Превентивные меры предупреждения преступности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:36, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование превентивных мер предупреждения преступности.
Поставленная цель обусловила постановку и решение ряда задач:
1. изучить понятие превенции и превентивных мер;
2. рассмотреть понятие, систему и принципы предупреждения преступности;
3. провести классификацию мер предупреждения преступности;
4. проанализировать систему государственных органов, реализующих превентивную функцию;
5. показать участие общественных институтов в предупреждении преступности;
6. определить программно-целевое планирование мер предупреждения преступности как необходимый механизм применения превентивных мер.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы предупреждения преступности………….
1.1. Понятие превенции и превентивных мер…………………………
1.2. Понятие, система и принципы предупреждения преступности...
1.3. Классификация мер предупреждения преступности…………….
Глава 2. Механизм применения превентивных мер предупреждения преступности…………………………………………………………………..
2.1. Реализация превентивной функции государственными органами....................................................................................................
2.2. Участие общественных институтов в предупреждении преступности…………………………………………………………….
2.3. Программно-целевое планирование мер предупреждения преступности…………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………
Библиография……………………………………………………………
Приложения 1 – 2 ………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Переделанный полностью Готовый диплом.doc

— 499.50 Кб (Скачать)

Меры социальной профилактики, компенсации, наказания и безопасности реализуются на общем, специализированном и индивидуальном уровнях. В криминологической литературе общую профилактику часто именуют общесоциальной или социальной. Специализированную профилактику - специально-криминологической, криминологической или специальной. Эта путаница возникла в результате смешения различных классификационных оснований – уровня и механизма - и не столь безобидна, как кажется на первый взгляд. Именно в ней лежат истоки многих криминологических дискуссий.

Проиллюстрируем все  это на примере. Скажем, решение проблем занятости населения – это общий уровень социальной профилактики; система трудоустройства лиц, освобожденных из мест лишения свободы, – это специализированный уровень социальной профилактики; трудоустройство освобожденного Петрова – индивидуальная социальная профилактика.

Классификацию по уровню не следует путать с классификацией по масштабу, в соответствии с которым  меры предупреждения могут осуществляться на территории Российской Федерации, субъекта Федерации, города, района, микрорайона, предприятия.

Правовое регулирование  предупреждения преступлений осуществляется согласно одному из трех принципов: общедозволительному, общеразрешительному и запретительному. Основываясь на этом можно выделить меры дозволенные, разрешенные и  запрещенные.

К мерам, которые базируются на общедозволительном принципе - "разрешено все, что не запрещено", относятся в первую очередь меры социальной профилактики, которые не связаны с принуждением. Сюда же можно отнести меры компенсации, наказания и безопасности, которые не представляют собой ощутимых обременений для личности и регламентируются нормами гигиены, морали, педагогики, обычаями, традициями, организационными, техническими нормами. В качестве примера таковых можно назвать применение различного рода запорных устройств и сигнализаций, родительское наказание и т.п.

Общеразрешительный метод  используется для принудительных мер, которые существенно ограничивают конституционные права и свободы. Подобные меры могут применяться  только в случаях, прямо предусмотренных  законом. Субъект, который может их применять, должен быть наделен специальной компетенцией. Для их реализации, как правило, предусматривается особый правовой режим: лицензирование, разрешительный порядок, предъявляются специальные требования к субъекту - соответствующая квалификация, специальная подготовка, сертификация и т.п.

Третья группа предупредительных  мер изначально представляет собой  большую опасность, чем опасность  самого преступного деяния, а потому должна быть запрещена. Нельзя, например, охранять свой сад при помощи провода, к которому подключен электроток высокого напряжения. Конечно, в строгом смысле мерами предупреждения преступности можно считать только законные меры, но исследование незаконных способов самозащиты игнорировать нельзя хотя бы потому, что они могут быть показателями неэффективности всех законных средств.

В зависимости от характера  нормы, регулирующей отношения субъекта и объекта профилактики, можно  выделить материальные и процедурно-процессуальные меры предупреждения преступлений. Процедурно-процессуальные меры обеспечивают реализацию материальных правоограничений. Например, для того, чтобы осуществлять контроль за административно поднадзорным или несовершеннолетним, поставленным на учет, участковый инспектор или инспектор ОППН должны иметь, как минимум, право посещать жилище профилактируемого, вызывать его и получать объяснения.

По отрасли законодательства, в рамках которой регламентируются меры предупреждения, их можно подразделить на конституционно-, административно-, гражданско-, уголовно-правовые, а также гражданско-, административно-, уголовно-процессуальные.

