Уголовная ответственность несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:15, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что преступления, совершае-мые несовершеннолетними, представляют особую опасность для общества. Подро-стки, вовлекаемые в совершение преступлений, становятся «резервом» взрослой преступности. Несовершеннолетние давно превратились в криминально активную часть населения страны. Темпы роста подростковой преступности опережают ана-логичные показатели всей преступности, то есть идёт криминализация общества

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….……3
1 Особенности преступлений, совершаемых несовершеннолетними…………..7
1.1 Исторический аспект развития уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних………………………………………………….….……7
1.2 Причины и условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними………………………………………………………………………..12
1.3 Общая характеристика мотивационного процесса у несовершеннолетних и классификация мотивов…………………………………………………………………20
2 Уголовная ответственность несовершеннолетних по Российскому уголовному законодательству…………………………………………………………….……….25
2.1 Понятие и особенности уголовной ответственности несовершеннолетних 25
2.2 Виды и размер наказаний, применяемых к несовершеннолетним 26
2.3 Особенности назначения наказания несовершеннолетним 30
2.4 Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и уголовного наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия 34
2.5 Мероприятия по предупреждению и борьбе с преступлениями, совершенными несовершеннолетними………………………………………………….…….…..41
Заключение………………………………………………………………………..46
Глоссарий……………………………………………………….…………………50
Список сокращений…………………………………………….…………………52
Список использованных источников……………………………………………53
Приложения……………………………………………………………………….57

Файлы: 1 файл

НОВЫЙ.doc

— 441.50 Кб (Скачать)

     Приведенный перечень особых требований, предъявляемых  к несовершеннолетнему, не является исчерпывающим. В соответствии с законом следственные органы и суд могут, учитывая обстоятельства конкретного дела, применить другие ограничения и предъявить другие особые требования. Данную норму закона следует воспринимать критически по двум причинам.

     1. Субъективизм правоприменяющих  органов может повлечь за собой  нарушение прав и свобод, что не может положительно влиять на воспитание подростка.

     2. Расширительному толкованию в  уголовном праве могут подвергаться  лишь обстоятельства, смягчающие ответственность. Здесь же имеются в виду ограничения, которые способны существенно нарушить, урезать права и свободы несовершеннолетнего. Думается, что анализ практики применения этой нормы позволит пересмотреть ее с тем, чтобы сделать перечень ограничений исчерпывающим.

     Несовершеннолетнему может быть назначена не одна, а  несколько принудительных мер воспитательного воздействия, например предупреждение и возложение обязанности загладить причиненный вред.

     Срок  передачи под надзор родителей или  лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа, а также ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего устанавливается от 1 месяца до 2-х лет при совершении преступления небольшой тяжести и от 6 месяцев до 3-х лет при совершении преступления средней тяжести. Эта обязанность возложена на орган, назначающий данные меры, что также должно оцениваться критически. В законе указаны минимальные и максимальные сроки, в пределах которых их можно индивидуализировать исходя из конкретных обстоятельств дела. В противном случае возможны грубые нарушения принципа законности. В течение этого периода возможно сделать обоснованный вывод об исправлении подростка либо его стремлении уклониться от исполнения возложенной на него меры; решить вопросы о возобновлении (завершении) учебы, устройстве на работу, установлении опеки, попечительства и т.п. Формализация сроков, единых для правоприменяющих органов всей Российской Федерации, особенно важна сейчас, так как вновь принятый закон переводит освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности (с применением предупредительных мер воспитательного воздействия) из безусловного в условное.

     В случае систематического неисполнения принудительной меры воспитательного воздействия она по представлению специализированного государственного органа (комиссии по делам несовершеннолетних, например) отменяется. Материалы возвращаются в тот орган, который вынес постановление (определение) о прекращении уголовного дела, чтобы он решил вопрос о привлечении несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

     Систематическим неисполнением следует считать  отказ или уклонение от обязанностей, совершенное подростком в третий раз в течение года. Все случаи неисполнения должны быть официально зафиксированы с указанием, какие меры были приняты комиссией.

     Освобождение  несовершеннолетних от уголовного наказания.

     Основанием  здесь, так же как и при освобождении от уголовной ответственности, является невысокая степень общественной опасности деяния и личности, позволяющая достичь целей наказания другими, не уголовно-правовыми мерами.

