Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:27, курсовая работа
Цель: выявить и проанализировать различные методы профилактики преступности несовершеннолетних в образовательных учреждениях.
Объектом данной работы являются несовершеннолетние, совершающие противоправные деяния или склонные к этому.
Предметом является профилактика преступности несовершеннолетних.
Проблема: каковы наиболее эффективные меры профилактики преступности среди несовершеннолетних.
Введение……………………………………………………………......................3
1. Преступное поведение среди несовершеннолетних ……………………..5
1.1. Понятие преступности несовершеннолетних. Ее характеристика и основные показатели......................................................................................5
1.2. Подростки как особая социальная группа …………………………...9
1.3. Факторы, влияющие на формирование противоправного
поведения подростков …………………………………………………….12
2. Профилактика преступности несовершеннолетних в условиях образовательного учреждения …………………............................................18
2.1. Ранняя профилактика преступности несовершеннолетних в общеобразовательном учреждении ………………………………………18
2.2. Деятельность школьного инспектора по профилактике правонарушений несовершеннолетних в условиях образовательного учреждения ………………………………………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………..30
Библиография………………………………………………………………….32
Выдвижение тезиса об общеобразовательном учреждении как одном из наиболее активных субъектов Ранней Профилактики Преступности Несовершеннолетних связано с представлениями, что наиболее эффективным способом предупреждения преступности является создание системы профилактики применительно к основным сферам жизнедеятельности, а не формирование специализированных институтов. Для несовершеннолетних в возрасте 6 (7) - 15(17) лет такой сферой является школа. В литературе уже много было высказано обоснованной критики, что в сравнении со своим высоким профилактическим потенциалом, школа играет низкую роль в предупреждении преступности несовершеннолетних 12.
Основной проблемой современного образования является отсутствие целостного, систематического процесса, ориентированного на духовно-нравственное воспитание учащихся.
Ранняя профилактика на уровне образовательного учреждения должна включать:
1) педагогику ненасилия. Педагогику ненасилия в качестве основного компонента ранней профилактики насильственных преступлений несовершеннолетних целесообразно включать не только в систему общего образования (1 – 6 классы), но и дошкольного воспитания, так как основы агрессивного поведения личности закладываются в очень раннем возрасте. Основные идеи педагогики ненасилия, которые активно популяризируются во всем мире структурами ООН, и прежде всего, ЮНЕСКО (программы «культуры мира и демократии») заключаются в представлении, что межличностные отношения подростков должны строиться на принципах диалога, позитивного отношения к друг другу, отвержения насилия (психического, физического) как способа решения конфликтов. Введение педагогики ненасилия в образовательное пространство школы сегодня становится особенно актуальным по причине чрезвычайного распространения агрессивности несовершеннолетних как стиля мышления и поведения13.
Нужно заметить, что агрессия как стиль поведения учащихся характерна не только для обычных государственных школ (где она в большей степени проявляется в форме прямого насилия), но и для элитных учебных заведений, специализированных классов, где она выражается в неоправданной амбициозности, прямом или косвенном унижении одноклассников, подчеркивании личного превосходства. В основе современной педагогики ненасилия лежит ее понимание как альтернативы закона «уравновешивания», основанного на принципе «око за око, зуб за зуб». В соответствии с этим строится и система социального воспитания, когда в ситуациях совершения принуждающих действий воспитаннику предлагается бороться против зла без соответствующего применения “обратного” насилия. Каков же механизм принятия этого “ненасильственного” выбора решения конфликта? Само ненасилие возможно при условии, если человек в определенной степени преодолевает свой эгоцентризм (эгоизм), развивает способность
понимать позицию другого человека.
