Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:36, дипломная работа
Целью работы является исследование превентивных мер предупреждения преступности.
Поставленная цель обусловила постановку и решение ряда задач:
1. изучить понятие превенции и превентивных мер;
2. рассмотреть понятие, систему и принципы предупреждения преступности;
3. провести классификацию мер предупреждения преступности;
4. проанализировать систему государственных органов, реализующих превентивную функцию;
5. показать участие общественных институтов в предупреждении преступности;
6. определить программно-целевое планирование мер предупреждения преступности как необходимый механизм применения превентивных мер.
Введение…………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы предупреждения преступности………….
1.1. Понятие превенции и превентивных мер…………………………
1.2. Понятие, система и принципы предупреждения преступности...
1.3. Классификация мер предупреждения преступности…………….
Глава 2. Механизм применения превентивных мер предупреждения преступности…………………………………………………………………..
2.1. Реализация превентивной функции государственными органами....................................................................................................
2.2. Участие общественных институтов в предупреждении преступности…………………………………………………………….
2.3. Программно-целевое планирование мер предупреждения преступности…………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………
Библиография……………………………………………………………
Приложения 1 – 2 ………………………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Хакасский государственный
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ И ПРАВА
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА
Допустить к защите в ГАК
Зав. кафедрой государственного права
___________________М.А. Буганова
Бозыкова А. Н.
"ПРЕВЕНТИВНЫЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ"
(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)
03.05.01 - ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
К.Ю.Н., доцент каф. ГП
Буганова М.А.
Рецензент:
Дата сдачи:
Дата защиты:
Оценка:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы предупреждения преступности…………. 1.1. Понятие превенции и превентивных мер………………………… 1.2. Понятие, система и принципы предупреждения преступности... 1.3. Классификация мер предупреждения преступности…………….
Глава 2. Механизм применения превентивных мер
предупреждения преступности……………………………………………… 2.1. Реализация превентивной
функции государственными 2.2. Участие общественных 2.3. Программно-целевое
Заключение…………………………………………………… Библиография……………………………………………… Приложения 1 – 2 ……………………………………………………… |
3
7 7 11 26
43
43
62
72
89 92 101
|
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы проблема становления и развития правоохранительной системы Российской Федерации в различных ее аспектах стала предметом многих научно-теоретических исследований. Один из аспектов связан с вопросом о целях правоохранительной деятельности.
А.Г. Братко указывает, что цель правоохранительной системы не должна сводиться только к борьбе с преступностью, к задачам привлечения к ответственности за совершившиеся факты, а правоохранительная деятельность несводима только к государственному принуждению. Главная цель – нейтрализовать уже существующие источники социальной опасности.
Многие авторы упускают из вида значимость такой задачи правоохранительной системы как превенция правонарушений. Они сводят всю многообразную деятельность взаимосвязанных структурных элементов правоохранительной системы к одному, на их взгляд основному направлению, - борьбе с преступностью.
Для стабильного функционирования правоохранительной системы важен вопрос соотношения и координации деятельности со стороны государства и общества. Наибольшей эффективности правоохранительной системы можно достигнуть, только сочетая методы борьбы с преступностью и превенции правонарушений.
В настоящее время в России действует ряд мощных криминогенных факторов, обусловливающих рост преступности и увеличение числа потерпевших от преступлений. Все большее распространение находят чуждые российским духовным идеалам нормы поведения, моральные и нравственные ориентиры насилия, жестокости, алчности, стяжательства и равнодушия. Усиливается правовой нигилизм. Разрастаются этнические конфликты, множатся проявления экстремизма и политической нетерпимости. Наблюдается резкое имущественное расслоение, продолжается процесс высвобождения из сферы общественного производства большого числа людей трудоспособного возраста, значительная часть которых может служить резервом преступной среды. Негативный социально-психологический и нравственный климат, разрушение духовных ценностей - все это вовлекает значительную часть граждан в противоправные отношения1.
На фоне снижения эффективности правоохранительной деятельности формируется практика внеправового реагирования граждан на преступность. Она включает: спонтанную расправу с конкретными преступниками, в том числе путем совершения ответных преступлений; формирование не основанных на законе обычаев и стандартов реагирования на преступления, возмещения материального и иного вреда; возникновение системы теневой, в том числе и криминальной, юстиции.
В этой связи правоохранительным органам требуется концептуальное обновление своей политики в сфере борьбы с преступностью в части, касающейся ее предупреждения. Они должны не пассивно ожидать совершения преступлений, а вести в первую очередь активную работу по недопущению нарушения конституционных прав граждан, минимизации факторов, негативно влияющих на криминальную обстановку в целом.
Существенным условием предупреждения преступности является создание четко скоординированной системы организационных и правовых механизмов, а также условий и процедур их реализации.
Однако до сего дня
активность противодействия государственны
Если ранее охрана правового порядка являлась исключительно функцией государства, то в правовом обществе она становится функцией всего общества.
