Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 21:30, магистерская работа
Актуальность темы исследования. Преступность в местах лишения свободы представляет собой сложную и серьезную проблему не только для исправительных учреждений, но и для всего общества в целом. Совершение осужденными преступлений в процессе отбывания наказания свидетельствует о наличии серьезных недостатков и противоречий, возникающих при исполнении лишения свободы.
Преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы, оказывают негативное воздействие на достижение целей уголовного наказания, подрывают авторитет уголовно-исполнительной системы, дестабилизируют оперативную обстановку и состояние правопорядка в исправительных учреждениях, свидетельствуют о наличии коренных противоречий, возникающих при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Криминологическая характеристика преступности в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан…….8
1.1. Показатели и закономерности преступности в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан…….8
1.2. Детерминанты преступного поведения в условиях исправительных учреждениях………………………………………………………………………22
2. Меры по предупреждению преступности в исправительных учреждениях…39
2.1. Понятие и система мер предупреждения преступлений в исправительных учреждениях………………………………………………………………………39
2.2. Особенности антикриминогенного воздействия на преступное поведение в деятельности отдельных служб и подразделений исправительных учреждений………………………………………………………………………..51
Заключение…………………………………………………………………………66
Список использованной литературы……………………………………………70
Приложение………………………………………………………………………...74
По справедливому утверждению В.И. Попова, «в воспитательной работе с особо опасными рецидивистами особое место занимает борьба с преступными «традициями», «романтикой» воровского образа жизни и воровскими «законами», развенчание извращенных представлений о дружбе, товариществе, коллективизме. Эта борьба должна сочетаться с постоянным повышением уровня эстетического и нравственного воспитания осужденных, ростом их образования». [46, с.114] Знание приверженности группы и личности к определенным ценностям позволяет прогнозировать их поведение и принимать заранее необходимые меры профилактики.
Процесс исправления осужденного предполагает устранение личностных деформаций и развитие позитивного потенциала в различных видах общественно полезной деятельности.
Практика подтверждает, что в условиях соблюдения режима изоляции психология осужденных наиболее интенсивно формируется в процессе активного участия в общественно полезном труде и учебе. По мере повышения общеобразовательного уровня достигается лучшее понимание различных аспектов трудовой, общественной и учебной активности, обеспечивается формирование эмоционально-положительного отношения к ним, развиваются такие качества, как дисциплинированность, умение преодолевать трудности, настойчивость, целеустремленность. Кроме того, общеобразовательная подготовка является одним из факторов, который в определенной степени нейтрализует негативные последствия изоляции, в известной степени способствует компенсации дефицита общения, которое наблюдается в исправительных учреждениях.
Общеобразовательное обучение осужденных к лишению свободы рассматривается Минимальными стандартными правилами обращения с осужденными, действующим уголовно-исполнительным законодательством как одно из основных средств их исправления и подготовки к жизни после освобождения.
Среди осужденных немало людей молодежного возраста, многие из которых могут и хотят учиться, перспективными в этом отношении являются те из них, которые хотели бы поменять свой социальный статус и изменить свой образ жизни в целом. Современная образовательная ситуация в Казахстане дает им такую возможность, в том числе для получения высшего образования с помощью заочных и интерактивных форм обучения, например дистанционного.
Согласно ст. 108 УИК РК в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными, не достигшими возраста 30 лет, начального, основного среднего, общего среднего образования. Осужденные старше тридцати лет и инвалиды I и II групп получают начальное, основное среднее, общее среднее образование по их желанию. [47]
В настоящее время в исправительных учреждениях республики функционируют 55 общеобразовательных учебных заведений, в которых обучаются более 5 тысяч осужденных.
Хотя в настоящее время администрация исправительных учреждений не в состоянии обеспечить работой всех отбывающих наказание преступников, все-таки необходимо сделать так, чтобы осужденные, еще способные работать, могли бы повысить свой профессиональный уровень и приобрести специальности, которые дали бы им возможность трудиться после освобождения.
