Предупреждения преступлений в исправительных учреждениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 21:30, магистерская работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Преступность в местах лишения свободы представляет собой сложную и серьезную проблему не только для исправительных учреждений, но и для всего общества в целом. Совершение осужденными преступлений в процессе отбывания наказания свидетельствует о наличии серьезных недостатков и противоречий, возникающих при исполнении лишения свободы.
Преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы, оказывают негативное воздействие на достижение целей уголовного наказания, подрывают авторитет уголовно-исполнительной системы, дестабилизируют оперативную обстановку и состояние правопорядка в исправительных учреждениях, свидетельствуют о наличии коренных противоречий, возникающих при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3

1. Криминологическая характеристика преступности в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан…….8

1.1. Показатели и закономерности преступности в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан…….8
1.2. Детерминанты преступного поведения в условиях исправительных учреждениях………………………………………………………………………22

2. Меры по предупреждению преступности в исправительных учреждениях…39

2.1. Понятие и система мер предупреждения преступлений в исправительных учреждениях………………………………………………………………………39
2.2. Особенности антикриминогенного воздействия на преступное поведение в деятельности отдельных служб и подразделений исправительных учреждений………………………………………………………………………..51

Заключение…………………………………………………………………………66

Список использованной литературы……………………………………………70

Приложение………………………………………………………………………...74

Файлы: 1 файл

Диссертация.doc

— 581.50 Кб (Скачать)

По справедливому утверждению  В.И. Попова, «в воспитательной работе с особо опасными рецидивистами  особое место занимает борьба с преступными  «традициями», «романтикой» воровского образа жизни и воровскими «законами», развенчание извращенных представлений о дружбе, товариществе, коллективизме. Эта борьба должна сочетаться с постоянным повышением уровня эстетического и нравственного воспитания осужденных, ростом их образования». [46, с.114] Знание приверженности группы и личности к определенным ценностям позволяет прогнозировать их поведение и принимать заранее необходимые меры профилактики.

Процесс исправления осужденного предполагает устранение личностных деформаций и развитие позитивного потенциала в различных видах общественно полезной деятельности.

Практика  подтверждает, что в условиях соблюдения режима изоляции психология осужденных наиболее интенсивно формируется в процессе активного участия в общественно полезном труде и учебе. По мере повышения общеобразовательного уровня достигается лучшее понимание различных аспектов трудовой, общественной и учебной активности, обеспечивается формирование эмоционально-положительного отношения к ним, развиваются такие качества, как дисциплинированность, умение преодолевать трудности, настойчивость, целеустремленность. Кроме того, общеобразовательная подготовка является одним из факторов, который в определенной степени нейтрализует негативные последствия изоляции, в известной степени способствует компенсации дефицита общения, которое наблюдается в исправительных учреждениях.

Общеобразовательное обучение осужденных к лишению свободы  рассматривается Минимальными стандартными правилами обращения с осужденными, действующим уголовно-исполнительным законодательством как одно из основных средств их исправления и подготовки к жизни после освобождения.

Среди осужденных немало людей молодежного возраста, многие из которых могут и хотят учиться, перспективными в этом отношении являются те из них, которые хотели бы поменять свой социальный статус и изменить свой образ жизни в целом. Современная образовательная ситуация в Казахстане дает им такую возможность, в том числе для получения высшего образования с помощью заочных и интерактивных форм обучения, например дистанционного.

Согласно ст. 108 УИК  РК в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными, не достигшими возраста 30 лет, начального, основного среднего, общего среднего образования. Осужденные старше тридцати лет и инвалиды I и II групп получают начальное, основное среднее, общее среднее образование по их желанию. [47]

В настоящее время  в исправительных учреждениях республики функционируют 55 общеобразовательных  учебных заведений, в которых  обучаются более 5 тысяч осужденных.

Хотя в настоящее время администрация исправительных учреждений не в состоянии обеспечить работой всех отбывающих наказание преступников, все-таки необходимо сделать так, чтобы осужденные, еще способные работать, могли бы повысить свой профессиональный уровень и приобрести специальности, которые дали бы им возможность трудиться после освобождения.

