Теоретические основы SWOT-анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение роли и места SWOT-анализа в выборе стратегии предприятия на примере ООО «Ремком -Электро»
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить методологические основы содержания SWOT-анализа.
2. Дать краткую характеристику ООО «Ремком -Электро»
3.Проследить, какую роль и место занимает SWOT-анализ при выборе стратегии в ООО «Ремком -Электро»

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ SWOT-АНАЛИЗА ………………………. 5
1.1 История разработки технологии и возможности SWOT-анализа………. 5
1.2 Сущность стратегического планирования и этапы SWOT-анализа……..9
1.3 Роль и место SWOT-анализа в выборе стратегии предприятия………… 16

II. РОЛЬ И МЕСТО SWOT-АНАЛИЗА В ВЫБОРЕ СТРАТЕГИИ ООО «РЕМКОМ-ЭЛЕКТРО» ………………………………………………………..20
2.1Управленческая характеристика ООО «Ремком - Электро»…………… 20
2.2 Рекомендации по совершенствованию системы выбора стратегии предприятия…………………………………………………………………… 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………….. 35

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 273.50 Кб (Скачать)

Внутренняя среда организации  построена из элементов, образующих ее производственно-хозяйственную  систему . Элементы сгруппированы в следующие блоки:

1) продуктовый (проектный) блок — направления деятельности фирмы и их результаты в виде продуктов и услуг (проекты и программы);

2) функциональный блок (блок производственных функций) - оператор преобразования ресурсов, организации и управления в продукты и услуги в процессе трудовой деятельности сотрудников предприятия на всех стадиях жизненного цикла изделий, включающих НИОКР, производство, реализацию, потребление;

3) ресурсный блок - комплекс материально-технических,  трудовых, информационных и финансовых  ресурсов предприятия;

4) организационный блок - организационная структура, технология процессов по всем функциям и проектам, организационная культура;

5) блок управления - общее руководство организации, система управления и стиль управления.

Взаимосвязь блоков и элементов  во внутренней среде организации представлена на рисунке.

Рис.2 Внутренняя среда  организации

 

Среда предприятия складывается из потенциала, дающего оценку состояния внутренней среды предприятия (одного из факторов конкурентоспособности и конкурентных преимуществ), и климата, дающего оценку состояния его внешней среды (одного из факторов привлекательности рынка).

Анализ среды организации  сложен и трудоемок, поэтому большое  внимание уделяется технологии его  проведения. Метод «SWOT-анализа» - оперативный диагностический анализ фирмы и ее среды. Он ориентирован на выявление сильных и слабых сторон организации, а также ее возможностей и опасных ситуаций, с которыми она может столкнуться.

Когда выявлены сильные  и слабые стороны, а также угрозы и возможности, составляется матрица [6,9]. После этого выявляются все пары, значимые с точки зрения разработки стратегии организации.

В результате мы имеем  четыре типа сочетаний:

-  « Сильные стороны и возможности» (SO): в случае с этими парами необходимо разрабатывать стратегию, направленную на максимальное использование имеющихся возможностей внешней среды с целью получения максимальной отдачи;

-  «Слабые стороны и возможности» (WO): необходима разработка стратегий, благодаря которым имеющиеся возможности должны помочь преодолеть слабые стороны;

- «Сильные стороны и угрозы» (ST): следует разрабатывать стратегию, которая направлена на преодоление угроз при помощи сильных сторон организации;

«Слабые стороны и угрозы» (WT): необходимо разрабатывать стратегию избегания угроз или их преодоления путем усиления слабых сторон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Роль и  место SWOT-анализа в выборе стратегии ООО «Ремком -Электро»

 

     2.1 Управленческая характеристика ООО «Ремком - Электро» 

 

            Фирма «Ремком -Электро» является обществом с ограниченной ответственностью (ООО) - это организационно-правовая форма предприятия.

Высшим органом управления ООО  «Ремком - Электро» является собрание участников.

