Превентивные меры предупреждения преступности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:36, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование превентивных мер предупреждения преступности.
Поставленная цель обусловила постановку и решение ряда задач:
1. изучить понятие превенции и превентивных мер;
2. рассмотреть понятие, систему и принципы предупреждения преступности;
3. провести классификацию мер предупреждения преступности;
4. проанализировать систему государственных органов, реализующих превентивную функцию;
5. показать участие общественных институтов в предупреждении преступности;
6. определить программно-целевое планирование мер предупреждения преступности как необходимый механизм применения превентивных мер.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы предупреждения преступности………….
1.1. Понятие превенции и превентивных мер…………………………
1.2. Понятие, система и принципы предупреждения преступности...
1.3. Классификация мер предупреждения преступности…………….
Глава 2. Механизм применения превентивных мер предупреждения преступности…………………………………………………………………..
2.1. Реализация превентивной функции государственными органами....................................................................................................
2.2. Участие общественных институтов в предупреждении преступности…………………………………………………………….
2.3. Программно-целевое планирование мер предупреждения преступности…………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………
Библиография……………………………………………………………
Приложения 1 – 2 ………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Переделанный полностью Готовый диплом.doc

— 499.50 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования 

«Хакасский государственный университет  им. Н.Ф. Катанова»

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ  И ПРАВА

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА

 

 

Допустить к защите в ГАК

Зав. кафедрой государственного права

___________________М.А. Буганова

 

Бозыкова А. Н.

"ПРЕВЕНТИВНЫЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ"

(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)

03.05.01 - ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

 

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

К.Ю.Н., доцент каф. ГП

Буганова М.А.

Рецензент:

 

Дата сдачи:

Дата защиты:

Оценка:

АБАКАН 2007

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………

 

Глава 1. Теоретические  основы предупреждения преступности………….

1.1. Понятие превенции и превентивных мер…………………………

1.2. Понятие, система и принципы предупреждения преступности...

1.3. Классификация мер предупреждения преступности…………….

 

Глава 2. Механизм применения превентивных мер предупреждения преступности…………………………………………………………………..

2.1. Реализация превентивной  функции государственными органами....................................................................................................

2.2. Участие общественных институтов  в предупреждении преступности…………………………………………………………….

2.3. Программно-целевое планирование  мер предупреждения преступности…………………………………………………………….

 

Заключение………………………………………………………………

Библиография……………………………………………………………

Приложения 1 – 2 ………………………………………………………

 3

 

 7

 7

11

26

 

 

43

 

43

 

62

 

72

 

89

92

101

 

 

 


         

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В последние  годы проблема становления и развития правоохранительной системы Российской Федерации в различных ее аспектах стала предметом многих научно-теоретических  исследований. Один из аспектов связан с вопросом о целях правоохранительной деятельности.

А.Г. Братко указывает, что цель правоохранительной системы  не должна сводиться только к борьбе с преступностью, к задачам привлечения  к ответственности за совершившиеся  факты, а правоохранительная деятельность несводима только к государственному принуждению. Главная цель – нейтрализовать уже существующие источники социальной опасности.

Многие авторы упускают из вида значимость такой  задачи правоохранительной системы  как превенция правонарушений. Они сводят всю многообразную деятельность взаимосвязанных структурных элементов правоохранительной системы к одному, на их взгляд основному направлению, - борьбе с преступностью.

Для стабильного  функционирования правоохранительной системы важен вопрос соотношения и координации деятельности со стороны государства и общества. Наибольшей эффективности правоохранительной системы можно достигнуть, только сочетая методы борьбы с преступностью и превенции правонарушений.

В настоящее время  в России действует ряд мощных криминогенных факторов, обусловливающих рост преступности и увеличение числа потерпевших от преступлений. Все большее распространение находят чуждые российским духовным идеалам нормы поведения, моральные и нравственные ориентиры насилия, жестокости, алчности, стяжательства и равнодушия. Усиливается правовой нигилизм. Разрастаются этнические конфликты, множатся проявления экстремизма и политической нетерпимости. Наблюдается резкое имущественное расслоение, продолжается процесс высвобождения из сферы общественного производства большого числа людей трудоспособного возраста, значительная часть которых может служить резервом преступной среды. Негативный социально-психологический и нравственный климат, разрушение духовных ценностей - все это вовлекает значительную часть граждан в противоправные отношения1.