     Освобождение  от наказания делится на три вида:

     - освобождение до начала его отбытия с применением мер воспитательного воздействия (ч. 1 ст. 92 УК);

     - освобождение до начала его отбытия с помещением осужденного в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних (ч. 2 ст. 92 УК);

     - освобождение от дальнейшего отбытия наказания (ст. 93 УК).

     Первый  вид применяется, когда преступление относится к категории небольшой или средней тяжести, а характеристика личности и обстоятельства его совершения показывают, что принудительных мер воспитательного воздействия в данном случае достаточно. Суд при наличии этих условий выносит обвинительный приговор по делу, но освобождает подсудимого от наказания, применив к нему указанные меры. Общий контроль за исполнением суд осуществляет самостоятельно. Констатацией сохранения уголовной ответственности служит обвинительный приговор.

     Второй  вид освобождения от наказания следует применять, когда несовершеннолетний хотя и осуждается за преступление средней тяжести и тяжкого преступления, но в суде выясняется, что цели наказания могут быть достигнуты только путем помещения осужденного в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних. Такая ситуация может возникнуть при каких-либо аномалиях в психическом развитии подсудимого, не позволяющих ему находиться в колонии среди здоровых осужденных, либо при установлении педагогической (социальной) запущенности, которую можно устранить лишь в специализированном учреждении, используя сугубо индивидуальный подход к несовершеннолетнему.

     Срок  пребывания в указанных учреждениях  не может превышать 3-х лет. Пребывание в указанных учреждениях может быть прекращено и досрочно, если по заключению специализированного государственного органа, обеспечивающего исправление, несовершеннолетний не нуждается более в дальнейшем применении данной меры. Вместе с тем закон предусматривает и продление срока, но только в случае необходимости завершить общеобразовательную или профессиональную подготовку.

     Продление срока пребывания несовершеннолетнего  в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа допускается  только по ходатайству несовершеннолетнего.

     Условия применения одних и тех же мер воспитательного воздействия при освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности и при освобождении от наказания необходимо различать по следующим признакам:

     - освобождение от уголовной ответственности с применением названных мер возможно, если подросток совершил преступление небольшой или средней тяжести (ст. 90 УК). При освобождении от наказания этого условия не требуется (ст. 92 УК);

     - при освобождении от уголовной ответственности за преступление средней тяжести к подростку применяются меры воспитательного характера (ст. 90 УК). При освобождении от наказания (ст. 92 УК) он должен быть помещен в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение.

     Третий  вид освобождения несовершеннолетнего  от наказания именуется условно-досрочным и применяется в тех случаях, когда лицо уже отбывает наказание в виде исправительных работ или лишения свободы. Оно применяется судом, находящимся в месте дислокации воспитательной колонии, по представлению администрации и после фактического отбытия:

     - не менее 1/3 срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести либо за тяжкое преступление.

     - не менее 2/3 срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление.

     В законе не указываются условия, необходимые для условно-досрочного освобождения несовершеннолетних, так как они те же, что и для взрослых (ст. 79 УК). Аналогично решается вопрос и о правовых последствиях неисполнения условий досрочно освобожденным подросткам (п. 7 ст. 79 УК). В отличие от взрослых (ст. 80 УК) закон специально для несовершеннолетних не предусматривает возможность замены не отбытой части наказания более легким видом и освобождение от наказания в связи с болезнью (ст. 81 УК).

     К особенностям уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних относятся сокращенные сроки давности и погашения судимости (ст. 94, 95 УК)17.

     Важное, не известное ранее положение  установлено ст. 96 УК, где говорится, что в исключительных случаях  с учетом характера совершенного деяния и личности суд может применить положения главы 14 УК, регламентирующей особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати дет, кроме помещения их в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних.

     В законе не указывается, какие случаи надо считать исключительными. Установление их, видимо, будет отнесено к компетенции суда, который безусловно учтет не только характер общественной опасности совершенного преступления, но и личные качества виновного — уровень интеллектуального развития, наличие аномалий в психике, повышенную внушаемость, конформизм и т.п. На решение вопроса может повлиять также установление причин совершения преступления и педагогические прогнозы по исправлению лица при условии применения к нему льгот и особенностей, регламентированных законом для несовершеннолетних.