Статья 104 УИК РК предусматривает техническое и профессиональное образование или профессиональную подготовку осужденных, не имеющих профессии (специальности), по которым осужденный может работать в данном учреждении или после освобождения. Администрацией исправительного учреждения совместно с уполномоченным государственным органом по вопросам образования должны создавать для этого необходимые условия.[47]

Согласно совместному приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 августа 2003 года № 582 и Министра юстиции от 3 сентября 2003 года № 180 профессиональное  образование организовано в 44 исправительных учреждениях республики, где обучением охвачено более 4 тысяч осужденных по 42 специальностям, востребованным на рынке труда.

Опыт деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы свидетельствует, что реальные результаты в деле исправления  преступников достижимы при использовании  нравственного потенциала трудовой деятельности, на основании которого у осужденных, занятых трудом формируются и развиваются самоуважение и личное достоинство.

Статьей 99 УИК РК на администрацию исправительных учреждений возлагается обязанность привлекать осужденных к труду не только на предприятиях уголовно-исполнительной системы, но и на иных государственных предприятиях и предприятиях иных форм собственности. Наряду с этим осужденные вправе заниматься и индивидуальной трудовой деятельностью.[47]

При исследовании проблемы трудового воздействия на преступников нельзя не учитывать того, что лица, длительное время пребывающие в изоляции от общества, в значительной мере теряют социально-психологическую связь, чувство общности и единства целей с теми его социальными структурами, выходцами из которых они являются. Поэтому при организации труда осужденных администрация исправительных учреждений сталкивается с проявлениями недисциплинированности и безответственности.

Другая проблема, возникающая  при организации труда преступников, состоит в том, что большинство из них считает труд частью наказания. Здесь главную роль играют не только имеющиеся правоограничения в условиях труда в исполнительных учреждениях, а, скорее всего, общая установка таких лиц на трудовую бездеятельность. Даже на свободе подобные лица относятся к труду как к повинности.

С осужденными, отказывающимися трудиться по «идейным» мотивам, следует проводить активную, целенаправленную и наступательную воспитательную работу по разъяснению пагубности соблюдения уголовных традиций и обычаев.

Трудовое воспитание всех осужденных и «авторитетов»  должно отвечать общим педагогическим требованиям. Среди этих требований принято выделять такие, как осознание лицом необходимости трудиться, создание моральных и материальных стимулов, содействующих формированию у человека заинтересованности в производительном труде, сочетание индивидуальных и коллективных форм труда в зависимости от индивидуальных особенностей личности. Не согласиться с ними нельзя, и поэтому реформирование правовых, организационных основ трудового воспитания специального контингента мест лишения свободы должно сочетаться с перечисленными педагогическими установлениями. Необходимо сочетать последовательно индивидуальные и коллективные формы организации труда осужденных в зависимости от социально-нравственных характеристик личности.

Таким образом, решение задач трудового воспитания осужденных должно дополняться всесторонней воспитательной работой (нравственной, идеологической, правовой), осуществляемой широким кругом представителей администрации исправительных учреждений и общественных формирований.

Когда речь идет об исправлении, решение этой задачи осложняется  тем, что человек, являющийся объектом такой работы, уже имеет устойчивое мировоззрение. В связи с этим особую остроту приобретает вопрос о нравственной переориентации представителей «преступного мира».

Организация нравственного  воспитания в местах лишения свободы  вменяется в обязанности администрации  уголовно-исполнительных учреждений в  соответствии со ст. 106 УИК РК.[47]

Нравственное воспитание является системообразующим элементом  и выступает в двух аспектах:

а) как нацеленное непосредственно  на развитие морального потенциала личности, на формирование ее воли, чувств, эмоций;

б) как составная часть  всех иных направлений воспитания (правового, трудового и т.д.).

Под нравственным воспитанием понимается процесс, направленный на формирование качеств личности, соответствующих известным нормам поведения человека в обществе, выражающихся в отношении к закону, труду, окружающим, самому себе, своим поступкам. Нравственное воспитание осужденных нужно рассматривать через призму формирования нравственности преступников, их жизненной позиции. Воспитание правильной позиции является делом исключительно важным и сложным, так как именно отсутствие устойчивых нравственных начал и привело осужденных к преступлению. Нравственное воспитание тесно связано со всеми направлениями воспитательного воздействия, ибо концентрирует в себе проявление их влияния на личность.

Нравственное направление  в воспитательной работе предполагает прежде всего активную деятельность администрации исправительных учреждений, с одной стороны, по развенчанию ложных «авторитетов», разоблачению антигуманной сущности их традиций и обычаев, а с другой - формированию у остальной части осужденных отрицательного отношения к антисоциальной субкультуре. Объектом индивидуальной профилактической работы в исправительных учреждениях должны стать ценностные ориентации осужденных, которые могут сыграть криминогенную роль.