Деятельность по предупреждению преступлений представляет собой управленческий процесс, состоящий из определенных функций48. Соответственно в предупреждении преступлений можно выделить: выяснение криминологического состояния объекта профилактики (криминологическая диагностика), принятие решения, установление организационных связей, регуляция (включение в позитивные и прерывание негативных отношений профилактируемого с социальной средой), контроль, а также особую функцию, которая пронизывает пять других, – сбор и преобразование информации.

По содержанию в криминологии принято выделять экономические, социально-политические, культурно-воспитательные, юридические, организационно-управленческие и технические меры.

В основе классификаций  по направлениям и сферам лежит тип  преступного поведения или особенности  объекта: меры предупреждения корыстной, насильственной, сексуальной, экономической, профессиональной, организованной преступности, преступности несовершеннолетних, женщин и т.д.

Основаниями классификации  могут служить и другие особенности 

объекта, а также субъекта предупредительной деятельности (см.: Объекты и субъекты предупреждения преступности).

В зависимости от момента применения профилактического воздействия меры можно подразделить на меры ранней профилактики (меры предкриминального контроля) и меры предупреждения рецидива (меры посткриминального контроля49) Примером ранней профилактики может служить постановка на учет в отделах профилактики несовершеннолетних, которые еще не нарушили уголовный закон, но уже совершили ряд административных правонарушений. Вторую разновидность мер используют для работы с лицами, уже совершившими преступление. Разновидностью мер посткриминального предупреждения являются меры пенитенциарного предупреждения, когда предупредительное воздействие связано с лишением свободы, и меры постпенитенциарного предупреждения (контроля)50 когда предупредительные мероприятия осуществляют после освобождения из исправительного учреждения.

По направленности меры предупреждения можно подразделить на меры, направленные на устранение: а) общественной опасности личности; б) криминогенных ситуаций; в) условий  формирования криминогенных установок  личности. В свою очередь, каждый из названных видов можно подразделить на разновидности. В частности, среди мер, направленных на устранение криминогенных ситуаций, можно выделить меры, направленные на личность потенциальной жертвы (потерпевшего) или меры виктимологической профилактики.

Приведенный перечень типологий  и классификаций предупредительных  мер не является исчерпывающим. В  зависимости от исследовательских  целей и практических потребностей могут быть разработаны и использованы самые различные классификации.

Например, в Руководстве по основным направлениям предупреждения преступлений, которые были подготовлены для представления Восьмому Конгрессу ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, Куба, 27 августа – 7 сентября 1990 г.)51, меры предупреждения разделены на две большие группы: социальные меры предупреждения преступности и ситуационное предупреждение преступности.

Социальные меры предупреждения преступности – меры, направленные на искоренение причин преступности и склонности людей к правонарушениям. Они могут быть направлены на население в целом или на особые группы риска. В Руководстве правильно отмечено, что на преступность влияют многие аспекты социальной политики, но более всего важны шесть направлений: “политика планирования городских и сельских районов и, в частности, политика ликвидации трущоб, управления размещением; проблема бездомности, проектирование и предусмотрение мест общественного пользования и торговли, взаимосвязь между предоставлением жилья и другими службами, особенно транспортом и местом работы; политика занятости и, в частности, политика, связанная с ликвидацией безработицы и созданием рабочих мест; политика в области образования, включая детей дошкольного возраста; семейная политика; молодежная политика, включая создание условий для отдыха, проведения досуга и занятия культурой; политика в области здравоохранения и, в частности, борьбы с наркоманией и алкоголизмом”.52

Ситуационное предупреждение преступности связано с сокращением 

(ограничением) возможностей  правонарушений. Выделяются два вида: меры безопасности, которые затрудняют совершение преступления, и меры, снижающие заинтересованность в совершении преступления. В свою очередь, меры, которые затрудняют совершение преступления, достигаются: а) укреплением объекта преступного посягательства; б) перемещением объекта преступного посягательства; в) изъятием средств совершения преступления.

Снижение заинтересованности в совершении преступления может  идти двумя путями. Первый состоит  в уменьшении ценности какого-либо похищенного имущества путем его маркировки. Подобные меры одновременно являются как средством предотвращения преступления, так и средством, помогающим определению преступников.

Второй путь – увеличение осознаваемой угрозы разоблачения – может быть обеспечен расширением различных форм наблюдения со стороны правоохранительных структур, частных охранных служб и населения.

