Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 09:36, курсовая работа
Целесообразность выделения правового института предусматривающего особенности уголовной ответственности несовершеннолетнего обусловлена: 1) значимостью данной проблемы для общества; 2) социально-психологическими особенностями лиц в возрасте от 14 до 18 лет; 3) спецификой уголовно-правовых мер, применяемых в отношении несовершеннолетних; 4) необходимостью точно установить правовую регламентацию отступлений от общих правил уголовной ответственности.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общие положения, относящиеся к уголовной ответственности и наказанию несовершеннолетних…………………………………………………5
1.1 История развития уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних………………………………………………………….…..5
1.2 Понятие несовершеннолетних по Российскому уголовному законодательству………………………………………………………………...11
Глава 2. Особенности применения уголовной ответственности в отношении несовершеннолетних…………………………………………………………….15
2.1 Сущность, цели и принципы наказания……………………………..15
2.2 Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Особенности наказания несовершеннолетних………………………………………………...22
2.3 Особенности применения наказания несовершеннолетним……….26
Глава 3. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания…………………………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………….36
Список источников и использованной литературы……………
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общие положения, относящиеся
к уголовной ответственности и наказанию
несовершеннолетних………………………………
1.1 История развития уголовного
законодательства об
1.2 Понятие несовершеннолетних
по Российскому уголовному
Глава 2. Особенности применения уголовной
ответственности в отношении несовершеннолетних………………………………
2.1 Сущность, цели и принципы наказания……………………………..15
2.2 Виды наказаний, назначаемых
несовершеннолетним. Особенности наказания
несовершеннолетних………………………………
2.3 Особенности применения
Глава 3. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности
и наказания………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список источников и использованной литературы…………………………...38
Введение
Актуальность темы исследования. Современное законодательство уделяет значительное внимание вопросам уголовной ответственности несовершеннолетних по сравнению с УК РСФСР 1960г. Впервые в материальном праве законодательно определено само понятие «несовершеннолетний» - лицо, которому исполнилось четырнадцать лет, но не исполнилось восемнадцати лет (ч. 1 ст. 87 УК РФ).
Целесообразность выделения правового института предусматривающего особенности уголовной ответственности несовершеннолетнего обусловлена: 1) значимостью данной проблемы для общества; 2) социально-психологическими особенностями лиц в возрасте от 14 до 18 лет; 3) спецификой уголовно-правовых мер, применяемых в отношении несовершеннолетних; 4) необходимостью точно установить правовую регламентацию отступлений от общих правил уголовной ответственности.
Оценка преступления, совершенного несовершеннолетним, зависит от особенностей социально-психологического развития несовершеннолетних: подчас низкого уровня социализации, недостаточной психофизической, возрастной и социальной зрелости, искаженных представлений о нравственных приоритетах, специфических черт характера (вспыльчивость, неуравновешенность), подверженность влиянию со стороны «неформальных лидеров» и взрослых и т.д.
Среди преступлений, совершаемых несовершеннолетними, велика доля тяжких корыстных и корыстно-насильственных преступлений. Изучение судебной практики показывает, что примерно половина преступлений совершается несовершеннолетними в соучастии. Нередко в качестве организаторов, подстрекателей и соисполнителей оказываются взрослые лица, уже имеющие преступный опыт. Все это требует соответствующего уголовно-правового инструментария для противодействия преступности несовершеннолетних.
Цель государственного воздействия за совершенное несовершеннолетним преступление, можно сказать, сугубо утилитарна и выражена в том, чтобы наилучшим способом отразить в назначенном наказании карательных и воспитательных моментов. Однако понимание исправления в качестве основной цели наказания несовершеннолетних ни в коем случае не исключает применение строгих наказаний к несовершеннолетним, совершившим тяжкие преступления, характер которых свидетельствует о значительной ценностной дезориентации несовершеннолетнего. Необходимо обратить внимание на еще один важный момент - разумное наказание позволяет несовершеннолетнему, совершившему преступление, лучшим образом восстановить свой социальный статус.
В настоящее время уголовная политика в отношении противодействия преступности несовершеннолетних определяет приоритет воспитательных мер над карательными, однако реализация данной концепции выражается в основном в формальных мерах, которые широко связаны с применением уголовного осуждения, при отсутствии комплексных профилактических мер воздействия, что, безусловно, влияет на рецидив преступлений. Сегодня обозначился ряд проблем в реализации уголовной политики Российского государства в отношении несовершеннолетних.
