние жилища.

      Уже в Указе "Екатерины II 26 июня" 1765г., по которому установлена полная  невменяемость до 10 лет, а от 10-17 лет  допускалось смягчение наказания. Причем обвиняемых в преступлениях, влекущих смертную казнь или кнут, можно представлять в Сенат, где можно определить степень их вины; при смягчении ответственности за прочие преступления различались малолетние от 10-15 и от 15-17 лет. Малолетних до 10 лет признавали абсолютно невменяемыми и отдавали их без суда и без наказания на исправления родителям, родственникам или опекунам.

Информация о работе Уголовная ответственность несовершеннолетних