Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:36, дипломная работа
Целью работы является исследование превентивных мер предупреждения преступности.
Поставленная цель обусловила постановку и решение ряда задач:
1. изучить понятие превенции и превентивных мер;
2. рассмотреть понятие, систему и принципы предупреждения преступности;
3. провести классификацию мер предупреждения преступности;
4. проанализировать систему государственных органов, реализующих превентивную функцию;
5. показать участие общественных институтов в предупреждении преступности;
6. определить программно-целевое планирование мер предупреждения преступности как необходимый механизм применения превентивных мер.
Введение…………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы предупреждения преступности………….
1.1. Понятие превенции и превентивных мер…………………………
1.2. Понятие, система и принципы предупреждения преступности...
1.3. Классификация мер предупреждения преступности…………….
Глава 2. Механизм применения превентивных мер предупреждения преступности…………………………………………………………………..
2.1. Реализация превентивной функции государственными органами....................................................................................................
2.2. Участие общественных институтов в предупреждении преступности…………………………………………………………….
2.3. Программно-целевое планирование мер предупреждения преступности…………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………
Библиография……………………………………………………………
Приложения 1 – 2 ………………………………………………………
Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой конкретизацию общесоциальных и специально-криминологических мер в отношении конкретных лиц, поведение которых вступает в конфликт с правовыми нормами.
При противодействии же преступности речь не идет о деятельности государства, общества и их институтов, направленной на разрешение различных социально-правовых противоречий. Кроме того, государственные органы при противодействии преступности не осуществляют индивидуальную профилактику.14
Важно заметить, что "профилактика преступлений представляет собой наиболее эффективное средство борьбы с преступностью... она открывает куда более широкие возможности "вытеснения" преступности из жизни нашего общества, чем иные меры"15. В свою очередь, в юридической литературе специальное предупреждение преступлений рассматривается как деятельность, осуществляемая государственными органами, ведущими борьбу с преступностью16.
Общеизвестно, что "родителями" криминологии являются уголовное право и социология. Российская криминология, в отличие от американской, тяготеет к уголовному праву. Подавляющее большинство российских криминологов по своей базовой подготовке - специалисты в области уголовного права. В этом есть свои преимущества, но есть и недостатки. Один из недостатков усиленной уголовно-правовой подготовки состоит в том, что все виды деятельности по предупреждению преступлений традиционно подразделяются на две неравные части: 1) уголовная репрессия, то есть предупреждение, которое осуществляется в рамках уголовного правосудия; 2) профилактика или превенция, в которую входят все виды антикриминогенного воздействия, находящиеся за рамками уголовного правосудия.
В криминологической
литературе имеет место и другой
подход. Иногда часть деятельности
по снижению уровня преступности, которая
находится за рамками правоохранительной
деятельности, обозначается термином
“предупреждение преступности”1
Хотя со времен Екатерины II в России неизменно декларируется тезис о том, что “главным направлением борьбы с преступностью является превенция”, “уголовно-правовое” мышление на первое место ставит меры уголовной репрессии. В другую, “остаточную” часть включают все иные меры, которые объединены под общим названием “профилактика”. Они регламентируются отраслями законодательства, не входящими в криминалистический цикл - административным, гражданским, семейным, трудовым и т.п.
В какой-то мере такое "неравенство" объяснимо, поскольку именно уголовный закон задает параметры для понятия “преступного”, которое является центральным в определении предмета криминологии.
Однако парадоксально, что при той значимости, которая придается уголовной репрессии в деле борьбы с преступностью, этот вид предупреждения фактически выводится за рамки предмета криминологии и, судя по большинству учебников, его предупредительный потенциал криминологами не исследуется.
Такой подход нарушает принцип системности. Уголовная репрессия - необходимое и очень весомое средство, но еще никто не доказал ее исключительность и преимущество перед другими. Даже если это так, то тем более уголовно-правовой контроль должен быть включен в предмет криминологии. Признание специфичности уголовно-правового предупреждения ничего не меняет. Свои особенности имеет также предупреждение преступности средствами, предусмотренными административным20, трудовым и другими отраслями законодательства, которые изучаются соответствующими правовыми науками. Экономические средства влияния на преступность, например, не менее специфичны и эффективны, чем уголовно-правовые. Однако их предупредительный потенциал исследуется в рамках криминологии.