В первую очередь речь идет о значимости воспитательной работы, которая должна быть нравственно-психологической по содержанию и направлена на формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, самому себе, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития. Воспитательная работа обладает значительным преимуществом перед другими средствами воздействия на осужденных - она менее консервативна, более открыта для реализации идей и передового опыта, а также для общества.

В соответствии со статьей 105 УИК РК воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных стремления к занятию общественно полезной деятельностью, добросовестного отношения к труду, соблюдению требований законов и других принятых в обществе правил поведения, повышению и дальнейшему развитию знаний у осужденных, их образовательного и культурного уровней.[47]

Под воспитательной работой необходимо подразумевать систему мер, способствующих преодолению у осужденных с учетом степени запущенности их личности деформаций в сферах интеллектуального, нравственного и физического развития.[48, с.248]

Можно выделить следующие  условия повышения эффективности  воспитательной деятельности с осужденными:

  • последовательная, углубленная в зависимости от поведения преступника дифференциация средств и методов воспитательной работы;
  • обеспечение системного, комплексного подхода к организации воспитательной работы с осужденными преступниками при одновременном улучшении ее качеств и повышении эффективности всех ее направлений, форм, средств и методов;

- обеспечение рационального  сочетания коллективных и индивидуальных  форм и методов нравственного  воздействия на преступников;

- тесное соединение  просвещения с нравственным воспитанием,  обучения с трудовой деятельностью.

Реализация  воспитательной работы состоит в  применении комплекса специфических психолого-педагогических методов. Для воспитательного воздействия имеет значение и обстановка в колонии, и настроение ближайшего социального окружения, и сложившаяся система общения между осужденными и сотрудниками колонии, и другие факторы. Кроме того, особенности организации воспитательного воздействия определяются и уровнем педагогического профессионального мастерства сотрудников исправительных учреждений, их способностью умело организовывать и проводить индивидуальную воспитательную работу, а также различного рода групповые и массовые мероприятия на основе психолого-педагогических методов.

Целенаправленное  воспитательное воздействие на осужденных представляет собой единый по содержанию процесс, основанный на всестороннем изучении индивидуальных особенностей личности осужденного, способностей и склонностей, мотивов и причин совершения преступления, а также на научно обоснованных психологических методиках коррекции поведения.

При организации  воспитательной работы необходимо принимать во внимание социально-демографические, уголовно-правовые характеристики, индивидуальные особенности личности и характера осужденных, их типологическую принадлежность, мотивы совершенного преступления, психическое состояние и поведение осужденных в период отбывания наказания, круг их общения и интересов. Наряду с характером, обстоятельствами, мотивами совершения преступления при организации и осуществлении воспитательной работы имеет значение количество судимостей у осужденного, а также, несомненно, то, за что он был судим и сколько времени провел в местах лишения свободы.

При построении воспитательной работы с осужденными необходимо учитывать особенности нравственно-психологического облика преступника, значительную социальную дезорганизацию его личности, проявляющуюся в устойчивости антиобщественных побуждений, ориентаций и установок, и соответственно в его относительной невосприимчивости целенаправленному позитивному воздействию со стороны работников исправительного учреждения.

Исправительное  воздействие на осужденного оказывает  не только целенаправленная работа, проводимая на основе психолого-педагогических закономерностей в индивидуальных, групповых и массовых формах, но и особенности окружающей его среды, в том числе дифференциация условий в пределах одного исправительного учреждения в зависимости от личностных характеристик осужденных и их поведения. Важное значение имеет его участие в самодеятельных организациях, основными задачами которых являются: оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии, стимулирование полезных инициатив, позитивное влияние на исправление осужденных, участие в организации труда, быта и досуга, социальная помощь осужденным и их семьям и др.

В воспитательной работе с осужденными следует  отходить от жестких форм воздействия  на личность, устанавливать конструктивные отношения между сотрудниками и  осужденными, отдавать приоритет педагогическим и психологическим методам воздействия на нарушителей закона, решению социальных вопросов.

Очень важна  деятельность администрации исправительных учреждений по выявлению и разложению преступных групп, возникающих в  местах лишения свободы, выведению из-под их вредного влияния криминальных «авторитетов».

Информация о работе Предупреждения преступлений в исправительных учреждениях