Педагогика же ненасилия как раз и строится на подчеркивании того, что
индивид, отказавшийся от применения насилия, становится свободнее и
независимее. Ситаров В.А. и Маралов В. Г. пишут: «Современные исследования показывают, что насилие в тех или иных формах совершают, как правило, люди духовно слабые. Принуждая других, подавляя их физически и морально, они как бы утверждаются в своем превосходстве, в своей силе»14. Поэтому, педагогика ненасилия делает особый акцент именно в усвоении учащимся дара свободы, понимаемой как самоактуализация личности, – способности быть независимым от позиции окружающих, умению прислушиваться к мнению других, но не слепо копировать его. Как писал А. Маслоу – самоактуализация – это умение человека «стать тем, кем он способен стать»15.
Педагогика ненасилия предусматривает три основных психических условия для усвоения позиции ненасилия и утверждения в свободе. Первое – принятие собственной личности такой, какой она есть. Второе – осознание учащимся собственных психологических защит. Третье условие – научение терпимости. Что касается самих методик по достижению высказанных теоретических условий педагогики ненасилия и диалогизма как качества личности, то учеными-педагогами, как за рубежом, так и в России разработано много обучающих ролевых игр, заданий, моделирования, рекомендаций по созданию воспитывающих ситуаций. Так в пособии по «Педагогике ненасилия» для учителя предлагаются игры, формирующие способности лучше понимать другого человека (учащемуся после рассказа партнера предлагается правильно передать смысл его слов), проведение для младших школьников бесед-занятий на тему «Я смог помочь»16. Вообще же педагогика ненасилия в наименьшей степени предполагает классическую модель занятий-лекций, главный упор в ней сделан на формирование
конкретных
социальных навыков сотрудничества
и взаимопонимания между
В качестве вывода этого раздела по педагогике ненасилия необходимо сказать следующее. Во многих западных странах, как пишет Первова И.Л., получает широкое распространение концепция целенаправленного формирования в системе общего образования социальных навыков, необходимых каждому ребенку для успешной социализации17. В своем широком понимании социальные навыки подразумевают успешное регулирование ребенком своих эмоций и отношений со сверстниками и взрослыми, способность соизмерять уровень своих притязаний с реально имеющимися возможностями, умение идти на компромисс, адекватно воспринимать критику, сотрудничать со сверстниками и со старшими, проявлять эмпатию, избегать конфликтов, серьезных личных, бытовых и учебных проблем.
2)педагогику здорового потребительства. Данный компонент социального воспитания ориентирован, как это можно предположить, на раннюю профилактику корыстных преступлений несовершеннолетних, составляющих абсолютное большинство в структуре этой преступности. В системе корыстной мотивации несовершеннолетних доминирующее значение занимают такой мотив как корысть-потребительство и близко связанный с ним корысть-паразитизм18. Распространение потребительских установок сегодня характерно для большинства несовершеннолетних. Так согласно всероссийскому опросу только 1,2% школьников в качестве важной для себя цели в жизни называют служение людям19. В проведенном школьном опросе служение людям как цель в жизни выбрали 6,48% респондентов (при анкетировании эта цель могла быть выбрана из списка из 9 значений наравне с двумя другими значимыми для респондента целями). В то же время такую цель как “жить в свое удовольствие” выбрали 25,25% школьников.
Целью педагогики здорового потребительства являются формирование у учащегося способности ориентироваться и противостоять на личностном уровне деструктивным “искушениям” быстро утверждающейся в России идеологии потребительского общества, а также способности учащегося правильно организовывать свой досуг. Таким образом, целесообразной философской основой педагогики здорового потребительства является ее ориентированность на реализацию в образовательном пространстве вдохновляющих, творческих стимулов, а также своевременное развенчивание, вскрытие воздействия и манипулирования “простыми” стимулами современной потребительской цивилизации.
Основной задачей педагогики здорового потребительства должно быть
формирование
у учащегося чувства
обладающий им человек может иметь активную гражданскую позицию, иметь свое обоснованное мнение, быть полноценной личностью.
В качестве практических рекомендаций по педагогике здорового потребительства следует предложить следующее:
1. Необходимо формирование целенаправленной политики общеобразовательного учреждения по реализации принципа “полной занятости” учащихся, что становится постепенно возможным по мере восстановления доступного досуга для несовершеннолетних. Данная идея заключается в том, что социальные педагоги учебного заведения собирают сведения о характере проведения свободного времени учащимся, начиная с 1 класса. В случае своевременного установления того, что характер проведения несовершеннолетним свободного времени становится преимущественно «праздным», связанным с бесцельным времяпровождением на улице, педагог принимает все возможные меры, чтобы привлечь учащегося к другой, более продуктивной форме проведения досуга.
2. Необходимо изменить подходы к трудовому воспитанию учащихся, расширив его значение и приблизив уроки труда к сфере жизнедеятельности современного человека (демонстрации простейшего ремонта бытовой и компьютерной техники, устройство автомастерских, введению основ садово-огороднического искусства, цветоводства, ухода за домашними животными, – не все из предложенного требует значительных средств).
3. Необходимо
введение практики основ
4. Необходимо
создание нетолерантного и
5.Целесообразно восстановление школьной формы (красивой, удобной, у каждой школы свой тип) как средства уменьшения конфликтности между учащимися (возникающие из-за амбициозности, тщеславия или наоборот чувства чьей-нибудь материальной ущербности), а также в целях “внешнего” повышения учебной дисциплины20.
3) педагогику духовно-нравственных основ семьи. Эта составляющая ориентирована на профилактику половой распущенности детей. Я считаю это важным, так как согласно опросу несовершеннолетних преступниц, только 8.7% указали на отсутствие половых контактов в их жизни. Возраст же начала половой жизни опрошенных определялся следующими годами: до 14 лет – 37,3%; 14-15 лет – 55,4%; 16 лет – 7,3 %. Таким образом, 92,7 % из числа преступниц, имевших половые связи до момента осуждения, начали половую жизнь до наступления шестнадцатилетия. Сегодня, когда современная массовая культура пропагандирует моду на гиперсексуальность, когда все более ощутимое число подростков, и в частности, девочек хотят только «хорошо одеваться и кушать, заниматься сексом и спать», так важно, чтобы школа стала той средой, которая бы предлагала другие ценности подрастающему поколению. Основной задачей педагогики духовно-нравственных основ семьи является воспитание ребенка, подростка как будущего семьянина. Как писал Макаренко А.С.: «Всякое иное воспитание будет обязательно вредным и противообщественным»21. Главным же в этой подготовке к семейной жизни является укоренение, как считал Макаренко, в понимании любви как «большого и глубокого чувства – чувства, украшенного единством жизни, стремлений и надежд»22.
4) педагогику правового воспитания. Под правовым воспитанием понимается деятельность, направленная на формирование правового сознания, правовой культуры учащейся молодежи, уважение к праву, его целям, убежденности в его необходимости и ценности, привычка и потребность в любой ситуации действовать правомерно.
Вместо
этого во многих современных школах,
наоборот, создается отрицательная,
нагнетающая атмосфера. Учителя
нередко делят учеников на две
группы. В первой группе те школьники,
кто имеет достаточные
2.2
Деятельность школьного
инспектора по профилактике
правонарушений несовершеннолетних
в условиях образовательного
учреждения
Инспектор
по делам несовершеннолетних, закрепленный
за образовательным учреждением, является
штатным сотрудником ПДН
При необходимости инспектор по делам несовершеннолетних может быть закреплен за несколькими образовательными учреждениями. Закрепление инспектора по делам несовершеннолетних за несколькими образовательными учреждениями должно быть обосновано целесообразностью, оперативной, криминогенной обстановкой, географией их расположения (компактностью расположения, отдаленностью от районного центра), социальным составом учащихся и их родителей, состоянием воспитательной работы в образовательных учреждениях и согласовано с муниципальным органом управления образованием. Такое закрепление не должно влиять на качество профилактической работы, проводимой школьным инспектором в учебных заведениях. Допускается дополнительное закрепление школьного инспектора за учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, другими интернатными учреждениями.
Информация о работе Профилактика подростковой преступности в условиях образовательного учреждения