Аналогичным образом, на наш взгляд, предупреждение преступности средствами, которые предоставляет уголовное законодательство, должно рассматриваться в криминологии наряду и в совокупности с другими. Естественно, что здесь должны исследоваться не проблемы уголовно-правовой догматики, что входит в предмет науки уголовного права, а вопросы криминализации и декриминализации, предупредительной эффективности средств, используемых в рамках уголовного правосудия.
Утверждение о том, что
вопросы эффективности уголовно
Как видим, нет никаких оснований для того, чтобы выводить уголовно-правовое воздействие за пределы системы предупреждения. Одной из задач Уголовного кодекса является "предупреждение преступлений” (ст. 2), а одной из целей уголовного наказания - "предупреждение совершения новых преступлений" (ст. 43).
Таким образом, криминологическая теория предупреждения преступности - это учение о совокупности всех законных видов, форм, способов, средств и методов контроля над преступностью независимо от того какой отраслью права они предусмотрены.
Одно из положений, вокруг которых в криминологии нет споров, это тезис о том, что предупреждение преступности является специфической разновидностью социального управления. Наиболее четко эта идея выражена в работе Э.Э. Раска21. «Социальное управление - это один из основных видов управления, функция которого заключается в обеспечении реализации потребностей развития общества и его подсистем; в формировании критериев и показателей социального развития объекта, выделении возникающих в нем соц. проблем, разработке и применении методов их решения, в достижении планируемых состояний и параметров соц. отношений и процессов»22.
Из этого следует, что деятельность по предупреждению преступлений должна соответствовать всем требованиям, предъявляемым к социальному управлению. В криминологической литературе систему предупреждения преступлений принято рассматривать в широком и узком смыслах. Во-первых, следует исходить из того, что борьба с преступностью как составная часть национальной политики осуществляется (прямо или опосредованно) всеми звеньями государственной и общественной системы. Поэтому в широком смысле слова в предупреждении преступлений участвуют законодательные (представительные) органы, органы исполнительной власти, суды, весь комплекс предприятий, учреждений и организаций, функционирующих в различных сферах социальной жизнедеятельности, а также общественные (религиозные) объединения населения и отдельные граждане.
Во-вторых, перечисленные выше субъекты осуществляют предупредительную деятельность в основном "попутно" в процессе решения гораздо более сложных задач. С учетом этого следует поддержать мнение В.Е. Эминова о необходимости выделения системы предупреждения преступлений в более узком смысле, то есть вести речь о взаимодействующих органах и организациях, которые: "а) преследуют специально выделенные цели предупредительной деятельности; б) наделены соответствующими правами и обязанностями; в) обладают определенной компетенцией по воздействию на те или иные криминогенные факторы; г) имеют информационное, методическое, ресурсное, кадровое обеспечение предупредительной деятельности"23.
Рассматривая систему деятельности по предупреждению преступности, можно выделить объект, субъект и меры предупреждения.
В юридической литературе справедливо указывается на то, что "субъекты уголовно-процессуальной деятельности (органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суды) по самой своей природе способны внести существенный вклад в профилактику правонарушений"24. В основе такого утверждения лежит вывод о том, что перечисленные субъекты располагают основной информацией о криминогенных процессах и явлениях; в орбиту их влияния по разным основаниям втягивается большинство лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений; предоставленные им властные полномочия придают любым их действиям (в том числе и не носящим принудительного характера) особый вес.
