Уголовная ответственность несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 09:36, курсовая работа

Краткое описание

Целесообразность выделения правового института предусматривающего особенности уголовной ответственности несовершеннолетнего обусловлена: 1) значимостью данной проблемы для общества; 2) социально-психологическими особенностями лиц в возрасте от 14 до 18 лет; 3) спецификой уголовно-правовых мер, применяемых в отношении несовершеннолетних; 4) необходимостью точно установить правовую регламентацию отступлений от общих правил уголовной ответственности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Общие положения, относящиеся к уголовной ответственности и наказанию несовершеннолетних…………………………………………………5
1.1 История развития уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних………………………………………………………….…..5
1.2 Понятие несовершеннолетних по Российскому уголовному законодательству………………………………………………………………...11

Глава 2. Особенности применения уголовной ответственности в отношении несовершеннолетних…………………………………………………………….15
2.1 Сущность, цели и принципы наказания……………………………..15
2.2 Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Особенности наказания несовершеннолетних………………………………………………...22
2.3 Особенности применения наказания несовершеннолетним……….26

Глава 3. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания…………………………………………………………………………31

Заключение……………………………………………………………………….36

Список источников и использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

Ugolovnaya_otvetstvennost_nesovershennoletnikh.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

Особенность юношеского возраста состоит в том, что в этот период в человеке закладываются такие фундаментальные качества, которые затем транслируются в его будущую жизнь.

В соответствии с ч.1 ст.20 УК РФ уголовной ответственности подлежат лица, которым до совершения преступления исполнилось шестнадцать лет.

В ч.2 ст.20 содержится перечень составов преступлений, за которые лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по достижении четырнадцатилетнего возраста, это такие преступления как, убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, кража, грабеж, вымогательство, терроризм и т.д. следует подчеркнуть, что лицо, достигшее ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за те преступления, которые доступны пониманию подростка и их общественная опасность совершенно очевидна2. Минимальные пределы возраста ответственности различны в зависимости от исторических и культурных особенностей.

Использование современного подхода заключается в определении способности ребенка перенести связанные с ответственностью моральные и психические аспекты, то есть в определении возможности привлечения ребенка, в силу индивидуальных особенностей его воспитания и понимания, к ответственности за антиобщественное поведение. Если возрастной предел ответственности установлен на слишком низком уровне или не установлен, понятие ответственности становится бессмысленным.

Согласно ст.22 УК РФ лицо, достигшее совершеннолетия, во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими, лицо подлежит уголовной ответственности. В статье рассматривается положение о том, что вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности. Обстоятельством, полностью исключающим уголовную ответственность, может быть только невменяемость. Однако среди лиц, признаваемых вменяемыми, имеются лица, имеющие различные отклонения в психическом состоянии. Это могут быть различные степени психопатии, слабоумия в степени дебильности и т.д. Лица, имеющие указанные отклонения, способны осознавать фактический характер своего поведения и руководить своими действиями, однако данные способности у них снижены и ослаблены. Подобные нарушения психического состояния не свидетельствуют о невменяемости лица, но и абсолютно вменяемым такое лицо считать нецелесообразно. Сам термин «уменьшенная вменяемость» в уголовном законе отсутствует, однако то, что психическое расстройство, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера (ч.2 ст.22 УК РФ), и является решением вопроса об уменьшенной или ограниченной вменяемости.

Особое психическое состояние лица в момент совершения общественно опасного деяния может служить основанием для назначения более мягкого наказания, при этом суду необходимо учитывать характер совершенного преступления, степень его общественной опасности, особенности личности и степень имеющегося у нее психического расстройства, а также оценивать все обстоятельства дела в совокупности.

Следует сделать вывод: несовершеннолетний по Российскому законодательству - это лицо, не достигшее возраста совершеннолетия на момент совершения преступления. При назначении наказания устанавливается точный возраст лица, совершившего преступления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности применения уголовной ответственности в отношении несовершеннолетних

 

2.1 Сущность, цели и принципы  наказания

 

Наказание, будучи основной формой выражения и реализации уголовной ответственности несовершеннолетних, применительно к этой категории преступников имеет свои существенные особенности, вытекающие из уголовной ответственности несовершеннолетних. Эти особенности наказания отличают его от другой формы ответственности несовершеннолетних - от принудительных мер воспитательного характера1.

Для уяснения этих особенностей отправным является положение о том, что сущностью наказания является кара. Это положение, хотя в несколько негативной форме, но достаточно ясно выражено в законе. В то же время наказание нельзя сводить только к каре, оно имеет более сложные структуру и формы проявления. К ним могут быть отнесены и цели наказания, и его функции, которые могут меняться в зависимости от того, в каких условиях и в отношении каких правонарушителей оно применяется, от характера и направления уголовной политики. При всём этом сущностью, а не просто составной частью наказания остается кара, имеющая решающее значение при определении всех свойств и форм проявления наказания.

