Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:27, курсовая работа
Цель: выявить и проанализировать различные методы профилактики преступности несовершеннолетних в образовательных учреждениях.
Объектом данной работы являются несовершеннолетние, совершающие противоправные деяния или склонные к этому.
Предметом является профилактика преступности несовершеннолетних.
Проблема: каковы наиболее эффективные меры профилактики преступности среди несовершеннолетних.
Введение……………………………………………………………......................3
1. Преступное поведение среди несовершеннолетних ……………………..5
1.1. Понятие преступности несовершеннолетних. Ее характеристика и основные показатели......................................................................................5
1.2. Подростки как особая социальная группа …………………………...9
1.3. Факторы, влияющие на формирование противоправного
поведения подростков …………………………………………………….12
2. Профилактика преступности несовершеннолетних в условиях образовательного учреждения …………………............................................18
2.1. Ранняя профилактика преступности несовершеннолетних в общеобразовательном учреждении ………………………………………18
2.2. Деятельность школьного инспектора по профилактике правонарушений несовершеннолетних в условиях образовательного учреждения ………………………………………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………..30
Библиография………………………………………………………………….32
Правовую основу деятельности инспектора по делам несовершеннолетних, закрепленных за образовательным учреждением, составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 18.06.2003 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Стратегия Государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 года № 1760-р, Законы Российской Федерации от 18.04.1991 г. № 1026-1 «О милиции», от 10.07.1992 г. № 32664 «Об образовании», Указ Президента Российской Федерации от 12.02.1993г. № 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации», Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 г. № 4202-1 «Об утверждении Положений о службе в органах внутренних дел Российской Федерации», приказ МВД Российской Федерации от 26.05.2000г. № 569 «Об утверждении инструкций по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел»; другие федеральные нормативные и правовые акты; нормативные правовые акты МВД России, регламентирующие деятельность подразделений по делам несовершеннолетних, органов управления образованием и учреждений образования.
Основными задачами школьного инспектора, закрепленного за образовательным учреждением, являются:
Специфика деятельности школьного инспектора в образовательном учреждении заключается в следующем:
- участвует
в мероприятиях по
- проводит
индивидуально-
- осуществляет
меры по предупреждению и
- участвует
в обеспечении общественного
порядка и общественной
- проводит
правовую пропаганду среди
- осуществляет
в соответствии с
- выявляет
причины и условия,
- готовит
материалы, необходимые для
- готовит
материалы о помещении
- взаимодействует
в пределах своей
Таким
образом, эффективность системы
профилактики преступлений в значительной
мере зависит от ее организации. Формы
организации профилактики реализуются
главным образом на управляющем
уровне деятельности. Они выступают
в виде обезличенных категорий, подразумевающих
разнообразные мероприятия по организации
аналитической работы, создание системы
сбора информации, рациональному использованию
сил и средств в предупреждении преступности,
расширению связи с общественностью. Формы
осуществления профилактики предполагают
исполняющий уровень деятельности. Они
представляют собой конкретные категории,
охватывающие различные соответствующие
меры и мероприятия.
Заключение
В данной работе были рассмотрены вопросы, освещающие такую немаловажную проблему, как преступность среди подростков и методы ее профилактики в общеобразовательных учреждениях. Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить следующее.
Подростки представляют собой особую социальную категорию, со своими идеалами и ценностями, которые формируются под влиянием различных факторов. Эти ценности очень часто расходятся с нормами, принятыми в нашем обществе, появляются так называемые отклонения или девиации. Один из наиболее распространенных видов девиаций – это преступность. Исключительное влияние на формирование преступного поведения среди подростков оказывают такие социальные институты, как семья, школа, а также неформальная группа сверстников, поскольку большую часть своего времени подросток проводит там.
Преступность носит деструктивный для общества характер, поэтому профилактика преступности несовершеннолетних – неотъемлемый атрибут современного общества. В настоящее время функционирует целый комплекс организаций по борьбе с подростковой преступностью, среди которых комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы и учреждения социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, опеки и попечительства, службы занятости и др. Однако у них есть множество недостатков, которые не позволяют им работать эффективно. Это и недостаток бюджетных средств, и нехватка работников, специализирующихся именно на поднятой мною проблеме, это и зачастую проявление формализма в работе, отказ от индивидуального подхода и т.д.
В своей работе я выделила также этап профилактики преступности несовершеннолетних: ранняя профилактика. Существуют также непосредственная профилактика, профилактика предпреступного поведения и профилактика рецидива, все они имеют большое значение, но я бы хотела акцентировать внимание на ранней профилактики, как на наиболее важном этапе. Формирование отклонений происходит с детского возраста, поэтому решающее значение, на мой взгляд, играет то, насколько в более раннем периоде оно обнаружится. Еще в детском саду необходимо проводить диагностику девиаций, а так же воспитание в детях положительных нравственных качеств.
Следует
отметить, что на сегодняшний день
в России нет единой профилактической
системы. В некоторых регионах проводится
активная деятельность, в других регионах
не реализуются даже обязательные программы.
Поэтому в целом по России наблюдается
низкая результативность профилактики
преступности несовершеннолетних. Необходимо
придать системе профилактики целостность,
различные субъекты профилактики должны
работать согласованно, а регионы должны
обмениваться опытом, навыками и умениями,
как между собой, так возможно и с другими
странами. Для большей результативности
необходимо привлекать к своей деятельности
различные благотворительные организации
и объединения. Необходимо помнить, что
мы имеем дело с молодежью, оказавшейся
в трудной ситуации, нельзя закрывать
глаза на ее проблемы.
Библиография
1. Конституция РФ. 12 декабря 1993. СПС «Гарант».
2. Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
3. Федеральный
закон от 13 января 1996 г. "Об образовании"
N 12-ФЗ.
II. Учебная, научная и периодическая литература:
1. Воспитание трудного ребека: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. М., 2001.
2. Кукушин В.С.
Теория и методика
3. Гришаков Н.П. Детская преступность и борьба с ней путем воспитания. М., 2001.
4. Бакаев А.А.
Система профилактики
5. Василькова Ю.В. Социальная педагогика. – М., 2002.
6. Волкова Е. Преступность молодежи // Вопросы по борьбе с преступностью. – М.: Юрид. лит., 2004.
7. Иванцова А. Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей // журнал «Воспитание школьника» - М., №7 за 2000 г.
8. Коренев П.И. Трудный подросток // журнал «Источник», июль – август за 2003.
9. Мухина В.С. Психология – М., 2000.
10. Никитин А.Ф. Положительные взаимоотношения трудных подростков с коллективом класса как фактор воспитания – М., 2003.
11. Тарас А.Е.
Педагогическая профилактика
12. Проблемы правового
образования в
13. Проблема предупреждений
правонарушений учащихся
14. Ситаров В.А.,
Маралов В.Г. Педагогика и
15. Предупреждение
групповой преступности
Информация о работе Профилактика подростковой преступности в условиях образовательного учреждения