На фоне снижения эффективности  правоохранительной деятельности формируется  практика внеправового реагирования граждан  на преступность. Она включает: спонтанную расправу с конкретными преступниками, в том числе путем совершения ответных преступлений; формирование не основанных на законе обычаев и стандартов реагирования на преступления, возмещения материального и иного вреда; возникновение системы теневой, в том числе и криминальной, юстиции.

В этой связи правоохранительным органам требуется концептуальное обновление своей политики в сфере борьбы с преступностью в части, касающейся ее предупреждения. Они должны не пассивно ожидать совершения преступлений, а вести в первую очередь активную работу по недопущению нарушения конституционных прав граждан, минимизации факторов, негативно влияющих на криминальную обстановку в целом.

Существенным  условием предупреждения преступности является создание четко скоординированной системы организационных и правовых механизмов, а также условий и процедур их реализации.

Однако до сего дня  активность противодействия государственных органов криминогенным процессам в обществе, организация их работы по комплексному решению задач предупреждения преступлений не отвечает предъявляемым требованиям. Целенаправленная предупредительная работа в отношении лиц, ранее судимых, наркоманов, несовершеннолетних правонарушителей, семей группы социального риска ослаблена.

Если ранее  охрана правового порядка являлась исключительно функцией государства, то в правовом обществе она становится функцией всего общества.

Обеспечение охраны правопорядка, прав и свобод личности невозможно только в рамках государственной  политики либо лишь в аспекте реализации одной из задач общества. Общество способно влиять на поведение субъектов права более или менее действенно в процессе социализации, осуществлении мер социального контроля, формирования правосознания своих членов. Именно общество имеет значительные возможности превенции нежелательного и вредного для него поведения. Наибольшую эффективность правоохранительной системы можно достичь только сочетая методы борьбы с преступностью и превенции правонарушений с участием общественных институтов.

Вот почему в настоящее  время назрела необходимость  в проведении комплексных мер, направленных не только на повышение эффективности борьбы с преступностью, но и в совершенствовании работы по предупреждению преступлений как ее составляющей.

Таким образом, высокая криминогенная обстановка на территории Российской Федерации, значимость предупреждения преступности в системе борьбы с нею, а также необходимость комплексного исследования вопросов предупреждения преступности органами власти и общественными объединениями, несовершенство правового регулирования в сфере предупреждения преступности, недостаточная теоретическая разработка указанных вопросов, обуславливают актуальность настоящего исследования.

Объектом исследования являются государственно-властные и общественные отношения, складывающиеся в сфере борьбы с преступностью.

Предметом исследования является механизм предупреждения преступности.

Целью работы является исследование превентивных мер предупреждения преступности.

Поставленная цель обусловила постановку и решение ряда задач:

1. изучить понятие превенции и превентивных мер;

2. рассмотреть понятие, систему и принципы предупреждения преступности;

3. провести классификацию мер предупреждения преступности;

4. проанализировать систему государственных  органов, реализующих превентивную  функцию;

5. показать участие общественных институтов в предупреждении преступности;

6. определить программно-целевое планирование мер предупреждения преступности как необходимый механизм применения превентивных мер.

Методологическую основу исследования составляет комплекс общенаучных методов, таких, как анализ и синтез, индуктивный и дедуктивный, исторический, логический, конкретно-социологический, системно-структурный, структурно-функциональный, аксиологический методы. В работе использовался также сравнительно-правовой метод, который позволяет выделить, с одной стороны, общее, закономерное, с другой - частное, специфическое, а также метод системного анализа.

Теоретическую основу исследования составили работы правоведов, как: М.А. Буганова, А.Г. Братко, Ю.Д. Блувштейн, С.И. Герасимов, А.И. Долгова, Ф.М. Кобзарев, А.И. Алексеев, О.М. Олейник, А.В. Бабенко и др.