Общество имеет обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Деятельность Общества не ограничивается оговоренной в Уставе. Общество осуществляет любые виды хозяйственной деятельности, за исключением запрещенных законодательными актами Российской Федерации, в соответствии с целью своей деятельности.

В ООО «Ремком - Электро»создан уставный фонд, размер которого составляет 10000 тыс. руб. Имущество Общества составляют основные и оборотные средства, стоимость которых отражается на балансе Общества.

В соответствии со статьей 39 ФЗ «Об  обществах с ограниченной ответственностью», если общество состоит из одного участника, то до возможного увеличения числа участников общества, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников общества, принимаются единственным участником общества единолично и оформляются письменно.

Высшим органом управления в обществе является общее собрание участников общества. Общее собрание участников общества может быть очередным и внеочередным. Все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании участников общества, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений.

Единоличный исполнительный орган  общества – директор общества избирается общим собранием участников общества (назначается единственным участником общества). Директор общества может  быть избран (назначен) не из числа участников общества.

Директор общества:

- без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

- выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;

- открывает расчетные и иные банковские счета и распоряжается финансовыми средствами общества;

- издает приказы о назначении на должность работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;

- осуществляет иные полномочия, не отнесенные ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» или Уставом к компетенции общего собрания участников общества.

Порядок деятельности директора общества и принятия им решений устанавливается внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и директором.

В ООО «Ремком -Электро» четко определяются права, обязанности и ответственность структурных подразделений и отдельных лиц. Это достигнуто путем разработки положений о структурных подразделениях и инструкций, определяющих внутренний порядок, границы деятельности каждого подразделения и работника организации. Предусматривается также персональная ответственность должностных лиц за выполнение указаний вышестоящего органа управления. С помощью инструктирования создаются условия для осуществления процессов, не зависящих от индивидуальных качеств людей, вытекающих из требований системы управления. На этом этапе разработаны также нормы, правила действия и взаимодействия подразделений и служб.

 

Рис.3. Организационная система ООО «Ремком -Электро»

 

 

ООО «Ремком-Электро» является коммерческой организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Предметом деятельности общества является осуществление следующих  видов деятельности:

Производство общестроительных работ

Проведение прочих электромонтажных работ, требующих специальной классификации

Проектирование электрических сетей

Оптовая торговля электротоварами 

Проектирование и монтаж охранных систем сигнализации и видеонаблюдения

  2.2 Рекомендации по совершенствованию системы выбора стратегии предприятия

 

Анализ и выбор стратегии

Стратегия организации  – это система мер, которая  рассчитана на перспективу, а потому обеспечивает достижение стоящих перед  организацией целей. Выбор стратегии является важнейшим этапом стратегического планирования, поскольку от того, какая стратегия будет выбрана, зависит будущее организации. Стратегия в течение длительного времени будет определять все без исключения управленческие решения.

Выработка стратегии  осуществляется на самых высоких  уровнях организации и зависит  от ряда факторов и решения целого ряда задач:

- от того, какие ресурсы имеются у организации;

- от состояния рынка;

- от внутренних возможностей организации;

- от состояния внешней среды организации;

- от правильного анализа альтернативных путей развития организации.

В процессе выработки  стратегии обычно вырабатывается ряд  альтернативных стратегий, из которых  затем выбирается наилучшая, та, которая  в большей степени удовлетворяет значимым факторам. По этой причине процесс выбора стратегии можно разделить на три этапа: разработка, доводка и оценка.

Разработка – это  этап, на котором формулируется несколько  альтернативных формулировок стратегии. Основная задача группы, занимающейся стратегическим планированием, на данном этапе в том, чтобы выработать как можно больше стратегий.

Доводка – этап, на котором  сформулированные стратегии согласуются  с целями, которые ставит перед  собой организация. В процессе доводки:

1) стратегия проверяется на соответствие целям организации;

2) формулируются основные задачи и устанавливаются приблизительные сроки их решения;

3) определяется, сколько организации требуется ресурсов.