В юридической литературе нет единообразия в понимании содержания кары как сущности наказания. Большинство авторов обычно сводят её к страданиям, которые приносит осужденному применение наказания. Такой подход не дает возможности полнее раскрыть свойства и особенности карательного содержания наказания, проследить механизм его воздействия, особенно когда речь идет о разных категориях преступников, в частности несовершеннолетних. Более того, он таит в себе опасность переоценки значения чисто психофизического влияния наказания и, следовательно, ограничения его роли как социального, нравственно-этического и правового средства2.

К раскрытию карательной сущности наказания правильнее было бы подходить с точки зрения рассмотрения его прежде всего как фактора социальной оценки поведения людей. Уголовная ответственность связана с оценочным моментом с порицанием, осуждением, а наказание объективизирует эту оценку. Если санкции соответствующих статей Особенной части УК выражают оценку тех или иных общественно опасных и предосудительных с точки зрения закона деяний в общих чертах, эвентуально, то эта оценка приобретает свою реальность и конкретное выражение только в индивидуализированном виде, когда наказание применено к конкретному преступнику. Кара в наказании как его сущность и выступает критерием этой оценки, порицания, осуждения или неодобрения (мы рассматриваем как синонимы). Без этого трудно себе представить социальную роль наказания, тем более, что оно в обществе используется не с целью возмездия или мести за совершённое преступление, а как средство воспитания личности.

Такой подход к пониманию карательной сущности наказания соответствует общему социологическому представлению о значении всякого оценочного фактора для поведения и поступков людей, особенно в советском праве. Наказание в его разных формах, как и поощрение, выражает общественное мнение, мнение группы, коллектива, более крупных общественных объединений или всего общества, их оценку. «Влияние общественного мнения на внутренний мир личности и ее поведение осуществляется через высказывание им одобрения или осуждения по поводу поступков и действий личности. Через эти суждения, точнее через оценку, выражаемую ими, мнение воздействует и на разум, и на волю, и на чувства человека, перестраивает его жизненные установки и поведение»1.

Специфика уголовной ответственности несовершеннолетних обусловлена как социально-психологическими особенностями личности несовершеннолетнего, так и криминологической характеристикой преступлений, совершаемых этой категорией правонарушителей. Специфика ответственности влияет на характер наказания, на его карательное содержание. В цепочке «возраст - вменяемость - вина - ответственность - наказание – кара» (мы допускаем для наглядности такую цепочку) прослеживается единство подхода, обнаруживается специфика оценки преступлений несовершеннолетних.

Как правильно отмечает авторитетный советский правовед М.М. Бабаев, «анализ всего комплекса законодательных норм об уголовной ответственности несовершеннолетних наглядно убеждает, что нормы эти создают для подростков режим ответственности, существенно более льготный, чем взрослым преступникам при равных обстоятельствах»2.

Это видно и из норм, устанавливающих возрастной критерий уголовной ответственности и определяющих перечень деяний, за совершение которых уголовная ответственность наступает с 14 лет; из законоположения, определяющего условия освобождения от наказания с применением принудительных мер воспитательного характера (ст. 90 УК); из признания самого факта совершения преступления несовершеннолетним в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность и влияющего при назначении наказания из установления для несовершеннолетних сравнительно более льготных требований условно- досрочного освобождения (ст.93 УК). Наконец, об этом же свидетельствует то, что закон не допускает применения к несовершеннолетним некоторых наказаний (смертной казни, ограничения свободы); порядок назначения наказания с учетом специфики субъекта и обстоятельств, способствовавших совершению преступления; условия освобождения несовершеннолетних от уголовного наказания; условно-досрочное освобождение несовершеннолетних от отбывания наказания; сроки давности, погашения судимости.

Всё это свидетельствует о специфике оценки законом преступлений несовершеннолетних, которая влияет и на применение наказания к конкретным несовершеннолетним преступникам. Важно отметить, что указанная специфика и в карательном содержании наказаний, в организации их фактического отбывания. При осуществлении принципа соразмерности (пропорциональности) наказания содеянному в отношении несовершеннолетних соотношение критериев тяжести совершённого преступления и личности преступника выступает в несколько иной пропорции, чем в случаях применения наказания к взрослым преступникам. Не только данные, характеризующие личность преступника, но и обстоятельства, при которых совершено преступление, его причины играют относительно большую роль при определении наказания несовершеннолетнему, чем взрослому преступнику.

