Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 23:42, курсовая работа
Указанные специфические черты преступности несовершеннолетних и привели законодателя к необходимости тщательной регламентации уголовной ответственности несовершеннолетних, подчас отступающей от общих правил и начал уголовной ответственности и наказания. Законодательством предусмотрены особые условия установления видов наказания для несовершеннолетних, назначения им наказания, освобождения их от уголовной ответственности и наказания, исчисления сроков давности и погашения судимости.
Введение 3
1.История развития законодательства России об уголовной ответственности несовершеннолетних 5
2.Уголовная ответственность несовершеннолетних, ее реализация
и освобождение от нее 13
3.Особенности наказания несовершеннолетних 20
4.Уголовная ответственность несовершеннолетних по 28
законодательству зарубежных стран
Заключение 30
Список использованной литературы 33
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Юридический факультет
Кафедра уголовного права
Курсовая работа
по курсу «Уголовное право России»
на тему:
«Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних»
Нижний Новгород
2008
Содержание
Введение
1.История развития законодательства России об уголовной ответственности несовершеннолетних
2.Уголовная ответственность несовершеннолетних, ее реализация
и освобождение от нее
3.Особенности наказания несовершеннолетних
4.Уголовная ответственность несовершеннолетних по 28
законодательству зарубежных стран
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность выбранной темы данной курсовой работы обусловлена, главным образом, тем, что проблема уголовной ответственности несовершеннолетних является одной из наиболее важных в правовой науке, так как она связана с задачами воспитания подрастающего поколения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних, а во-вторых, -имеющим место в последнее время заметным ростом преступности несовершеннолетних, а также неблагоприятными структурными изменениями в ней (увеличение процента насильственных и корыстных преступлений, а также деяний, совершаемых на почве злоупотребления алкоголем и наркотическими веществами).
Борьба с правонарушениями несовершеннолетних — одна из наиболее важных сторон всего процесса искоренения преступности в нашей стране. Значительное место в этом процессе занимает уголовно-правовая деятельность. Главное ее содержание заключается в воспитательной работе, предупреждении правонарушений со стороны подростков, устранении причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних. Все эти задачи могут быть успешно решены лишь при условии точного соблюдения процессуального законодательства, регламентирующего порядок предварительного расследования по делам несовершеннолетних.
Среди преступлений, совершаемых несовершеннолетними, велика доля тяжких корыстных и корыстно-насильственных преступлений. Нередко им присущи также черты вандализма, чрезмерной жестокости. Большое количество этих преступлений совершаются в соучастии, что также отвечает специфике психологии подростков. Примерно каждое третье преступление совершается ими совместно с взрослыми.
Указанные специфические черты преступности несовершеннолетних и привели законодателя к необходимости тщательной регламентации уголовной ответственности несовершеннолетних, подчас отступающей от общих правил и начал уголовной ответственности и наказания. Законодательством предусмотрены особые условия установления видов наказания для несовершеннолетних, назначения им наказания, освобождения их от уголовной ответственности и наказания, исчисления сроков давности и погашения судимости.
1 История развития законодательства России об уголовной ответственности несовершеннолетних.
В настоящее время в России идут масштабные и быстрые процессы социально-экономических и политических изменений в обществе. В этот период времени особенно трудно приходится несовершеннолетним с их еще не устоявшейся психикой, не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Представление несовершеннолетних о морали и праве в силу возрастных причин находятся, в основном, на вербальном уровне, они не в полной мере осознаны, и поэтому не являются автоматическими регуляторами их поведения. Несовершеннолетние нуждаются в охране и заботе, и поэтому общество не может предъявлять им требования, равные с требованиями, равные с требованиями, предъявляемыми к лицу зрелого возраста[1].
