Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:15, дипломная работа
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что преступления, совершае-мые несовершеннолетними, представляют особую опасность для общества. Подро-стки, вовлекаемые в совершение преступлений, становятся «резервом» взрослой преступности. Несовершеннолетние давно превратились в криминально активную часть населения страны. Темпы роста подростковой преступности опережают ана-логичные показатели всей преступности, то есть идёт криминализация общества
Введение……………………………………………………………………….……3
1 Особенности преступлений, совершаемых несовершеннолетними…………..7
1.1 Исторический аспект развития уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних………………………………………………….….……7
1.2 Причины и условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними………………………………………………………………………..12
1.3 Общая характеристика мотивационного процесса у несовершеннолетних и классификация мотивов…………………………………………………………………20
2 Уголовная ответственность несовершеннолетних по Российскому уголовному законодательству…………………………………………………………….……….25
2.1 Понятие и особенности уголовной ответственности несовершеннолетних 25
2.2 Виды и размер наказаний, применяемых к несовершеннолетним 26
2.3 Особенности назначения наказания несовершеннолетним 30
2.4 Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и уголовного наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия 34
2.5 Мероприятия по предупреждению и борьбе с преступлениями, совершенными несовершеннолетними………………………………………………….…….…..41
Заключение………………………………………………………………………..46
Глоссарий……………………………………………………….…………………50
Список сокращений…………………………………………….…………………52
Список использованных источников……………………………………………53
Приложения……………………………………………………………………….57
Немало учащихся числится в списках учебных заведений, в то время как они давно бросили учебу, или администрация школ в нарушение требований закона без согласия комиссии по делам несовершеннолетних исключает учащихся за плохое поведение, переводит в вечернюю школу, в ПТУ, не интересуясь, действительно ли они продолжают учебу.
В некоторых школах и ПТУ администрация не изучает условия нравственного формирования личности учащихся в семье, общежитии, во время прохождения производственной практики, не проводит вдумчивой, кропотливой работы с каждым подростком, склонным к правонарушениям, в ее действиях до сих пор преобладает стремление к проведению массовых профилактических мероприятий вместо кропотливой индивидуально-профилактической работы, мало уделяется внимания предотвращению пьянства, наркомании и токсикомании.
Встречаются факты сокрытия администрацией от правоохранительных органов правонарушений подростков, что способствует формированию у них чувства безнаказанности.
Кроме того, хозяйственные руководители зачастую не создают необходимых условий для труда и быта подростков, занятых на производстве, повышения их профессионального, общеобразовательного и культурного уровня. Большой вред приносит формальный подход администрации и общественных организаций к вопросу о подборе общественных воспитателей, закреплении шефов, наставников за подростками-новичками. Их обучение на некоторых предприятиях поручается судимым или лицам, злоупотребляющим спиртными напитками. Особое внимание необходимо обращать на работников торговли, продающих спиртные напитки подросткам, на взрослых, вовлекающих подростков в пьянство, употребление наркотиков, в преступную деятельность, а также на условия и причины формирования преступных групп несовершеннолетних. При этом важно выявлять их организаторов и принимать эффективные меры к предотвращению появления новых антиобщественных групп.
Не всегда вовлекается в работу с трудными подростками, в организацию их досуга, спортивных мероприятий общественный актив: педагоги, спортсмены, студенты, способные увлечь подростков интересным делом. Между тем хорошо зарекомендовали себя такие формы, как приобщение подростков во время школьных каникул к посильному труду, привлечение в клубы подростков, спортивно-трудовые лагеря и др.[16].
При
расследовании повторных
Сложившаяся в сознании того или иного подростка антиобщественная направленность содержит в себе лишь возможность совершения преступления. Она становится причиной конкретного преступления при наличии условий, способствующих ее реализации. В отличие от взрослых преступников, которые нередко настойчиво ищут возможности осуществления своих намерений и даже искусственно создают условия для совершения преступлений, подростки в большинстве случаев не совершат преступления, если в окружающей их обстановке не найдут соответствующих условий.
