Профилактика подростковой преступности в условиях образовательного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить и проанализировать различные методы профилактики преступности несовершеннолетних в образовательных учреждениях.
Объектом данной работы являются несовершеннолетние, совершающие противоправные деяния или склонные к этому.
Предметом является профилактика преступности несовершеннолетних.
Проблема: каковы наиболее эффективные меры профилактики преступности среди несовершеннолетних.

Оглавление

Введение……………………………………………………………......................3
1. Преступное поведение среди несовершеннолетних ……………………..5
1.1. Понятие преступности несовершеннолетних. Ее характеристика и основные показатели......................................................................................5
1.2. Подростки как особая социальная группа …………………………...9
1.3. Факторы, влияющие на формирование противоправного
поведения подростков …………………………………………………….12
2. Профилактика преступности несовершеннолетних в условиях образовательного учреждения …………………............................................18
2.1. Ранняя профилактика преступности несовершеннолетних в общеобразовательном учреждении ………………………………………18
2.2. Деятельность школьного инспектора по профилактике правонарушений несовершеннолетних в условиях образовательного учреждения ………………………………………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………..30
Библиография………………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ 4 КУУРС.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

Содержание 

введение……………………………………………………………......................3

1. Преступное поведение среди несовершеннолетних ……………………..5   

            1.1. Понятие преступности несовершеннолетних. Ее характеристика и основные  показатели......................................................................................5 

            1.2. Подростки как особая социальная  группа …………………………...9     

        1.3. Факторы, влияющие на формирование противоправного

            поведения подростков …………………………………………………….12 

2. Профилактика преступности несовершеннолетних в условиях образовательного учреждения …………………............................................18

            2.1. Ранняя профилактика преступности несовершеннолетних в общеобразовательном учреждении ………………………………………18

            2.2.  Деятельность школьного инспектора по профилактике правонарушений несовершеннолетних в условиях образовательного учреждения ………………………………………………………………...25

Заключение……………………………………………………………………..30

Библиография………………………………………………………………….32 
 
 
 
 

введение

 
 

     Одной из самых актуальных и социально  значимых задач, стоящих перед нашим  обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности  их профилактики. В современных социально - экономических и социально - политических условиях России проблема преступности несовершеннолетних приобрела особую остроту и актуальность. Специалисты из различных областей высказывают тревогу по поводу деградации молодого поколения, которое, еще не начав жить, уже лишило себя перспективы найти достойное место в обществе. Рост различных форм девиантного поведения, преступности, аморальных проявлений тревожит все общество. По данным 2003 года каждое десятое преступление было совершено несовершеннолетними или при их соучастии, а всего ими было совершено 145368 преступлений, что на 4% выше аналогичного показателя 2002 года. Также повысился уровень групповых преступлений, криминогенность несовершеннолетних (в 2003 году по сравнению с 1997 годом число особо тяжких преступлений выросло на 93%; кроме того, значительно увеличилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними против жизни и здоровья граждан), продолжает снижаться их возраст. В этой связи особую значимость приобретает профилактика противоправного поведения детей и подростков. Такая деятельность обеспечивает защиту общества от преступных посягательств, не дает неустойчивым членам общества выбрать неверный путь. Очень важно на ранних этапах предотвратить распространение преступности среди детей и подростков, не допустить распространение культа насилия и жестокости в семьях, школах, детских домах. Дети – это одна из наиболее уязвимых групп общества, которая может быть подвергнута негативному влиянию со стороны взрослого населения, что зачастую приводит к определенным последствиям: нарушается психическое развитие ребенка, появляются различные формы патологий, таких как наркомания, пьянство, преступность. Это может привести к необратимым последствиям, ведь преступность несовершеннолетних очень часто перерастает в рецидивную, то есть повторяющуюся преступность.

Как обезопасить  детей от такого влияния? Какие меры предпринять, чтобы помочь детям  сделать правильный выбор? Отчасти  возможно это сделать при помощи определенных профилактических мероприятий, ведь профилактика - это не только ликвидация негативных обстоятельств, но и стимулирование различных позитивных процессов социальной жизни общества. Конечно, в случае подростковой преступности необходим другой подход, нежели в случае с взрослыми людьми. Необходимо учитывать психические и биологические особенности подростка, связанные с периодом полового созревания, и, конечно, политика защиты несовершеннолетних от криминального влияния и вовлечения их в преступную деятельность должна соответствовать идее справедливости, а сама защита обращена к гуманному отношению к подрастающему поколению. Благополучие подростков - это благополучие общества.

