Превентивные меры предупреждения преступности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:36, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование превентивных мер предупреждения преступности.
Поставленная цель обусловила постановку и решение ряда задач:
1. изучить понятие превенции и превентивных мер;
2. рассмотреть понятие, систему и принципы предупреждения преступности;
3. провести классификацию мер предупреждения преступности;
4. проанализировать систему государственных органов, реализующих превентивную функцию;
5. показать участие общественных институтов в предупреждении преступности;
6. определить программно-целевое планирование мер предупреждения преступности как необходимый механизм применения превентивных мер.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы предупреждения преступности………….
1.1. Понятие превенции и превентивных мер…………………………
1.2. Понятие, система и принципы предупреждения преступности...
1.3. Классификация мер предупреждения преступности…………….
Глава 2. Механизм применения превентивных мер предупреждения преступности…………………………………………………………………..
2.1. Реализация превентивной функции государственными органами....................................................................................................
2.2. Участие общественных институтов в предупреждении преступности…………………………………………………………….
2.3. Программно-целевое планирование мер предупреждения преступности…………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………
Библиография……………………………………………………………
Приложения 1 – 2 ………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Переделанный полностью Готовый диплом.doc

— 499.50 Кб (Скачать)

Появление самой идеи о выделении тех сфер жизни  общества, на которые следует обратить особое внимание власти и общества, во многом обусловлено уникальным моментом в истории России, когда общественные институты и властные структуры готовы соединить свои усилия для достижения благополучия населения в масштабах всей страны.

Проблемы медицины, образования, доступного жилья и функционирующего сельского хозяйства - это не только, да и, пожалуй, не столько проблемы экономики. Это вопросы национальной безопасности, перспектив демографического развития, имеющие первостепенную политическую важность.

Здравоохранение, образование, жилищная политика, сельское хозяйство - есть ли в них как названных  в единстве национальных проектах общее начало? Это лишь на первый взгляд разрозненные области, избранные в качестве национальных проектов по принципу "где больше наболело". Общее в них - это сфера, обеспечивающая права каждого человека на достойное существование и развитие, и общая цель, обусловленная положениями ст. 7 Конституции РФ, - достижение благополучия как отдельного гражданина, так и всего общества в целом. Без нормального, полноценного питания, качественного жилья, без доступных и отвечающих стандартам высокого уровня услуг систем образования и здравоохранения нельзя говорить об индивиде, имеющем собственную гражданскую позицию и политическую активность.107

Национальные проекты  тесно связаны с реализацией  федеральных программ. В настоящее  время действует более 40 федеральных  целевых программ. Из них наиболее значимыми для воплощения национальных проектов и взаимосвязанными с ними являются федеральные целевые и иные программы: "Дети России" на 2007 - 2010 годы108, "Социальное развитие села до 2010 года"109, "Жилище" на 2002 - 2010 годы110, "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы""111, "Культура России (2006 - 2010 годы)"112 и др.

На уровне субъектов  РФ также разрабатываются целевые  программы. Так, среди основных, разработанных в Республике Хакасия, можно назвать: "Меры по усилению борьбы с преступностью в Республике Хакасия на 2007 – 2009 годы"113, "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Хакасия" на 2007 год" 114, "Дети Хакасии" на 2007 год"115, "Жилище" на 2006 - 2010 годы"116 и др. Разрабатываются подобные целевые программы и на местном уровне.

Утвержденный распоряжением  Правительства Российской Федерации  от 19 января 2006 г. N 38-р План действий Правительства Российской Федерации  по реализации в 2006 году положений Программы  социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы) в качестве особого подраздела предусматривает разработку нормативных правовых актов по реализации приоритетных национальных проектов в сферах образования, здравоохранения. Вместе с тем следует учитывать, что действующая нормативная правовая база не "отторгает" национальные проекты, но для их правового оформления требуется немало усилий, кропотливой работы по устранению отдельных противоречий, взаимоувязки норм, а также систематизация действующего законодательства. Возможно, определенного пересмотра в связи с национальными проектами потребуют нормы соответствующих отраслей законодательства.

Итак, планирование (программирование) позволяет осуществлять согласованные мероприятия социально-экономического, воспитательного, организационного, профилактического, государственно-правового характера. Оно нацеливает на более правильную расстановку сил в борьбе с правонарушениями, обеспечивает дифференцированный подход к организации предупредительных мероприятий применительно к зонам с различной степенью распространенности преступлений, к разным социальным группам населения.