Уголовное законодательство России на большинстве этапов своего исторического развития искало средства исправления несовершеннолетних правонарушителей, не связанные с применением мер уголовной репрессии. Например, в декрете СНК РСФСР от 14 января 1918 г. «О комиссиях для несовершеннолетних» указывалось, что «суды и тюремное заключение для малолетних и несовершеннолетних упраздняются, а дела о несовершеннолетних до 17 лет, замеченных в деяниях общественно опасных, подлежат ведению комиссии о несовершеннолетних». Основной идеей декрета было исправление, прежде всего, мерами воспитательного характера, была воплощена при разработке уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних. Ст. 13 «Руководящих начал» по уголовному праву РСФСР 1919 г. предусматривалось, что несовершеннолетние до 14 лет не подлежат суду и наказанию. К ним применимы лишь воспитательные меры (приспособления). Такие же меры применяются к лицам от 14 до 18 лет, «действующим без разумения». Если же они «действуют с разумением», а именно сознавая общественную опасность своих действий, то возможны меры уголовного наказания. Право решения этого вопроса предоставлялось суду. Декрет СНК РСФСР «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно-опасных действиях», принятый 4 марта 1920 г., повысил возраст несовершеннолетних, дела о которых подлежали рассмотрению на комиссиях, до 18 лет. В соответствии со ст. 4 декрета эти комиссии имели право передавать в суд дела лиц в возрасте 14–18 лет только в том случае, когда меры медико-педагогического воздействия не оказали должного влияния. К 1920 г. на территории РСФСР было создано 245 комиссий по делам несовершеннолетних, продуманы меры, которые они могли применять. Комиссии широко использовали предоставленные им права. Их деятельность сыграла важную роль в ликвидации беспризорности и предупреждении преступности среди несовершеннолетних. Однако многие подростки, жившие вне семьи и общавшиеся с взрослыми преступниками, нуждались в более эффективных методах, связанных с помещением в воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения. Первые из них были созданы в 1918 г. Это были детские дома, приемники-распределители, школы-коммуны, институты трудового воспитания для особо трудных подростков. На эти лечебно-воспитательные учреждения для юных правонарушителей в возрасте от 17 до 21 года была возложена задача обучения, воспитания и подготовки молодежи к трудовой жизни. Просуществовали эти учреждения недолго из-за возникших трудностей экономического порядка, отсутствия достаточного количества педагогов и воспитателей. Комиссии по делам несовершеннолетних, действовавшие, в основном, на общественных началах, не могли обеспечить надлежащий уровень работы с социально запущенными детьми. Контингент самих комиссий был нестабилен, члены их в большинстве случаев не имели педагогического образования и опыта работы.
УК РСФСР 1922 г. снова понизил возраст уголовной ответственности с 18 лет до 16. Для лиц младше этого возраста основным средством воздействия по-прежнему были меры воспитательного характера. Уголовная ответственность к подросткам 14–16 лет применялась по постановлениям комиссий в исключительных случаях, когда меры воспитательного характера не оказывали надлежащего воздействия.
Основными началами уголовного законодательства СССР 1924 г. были введены понятия «малолетний и несовершеннолетний» правонарушитель. В ст. 7 Основ указывалось, что к первым можно применять лишь меры медико-педагогического характера. Ко вторым они применяются только в тех случаях, когда соответствующие органы признают невозможным назначить меры судебно-исправительного характера. Определение возраста, с наступлением которого связывалось понятие малолетнего и несовершеннолетнего, а также обязательных случаев привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности относились к компетенции союзных республик. Однако УК РСФСР 1926 г. не указал точного возраста уголовной ответственности. Деление на малолетних и несовершеннолетних производилось лишь теоретически; в законе эти понятия отсутствовали.
В период с 1925 по 1931 г. большинство дел правонарушителей в возрасте до 18 лет рассматривалось комиссиями по делам несовершеннолетних. В суды передавалось около 10% дел.