     Цель: выявить и проанализировать различные  методы профилактики преступности несовершеннолетних в образовательных учреждениях.

     Объектом  данной работы являются несовершеннолетние, совершающие противоправные деяния или склонные к этому.

     Предметом является профилактика преступности несовершеннолетних.

     Проблема: каковы наиболее эффективные меры профилактики преступности среди несовершеннолетних.

     Задачи:

1. Охарактеризовать преступность несовершеннолетних, выделить ее особенности.

2. Рассмотреть возрастные особенности представленной категории лиц.

3. Определить основные факторы, влияющие на формирование преступного поведения у несовершеннолетних.

4. Определить понятие профилактики в отношении несовершеннолетних.

5. Рассмотреть этапы профилактики подростковой преступности в условия образовательного учреждения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Преступное поведение  среди несовершеннолетних. 
 

1.1 Понятие преступности несовершеннолетних. Ее характеристика и основные показатели 
 

    Преступность  среди несовершеннолетних всегда вызывала повышенное внимание, как исследователей, так и практических работников. В данной работе рассматриваются проблемы профилактики преступности несовершеннолетних в условиях образовательного учреждения. Для того чтобы исследовать эти проблемы, необходимо определиться в основных понятиях: преступление и преступность, выявить их признаки и особенности. Что же такое преступление?

Преступление - это предусмотренное уголовным законом конкретное общественно опасное деяние, посягающее на общественное или государственное устройство РФ, ее политическую и экономическую систему, государственную, общественную и частную собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права и свободы граждан, а равно иное виновно совершенное общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом.1

    Важнейшим признаком преступления является его  общественная опасность, то есть причинение значительного ущерба (вреда) существующим общественным отношениям или содержащее в себе реальную угрозу причинения такого ущерба этим отношениям. Вторым важным признаком преступления является его предусмотренность уголовным законом, его противозаконность или противоправность, то есть данное деяние нарушает закрепленное в норме уголовного закона запрещение совершать подобные деяния. Любое другое деяние, не предусмотренное уголовным законом, не относится к разряду преступлений. Оно может быть административным, дисциплинарным или аморальным проступком.

    Однако  общественной опасностью и противозаконностью не исчерпываются признаки преступления. Общественно опасное и противозаконное  деяние может быть признано преступлением  только тогда, когда оно совершено  виновно, то есть при наличии соответствующего психологического отношения к деянию и его последствиям со стороны совершившего лица. Ни одно деяние, какие бы общественно опасные последствия оно не влекло, не может быть признано преступлением, если оно совершено не виновно. Преступным является не всякое причинение вреда, а только допущенное умышленно или неосторожно.

    Следующим обязательным признаком преступления является наказуемость, то есть установленное  за то или иное деяние в УК соответствующего наказания. Любое преступление является аморальным, безнравственным поведением людей, морально осуждаемым обществом. Однако не всякое аморальное деяние является преступлением.

Все преступления классифицируются по степени тяжести  на:

· Тяжкие;

· Не представляющие большой опасности;

· Малозначительные.

Если  преступление понятие - единичное, то преступность - понятие массовое. Преступность можно  определить, как исторически изменчивое социально – правовое явление, представляющее собой систему преступлений, совершенных в соответствующем государстве (регионе) за тот или иной период времени.

    Социальные  науки рассматривают преступность, в качестве социального явления, которое носит деструктивный  для общества характер. Это относительно устойчивая распространенная форма  девиантного поведения, достигшая степени общественной опасности. Понятие преступности среди несовершеннолетних связано с возрастом 14 – 17 лет, хотя ряд тенденций имеет место и в младших возрастных группах (более 90 тысяч детей в России ежегодно совершают преступления до достижения возраста уголовной ответственности).