Обеспечение охраны правопорядка, прав и свобод личности невозможно только в рамках государственной политики либо лишь в аспекте реализации одной из задач общества. Общество способно влиять на поведение субъектов права более или менее действенно в процессе социализации, осуществлении мер социального контроля, формирования правосознания своих членов. Именно общество имеет значительные возможности превенции нежелательного и вредного для него поведения. Наибольшую эффективность правоохранительной системы можно достичь только сочетая методы борьбы с преступностью и превенции правонарушений с участием общественных институтов.
Вот почему в настоящее время назрела необходимость в проведении комплексных мер, направленных не только на повышение эффективности борьбы с преступностью, но и в совершенствовании работы по предупреждению преступлений как ее составляющей.
Таким образом,
высокая криминогенная
Объектом исследования являются государственно-властные и общественные отношения, складывающиеся в сфере борьбы с преступностью.
Предметом исследования является механизм предупреждения преступности.
Целью работы является исследование превентивных мер предупреждения преступности.
Поставленная цель обусловила постановку и решение ряда задач:
1. изучить понятие превенции и превентивных мер;
2. рассмотреть понятие, систему и принципы предупреждения преступности;
3. провести классификацию мер предупреждения преступности;
4. проанализировать систему
5. показать участие общественных институтов в предупреждении преступности;
6. определить программно-целевое планирование мер предупреждения преступности как необходимый механизм применения превентивных мер.
Методологическую основу исследования составляет комплекс общенаучных методов, таких, как анализ и синтез, индуктивный и дедуктивный, исторический, логический, конкретно-социологический, системно-структурный, структурно-функциональный, аксиологический методы. В работе использовался также сравнительно-правовой метод, который позволяет выделить, с одной стороны, общее, закономерное, с другой - частное, специфическое, а также метод системного анализа.
Теоретическую основу исследования составили работы правоведов, как: М.А. Буганова, А.Г. Братко, Ю.Д. Блувштейн, С.И. Герасимов, А.И. Долгова, Ф.М. Кобзарев, А.И. Алексеев, О.М. Олейник, А.В. Бабенко и др.
Практическое и теоретическое значение дипломного исследования состоит в том, что содержащиеся в работе выводы и предложения представляют собой творческое осмысление ряда актуальных вопросов предупреждения преступности в Российской Федерации, и формируют необходимую теоретическую базу для обоснования необходимых практических мер по совершенствованию превентивных мер предупреждения преступности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ
1.1. Понятие превенции и превентивных мер
В настоящее время в России продолжается реформирование политической, экономической, социальной, культурной, правовой, духовной сфер жизни общества. В этой связи за последнее время был принят ряд законов, отдельные нормы которых подчеркивают приоритетность превентивных мер в борьбе с преступностью.
Для того, чтобы перейти к рассмотрению вопросов превентивных мер предупреждения преступности, необходимо изучить понятие превенции и превентивных мер.
Слово превенция в право пришло из латыни и переводится как: опережаю, предупреждаю, предотвращаю.
В современном понимании превенция – предупреждающие, предохранительные действия.
В теории превенция разделена на общую и частную.2 К общей превенции, в частности, относятся любые профилактические мероприятия в отношении неопределенного круга лиц, собрания, на которых выступают теоретики и практики с разъяснением отдельных норм закона, нового законодательства, а также лекции, дискуссии, выступления в средствах массовой информации и др.
К частной превенции относятся профилактические мероприятия, направленные на предотвращение правонарушения отдельно взятым физическим лицом, либо субъектом хозяйствования.
В праве превентивными мерами называют любые профилактические и другие действия, направленные на предотвращение преступлений и иных правонарушений.
Меры превентивного (предупредительного) характера являются мерами государственно-принудительного воздействия, которые имеют целью либо непосредственное предупреждение возникновения возможных правонарушений, либо их устранение лицами, допустившими не соответствующее требованиям закона поведение.
Термин «превентивные меры» чаще всего используется в страховании, где им обозначают мероприятия для снижения риска в имущественном страховании. Этим термином обозначают также меры предупредительного характера в ситуации, когда, например, необходимо снизить риски, их влияние на результаты хозяйственной деятельности.
В международном праве превентивные меры – это коллективные меры, применяемые сообществом государств на основе Устава ООН и призванные предупредить угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии. В Уставе ООН указаны два типа превентивных мер: меры, не связанные с использованием вооруженных сил (полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений), и меры с применением вооруженных сил государств - членов ООН. Решения о таких мерах принимаются только Советом Безопасности ООН на основе принципа единогласия.
Применительно к хозяйствующим субъектам и хозяйственному законодательству — это предупреждение правонарушений хозяйствующими субъектами. К мероприятиям частной превенции относится вынесение судом частных определений и сообщений.
К превентивным мерам
в гражданском праве относятся
также предупреждение возможного нарушения
права. Так, опасность причинения вреда
в будущем может явиться
Превентивный характер имеют и такие меры, как признание права и установление факта, имеющего юридическое значение. В практике нередко встречаются случаи предъявления в суде исков о признании, например, права собственности на строение, права авторства на произведение науки или искусства, на изобретение и т.п. Речь идет о том, что право данному лицу принадлежит, но отсутствуют необходимые доказательства, вследствие чего требуется решение суда, которое устранит возникновение спора по данному поводу в будущем.
Важной мерой
Информация о работе Превентивные меры предупреждения преступности