Предупреждения преступлений в исправительных учреждениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 21:30, магистерская работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Преступность в местах лишения свободы представляет собой сложную и серьезную проблему не только для исправительных учреждений, но и для всего общества в целом. Совершение осужденными преступлений в процессе отбывания наказания свидетельствует о наличии серьезных недостатков и противоречий, возникающих при исполнении лишения свободы.
Преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы, оказывают негативное воздействие на достижение целей уголовного наказания, подрывают авторитет уголовно-исполнительной системы, дестабилизируют оперативную обстановку и состояние правопорядка в исправительных учреждениях, свидетельствуют о наличии коренных противоречий, возникающих при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3

1. Криминологическая характеристика преступности в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан…….8

1.1. Показатели и закономерности преступности в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан…….8
1.2. Детерминанты преступного поведения в условиях исправительных учреждениях………………………………………………………………………22

2. Меры по предупреждению преступности в исправительных учреждениях…39

2.1. Понятие и система мер предупреждения преступлений в исправительных учреждениях………………………………………………………………………39
2.2. Особенности антикриминогенного воздействия на преступное поведение в деятельности отдельных служб и подразделений исправительных учреждений………………………………………………………………………..51

Заключение…………………………………………………………………………66

Список использованной литературы……………………………………………70

Приложение………………………………………………………………………...74

Файлы: 1 файл

Диссертация.doc

— 581.50 Кб (Скачать)

 - осуществление согласования действий лишь в пределах решения общих для территориального органа, исполняющего наказания, или конкретных для исправительных учреждений задач по борьбе с пенитенциарной преступностью (с учетом специфических функций каждого из них).

Основная  цель координации субъектов пенитенциарной профилактики - согласовать действия территориальных органов уголовно-исполнительной системы и исправительных учреждений, общественных организаций, отдельных граждан по снижению количества преступных проявлений в местах лишения свободы.

В широком  смысле слова к субъектам пенитенциарной профилактики относятся все структурные подразделения уголовно-исполнительной системы, своей деятельностью влияющие на предупреждение преступности. Среди этих субъектов есть специально созданные для этих целей либо с другими полномочиями в определенных рамках осуществляющие пенитенциарную профилактику

Классификация указанных субъектов может быть осуществлена по различным основаниям. Наиболее распространенной является классификация, подразумевающая деление на три группы. К первой относятся те субъекты, которые непосредственно ведут индивидуальную профилактику, ко второй – субъекты, осуществляющие профилактику в ходе выполнения своих контрольных и правоохранительных функций; третью группу составляют субъекты, занятые преимущественно руководством или координацией деятельности по предупреждению преступлений.

Конечно, такое деление в известной мере условно, так как отдельные аспекты непосредственной профилактики, контрольной и правоохранительной деятельности, ее координации проявляются при функционировании субъектовв каждой из трех названных групп. Кроме того, субъекты профилактики действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом. В самой системе имеются как горизонтальные, так и иерархические вертикальные взаимосвязи (в зависимости от уровня решаемых задач).

Можно дать обобщенную характеристику уголовно-исполнительной системе как самостоятельному субъекту пенитенциарной профилактики, которой присущи следующие специфические признаки:

  • не только выделенность задач и функций профилактической деятельности как производных от основной компетенции, но и приоритетность этих задач в рамках обеспечения законности и правопорядка при исполнении наказания в виде лишения свободы;
  • осуществление профилактической деятельности правовыми, воспитательными и иными мерами;
  • наличие у сотрудников, осуществляющих профилактическую деятельность, правомочий представителей власти, способных применять законные меры государственного принуждения (что является их существенным отличием от других субъектов пенитенциарной профилактики);
  • профилактическая специализация в организационном, кадровом, ресурсном обеспечении с обязательным требованием участия в этой деятельности всех структурных подразделений уголовно-исполнительной системы в меру возложенных на них служебных задач;
  • наличие механизма межведомственной координации целенаправленной профилактической деятельности для оптимизации принимаемых мер;
  • определение профилактических функций в структуре деятельности уголовно-исполнительной системы.

Исходя из задач, компетенции и содержания деятельности по предупреждению преступности субъекты пенитенциарной профилактики можно классифицировать на неспециализированные, частично специализированные и специализированные органы.