Необходимость в специальных нормах ответственности несовершеннолетних в уголовном праве вытекает из принципов справедливости и гуманизма. С одной стороны, несовершеннолетний, «ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе», и потому общество не может предъявить ему требования, равные с требованиями, предъявленными к лицу зрелого возраста. С другой стороны, особенности психологии несовершеннолетнего позволяет лучшим образом реализовать цели уголовного наказания путем применения специальных, менее жестких мер наказания.
Объектом исследования выступает уголовная ответственность несовершеннолетних.
Предметом исследования являются особенности уголовной ответственности несовершеннолетних в России.
Цель исследования – раскрыть особенности уголовной ответственности несовершеннолетних за совершённое ими преступление и наказания.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1) Изучить состояние проблемы, на
основе анализа нормативно-
2) Охарактеризовать особенность
уголовной ответственности
3) Раскрыть некоторые
Методология исследования основана на теоретическом анализе нормативно-правовых источников и специальной литературы, изучения научных юридических изданий, а также судебной практики по теме исследования.
Материалом исследования данной работы явились Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, тексты Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, комментарии к правовым источникам, учебно-правовая литература, статьи из научно-правовых журналов.
Структура работы включает в себя введение, три главы основной части, заключение и список источников и использованной литературы.
Глава 1. Общие положения, относящиеся к уголовной ответственности и наказанию несовершеннолетних
1.1 История развития уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних
Рассматривая уголовное законодательство России в историческом аспекте можно отметить, что оно на большинстве этапов своего развития искало средства исправления юных правонарушителей, не связанные с применением мер уголовной репрессии. Так, в декрете СНК РСФСР от 14 января 1918 г. «О комиссиях для несовершеннолетних» указывалось, что «суды и тюремное заключение для малолетних и несовершеннолетних упраздняются, а дела о несовершеннолетних до 17 лет, замеченных в деяниях общественно опасных, подлежат ведению комиссии о несовершеннолетних»1.
Основная идея декрета - исправление прежде всего мерами воспитательного характера, была воплощена при разработке уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних. Ст. 13 «Руководящих начал» по уголовному праву РСФСР 1919 г. предусматривалось, что несовершеннолетние до 14 лет не подлежат суду и наказанию. К ним применяются лишь воспитательные меры (приспособления). Такие же меры применяются к лицам от 14 до 18 лет, «действующим без разумения». Если же они «действуют с разумением», т.е. сознавая общественную опасность своих действий, то возможны меры уголовного наказания. Право решения этого вопроса предоставлялось суду.
Декрет СНК РСФСР «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно-опасных действиях», принятый 4 марта 1920 г., повысил возраст несовершеннолетних, дела которых подлежали рассмотрению на комиссиях, до 18 лет. В соответствии со ст. 4 декрета эти комиссии имели право передавать в суд дела лиц в возрасте 14-18 лет только в том случае, когда меры медико-педагогического воздействия не оказали должного влияния.
К 1920 г. на территории РСФСР было создано 245 комиссий по делам несовершеннолетних, детально разработаны меры, которые они могли применять. Перечень мер медико-педагогического характера содержался в инструкции, утверждённой в 1920 г. постановлением Наркомпроса, Наркомздрава и Наркомюста РСФСР. Комиссии широко использовали предоставленные им права. Их деятельность сыграла важную роль в ликвидации беспризорности и предупреждения преступности среди несовершеннолетних. Однако многие подростки, жившие вне семьи и общавшиеся со взрослыми преступниками, нуждались в более эффективных методах, связанных с помещением в воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения. Первые из них были созданы уже в 1918г. Это были детские дома, приёмники-распределители, школы-коммуны, институты трудового воспитания для особо трудных подростков, реформатории. Так, на созданный российский реформаторий для особо трудных правонарушителей в возрасте от 17 до 21 года была возложена задача обучения, воспитания и подготовки молодёжи к трудовой жизни. Просуществовало это учреждение недолго. Трудности экономического порядка, отсутствие достаточного числа педагогов и воспитателей привели к его ликвидации1.
