Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:27, курсовая работа
Цель: выявить и проанализировать различные методы профилактики преступности несовершеннолетних в образовательных учреждениях.
Объектом данной работы являются несовершеннолетние, совершающие противоправные деяния или склонные к этому.
Предметом является профилактика преступности несовершеннолетних.
Проблема: каковы наиболее эффективные меры профилактики преступности среди несовершеннолетних.
Введение……………………………………………………………......................3
1. Преступное поведение среди несовершеннолетних ……………………..5
1.1. Понятие преступности несовершеннолетних. Ее характеристика и основные показатели......................................................................................5
1.2. Подростки как особая социальная группа …………………………...9
1.3. Факторы, влияющие на формирование противоправного
поведения подростков …………………………………………………….12
2. Профилактика преступности несовершеннолетних в условиях образовательного учреждения …………………............................................18
2.1. Ранняя профилактика преступности несовершеннолетних в общеобразовательном учреждении ………………………………………18
2.2. Деятельность школьного инспектора по профилактике правонарушений несовершеннолетних в условиях образовательного учреждения ………………………………………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………..30
Библиография………………………………………………………………….32
Л.И. Божович отмечала, что в моральной сфере подростков возникают следующие две особенности:
а) вопросы, связанные с нормами и правилами общественного поведения и взаимоотношения между людьми, привлекают их пристальное внимание.
б) у подростков начинает складываться устойчивые и независимые от случайных влияний моральные взгляды, суждения, оценки. Причем в тех случаях, когда моральные требования и оценки той или иной подростковой группы, возникающие под влиянием собственного (нередко искаженного) опыта не совпадают с требованиями взрослых, подростки часто следуют моральным нормам, принятым в их среде, а не морали взрослых3.
В социальном плане подростковая фаза – это продолжение первичной социализации. Практически все подростки этого возраста – школьники, находящиеся на иждивении родителей и государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Отличается лишь тем, что появляется подростковое чувство взрослости – уровень притязаний, возвышающий положение, которое подросток еще не достиг. Появляется постоянное стремление подростка к самоутверждению себя как личности равной взрослому, требование, чтобы с ним считались, уважали его мнение. Подросток также усваивает внешнюю взрослую атрибутику поведения – в манере одеваться, говорить, начинает курить, употреблять спиртные напитки и т.д. Для мальчиков характерно стремление обладать качествами «крутого парня», почерпнутых из кино и телепередач. Отсюда стремление демонстрировать физическую силу, мужественность, раскованность, употребление жаргона или сленга. Как же зарождается чувство взрослости? Первые зачатки чувства взрослости появляется тогда, когда еще задолго до физических трансформаций подросток выполняет «взрослые» обязанности – ходит в магазин, сидит с младшим братом и др. В этот момент в социальную взрослость начинает «входить» взрослость психологическая. Вторым источником чувства взрослости является вхождение ребенка в неформальные разновозрастные группы, где инициатива общения принадлежит старшим по возрасту. Такое общение быстро приводит к взрослению, поскольку меняются тема и содержание контактов. Третий источник – самостоятельное установление идентификации между собой и окружающим миром. Видя сходство и различие, подросток иногда адекватно, иногда нет, определяет направление своей взрослости. Многие подростки реализуют это чувство социально одобряемыми способами – хорошо и усердно учатся, занимаются спортом, творческой деятельностью, направляют свою активность и энергию на благо себе и окружающим. Однако наряду с этими способами доказать свою взрослость и завоевать достойное положение в социуме, зачастую подростки стремятся добиться авторитета с помощью отрицательных форм поведения. Отсюда многочисленные примеры участия подростков в групповых хулиганствах, изнасилованиях или кражах, чтобы не прослыть трусом или предателем. Последний источник взрослости – активная гендерная установка. Мальчик воспитывает в себе мужественность, смелость, выносливость, а девочка стремится походить на взрослую женщину, используя украшения и много косметики.
