Профилактика подростковой преступности в условиях образовательного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить и проанализировать различные методы профилактики преступности несовершеннолетних в образовательных учреждениях.
Объектом данной работы являются несовершеннолетние, совершающие противоправные деяния или склонные к этому.
Предметом является профилактика преступности несовершеннолетних.
Проблема: каковы наиболее эффективные меры профилактики преступности среди несовершеннолетних.

Оглавление

Введение……………………………………………………………......................3
1. Преступное поведение среди несовершеннолетних ……………………..5
1.1. Понятие преступности несовершеннолетних. Ее характеристика и основные показатели......................................................................................5
1.2. Подростки как особая социальная группа …………………………...9
1.3. Факторы, влияющие на формирование противоправного
поведения подростков …………………………………………………….12
2. Профилактика преступности несовершеннолетних в условиях образовательного учреждения …………………............................................18
2.1. Ранняя профилактика преступности несовершеннолетних в общеобразовательном учреждении ………………………………………18
2.2. Деятельность школьного инспектора по профилактике правонарушений несовершеннолетних в условиях образовательного учреждения ………………………………………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………..30
Библиография………………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ 4 КУУРС.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

    Правовую  основу деятельности инспектора по делам несовершеннолетних, закрепленных за образовательным учреждением, составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 18.06.2003 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Стратегия Государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 года № 1760-р, Законы Российской Федерации от 18.04.1991 г. № 1026-1 «О милиции», от 10.07.1992 г. № 32664 «Об образовании», Указ Президента Российской Федерации от 12.02.1993г. № 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации», Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 г. № 4202-1 «Об утверждении Положений о службе в органах внутренних дел Российской Федерации», приказ МВД Российской Федерации от 26.05.2000г. № 569 «Об утверждении инструкций по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел»; другие федеральные нормативные и правовые акты; нормативные правовые акты МВД России, регламентирующие деятельность подразделений по делам несовершеннолетних, органов управления образованием и учреждений образования.

    Основными задачами школьного инспектора, закрепленного  за образовательным учреждением, являются:

  • защита прав и законных интересов несовершеннолетних - учащихся образовательных школ;
  • профилактика безнадзорности, правонарушений, преступлений и наркомании среди учащихся образовательного учреждения, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности;
  • проведение индивидуально-профилактической работы с учащимися и их родителями, состоящими на внутреннем учете образовательного учреждения, на учете в подразделении по делам несовершеннолетних (далее - ПДН), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДН и ЗП) и их родителями;
  • обеспечение охраны общественного порядка в местах массового скопления учащихся образовательных учреждений, а также при проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий с участием детей, учащихся в закрепленном образовательном учреждении.

    Специфика деятельности школьного инспектора в образовательном учреждении заключается  в следующем:

- участвует  в мероприятиях по предупреждению  безнадзорности и беспризорности, употребления спиртных напитков, наркомании и токсикомании среди учащихся;

- проводит  индивидуально-профилактическую работу  с учащимися, состоящими на  учете в образовательном учреждении  либо в ПДН, комиссии по делам  несовершеннолетних и защите  их прав, и родителями или законными  представителями названных учащихся, принимает меры по обеспечению прав и законных интересов несовершеннолетних;

- осуществляет  меры по предупреждению и пресечению  правонарушений и антиобщественных  действий, в том числе экстремисткой  направленности, со стороны учащихся образовательного учреждения либо в отношении них;

- участвует  в обеспечении общественного  порядка и общественной безопасности  в зоне обслуживания;

- проводит  правовую пропаганду среди учащихся  и их родителей или иных  законных представителей, работу  по формированию у учащихся законопослушного поведения и чувства толерантности к своим сверстникам других национальностей и религиозных конфессий;

- осуществляет  в соответствии с законодательством  Российской Федерации об административных  правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях;

- выявляет  причины и условия, способствующие  безнадзорности и беспризорности  несовершеннолетних, совершению учащимися  правонарушений и антиобщественных  действий;

- готовит  материалы, необходимые для рассмотрения судом вопроса о возможности помещения учащихся в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

- готовит  материалы о помещении учащихся  в центр временного содержания  для несовершеннолетних правонарушителей  органа внутренних дел в случаях, предусмотренных ст.22 ФЗ РФ 120-99г.;

- взаимодействует  в пределах своей компетентности  с органами и учреждениями  системы профилактики по вопросам  индивидуальной профилактической  работы с несовершеннолетними  и их родителями или законными представителями.

    Таким образом, эффективность системы  профилактики преступлений в значительной мере зависит от ее организации. Формы  организации профилактики реализуются  главным образом на управляющем  уровне деятельности. Они выступают  в виде обезличенных категорий, подразумевающих разнообразные мероприятия по организации аналитической работы, создание системы сбора информации, рациональному использованию сил и средств в предупреждении преступности, расширению связи с общественностью. Формы осуществления профилактики предполагают исполняющий уровень деятельности. Они представляют собой конкретные категории, охватывающие различные соответствующие меры и мероприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    В данной работе были рассмотрены вопросы, освещающие такую немаловажную проблему, как преступность среди подростков и методы ее профилактики в общеобразовательных учреждениях. Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить следующее.