Классификация субъектов предупреждения преступлений осуществляется, как правило, в зависимости от их подчиненности, масштабов и направлений деятельности, выполнения координирующих или контрольных функций, участия в общей или индивидуальной профилактике и т.д. Однако наибольшее распространение получило деление всех субъектов системы предупреждения преступлений на две группы: 1) специализированных (осуществляющих специальное предупреждение) и 2) неспециализированных (осуществляющих общее предупреждение). Такой точки зрения, например, придерживаются А.И. Алексеев, Н.И. Ветров, А.И. Долгова, К.Е. Игошев, Г.М. Миньковский, Л.М. Прозументов, А.В. Шеслер и другие ученые-юристы.
Для нас представляет интерес лишь первая группа, так как "ведущей функцией субъектов специального предупреждения, - справедливо считают Л.М. Прозументов и А.В. Шеслер, - является обеспечение правопорядка, а предупреждение преступлений осуществляется ими как составная часть деятельности по обеспечению правопорядка"25. К таким субъектам принято относить государственные правоохранительные органы, а именно: суд, прокуратуру, органы внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, юстиции, Таможенного комитета и Службы судебных приставов26.
В юридической литературе вопрос о соотношении задач и функций предупреждения преступлений является дискуссионным. Так, М.П. Кан и А.Г. Михайлянц включают предупреждение преступлений в состав уголовно-процессуальных функций27.
В.А. Азаров и И.Ю. Таричка
относят предупреждение преступлений
к одной из задач правоохранительной
деятельности, которую должны решать
соответствующие
А.П. Гуляев считает, что "одноименное обозначение задач и функций нельзя рассматривать как смешение тех и других. Первые обозначают определенные цели, вторые - деятельность, направленную на достижение этой цели"29.
Опыт зарубежных стран указывает на необходимость законодательного закрепления задачи предупреждения преступлений. В отмеченном плане выигрышно отличаются изданные еще в 1994 - 2000 гг. УПК Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Узбекистан, в которых способствование предупреждению преступлений рассматривается в качестве одной из задач уголовного процесса. Такая задача должна быть прямо закреплена и в ст. 6 УПК РФ. Такое закрепление целесообразно сделать по типу ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, где в качестве задачи производства по делам об административных правонарушениях указывается на "выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений"30
Специфика деятельности по предупреждению преступлений состоит в том, что значительная ее часть связана с принуждением, сопряжена с вмешательством в сферу личной жизни, с ограничением конституционных прав и свобод личности. Эта принудительная часть должна быть жестко регламентирована законом. Отсюда следует, что кроме принципов социального управления (целеполагания, системности, объективности, основного звена, оптимальности и эффективности) предупреждение преступности должно соответствовать правовым принципам, важнейшим из которых является принцип законности.
Конституция РФ содержит основные принципы, которым должна соответствовать борьба с преступностью. В целом их можно свести к двум положениям: 1) государство несет обязанность по защите прав и свобод граждан, в том числе и от преступных посягательств; 2) в борьбе с преступностью должны соблюдаться права и свободы граждан, а необходимые случаи ограничения возможны только в соответствии с федеральным законом.
Принцип целеполагания является определяющим в выделении предупреждения преступности в особую разновидность социального управления. Именно цель предупреждения преступности является тем системообразующим объединяющим началом, позволяющим относить субъекты, объекты и меры воздействия к этой особой деятельности. Цель находится в центре внимания субъекта, и ее достижение служит мерилом качества и эффективности предупредительной работы.
Принцип системности предполагает рассмотрение предупреждения преступности как взаимодействия субъекта (управляющая подсистема) и объекта (управляемая подсистема), а меры предупреждения преступлений - в качестве отношений управления.
Принцип объективности
требует максимального
Принцип основного звена позволяет найти главную задачу деятельности по предупреждению преступлений, вычленить ключевую проблему или несколько проблем и сконцентрировать на их решении имеющиеся ресурсы.
Принцип оптимальности и эффективности требует, чтобы при наименьшей затрате сил и средств, материальных и финансовых ресурсов получать наилучший результат в возможно короткий срок. В предупреждении преступлений действие этого принципа ограничивается принципом законности, в соответствии с которым все предупредительные мероприятия должны осуществляться в рамках закона и никакое стремление к эффективности не может оправдать его нарушение.
Информация о работе Превентивные меры предупреждения преступности