Неспециализированные  субъекты пенитенциарной профилактики преступлений - это хозяйствующие структуры и органы, осуществляющие трудоустройство, пенсионное обеспечение осужденных, а также участвующие в различных областях жизнедеятельности исправительного учреждения. К числу неспециализированных субъектов относятся также различные общественные объединения, правозащитные и религиозные организации, которые принимают участие в исправлении осужденных. Например, представители религиозных конфессий занимаются воспитательно-профилактической работой с осужденными в местах лишения свободы. Некоторые задачи по профилактике пенитенциарной преступности решают также попечительские, благотворительные организации, не только государственные, но и действующие на общественных началах.

Кроме того, в  структуре исправительных учреждений существуют производственные службы, которые посредством включения осужденных в производственные отношения выполняют серьезную профилактическую функцию по устранению условий, способствующих совершению преступлений.

В качестве самостоятельного субъекта могут рассматриваться  и педагогические коллективы образовательных  учреждений уголовно-исполнительной системы, которые оказывают помощь администрации исправительного учреждения в воспитательной работе с осужденными.

В силу специфичности  существующей в ИУ системы взаимоотношений между осужденными и персоналом в законодательстве предусмотрено создание самодеятельных организаций осужденных. Такие организации, безусловно, трудно назвать субъектами пенитенциарной профилактики, хотя среди их задач, называется «содействие администрации исправительных учреждений в поддержании дисциплины и порядка, формировании здоровых отношений между осужденными».

К числу частично специализированных субъектов пенитенциарной профилактики преступлений относятся структурные подразделения исправительных учреждений, которые в рамках своих основных задач имеют системно выделенную функцию профилактики. В соответствии со своими полномочиями в различных сферах деятельности исправительных учреждений они используют разнообразные средства и методы выявления причин и условий, способствующих пенитенциарной преступности, и принимают меры к их устранению. К ним могут быть отнесены:

  • отделы воспитательной работы с осужденными, профилактическая функция которых состоит главным образом в проведении индивидуально-воспитательной работы с осужденными, состоящими на профилактическом учете. Сотрудниками этих отделов являются и начальники отрядов, которые в своей повседневной работе выявляют осужденных, склонных к различным правонарушениям, разрабатывают планы индивидуально-воспитательной работы с ними, оперативно разрешают возникающие в отрядах конфликтные ситуации между осужденными;
  • психологическая служба исправительных учреждений осуществляет психодиагностические обследования осужденных, прибывающих в места лишения свободы, вносит предложения о постановке отдельных осужденных на профилактический учет или распределении по отрядам, переводе из одного отряда в другой. На сотрудников психологической службы возложены обязанности по углубленному изучению осужденных, составляющих группу риска, а также осуществление контроля их психического состояния. Они проводят профилактические и психокоррекционные мероприятия с отдельными осужденными, особенно со склонными к суициду или имеющими психические отклонения;
  • медицинские отделы исправительных учреждений в плане профилактической работы обязаны вносить предложения начальнику учреждения о постановке на профилактический учет осужденных, имеющих психические расстройства, осуществлять меры по предотвращению с их стороны агрессивного поведения, противоправных действий. Они проводят медицинский контроль за лицами, склонными к употреблению наркотических средств, а также их обязательное лечение, осматривают осужденных на предмет обнаружения телесных повреждений, последствий нанесения иного вреда здоровью, появившихся татуировок и информируют об этом отдел безопасности и оперативный отдел.

Специализированные  субъекты пенитенциарной профилактики преступлений - это структурные подразделения ИУ, для которых задачи и функции профилактики являются приоритетными.

Основным  звеном, осуществляющим общую координацию  профилактической работы в ИУ, выступают отделы безопасности. Выполнение распорядка и правил поведения осужденных, постоянное совершенствование системы надзора - одно из основных профилактических мероприятий. Сотрудники отдела безопасности осуществляют постановку осужденных на профилактический учет и снятие с него, ведут картотеку на этих лиц. На них лежит обязанность проводить служебные расследования о фактах проникновения к осужденным предметов, запрещенных к использованию в ИУ. Путем усиленного гласного надзора достигаются профилактические цели в отношении осужденных, склонных к групповым эксцессам, занимающихся поборами и притеснениями других осужденных, склонных к побегу организаторов или активных участников картежных или других азартных игр.