Это обстоятельство делает особенно важной работу всех государственных и общественных организаций, должностных лиц по устранению недостатков в своей деятельности, а также по выявлению и устранению условий, способствующих или могущих способствовать совершению подростками преступлений[15].
К числу таких условий относятся: недостатки в организации учета, контроля и хранения материальных ценностей; проверок деятельности должностных лиц на предприятиях, в торговых организациях и т.п.; в подборе кадров и комплектовании состава воспитателей и педагогов в учебных заведениях, общежитиях, детских учреждениях в деятельности по охране порядка и имущества. Сюда же следует отнести разного рода отступления от требований законов и нормативных актов, допускаемые должностными лицами: безразличное, пассивное отношение отдельных должностных лиц к правонарушениям, совершаемым подростками.
Иногда при расследовании уголовных дел недостатки, являющиеся условиями, способствующими совершению несовершеннолетними преступлений, обнаруживаются и в деятельности самих органов внутренних дел. К таким недостаткам, прежде всего, относятся факты: сокрытия от учета и регистрации правонарушений и преступных проявлений подростков, несвоевременного реагирования на сигналы о правонарушениях несовершеннолетних, слабая активность в разобщении преступных группировок.
Выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений несовершеннолетними, осуществляется во время допросов самого несовершеннолетнего правонарушителя, свидетеля, производства иных следственных действий, путем истребования характеристик, справок, других документов.
Поскольку производство следственных действий подробно регламентировано и не нуждается в дальнейшем разъяснении, остановимся на рассмотрении некоторых особенностей их производства лишь в части выявления причин и условий, способствовавших совершению преступлений несовершеннолетними.
Чистосердечное признание и раскаяние, которое испытали большинство изученных правонарушителей, свидетельствует о наличии психологического контакта между следователями и виновными, а также хорошей основы для выявления причин и условий преступления. Как правило, подросток достаточно подробно рассказывает о предупредительной работе с ним работников КДН, педагогов, толкнувших его на путь совершения преступления. Менее охотно подчас несовершеннолетний дает показания о своих взаимоотношениях с родителями, друзьями, соучастниками преступления, со взрослыми, вовлекшими его в преступную деятельность, пьянство. Это объясняется разными причинами: ложно понимаемым чувством дружбы, боязнью мести, родственными связями.
В подобных ситуациях необходимо обратить внимание подростка на его неправильную линию поведения, стремиться доказать, что безнаказанность лиц, вовлекших его в преступление, может иметь отрицательные последствия для других подростков. Если же подросток упорно не желает рассказывать о взаимоотношениях в семье, жилищно-бытовых условиях его жизни и воспитания, не следует настаивать на этом: подросток может замкнуться, психологический контакт будет утерян. Указанные сведения могут быть получены следователем путем допросов других лиц - свидетелей по делу: родственников, педагогов, инспекторов, воспитателей и др., каждый из которых может осветить ту или иную сторону жизни подростка, сообщить о причинах и условиях, толкнувших его на совершение преступления, а также мерах, которые принимались для устранения негативных обстоятельств. Родители, например, могут рассказать о состоянии здоровья подростка, перенесенных в детстве заболеваниях, его учебе, взаимоотношениях с учителями, одноклассниками, круге друзей, их влиянии на него. Педагог охарактеризует подростка в учебном или производственном коллективе, отношение подростка к правилам внутреннего распорядка, трудовой дисциплине, общественной жизни коллектива. Учитель объяснит причины отставания в учебе, расскажет об интересах и поведении в свободное от учебы время, взаимоотношениях с одноклассниками.
Наставник, инспектор или КДН помогут понять особенности личности подростка, его интересы, увлечения. Из допроса этих лиц следователь сможет сделать вывод об эффективности и своевременности принимаемых мер по исправлению подростка, отношении несовершеннолетнего к проводимым мероприятиям. Необходимо иметь в виду, что указанные свидетели подчас охотно дают негативную информацию о подростке, хотя редко признают и свои недоработки, недостатки в профилактической деятельности. Поскольку такие факты имеют существенное значение для выявления причин и условий, способствовавших совершению подростком преступления, следователь должен настойчиво устанавливать их в процессе предварительного следствия.