    Важнейшим показателем преступности является ее состояние, то есть количественно - качественная ее характеристика. Состояние  преступности определяется следующими критериями:

a)  количеством зарегистрированных преступлений и числом преступников, привлеченных к уголовной ответственности (осужденных за их совершение);

б) характером структуры преступности (объект преступного посягательства, мотивация преступника, групповые преступления, мужская, женская, подростковая преступность);

c) уровнем латентности преступности.

Только  по совокупности перечисленных критериев  можно составить достоверное  представление о состоянии преступности в стране, на отдельной территории и на основе этих данным проводить  анализ профилактики преступности.

При рассмотрении объектов преступного посягательства, статистика выглядит следующим образом:

— преступления против жизни и здоровья — 5,6%;

— преступления против собственности — 78,8%;

— преступления против общественной безопасности — 7,2%;

— преступления против здоровья населения и общественной нравственности — 8,4%.

Согласно  же другому критерию, учитывающему мотивацию преступления, корыстные  преступления занимали 67,8%; корыстно-насильственные – 10,6%; насильственные – 2,7 %; преступления против общественной безопасности – 12,7%2. Анализ этих данных показывает, что, безусловно доминирующим мотивом преступлений несовершеннолетних выступает корыстная мотивация в разных ее проявлениях.

    Следующим критерием состояния преступности являются соотношение мужского и женского пола. Преступность несовершеннолетних еще в большей степени, чем преступность взрослых, является мужской. Женская преступность составляет около 10% от общей доли зарегистрированных преступлений, хотя в последнее время в некоторых регионах этот показатель достигает 12%.

Рассматривая  форму совершения преступлений, необходимо обратить внимание на групповые преступления. Доля групповых преступлений в преступности несовершеннолетних в 2–5 раз выше, чем аналогичный показатель преступности взрослых. Во многом это обусловлено возрастной потребностью общения в неформальной среде сверстников. Более половины преступных групп несовершеннолетних характеризуются как временные и неустойчивые социальные образования. В то же время прослеживается тенденция к тому, что значительная часть групп несовершеннолетних преступников ориентирована на длительную преступную деятельность, включая ее организованные формы. Эти группы отличаются высоким уровнем подготовки, хорошей технической оснащенностью. Некоторые преступные группировки располагают техническими средствами, которым могли бы позавидовать оперативные подразделения органов внутренних дел. В них просматривается организованная структура, в целом повторяющая структуру аналогичных групп взрослых. Выделяется, прежде всего, лидер. При его непосредственном участии подготавливаются и совершаются преступления, подводятся итоги. На лидера возлагаются внешние контролирующие функции. Внутренние регулятивные функции в таких группах осуществляются в соответствии с неписаными законами. Подавляющее большинство групп несовершеннолетних насчитывает 2 – 3 человека, остальные объединяют более 4 человек. Группы в основном состоят из лиц мужского пола. Однако имеются смешанные группы, куда входят не только несовершеннолетние женского пола, но и взрослые, нередко ранее судимые.

    Преступность  несовершеннолетних характеризуется  высокой латентностью. Это обусловлено, во – первых, тем, что преступления подростков часто не влекут тяжелых  последствий и потерпевшие об этих преступлениях не заявляют в правоохранительные органы. Во – вторых, многие преступления совершаются против своих сверстников из неформальных криминогенных групп. В силу закрытости этих общностей информация о совершенных преступлениях правоохранительным органам просто неизвестна.  

1.2 Подростки как особая социальная группа 

     Преступность  несовершеннолетних имеет ряд своих  специфических особенностей, которые  отличают ее от взрослой преступности. Во – первых, таковыми являются особенности  возраста. Подростковый возраст всегда трактуется как переходный, критический. Подростковый возраст – это, прежде всего возраст полового созревания человека, характеризующийся гиперактивностью личности во всех сферах. В начале этого периода подросток начинает осознавать свою принадлежность к определенному полу, интересуется представителями другого пола, появляются первые признаки полового влечения. Информация сексуального характера становится для подростка чрезвычайно привлекательной. Происходит и определенная переоценка ценностей, меняется отношение к собственной внешности.

Информация о работе Профилактика подростковой преступности в условиях образовательного учреждения