Нормативно-правовая база программно-целевого планирования мер  борьбы с преступностью в Российской Федерации лежит в русле более  широкого понятия правовой основы предупреждения преступности, или криминологической профилактики. Эта основа, к сожалению, не выражается в наличии одного или нескольких базовых законов о предупреждении преступности, а рассредоточена по различным нормативно-правовым актам, начиная с Конституции РФ и заканчивая отдельными законодательными актами, регулирующими определенную часть общественных отношений, связанных с профилактикой преступлений и правонарушений.

Применение программно-целевого планирования предполагает разработку 3-уровневой модели: региональной, городских и районных программ. Концептуально городские и районные программы должны быть связаны с моделью региональной. Методические подходы к разработке городских районных программ одинаковы с региональной программой. Это относится также к цели и ее структуре. Основным отличием между местными программами и региональной является учет особенностей решения вопросов усиления борьбы с преступностью, определяемых спецификой региона и уровнями городов и районов.

Полагаем, что региональные программы должны обладать следующими основными свойствами:

1) четкостью определения  конкретных целей программы, путей  и механизма их реализации;

2) адресностью программных  мероприятий и заданий, четким  определением сроков и последовательности их реализации, строгой ориентацией деятельности исполнителей на достижение программных целей;

3) достижением согласованности  с другими программами;

4) сбалансированностью  финансовых, трудовых и технических  ресурсов и источников их обеспечения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проанализировав законодательство и научную литературу, можно прийти к выводу, что предупреждение преступности буквально означает предохранение людей, общества, государства от преступлений. Предупреждение выступает как одно из направлений борьбы с преступностью.

Правовые нормы, регулирующие деятельность и отношения в сфере  предупреждения преступлений, не оформились пока в самостоятельную отрасль  права. В настоящее время они  входят в состав различных институтов международного, конституционного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, административного, гражданского, семейного, трудового и иных отраслей права.

Большинство указанных  правовых норм регулируют деятельность по предупреждению преступлений косвенным  методом, воздействуя на участников общественных отношений самим фактом своего существования. Некоторые правовые нормы используются субъектами предупреждения преступлений при организации и планировании предупредительной деятельности, выборе вида и определении тактики осуществления предупредительных мероприятий.

Почти все Федеральные  законы, регулирующие отношения в  сфере борьбы с теми или иными  видами преступлений, носят многоцелевой характер и определяют преимущественно  порядок осуществления организационно-управленческой, оперативно-розыскной или уголовно-процессуальной, а не предупредительной деятельности.

Практически нет такой  отрасли права, которая не содержала  бы норм, относящихся к предупреждению преступлений. Эти нормы в своей  совокупности и составляют правовые основы предупреждения преступлений.

Конституция Российской Федерации гарантирует всем гражданам  России и лицам, находящимся на ее территории и не являющимся ее гражданами, обеспечение безопасности и нормальных условий проживания. Поэтому неотъемлемой частью государственных органов, в первую очередь органов внутренних дел, должна быть работа по предупреждению преступности.

Для государства функция  охраны общественного порядка и  предупреждения преступности всегда является значимой и актуальной. Реализация функции правоохраны возложена  на механизм государства, следовательно, и ядром правоохранительной системы  являются уполномоченные на то государственные органы. Для них характеры субординация и иерархия во взаимоотношениях.

Усиление роли федерального законодательства в регулировании  вопросов совместного ведения, в  известной мере ограничивающее возможности  субъектов Федерации, не должно привести к полному исключению законодательных возможностей регионов в данной области. Субъекты Федерации вправе и должны конкретизировать федеральное регулирование в сфере совместного ведения.  Все действия и властные решения по вопросам предупреждения преступности должны находиться в едином русле правоохранительной политики государства.

Опыт правового регулирования  участия граждан в предупреждении преступности приводит к выводу о  целесообразности его совершенствования  как в законодательном, так и организационном плане.

Отсутствие  федерального закона по данному вопросу  создает условия для существующей практики принятия нормативно-правовых актов регионального и местного уровней, имеющих нормы, противоречащие федеральному законодательству. Скорейшее принятие федерального закона "Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка" и приведение в соответствие с ним нормативно-правовых актов субъектов Федерации должно способствовать совершенствованию работы по привлечению граждан и их объединений к охране общественного порядка.