Практическое  и теоретическое значение дипломного исследования состоит в том, что содержащиеся в работе выводы и предложения представляют собой творческое осмысление ряда актуальных вопросов предупреждения преступности в Российской Федерации, и формируют необходимую теоретическую базу для обоснования необходимых практических мер по совершенствованию превентивных мер предупреждения преступности.

 

 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

1.1. Понятие  превенции и превентивных мер

 

В настоящее время  в России продолжается реформирование политической, экономической, социальной, культурной, правовой, духовной сфер жизни  общества. В этой связи за последнее  время был принят ряд законов, отдельные нормы которых подчеркивают приоритетность превентивных мер в борьбе с преступностью.

Для того, чтобы перейти  к рассмотрению вопросов превентивных мер предупреждения преступности, необходимо изучить понятие превенции и  превентивных мер.

Слово превенция в  право пришло из латыни и переводится  как: опережаю, предупреждаю, предотвращаю.

В современном понимании  превенция – предупреждающие, предохранительные  действия.

В теории превенция разделена  на общую и частную.2 К общей превенции, в частности, относятся любые профилактические мероприятия в отношении неопределенного круга лиц, собрания, на которых выступают теоретики и практики с разъяснением отдельных норм закона, нового законодательства, а также лекции, дискуссии, выступления в средствах массовой информации и др.

К частной превенции  относятся профилактические мероприятия, направленные на предотвращение правонарушения отдельно взятым физическим лицом, либо субъектом хозяйствования.

В праве превентивными  мерами называют любые профилактические и другие действия, направленные на предотвращение преступлений и иных правонарушений.

Меры превентивного (предупредительного) характера являются мерами государственно-принудительного воздействия, которые имеют целью либо непосредственное предупреждение возникновения возможных правонарушений, либо их устранение лицами, допустившими не соответствующее требованиям закона поведение.

Термин «превентивные  меры» чаще всего используется в  страховании, где им обозначают мероприятия  для снижения риска в имущественном страховании. Этим термином обозначают также меры предупредительного характера в ситуации, когда, например, необходимо снизить риски, их влияние на результаты хозяйственной деятельности.

В международном праве  превентивные меры – это коллективные меры, применяемые сообществом государств на основе Устава ООН и призванные предупредить угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии. В Уставе ООН указаны два типа превентивных мер: меры, не связанные с использованием вооруженных сил (полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений), и меры с применением вооруженных сил государств - членов ООН. Решения о таких мерах принимаются только Советом Безопасности ООН на основе принципа единогласия.

Применительно к хозяйствующим  субъектам и хозяйственному законодательству — это предупреждение правонарушений хозяйствующими субъектами. К мероприятиям частной превенции относится вынесение судом частных определений и сообщений.

К превентивным мерам  в гражданском праве относятся  также предупреждение возможного нарушения  права. Так, опасность причинения вреда  в будущем может явиться основанием для применения такого способа защиты права, как запрещение деятельности, создающей такую опасность (п. 1 ст. 1065 ГК РФ3).

Превентивный характер имеют и такие меры, как признание  права и установление факта, имеющего юридическое значение. В практике нередко встречаются случаи предъявления в суде исков о признании, например, права собственности на строение, права авторства на произведение науки или искусства, на изобретение и т.п. Речь идет о том, что право данному лицу принадлежит, но отсутствуют необходимые доказательства, вследствие чего требуется решение суда, которое устранит возникновение спора по данному поводу в будущем.

Важной мерой предупредительного характера является признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления. Особенность  названной меры состоит в том, что она имеет двоякое значение. С одной стороны, она пресекает уже возникшее нарушение, а с другой - устраняет возможность возникновения правонарушений в будущем. Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления (а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт), не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным. В приведенной норме речь идет о признании недействительными актов государственного органа или органа местного самоуправления. Вместе с тем в конкретных случаях закон разрешает признавать недействительными наряду с актами этих органов акты иных органов. Так, в силу нормы п. 2 ст. 22 ГК РФ несоблюдение указанных в законе условий и порядка ограничения дееспособности граждан или их права заниматься предпринимательской либо иной деятельностью влечет недействительность акта государственного или иного органа, устанавливающего соответствующее ограничение.

Информация о работе Превентивные меры предупреждения преступности