Иногда в литературе встречаются  классификации, которые, на первый взгляд, не только не соответствуют приведенным  в настоящем разделе, но и противоречат им. Однако внимательный анализ всегда позволяет добраться до истоков противоречий и соотнести различные классификации. Разберем это на примере классификации, предложенной Президентом Криминологической Ассоциации России А.И. Долговой. Она считает, что “борьба с преступностью представляет собой органическое единство трех направлений целенаправленной социальной деятельности: 1) общей организации борьбы, 2) предупреждения преступности, 3) правоохранительной деятельности”.53

Как видим, в предложенной классификации используется иная терминология, иные основания. Тем не менее, содержание понятия “борьба с преступностью” соответствует содержанию таких общих понятий, которые мы определили в начале главы: “комплексное воздействие на преступность”, “предупреждение преступности”, “деятельность по предупреждению преступлений”, “социальный контроль преступности”. Оно обозначает весь комплекс мер воздействия на преступность.

Под “предупреждением преступности”  профессор А.И. Долгова понимает “целенаправленное воздействие на причины и условия преступности”54, что в нашей терминологии соответствует понятию “социальная профилактика”.

“Правоохранительная деятельность”, по ее мнению, “включает, во-первых, так  называемую карающую, то есть деятельность по выявлению, пресечению раскрытию преступлений и принятию к виновным в их совершении лицам предусмотренных законом мер; во-вторых, правовосстановительную, то есть по возмещению вреда от преступлений, восстановлению нарушенных преступлениями прав и законных интересов разных лиц”.

Похоже, что содержание понятия “правоохранительную деятельность”  включает в себя применение мер наказания, безопасности и восстановления, которые  регламентируются в рамках уголовно-правового  механизма: уголовным, уголовно-процессуальным и оперативно-розыскным законодательством.

В понятие “общая организация борьбы с преступностью” А.И. Долгова включает: “информационно-аналитическую деятельность, криминологическое прогнозирование, определение стратегии борьбы с преступностью, правовое регулирование борьбы с преступностью, реализацию программ борьбы с преступностью, их корректировку в соответствии с изменениями криминальной и общей ситуации в государстве, координацию деятельности по борьбе с преступностью, кадровое и ресурсное обеспечение борьбы с преступностью, научные исследования проблем борьбы с преступностью и их внедрение в практику”55.

На наш взгляд, указанные виды деятельности относятся к обеспечению  деятельности по предупреждению преступности.

Изучая классификацию мер предупреждения преступности, необходимо быть очень внимательными. Употребление одних и тех же терминов разными авторами еще не означает, что в них вложено одно и то же значение.

В этом плане показательным является разнозначное употребление понятий  общесоциальной (социальной) и специально-криминологической (специальной, криминологической) профилактики. В одних случаях пишут, что основанием для их деления является цель, в других - предназначение, а в-третьих - средство.

Одни авторы выделяют две разновидности  специальных мер - специальные, реализация которых основана на нормах уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального права и меры специально-криминологические, другие, наоборот, в специально-криминологические56 меры включают уголовно-правовые57.

Нередко авторы, используя те или иные классификации, не раскрывают их содержание. Так, например, профессор В.В. Лунеев пишет: “Криминологический контроль – наиболее гуманный и перспективный аспект социально-правового контроля”58.

С ним можно соглашаться, а можно и нет. Все зависит  от того, что понимать под мерами криминологического контроля. Несмотря на их увеличивающуюся популярность, содержательного определения понятий "криминологическая профилактика (контроль)" и "специально-криминологическая профилактика (контроль)" нет ни в его очень интересной работе, ни в работах других авторов. Нам представляется, что эти понятия являются искусственными теоретическими конструкциями и, отказавшись от них, теория предупреждения ничего не потеряет.59

 

ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕВЕНТИВНЫХ МЕР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

2.1. Реализация  превентивной функции государственными  органами

 

В настоящее время  человечество подошло к такому рубежу своего развития, когда преступность, в особенности организованная, стала реально угрожать его безопасности60. В связи с этим в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24, указывается на то, что "важнейшими задачами в области борьбы с преступностью являются: выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность... привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний"61. Следовательно, деятельность по предупреждению преступлений является частью политики государства по национальной безопасности и борьбе с преступностью. Решение же комплексной задачи осуществления такой деятельности в России возможно лишь на основе согласованных усилий законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, каждая из которых призвана внести свой вклад в рамках своих возможностей и полномочий.

Информация о работе Превентивные меры предупреждения преступности