Аналогично складывались судьбы и других воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей (школы фабрично-заводского обучения, трудовые коммуны и др.). Комиссии по делам несовершеннолетних, действовавшие, в основном, на общественных началах, не могли обеспечить надлежащий уровень работы с социально запущенными детьми. Контингент самих комиссий был нестабилен, члены их в большинстве случаев не имели педагогического образования и опыта работы.
В связи с создавшимся положением третья сессия ВЦИК 1-го созыва 1922 г., обсуждавшая проект уголовного законодательства, положительно решила вопрос о расширении компетенции суда в борьбе с преступностью несовершеннолетних. Д.И. Курский по этому поводу сказал: «Это, конечно, объясняется не ошибочностью нашего метода, а недостатком материальных средств. Если бы у нас была сейчас возможность организацию медико-педагогического воздействия поставить так, как нужно, то есть открыть сеть учреждений для малолетних и несовершеннолетних, тогда этот вопрос был бы решён вполне благополучно».
Названный аргумент, к сожалению, и в дальнейшем развитии законодательства нередко служил причиной усиления уголовно-правовых репрессий в отношении лиц, не достигших 18 лет. УК РСФСР 1922 г. вновь снизил возраст уголовной ответственности с 18 до 16 лет. Для лиц младше этого возраста основным средством воздействия по-прежнему были меры воспитательного характера. Уголовная ответственность к подросткам 14-16 лет применялась по постановлениям комиссий в исключительных случаях, когда меры воспитательного характера не оказывали надлежащего воздействия.
Основными началами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г. были введены понятия «малолетний и несовершеннолетний» правонарушитель. В ст. 7 Основ указывалось, что к первым можно применять лишь меры медико-педагогического характера. Ко вторым они применяются только в тех случаях, когда соответствующие органы признают невозможным назначить меры судебно-исправительного характера. Определение возраста, с наступлением которого связывалось понятие малолетнего и несовершеннолетнего, а также обязательных случаев привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности относились к компетенции союзных республик. Однако УК РСФСР 1926 г. не указал точного возраста уголовной ответственности. Деление на малолетних и несовершеннолетних производилось лишь теоретически; в законе эти понятия отсутствовали.
В ст. 12 УК (в редакции 1935 г.) был дан перечень преступлений, за которые устанавливалась уголовная ответственность лиц, достигших к моменту совершения преступления 12-летнего возраста. Исходя из данной статьи можно было сделать вывод, что малолетние - это дети до 12 лет, а старше - несовершеннолетние. Практика, больше ориентированная на теорию права и здравый смысл, шла по пути признания малолетними и лиц старше 12 лет.
В период с 1925 по 1931г. большинство дел на правонарушителей в возрасте до 18 лет рассматривалось комиссиями по делам несовершеннолетних. В суды передавалось около 10% дел.
В инструкции Наркомпроса РСФСР по делам несовершеннолетних, принятой в 1921 г., указывалось, что комиссии должны передавать в суд дела лишь о тех несовершеннолетних, которые неоднократно привлекались за преступления или совершали побеги из детских учреждений, куда определялись комиссиями в связи с совершением нетяжкого преступления.
Следующий, отличающийся от предыдущих период начался с принятия Постановления ЦИК и СНК от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних». Он продолжался до 1957 г. и характеризовался, с одной стороны, более чёткой разработкой мер по ликвидации беспризорности и безнадзорности подростков, а с другой - резким расширением и ужесточением уголовно-правовых методов борьбы с преступностью несовершеннолетних, в ущерб мерам воспитательного характера. Наличие этих черт объяснялось рядом причин. Одна их них состояла в том, что к этому времени в стране, в основном, была ликвидирована беспризорность в том смысле, в каком она существовала в 1917-1927 гг. (отсутствие семьи, смерть родителей и близких родственников). Беспризорными стали считать подростков, которые, уйдя из дома, в течении двух месяцев и более находились вне семьи, учебного либо трудового коллектива. Наличие беспризорных и безнадзорных (т.е. находившихся вне родительского контроля) несовершеннолетних ставилось в вину не только родителям, но и местным советам, партийным, профсоюзным, комсомольским организациям, которые не прилагали достаточных усилий для ликвидации и предупреждения детской безнадзорности. В постановлении предлагалось принять безотлагательные меры к предупреждению преступности несовершеннолетних. Рекомендовалось привлекать к уголовной ответственности лиц, вовлекающих подростков в преступную деятельность.
Информация о работе Уголовная ответственность несовершеннолетних