     Часть 5 статьи 92 УК предусматривает составы  преступлений, за совершение которых  несовершеннолетние не подлежат освобождению от наказания. 

     2.5 Мероприятия по предупреждению и борьбе с преступлениями, совершенными несовершеннолетними 

      Службами  МВД проводится определенная работа по выполнению мероприятий, направленных на предупреждение правонарушений несовершеннолетних.

      Направляются  информационные письма и обзоры о  состоянии взаимодействия следователей и сотрудников, о недостатках в осуществлении профилактической работы с подростками, о состоянии законности и соблюдения прав несовершеннолетних, о практике работы следственных подразделений ОВД по расследованию дел данной категории с рекомендациями по устранению имеющихся недостатков.

      Несмотря  на меры, принимаемые компетентными  органами, недостатки в работе по данному направлению устраняются крайне медленно. По - прежнему, имеются упущения в вопросах взаимодействия следователей с другими службами, недостаточное внимание уделяется профилактике правонарушений.

      Хотя  в следственных подразделениях, как  правило, определены сотрудники для  ведения дел данной категории, они  загружаются и другими уголовными делами. В то же время расследование дел в отношении подростков поручается разным сотрудникам, без учета уровня подготовки и опыта работы по этой линии, нередко их расследуют стажеры, следователи со стажем работы не более года.

      За  последнее время несколько улучшилось взаимодействие следователей с сотрудниками других подразделений. Руководители следственных подразделений повысили спрос за своевременное информирование о совершенных подростками преступлениях. Больше подростков ставится на профилактический учет в ходе следствия, а не после поступления из суда копии приговора.18

      Однако работа следователей по взаимодействию по-прежнему сводится к направлению запросов и поручений, хотя в некоторых делах отсутствуют поручения следователей о сборе характеризующего материала на подростков, совершивших преступления. В отдельных случаях личность несовершеннолетнего в ходе следствия остается неизученной.

      С каждым годом увеличивается количество несовершеннолетних, совершивших повторные преступления. Одним из условий, способствующих росту повторной преступности среди подростков, является отсутствие  информации у следователей о совершенных преступлениях. Зачастую информация содержится только в запросах или поручениях, что не является основанием постановки несовершеннолетних на профилактический учет. До сих пор имеются факты, когда следователи не уведомляют инспекторов о принимаемых решениях по уголовному делу. Не располагая информацией о том, предъявлялось ли подростку обвинение, какая избрана мера пресечения, направлено ли дело в суд или прекращено, вынуждены собирать ее самостоятельно: по данным информационного центра, из журналов регистрации преступлений, в ходе бесед со следователями и даже подученными подростками.

     Сотрудники  практически не знакомятся с материалами уголовных дел, хотя содержащиеся в них сведения могли бы стать важным подспорьем в организации с несовершеннолетними профилактической работы. Иногда следователи не допрашивают инспекторов, а, следовательно, не обеспечивают всестороннего изучения в ходе предварительного расследования личности обвиняемого, что отрицательно сказывается при назначении несовершеннолетнему наказания в суде.

      Слабо реализуются вопросы взаимодействия при избрании мер пресечения.

      В ходе следствия, ошибок при решении  вопроса об освобождении несовершеннолетних, совершивших преступления, от уголовной ответственности, несогласованности действий следователя и сотрудника, отсутствия надежного механизма контроля за поведением несовершеннолетних, обвиняемых, у многих из них возникает ощущение безнаказанности, что объективно способствует продолжению преступной деятельности.

      Существенные  недостатки имеются и в организации  оперативно-розыскной работы среди  несовершеннолетних. Отсутствие контроля над подростками приводит к совершению ими тяжких преступлений.

      В связи с вышеизложенным, видится целесообразным обеспечить четкую специализацию следователей по расследованию уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних. В случае совершения подростком повторных преступлений во время предварительного следствия в десятидневный срок должны проводиться служебные проверки в отношении сотрудников, не обеспечивших их предотвращение. В практику вводится совместное рассмотрение следователями, сотрудниками материалов о преступлениях несовершеннолетних при решении вопроса о применении к ним меры пресечения. Если же подросток освобожден от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, предлагается приобщать к материалам уголовного дела документы о принятии мер воспитательного и профилактического характера.

Информация о работе Уголовная ответственность несовершеннолетних