Следующая
особенность переходного
Многие ученые установили взаимосвязь между девиантным поведением несовершеннолетних и уровнем их самооценки. По данным исследования, понижение уважения к себе статистически связано со всеми видами девиантного поведения – принадлежностью к преступным группам, совершением правонарушений, пьянством и употреблением наркотиков, различными проявлениями агрессии, суицидальным поведением и психическими аномалиями5. В частности, низкое самоуважение способствует совершению антиобщественных поступков, ибо, участвуя в группах с антисоциальной направленностью в их действиях, подросток пытается повысить тем самым свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которые не одобряются в так называемой позитивной среде. Исследователи отмечают болезненно агрессивное отношение опрошенных несовершеннолетних правонарушителей к тем своим сверстникам, которые имеют высокую, даже вполне заслуженную в позитивном плане самооценку.
Подростковый
возраст полон различных противоречий,
в целом это период вырастания из детства,
и хотя он достаточно кратковременный,
он во многом определяет всю дальнейшую
жизнь.
1.3 Факторы, влияющие на формирование противоправного
поведения
подростков
Анализ причинных факторов преступного поведения несовершеннолетних на протяжении многих десятилетий неизменно остается в фокусе интересов отечественных и зарубежных исследователей в различных областях научного знания: юриспруденции, психиатрии, социальных науках, медицины, педагогике и т.д. Современные знания о расстройствах поведения позволяют сделать вывод, что они являются сложными формами социального поведения личности, детерминированными системой взаимосвязанных факторов. Эти факторы можно разделить на биологические и социальные.
Теории,
объясняющие отклоняющееся
Явление преступности можно более полно объяснить при рассмотрении социальных факторов, влияющих на ее формирование.
Социальные
факторы можно разделить на две
группы: макросоциальные и
Макросоциальные факторы:
1. Низкий
уровень жизни большой части
населения, сильный контраст
2. Недостатки
в развитии досуговой системы:
слабая организация сети
3. Недостатки
учебно-воспитательной работы
4. Недостатки в организации трудоустройства несовершеннолетних, а так же воспитания их в трудовых коллективах. Речь идет о несвоевременном устройстве лиц в возрасте от 14 до 18 лет, оставивших или окончивших школу и не продолжающих учебу; о недостатках профориентации, неправильном отношении к работающим несовершеннолетним (нарушение законодательства об условиях труда, отсутствие заботы об их вовлечении в вечерние и заочные учебные заведения и в профессиональную учебу, в жизнь коллектива). Все эти явления - особенно с учетом того, что контроль семьи за работающим несовершеннолетним ослабляется, в его распоряжении оказываются личные деньги и он стремится доказать свою «взрослость», - способствуют бесцельному времяпрепровождению в свободное время, контакту с криминогенной структурой.
5.Проникновение
в молодежную среду
Микросоциальные факторы:
1. Отрицательное
влияние в семье. Семья
·Гиперопека – это ситуация, когда родители хотят быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (его мыслей, чувств, поведения), доходящая до семейной тирании.
· Гипоопека – это отсутствие должного контроля за ребенком, нередко переходящая в безнадзорность. Безнадзорность может быть следствием неумения, нежелания родителей выполнять свои обязанности по воспитанию детей, может возникнуть так же и в силу объективной невозможности, состояния здоровья родителей, неполной семьи и т.д.
2. Отрицательное
влияние неформальной группы
сверстников. Особенно часто
3. Подстрекательство
со стороны взрослых
В
итоге на формирование криминогенной
мотивации влияет целый комплекс факторов.
Без знания этих факторов нецелесообразно
рассуждать о преимуществах профилактики
преступности, которые будут рассмотрены
далее.
2. Профилактика
преступности несовершеннолетних
в условиях образовательного
учреждения.
2.1
Ранняя профилактика
преступности
Информация о работе Профилактика подростковой преступности в условиях образовательного учреждения