Однако значение этих особенностей нельзя преувеличивать. Принцип соразмерности наказания содеянному в своей основе, несомненно, действует и в отношении несовершеннолетних. Необходимо учитывать, что этот принцип связан со справедливостью наказания, без чего оно не может выполнять свою воспитательную функцию. Как отмечал К. Маркс, «задача состоит в том, чтобы сделать наказание действительным следствием преступления. Наказание должно явиться в глазах преступника необходимым результатом его собственного деяния, - следовательно, его собственным деянием»1.

Наконец, специфика уголовного наказания заключается в направленности и осуществлении его воспитательной функции. Можно сказать, что в отношении несовершеннолетних повышается воспитательная роль не только наказания, но и всего уголовного закона. Учитывая особую воспитательную роль наказания в отношении несовершеннолетних, Верховный Суд РФ в своих руководящих постановлениях напоминал об этом всем судам, указывал, что «наказание в отношении таких лиц в особой степени должно быть подчинено цели исправления и перевоспитания виновного и предупреждения совершения новых преступлений»2.

С раскрытием сущности и особенностей наказания несовершеннолетних неразрывно связан вопрос о целях наказания. Мы уже отмечали, что в структуре уголовного наказания важное место занимают его цели, которые определяются его направленностью, назначением. Рассмотрение целей наказания применительно к несовершеннолетним представляет большой теоретический интерес и имеет практическое значение.

Направленность наказания, определение его целей зависит, как уже отмечалось, от волеизъявления законодателя, от проводимой им уголовной политики. Поэтому при рассмотрении этих целей необходимо отправляться от соответствующих законоположений, от буквы и духа закона.

Уголовное законодательство РФ в ст. 43 УК1 достаточно чётко определяют цели наказания, которые заключаются в восстановлении социальной справедливости, исправления осуждённого и предупреждения совершения новых преступлений.

В юридической литературе последних лет появилось немало работ, посвящённых разбору целей наказания, и если в раскрытии их содержания достигнут известный прогресс, то этого нельзя сказать о соотношении целей наказания, о механизме и средствах их достижения. А между тем именно эти вопросы представляют особую трудность и имеют наибольшее практическое значение. Они определяют принципы организации отбывания наказания и характер деятельности исправительных учреждений, в которых исполняется наиболее сложное по своему характеру наказание - лишение свободы. В них во многом проявляется специфика наказания несовершеннолетних. Рассмотрение этих вопросов так или иначе связано с раскрытием содержания целей наказания.

Понятие «исправление и перевоспитание осужденных», как никакое другое, выражает социальную сущность, главное назначение наказания, и в этом заключается его большое теоретическое и практическое значение.

Особенности исправления и перевоспитания осужденных несовершеннолетних имеют двоякую природу. С одной стороны, так же как и в отношении взрослых преступников, они вытекают из специфики совершённых преступлений.

Например, не может быть одинаковым содержание исправления и перевоспитания осужденных за кражи. Точно так же, как в объяснении причин и условий совершения преступлений необходимо найти правильное соотношение общего и особенного, в раскрытии содержания исправления нужно исходить из анализа не только общих криминогенных личностных свойств и черт, которые способствовали именно данному виду преступления.

С психологической точки зрения это объясняется тем, что характер поведения и конкретных поступков в известной мере определяется сформировавшимися в личности отрицательными свойствами, негативными чертами. А первейшей задачей исправления должно быть «погашение» таких свойств личности, которые приводят к совершению преступлений, замена их новыми, отвечающими общественно полезной направленности личности. В этом смысле происходит обычное, как и в отношении всех преступников, исправление осуждённого несовершеннолетнего.

С другой стороны, на содержание и, пожалуй, на характер исправления и перевоспитания несовершеннолетних заметное влияние оказывают возрастные и психологические особенности, характеризующие эту категорию преступников уже не в узко криминогенном, а в более широком, личностном плане. Недостаточная зрелость в социальном, психологическом и нравственно-этическом отношениях, которая характеризует несовершеннолетних вообще, определяя специфику их уголовной ответственности и наказания, накладывает свой отпечаток и на характер исправления и перевоспитания. Несовершеннолетний, попав в сферу уголовно-правового и тем более исправительно-трудового воздействия, не просто «исправляется», а воспитывается в широком плане. Очевидно, те авторы, которые говорят о «воспитании» вместо «исправления и перевоспитания» несовершеннолетних правонарушителей, имеют в виду эту особенность1. Но эта специфика, обусловленная возрастными и психологическими особенностями правонарушителей, вполне укладывается в рамки формулы закона об «исправлении и перевоспитании осуждённых». Когда имеешь дело с наказанием и его исправительно-воспитательными возможностями, нет оснований выходить за эти рамки.

Информация о работе Уголовная ответственность несовершеннолетних