Следующий, отличающийся от предыдущих период начался с принятия Постановления ЦИК и СНК от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетни». Он продолжался до 1957 г. и характеризовался, с одной стороны, более четкой разработкой мер по ликвидации беспризорности и безнадзорности подростков, а с другой – резким расширением и ужесточением уголовно-правовых методов борьбы с преступностью несовершеннолетних, в ущерб мерам воспитательного характера. Наличие этих черт объяснялось рядом причин. Одна из них состояла в том, что к этому времени в стране, в основном, была ликвидирована беспризорность в том смысле, в каком она существовала в 1917–1927 гг. (отсутствие семьи, смерть родителей и близких родственников). Беспризорными стали считать подростков, которые, уйдя из дома, в течение двух месяцев и более находились вне семьи, учебного или трудового коллектива. Наличие беспризорных и безнадзорных (т. е. находившихся вне родительского контроля) несовершеннолетних ставилось в вину не только родителям, но и местным советам, партийным, профсоюзным, комсомольским организациям, которые не прилагали достаточных усилий для ликвидации и предупреждения детской безнадзорности. В постановлении предлагалось принять безотлагательные меры к предупреждению преступности несовершеннолетних. Рекомендовалось привлекать к уголовной ответственности лиц, вовлекающих подростков в преступную деятельность.
Крайне важный документ в деле борьбы с преступностью несовершеннолетних носил декларативный характер и не был обеспечен практическими мерами. Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, принятое еще в 1931 г., не содержало четкого перечня мер воспитательного характера. Отсутствовала материальная база для увеличения числа детских воспитательных и лечебных заведений. Более того, названным постановлением комиссии по делам несовершеннолетних были вообще ликвидированы. С 1935 по 1960 г. в стране не было специального органа, координирующего работу многих учреждений, ведомств и общественных организаций по предупреждению преступности несовершеннолетних.
Принятый 7 апреля 1935г. закон резко понизил возраст уголовной ответственности за ряд наиболее распространенных среди несовершеннолетних преступлений. С 12 лет к ответственности с применением всех мер уголовного наказания стали привлекать за кражу, насилие, телесные повреждения, увечья, убийство либо попытку убийства.
Нечеткость законодательной трактовки всех понятий вызывала субъективизм при разрешении конкретных уголовных дел (возникали вопросы: о каких кражах по размеру идет речь, что понимается под насилием, увечьем, о каких по степени тяжести телесных повреждениях говорилось в законе, наказываются ли перечисленные (кроме кражи) действия, совершенные по неосторожности). Только сопоставление ст. 12 и ст. 22 УК РСФСР 1926 года, в которых трансформировался Закон от 17 апреля 1935 г., позволяло сделать вывод, что исключительная мера наказания – расстрел не могла применяться к лицам, не достигшим 18-летнего возраста на момент совершения преступления. Что же касается лишения свободы, предельным сроком которого было 10 лет для всех категорий лиц, совершивших преступления, то оно касалось и подростков 12-летнего возраста.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 декабря 1940 г. уголовная ответственность с 12-летнего возраста была установлена также за действия, могущие вызвать крушение поезда. Возраст, с которого вменялись все остальные преступления, был установлен лишь Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1942 г. – 14 лет. Президиум Верховного Совета СССР разъяснил также, что уголовная ответственность несовершеннолетних наступает как в отношении умышленных, так и неосторожных преступлений. Законом был отброшен весь накопленный ранее опыт мер воспитательного характера, основанный на положениях первых декретов. На установление уголовной ответственности с 12 лет, скорее всего, повлияла господствующая в то время концепция принуждения как универсального средства борьбы с преступностью[2].
Ошибочность принятого направления была очевидной для работников суда и прокуратуры. Не имея возможности применять к несовершеннолетним правонарушителям меры воспитательного характера, суды часто назначали наказания, связанные с краткими сроками. Это приводило к негативным последствиям. Осужденные подростки, общаясь с взрослыми преступниками либо с неоднократно судимыми сверстниками, возвращались домой после отбытия наказания с большим грузом асоциальных взглядов, привычек, наклонностей, чем до осуждения. Наркомат юстиции СССР, обобщив судебную практику, издал 15 апреля 1936 г. циркуляр "Об улучшении работы судов по борьбе с преступлениями, совершенными подростками", в котором рекомендовал судам проявлять особую внимательность при определении наказания несовершеннолетним. В свою очередь прокуратура по возможности ограничивала привлечение к уголовной ответственности лиц 12–14 лет. В связи с этим роста судимости среди несовершеннолетних не наблюдалось. Более того, к 1940 г. количество осужденных по сравнению с 1931 г. уменьшилось на 50%.
Информация о работе Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних