Превентивные меры предупреждения преступности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:36, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование превентивных мер предупреждения преступности.
Поставленная цель обусловила постановку и решение ряда задач:
1. изучить понятие превенции и превентивных мер;
2. рассмотреть понятие, систему и принципы предупреждения преступности;
3. провести классификацию мер предупреждения преступности;
4. проанализировать систему государственных органов, реализующих превентивную функцию;
5. показать участие общественных институтов в предупреждении преступности;
6. определить программно-целевое планирование мер предупреждения преступности как необходимый механизм применения превентивных мер.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы предупреждения преступности………….
1.1. Понятие превенции и превентивных мер…………………………
1.2. Понятие, система и принципы предупреждения преступности...
1.3. Классификация мер предупреждения преступности…………….
Глава 2. Механизм применения превентивных мер предупреждения преступности…………………………………………………………………..
2.1. Реализация превентивной функции государственными органами....................................................................................................
2.2. Участие общественных институтов в предупреждении преступности…………………………………………………………….
2.3. Программно-целевое планирование мер предупреждения преступности…………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………
Библиография……………………………………………………………
Приложения 1 – 2 ………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Переделанный полностью Готовый диплом.doc

— 499.50 Кб (Скачать)

Между тем важно учитывать, что суды располагают основной информацией  о криминогенных процессах и  явлениях; в орбиту их влияния по разным основаниям втягивается большинство лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений; предоставленные им властные полномочия придают любым их действиям (в том числе и не носящим принудительного характера) особый вес. Кроме того, в последние несколько лет в России наметилась тенденция к возрождению различных форм участия общественности в предупреждении преступлений (ДНД, товарищеские суды, общественные пункты охраны правопорядка, комитеты территориального общественного самоуправления, профсоюзные объединения и молодежные организации, советы профилактики трудовых коллективов). С учетом этого судьям необходимо пересмотреть свои устоявшиеся представления об отсутствии в их деятельности предупредительной функции. Такие представления не только ошибочны, но и противоречат российскому законодательству. Поэтому судам необходимо более активно включаться в деятельность по предупреждению преступлений.

Таким образом, на основании  изложенного выше можно сделать  вывод о том, что суд является субъектом специального предупреждения преступлений, осуществляющим эту деятельность наряду с основной своей деятельностью - отправлением правосудия. При этом деятельность суда по предупреждению преступлений носит межотраслевой характер, так как применяемые судом профилактические меры относятся к мерам уголовно-правовой, уголовно-процессуальной и криминологической политики.

Другим органом в  сфере предупреждения преступности, является прокуратура. Главной задачей прокуратуры является обеспечение единства законности на всей территории России. Единство законности - следствие ее осуществления, реализации законов, актов выражения народной воли.

В соответствии со ст. 1 Конституции РФ прокуратура осуществляет надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности.

Прокуратура, осуществляя  надзор за исполнением законов в  различных сферах и располагая обширными  и объективными данными о совершенных  преступлениях, их раскрываемости, качестве расследования, причинах и условиях, способствующих их совершению, способна наиболее полно выявлять нарушения законов, причем в первую очередь именно те, которые создают условия для совершения преступлений. Поэтому Указом Президента Российской Федерации от 20 октября 1993 года N 1685 "О деятельности прокуратуры в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации" функция координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью вновь была возложена на прокуратуру. Это положение было закреплено в Законе "О прокуратуре Российской Федерации", принятом 17 ноября 1995 года. Согласно ст. 8 Закона Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенной службы и других правоохранительных органов.

Координация - это установление правильных взаимоотношений, взаимодействия по какому-либо вопросу, в каких-либо действиях. Несомненно, что отведение  такой роли прокуратуре не случайно и является отражением исторически сложившихся условий. Это - настоятельное требование жизни. Именно координация дает возможность глубоко и всесторонне оценивать происходящие процессы, выявлять негативные тенденции, проблемы, требующие первоочередного внимания, вырабатывать единые оценки и подходы, осуществлять согласованные меры. Координация позволяет правильно определять, что зависит непосредственно от усилий правоохранительных органов, а решение каких вопросов должно быть перенесено на другие уровни.

В пункте 2 ст. 8 Закона о прокуратуре  определены отдельные полномочия прокуроров при осуществлении координации. Они созывают координационные совещания, организуют рабочие группы, истребуют  статистическую и другую необходимую  информацию. Причем этот перечень далеко не исчерпывающий. Цели, принципы, основные направления, формы и методы координации, полномочия ее участников были определены Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента от 18 апреля 1996 года N 56774.

Координация осуществляется в целях  наиболее эффективного решения задач  по борьбе с преступностью и укреплению законности путем разработки и осуществления  согласованных действий, направленных на своевременное выявление, раскрытие, пресечение и предупреждение преступлений, устранение обстоятельств, способствующих их совершению.

Развитие и совершенствование  координационной деятельности органов  прокуратуры позволило сформировать определенную систему координации на нескольких уровнях: межгосударственном (Генеральная прокуратура РФ, правоохранительные органы других государств, генеральные прокуроры государств - участников СНГ); федеральном (Генеральный прокурор РФ, руководители федеральных правоохранительных органов); межрегиональном (Генеральная прокуратура РФ, прокуроры субъектов Федерации, соответствующие руководители правоохранительных органов); региональном (прокуроры субъектов Федерации, военные и иные специализированные прокуроры и руководители правоохранительных органов, дислоцирующихся на территории субъекта Федерации); местном (прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры, а также руководители правоохранительных органов, функционирующих на данной территории).75

Координация деятельности правоохранительных органов призвана обеспечить всесторонний анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций, а также анализ деятельности по выявлению, расследованию, раскрытию, предупреждению и пресечению преступлений для определения основных направлений борьбы с преступностью. Согласованность усилий правоохранительных органов позволяет определить комплексное обобщение практики применения законов по борьбе с преступными проявлениями и готовить предложения по улучшению правоохранительной деятельности, совершенствованию правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью.76

Органы, уполномоченные выявлять преступления и расследовать их, также относятся к правоохранительным органам, способным оказывать значительное влияние на предупреждение преступности. Среди них можно назвать: следственные аппараты органов прокуратуры, контрразведки и внутренних дел, а равно государственные учреждения, которые вправе вести дознание по уголовным делам (милиция, пожарная охрана, командиры воинских частей, должностные лица таможенной службы, капитаны кораблей, находящихся в дальнем плавании, начальники зимовок и некоторые другие) или оперативно-розыскную деятельность (например, органы контрразведки и внешней разведки, оперативные подразделения Главного управления охраны РФ, должностные лица пограничных войск).

Особенности функционирования значительного  числа субъектов предупредительной  деятельности, различный вклад в  ее конечные результаты предопределяют необходимость исследования их роли в предупреждении преступлений. В системе субъектов этой деятельности основная тяжесть по реализации предупредительной функции ложится на органы внутренних дел, среди которых ведущее место занимают оперативные подразделения. Являясь субъектами оперативно-розыскной деятельности, они имеют в своем арсенале набор специфических сил, средств и методов, позволяющих на более ранней стадии, нежели другим подразделениям органов внутренних дел, выявить лиц, замышляющих, подготавливающих или покушающихся на совершение преступления и предпринять меры оперативно-розыскного характера по недопущению его совершения.77

Предупреждение преступлений оперативно-розыскными мерами - весьма действенное и перспективное  направление деятельности оперативных  подразделений. По сравнению с уголовно-процессуальным и уголовно-правовым предупреждением оперативно-розыскное предупреждение отличается большей эффективностью. Оно позволяет достичь поставленных целей в сжатые сроки, с меньшими материальными и моральными потерями, обеспечивает предупреждение наступления вредных (необратимых) последствий и в конечном счете сужает сферу применения мер уголовного наказания. На этом основывается высокая нравственная оценка предупредительных мер оперативно-розыскного характера, которые разрабатываются в рамках одной из основных организационно-тактических форм оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел - оперативно-розыскной профилактики (ОРП)78.

Адвокатура занимает важное место в системе правоохранительных органов и организаций. Однако она  не является правоохранительным органом, т.к. у адвоката нет полномочий по принуждению за соблюдением чьих-либо прав, он действует на принципиально  иной основе: он - защитник, т.е. защищает. Защита нужна для того, чтобы не допустить следственных и судебных ошибок особого рода: привлечения к уголовной ответственности, предания суду и осуждения невинного либо осуждения виновного по закону, предусматривающему ответственность за более тяжкое преступление, чем в действительности им совершенное или назначения чрезмерно сурового наказания, а также в других случаях.

Адвокаты способствуют устранению ошибок по конкретному делу, улучшению стиля работы правоохранительных органов.

Адвокатура – профессиональное сообщество адвокатов, т.е. добровольное объединение лиц, профессионально  занимающихся адвокатской деятельностью, осуществляемой за вознаграждение. В  соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном  законом, физическим и юридическим лицам (доверителям) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.1

Адвокатская помощь представляет собой комплексное воздействие  на правоотношение с целью достижения результата, наиболее благоприятного для доверителя. Целью адвокатской  деятельности является реализация предусмотренного ст. 48 Конституции РФ права гражданина на получение квалифицированной юридической помощи.

В наши дни перед ней  официально поставлены задачи содействия охране прав и законных интересов  всех физических и юридических лиц, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению законности, воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, уважения к правам, свободам, чести и достоинству других лиц.

Осуществлению этих задач  подчинены основные направления деятельности адвокатуры:

дача консультаций и  разъяснений по юридическим вопросам, устных и письменных справок по действующему законодательству;

осуществление представительства  в судах и других государственных органах по гражданским и административным делам;

составление заявлений, жалоб и других документов правового характера;

участие адвокатов при  производстве дознания и предварительного следствия, в суде по уголовным делам в качестве защитников подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков;

оказание правовой помощи трудовым коллективам и другим органам, ведущим борьбу с правонарушениями;

участие в правовой пропаганде и разъяснении законодательства населению.

Консультирование по вопросам применения законодательства является важным участком работы адвокатов. Она чаще всего заключается в разъяснении действующего гражданского, семейного, трудового, административного и уголовного законодательства.

Другой участок деятельности адвокатов — юридическое обслуживание предприятий, учреждений, организаций, не имеющих юрисконсультов. Оно осуществляется на основании договоров с юридическими консультациями, в которых предусматриваются обязанности сторон. Адвокат, обслуживающий предприятия, учреждения, все виды коммерческих структур и т. д., проверяет законность издаваемых ими приказов и других их решений, участвует в договорных кампаниях (оформляет преддоговорные документы и договоры), ведет претензионную работу и дела в судах, дает консультации по правовым вопросам административно-управленческому персоналу, рабочим и служащим и т. д.

Участие адвоката в уголовном  судопроизводстве — важная форма  адвокатской деятельности. Общество заинтересовано в том, чтобы ни один гражданин не был привлечен к  уголовной ответственности и осужден без достаточных оснований. Закон, как отмечалось выше, предусматривает обеспечение подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, подсудимым права на защиту. И оно в значительной мере реализуется адвокатами, которым для этого предоставлены достаточно широкие возможности. В частности, уголовно-процессуальное законодательство предусматривает широкий круг прав, предоставляемых адвокату-защитнику как при судебном рассмотрении (в стадиях судебного разбирательства и последующей проверки законности и обоснованности вынесенных по конкретному делу приговоров), так и на предварительном следствии или при производстве дознания.

 В законе прямо  установлены случаи, когда квалифицированная  юридическая помощь обязательна.  При отсутствии средств на ее оплату она может быть оказана на безвозмездной основе или оплачена за счет государства. В результате оказания такой помощи адвокат не извлекает прибыли.

Итак, адвокатура служит важным инструментом предупреждения преступности, укрепления обратной связи от общества к государству. В связи с этим необходимо расширять самостоятельность, права и ответственность адвокатуры.

Охрана  правопорядка и соответственно вопросы предупреждения правонарушений относятся к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Правоохранительная  система субъекта РФ не может в  корне отличаться от правоохранительной системы РФ, Основу и центральный  компонент представляют федеральные  органы власти, которые дополняются  в зависимости от социально-экономических особенностей субъектов элементами второго органы государственной власти субъектов) и третьего эшелонов (деятельность органов местного самоуправления и общественных организаций). 

Механизм  охраны правопорядка на территории субъекта Российской Федерации складывается из совместной  деятельности федеральных органов (Конституционный уд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, прокуратура, Федеральная служба безопасности и т.д.) и элементов правоохранительной системы самого субъекта РФ. К таким элементам относятся:

- судебная  власть, т.е. конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые суды;

- исполнительная  власть: Департамент общественной  безопасности, помощник губернатора  по борьбе с преступностью,  различного рода комиссии;

- деятельность общественных объединений по охране правопорядка, контролируемая органами местного самоуправления;

Информация о работе Превентивные меры предупреждения преступности