Статья 104 УИК РК предусматривает техническое и профессиональное образование или профессиональную подготовку осужденных, не имеющих профессии (специальности), по которым осужденный может работать в данном учреждении или после освобождения. Администрацией исправительного учреждения совместно с уполномоченным государственным органом по вопросам образования должны создавать для этого необходимые условия.[47]
Согласно совместному приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 августа 2003 года № 582 и Министра юстиции от 3 сентября 2003 года № 180 профессиональное образование организовано в 44 исправительных учреждениях республики, где обучением охвачено более 4 тысяч осужденных по 42 специальностям, востребованным на рынке труда.
Опыт деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы свидетельствует, что реальные результаты в деле исправления преступников достижимы при использовании нравственного потенциала трудовой деятельности, на основании которого у осужденных, занятых трудом формируются и развиваются самоуважение и личное достоинство.
Статьей 99 УИК РК на администрацию исправительных учреждений возлагается обязанность привлекать осужденных к труду не только на предприятиях уголовно-исполнительной системы, но и на иных государственных предприятиях и предприятиях иных форм собственности. Наряду с этим осужденные вправе заниматься и индивидуальной трудовой деятельностью.[47]
При исследовании проблемы трудового воздействия на преступников нельзя не учитывать того, что лица, длительное время пребывающие в изоляции от общества, в значительной мере теряют социально-психологическую связь, чувство общности и единства целей с теми его социальными структурами, выходцами из которых они являются. Поэтому при организации труда осужденных администрация исправительных учреждений сталкивается с проявлениями недисциплинированности и безответственности.
Другая проблема, возникающая
при организации труда
С осужденными, отказывающимися трудиться по «идейным» мотивам, следует проводить активную, целенаправленную и наступательную воспитательную работу по разъяснению пагубности соблюдения уголовных традиций и обычаев.
Трудовое воспитание всех осужденных и «авторитетов» должно отвечать общим педагогическим требованиям. Среди этих требований принято выделять такие, как осознание лицом необходимости трудиться, создание моральных и материальных стимулов, содействующих формированию у человека заинтересованности в производительном труде, сочетание индивидуальных и коллективных форм труда в зависимости от индивидуальных особенностей личности. Не согласиться с ними нельзя, и поэтому реформирование правовых, организационных основ трудового воспитания специального контингента мест лишения свободы должно сочетаться с перечисленными педагогическими установлениями. Необходимо сочетать последовательно индивидуальные и коллективные формы организации труда осужденных в зависимости от социально-нравственных характеристик личности.
Таким образом, решение задач трудового воспитания осужденных должно дополняться всесторонней воспитательной работой (нравственной, идеологической, правовой), осуществляемой широким кругом представителей администрации исправительных учреждений и общественных формирований.
Когда речь идет об исправлении, решение этой задачи осложняется тем, что человек, являющийся объектом такой работы, уже имеет устойчивое мировоззрение. В связи с этим особую остроту приобретает вопрос о нравственной переориентации представителей «преступного мира».
Организация нравственного
воспитания в местах лишения свободы
вменяется в обязанности
Нравственное воспитание является системообразующим элементом и выступает в двух аспектах:
а) как нацеленное непосредственно на развитие морального потенциала личности, на формирование ее воли, чувств, эмоций;
б) как составная часть всех иных направлений воспитания (правового, трудового и т.д.).
Под нравственным воспитанием понимается процесс, направленный на формирование качеств личности, соответствующих известным нормам поведения человека в обществе, выражающихся в отношении к закону, труду, окружающим, самому себе, своим поступкам. Нравственное воспитание осужденных нужно рассматривать через призму формирования нравственности преступников, их жизненной позиции. Воспитание правильной позиции является делом исключительно важным и сложным, так как именно отсутствие устойчивых нравственных начал и привело осужденных к преступлению. Нравственное воспитание тесно связано со всеми направлениями воспитательного воздействия, ибо концентрирует в себе проявление их влияния на личность.