Оценка – этап, на котором  альтернативные стратегии всесторонне  рассматриваются и оцениваются с точки зрения того, дают ли они возможность достичь максимального эффекта от деятельности организации. После того, как лучшая стратегия была выбрана, ее наполняют конкретным содержанием.

Определим роль и место SWOT-анализа в выборе стратегии предприятия.

Для этого проведем исследование внешней и внутренней среды организации  по методу SWOT-анализа. Составим матрицу.

Анализ внешней среды

Любая фирма функционирует, имея связи  с рынком: поставляя на него изделия, услуги и обеспечивая покупателей соответствующей информации. С рынка фирма получает деньги и снова информацию – об объемах и темпах продажи, мнения покупателей, данные о товарах конкурентов и т.д. Таким образом, возникает замкнутая система, функционирующая как единое целое.

Кроме того, имеется еще одна замкнутая система, в которой компания является как бы принимающим звеном по отношению к поставщикам товаров. В ответ на этот материальный поток, фирма направляет информацию и деньги.

В итоге фирма оказывается тесно  связанной с тем, что в теории маркетинга принято называть внешней средой. К внешней среде обычно относят: покупателей с их демографическими характеристиками, определяющими сбыт товаров; конкурентов; посредников – транспортные фирмы, торговые агенты и т.п.; финансовые учреждения; рекламные агентства; таможенные и другие правительственные органы; готовящиеся законы; экономическую ситуацию в стране; политический климат; развитие и достижения НТР; культурные традиции.

Таким образом, понятие внешней  среды складывается из двух составляющих — факторы макросреды и факторы непосредственного окружения фирмы.

К факторам макросреды обычно относят: экономическое состояние страны; политико-правовой аспект; социальное и культурное окружение; научно-техническое  и технологическое развитие общества.

Изучение экономического состояния  позволяет понять действующие законы – темпы инфляции, соотношения  валют, нормы налогообложения и  их тенденции, уровень безработицы; и увидеть возможности использования природных и человеческих ресурсов.

Анализ политического окружения и правовых аспектов позволит фирме установить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими аспектами правовой системы.

Изучение социальной компоненты макроокружения позволяет выяснить уровень жизни  населения, его отношение к качеству жизни, разделяемые ими ценности, тенденции и направленности в моде и т.п.

Анализ научно-технического и технологического развития общества позволяет вовремя  заметить и начать применять в  практике достижения современной науки  и техники в области рекламы, управления, доставки, продажи, а также в области информационного обеспечения, что может стать значительным конкурентным преимуществом.

Непосредственно на коммерческую деятельность фирмы развитие научно-технического прогресса в области производства влияние не оказывает; этот фактор значим только для фирм, производящих продукцию или оказывающих услуги, которую реализует компания.

Основу анализа ближайшего окружения  фирмы составляет конкурентный анализ среды, который обычно строят на использовании так называемой модели пяти сил М. Портера. Согласно этой теории на деятельность фирмы оказывают влияние пять сил: конкурентная борьба внутри отрасли; угроза появления товаров и услуг-субститутов; способность поставщиков диктовать свои условия; угроза появления новых конкурентов; способность покупателей диктовать свои условия.

Анализ внутренней среды

Внутреннюю структуру организации  называют еще внутренней средой. К ней относятся функциональные структуры фирмы, обеспечивающие управление, разработку и тестирование новых товаров, продвижение товаров до покупателей, сбыт, обслуживание, взаимоотношения с поставщиками и иными внешними органами. В понятие внутренней среды так же входят квалификация персонала, система передачи информации и т.д.

Таким образом, анализ внутренней среды представляет собой управленческое обследование функциональных зон организации с целью определения сильных и слабых сторон организации.

Изучая внутреннюю среду фирмы  необходимо уделить особое внимание организационной культуре организации, т.е. наличию таких норм и правил, как, например, материальное вознаграждение, льготы при покупке собственной продукции, другие социальные гарантии.

Информация о работе Теоретические основы SWOT-анализа