Часть
сведений о криминогенных
Так,
изучением планов воспитательной работы
на учебный год, протоколов заседаний
педагогических советов, материалов оперативных
совещаний, планов индивидуально-воспитательной
работы с учащимися следователь может
получить в ходе следствия достаточно
полные, конкретные и неоспоримые факты,
позволяющие ему проанализировать их,
выявить имевшиеся упущения и недостатки
в деятельности учреждений, организаций
и отдельных должностных лиц, способствовавших
в конечном итоге совершению подростком
преступления[23].
1.3
Общая характеристика
мотивационного процесса
у несовершеннолетних
и классификация мотивов
Мотив любого социально значимого поступка – итоговая характеристика личности на данный момент ее жизнедеятельности. Основными сферами жизнедеятельности являются труд, быт, досуг, те факторы, под воздействием которых происходит становление личности. Именно в силу этих обстоятельств и побудительная, и смыслообразующая стороны мотивов преступления несовершеннолетних будут отличатся от мотивов преступления взрослых. Непосредственной причиной отличия мотивов преступления подростков по сравнению с мотивами преступлений взрослых является особое, обусловленное возрастом и системой общественных институтов социальное положение несовершеннолетних. Для возраста 14-17 лет характерен бурный процесс становления личности. Поступки несовершеннолетних нередко носят недостаточно обдуманный и отчасти импульсивный характер.
Сам по себе возраст несовершеннолетнего правонарушителя еще не всегда предполагает обязательный, соответствующий ему уровень интеллектуального развития личности, что, безусловно, накладывает отпечаток на волевые свойства и процесс осознания смысла совершаемых действий. Преступления, совершенные несовершеннолетними имеют различную мотивацию (см. Приложение Б).
Большинство мотивов преступлений несовершеннолетних можно разделить на три больших группы:
Корыстный мотив: в группе мотиваций, сходной с мотивацией преступлений взрослых, наибольший удельный вес приходится на корыстный мотив.
Для несовершеннолетних характерным является то, что их потребности значительно завышены и не всегда соответствуют реальным возможностям и удовлетворения. Исследования показали, что для удовлетворения завышенных потребностей старшеклассников в возрасте 16-18 лет родители ограничивали свои личные потребности. Появление новых вещей с высокими потребительскими свойствами, влияние моды, групповых норм и другое, обуславливают появление у несовершеннолетних новых потребностей, тогда когда как возможности их удовлетворения крайне ограничены.7
Определяющую роль в мотивации противоправного способа удовлетворения потребностей у несовершеннолетних нередко играет несвоевременная раскрываемость преступлений и определенная безнаказанность их по преступлениям, что создает у подростков иллюзия легкости и доступности удовлетворения потребностей именно таким путем.
Характерным
для корыстных мотивов в
Близкий по содержанию с корыстью является такой мотив, как стремление добыть средства на приобретение спиртных напитков. Он тоже, как и корыстный мотив, реализовавшись в поступке, подрывает общественные отношения по поводу распределение материальных благ, однако в отличие от корыстного мотива не содержит в себе страсти к накопительству или обеспечению себе наилучшего материального положения, а носит скорее сиюминутный и потребительский характер. С точки зрения побудительных начал данный мотив исходит из привычки для некоторой части подростков к употреблению алкоголя в большом количестве и усугубляет нетрезвым состоянием подростков. Если в содержании корысти в большой степени доминируют социальные факторы, то стремление добыть средства на спиртное – физиологическое состояние организма. Разумеется, подобное физиологическое состояние не предопределяет поступок подростка, но, как правило, потребность в спиртном удовлетворяется преступным путем. Все это лишний раз подтверждает необходимость настойчивой борьбы с употреблением спиртных напитков несовершеннолетними.
Информация о работе Уголовная ответственность несовершеннолетних