Нравственное направление в воспитательной работе предполагает прежде всего активную деятельность администрации исправительных учреждений, с одной стороны, по развенчанию ложных «авторитетов», разоблачению антигуманной сущности их традиций и обычаев, а с другой - формированию у остальной части осужденных отрицательного отношения к антисоциальной субкультуре. Объектом индивидуальной профилактической работы в исправительных учреждениях должны стать ценностные ориентации осужденных, которые могут сыграть криминогенную роль.
В первую очередь речь идет о значимости воспитательной работы, которая должна быть нравственно-психологической по содержанию и направлена на формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, самому себе, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития. Воспитательная работа обладает значительным преимуществом перед другими средствами воздействия на осужденных - она менее консервативна, более открыта для реализации идей и передового опыта, а также для общества.
В соответствии со статьей 105 УИК РК воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных стремления к занятию общественно полезной деятельностью, добросовестного отношения к труду, соблюдению требований законов и других принятых в обществе правил поведения, повышению и дальнейшему развитию знаний у осужденных, их образовательного и культурного уровней.[47]
Под воспитательной работой необходимо подразумевать систему мер, способствующих преодолению у осужденных с учетом степени запущенности их личности деформаций в сферах интеллектуального, нравственного и физического развития.[48, с.248]
Можно выделить следующие
условия повышения
- обеспечение рационального
сочетания коллективных и
- тесное соединение
просвещения с нравственным
Реализация воспитательной работы состоит в применении комплекса специфических психолого-педагогических методов. Для воспитательного воздействия имеет значение и обстановка в колонии, и настроение ближайшего социального окружения, и сложившаяся система общения между осужденными и сотрудниками колонии, и другие факторы. Кроме того, особенности организации воспитательного воздействия определяются и уровнем педагогического профессионального мастерства сотрудников исправительных учреждений, их способностью умело организовывать и проводить индивидуальную воспитательную работу, а также различного рода групповые и массовые мероприятия на основе психолого-педагогических методов.
Целенаправленное воспитательное воздействие на осужденных представляет собой единый по содержанию процесс, основанный на всестороннем изучении индивидуальных особенностей личности осужденного, способностей и склонностей, мотивов и причин совершения преступления, а также на научно обоснованных психологических методиках коррекции поведения.
При организации воспитательной работы необходимо принимать во внимание социально-демографические, уголовно-правовые характеристики, индивидуальные особенности личности и характера осужденных, их типологическую принадлежность, мотивы совершенного преступления, психическое состояние и поведение осужденных в период отбывания наказания, круг их общения и интересов. Наряду с характером, обстоятельствами, мотивами совершения преступления при организации и осуществлении воспитательной работы имеет значение количество судимостей у осужденного, а также, несомненно, то, за что он был судим и сколько времени провел в местах лишения свободы.
При построении воспитательной
работы с осужденными необходимо
учитывать особенности
Исправительное воздействие на осужденного оказывает не только целенаправленная работа, проводимая на основе психолого-педагогических закономерностей в индивидуальных, групповых и массовых формах, но и особенности окружающей его среды, в том числе дифференциация условий в пределах одного исправительного учреждения в зависимости от личностных характеристик осужденных и их поведения. Важное значение имеет его участие в самодеятельных организациях, основными задачами которых являются: оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии, стимулирование полезных инициатив, позитивное влияние на исправление осужденных, участие в организации труда, быта и досуга, социальная помощь осужденным и их семьям и др.
В воспитательной работе с осужденными следует отходить от жестких форм воздействия на личность, устанавливать конструктивные отношения между сотрудниками и осужденными, отдавать приоритет педагогическим и психологическим методам воздействия на нарушителей закона, решению социальных вопросов.
Очень важна деятельность администрации исправительных учреждений по выявлению и разложению преступных групп, возникающих в местах лишения свободы, выведению из-под их вредного влияния криминальных «авторитетов».
Информация о работе Предупреждения преступлений в исправительных учреждениях