    Подростки представляют собой особую социальную категорию, со своими идеалами и ценностями, которые формируются под влиянием различных факторов. Эти ценности очень часто расходятся с нормами, принятыми в нашем обществе, появляются так называемые отклонения или девиации. Один из наиболее распространенных видов девиаций – это преступность. Исключительное влияние на формирование преступного поведения среди подростков оказывают такие социальные институты, как семья, школа, а также неформальная группа сверстников, поскольку большую часть своего времени подросток проводит там.

    Преступность  носит деструктивный для общества характер, поэтому профилактика преступности несовершеннолетних – неотъемлемый атрибут современного общества. В настоящее время функционирует целый комплекс организаций по борьбе с подростковой преступностью, среди которых комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы и учреждения социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, опеки и попечительства, службы занятости и др. Однако у них есть множество недостатков, которые не позволяют им работать эффективно. Это и недостаток бюджетных средств, и нехватка работников, специализирующихся именно на поднятой мною проблеме, это и зачастую проявление формализма в работе, отказ от индивидуального подхода и т.д.

В своей  работе я выделила также  этап профилактики преступности несовершеннолетних: ранняя профилактика. Существуют также непосредственная профилактика, профилактика предпреступного поведения и профилактика рецидива, все они имеют большое значение, но я бы хотела акцентировать внимание на ранней профилактики, как на наиболее важном этапе. Формирование отклонений происходит с детского возраста, поэтому решающее значение, на мой взгляд, играет то, насколько в более раннем периоде оно обнаружится. Еще в детском саду необходимо проводить диагностику девиаций, а так же воспитание в детях положительных нравственных качеств.

    Следует отметить, что на сегодняшний день в России нет единой профилактической системы. В некоторых регионах проводится активная деятельность, в других регионах не реализуются даже обязательные программы. Поэтому в целом по России наблюдается низкая результативность профилактики преступности несовершеннолетних. Необходимо придать системе профилактики целостность, различные субъекты профилактики должны работать согласованно, а регионы должны обмениваться опытом, навыками и умениями, как между собой, так возможно и с другими странами. Для большей результативности необходимо привлекать к своей деятельности различные благотворительные организации и объединения. Необходимо помнить, что мы имеем дело с молодежью, оказавшейся в трудной ситуации, нельзя закрывать глаза на ее проблемы.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиография 

  1.   Нормативно-правовые акты:

1. Конституция  РФ. 12 декабря 1993. СПС «Гарант».

2. Уголовный  кодекс Российской Федерации  // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

3.  Федеральный  закон от 13 января 1996 г. "Об образовании"  N 12-ФЗ. 

     II. Учебная, научная и периодическая литература:

1. Воспитание  трудного ребека: Дети с девиантным  поведением: Учеб.-метод. пособие  / Под ред. М.И. Рожкова. М., 2001.

2. Кукушин В.С.  Теория и методика воспитательной  работы - Ростов- на- Дону, 2002. 211с.

3. Гришаков Н.П.  Детская преступность и борьба  с ней путем воспитания. М., 2001.

4. Бакаев А.А.  Система профилактики правонарушений  несовершеннолетних: Учеб. пособие. – М.: Логос, 2004.

5. Василькова  Ю.В. Социальная педагогика. –  М., 2002.

6. Волкова Е.  Преступность молодежи // Вопросы  по борьбе с преступностью.  – М.: Юрид. лит., 2004.

7. Иванцова А.  Работа социального педагога  с детьми из неблагополучных семей // журнал «Воспитание школьника» - М., №7 за 2000 г.

8. Коренев П.И.  Трудный подросток // журнал «Источник», июль – август за 2003.

9. Мухина В.С.  Психология – М., 2000.

10. Никитин А.Ф.  Положительные взаимоотношения  трудных подростков с коллективом класса как фактор воспитания – М., 2003.

11. Тарас А.Е.  Педагогическая профилактика правонарушений  несовершеннолетних – Минск, 2002.

12. Проблемы правового  образования в общеобразовательных  учреждениях. Материалы всероссийской  научно-практической конференции 12-13 апреля 2000 г. М., 2001.

13. Проблема предупреждений  правонарушений учащихся общеобразовательных  школ. М., 1990 / Под ред. Панкратова  В. М., 2000.

14. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология  ненасилия в образовательном процессе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина.  М., 2000.

15. Предупреждение  групповой преступности несовершеннолетних / Под ред. В.Ф. Воробьева, В.А.  Лелекова, С.Т. Гарилова. – Воронеж:  ВИ МВД России, 2001. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Профилактика подростковой преступности в условиях образовательного учреждения