Важным средством организации  профилактики преступлений является ее планирование. Оно состоит в определении  на основе достижений науки и практики криминологической обстановки и  ее прогноза имеющихся сил, средств  и достигнутых результатов, конкретных задач и основных направлений целенаправленной деятельности на определенный период, а также комплекса мероприятий, выполнение которых должно обеспечить решение поставленных задач.

Планирование упорядочивает  профилактическую деятельность, делает ее целенаправленной, обеспечивает комплексный подход к решению задачи выявления и устранения причин и условий преступности.

Планирование (программирование) позволяет осуществлять согласованные  мероприятия социально-экономического, воспитательного, организационного, профилактического, государственно-правового характера. Оно нацеливает на более правильную расстановку сил в борьбе с правонарушениями, обеспечивает дифференцированный подход к организации предупредительных мероприятий применительно к зонам с различной степенью распространенности преступлений, к разным социальным группам населения.

Применение программно-целевого планирования предполагает разработку 3-уровневой модели: региональной, городских  и районных программ. Полагаем, что региональные программы должны обладать такими свойствами, как четкость определения конкретных целей программы, путей и механизма их реализации; адресность программных мероприятий и заданий, четкое определение сроков и последовательности их реализации, строгая ориентация деятельности исполнителей на достижение программных целей; достижение согласованности с другими программами; сбалансированность финансовых, трудовых и технических ресурсов и источников их обеспечения.

БИБЛИОГРАФИЯ

1.Нормативно-правовые  акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)// Российская газета. 25 декабря 1993 г. N 237.
  2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997 г. N 1. Ст. 1.
  3. Гражданский кодекс РФ. Часть 1. Принят Государственной Думой 21.10.1994 (в ред. от 20.03.2003) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст.3301.
  4. Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. "Об Общественной палате Российской Федерации" // Собрание Законодательства РФ. – 2005. – N 15. – Ст. 1277.
  5. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 40. Ст. 3822
  6. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"// Российская газета. 5 июня 2002. N 100.
  7. Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" от 20 апреля 1995 г. № 45 ФЗ // Российская газ. 1995. 26 апр.
  8. Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. // СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.
  9. Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации"// СЗ РФ. 1999. N 26. Ст.3176
  10. Федеральный закон РФ от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 8. Ст. 366.
  11. Постановление Правительства РФ от 21.03.2007 N 172 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2007 - 2010 годы" // Собрание законодательства РФ. – 2007. – N 14. – Ст. 1688.
  12. Постановление Правительства РФ от 29.12.2005 N 832 "О федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы"" // Собрание законодательства РФ. – 2006. – N 2. – Ст. 199.
  13. Постановление Правительства РФ от 08.12.2005 N 740 "О федеральной целевой программе "Культура России (2006 - 2010 годы)" // Собрание законодательства РФ. – 2005. – N 51. – Ст. 5528.
  14. Постановление Правительства РФ от 03.12.2002 N 858 (ред. от 03.04.2006) "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года" // Собрание законодательства РФ. – 2002. – N 49. – Ст. 4887.
  15. Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 (ред. от 30.12.2006) "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы" // Собрание законодательства РФ. – 2001. – N 39. – Ст. 3770.
  16. Закон Республики Хакасия от 20.12.2006 N 73-ЗРХ "Об утверждении республиканской целевой программы "Меры по усилению борьбы с преступность в Республике Хакасия на 2007 – 2009 годы" // Вестник Хакасии. – 2006. – N 70.
  17. Закон Республики Хакасия от 16.11.2006 N 51-ЗРХ "Об утверждении республиканской целевой программы "Жилище" на 2006 - 2010 годы" // Вестник Хакасии. – 2006. - № 59.
  18. Постановление Правительства Республики Хакасия от 15.12.2006 N 353 "О республиканской целевой программе "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Хакасия" на 2007 год" // Вестник Хакасии. – 2006. - № 68.
  19. Постановление Правительства Республики Хакасия от 01.12.2006 N 336 "О республиканской целевой программе "Дети Хакасии" на 2007 год" // Вестник Хакасии. – 2006. - № 68.
  20. Постановление Правительства Москвы от 23 ноября 1999 г. "О создании административной комиссии при Правительстве Москвы по делам об административных правонарушениях" (в ред. от 15 августа 2000 г.).

Информация о работе Превентивные меры предупреждения преступности