Другим не менее важным субъектом профилактики пенитенциарной преступности являются оперативные отделы ИУ. Посредством их возможностей осуществляется сбор информации по выявлению, предотвращению и пресечению преступлений, изучаются негативные явления среды осужденных, состоящих на профилактическом учете, обеспечивается негласный контроль за их поведением Совместно с другими службами оперативные отделы проводят работу по склонению осужденных к явке с повинной, отказу от противоправных намерений и действий, выявлению лиц, совершивших преступления, оставшиеся нераскрытыми.

Отделы охраны ИУ осуществляют профилактические мероприятия, связанные с перекрытием каналов проникновения к осужденным предметов, запрещенных к использованию и хранению в ИУ, обеспечивают надлежащий пропускной режим на контрольно-пропускных пунктах, усиливают плотность инженерных заграждений в запретной зоне по периметру охраняемого объекта, в первую очередь противоперебросовых сооружений. При охране и конвоировании осужденных принимают меры, исключающие возможность совершения ими преступлений. Сотрудники отдела охраны в плане профилактики побегов осужденных осуществляют плановые и внеплановые обследования состояния инженерно-технических средств охраны, перекрывают места, уязвимые в побеговом отношении, ежедневно уточняют списки лиц, склонных к побегу по указанию начальника учреждения принимают участие в обысковых мероприятиях на охраняемых объектах, проводят обследования запретных зон биолокационным методом на предмет обнаружения подкопов.

Важность  тесного взаимодействия рассматриваемых  субъектов при применении мер по закреплению результатов исправительного воздействия на осужденных объясняется низкой эффективностью работы учреждений, исполняющих наказания.

В целях предупреждения пенитенциарной преступности деятельность уполномоченных субъектов учреждений и органов УИС должна предусматривать реализацию следующих мероприятий, имеющих внутриведомственный характер:

  • исключение случаев направления в одно ИУ лиц, проходящих по одному уголовному делу и имеющих неприязненные отношения;
  • назначение наиболее подготовленных сотрудников для работы с лицами, содержащимися в карантине, в строгих условиях отбывания наказания, в отрядах хозяйственного обслуживания ИК, а также с осужденными, пользующимися правом передвижения без конвоя;
  • проведение оперативно-розыскных мероприятий в следственных изоляторах, больницах УИС с целью получения информации об оперативной обстановке в ИК, СИЗО;
  • в период нахождения осужденных в карантине выявление лиц, стремящихся занять лидирующее положение в колонии, придерживающихся «воровских» традиций, принятие мер к их развенчанию и привлечению к общественно полезному труду,
  • осуществление целенаправленной работы по компрометации лидеров и «авторитетов», оказывающих противодействие администрации, нейтрализации их влияния на основную массу осужденных, изолирование таких лиц в ПКТ и ЕПКТ, перевод в строгие условия содержания, направление на тюремный режим;
  • обеспечение надежного оперативного прикрытия лидеров, лиц, состоящих на профилактическом и оперативном учете, осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя, осуществление особого контроля за их перепиской, ежемесячное рассмотрение результатов работы на оперативных совещаниях;
  • проведение мероприятий по выявлению и изоляции организаторов азартных игр и др.

Как известно, профилактическая деятельность по предупреждению преступлений в учреждениях уголовно-исполнительной системы может осуществляться в рамках нескольких видов деятельности.

Первое направление - это деятельность в процессе осуществления организации режима функционирования исправительных учреждений и осуществлении надзора за осужденными.

Второе направление - это профилактическая деятельность по предупреждению преступлений в учреждениях уголовно-исполнительной системы, осуществляемая в ходе оперативно-розыскной деятельности.

Третье направление - это профилактическая деятельность по предупреждению преступлений в учреждениях уголовно-исполнительной системы, осуществляемая в ходе реализации исправительными учреждениями уголовно-процессуальных функций органа дознания и расследования преступлений, совершаемых осужденными.

Содержание профилактической работы должно состоять в разработке и осуществлении комплекса мероприятий  воспитательного, режимного и уголовно-правового  характера, направленных на устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений в местах лишения свободы. Но этого недостаточно. Необходима хорошо поставленная работа оперчасти с ее оперативно-розыскными методами по организации своевременного получения информации о готовящихся преступлениях и назревающих конфликтах.

Учитывая важность всех направлений деятельности сотрудников исправительных учреждений, следует отметить особую роль оперативного состава в предупреждении преступлений. Как показывает практика деятельности оперативных аппаратов мест лишения свободы, наибольший объем получаемой в результате оперативно-розыскной деятельности информации используется в предупредительной, профилактической деятельности. Согласно статье 79 Уголовно-исполнительного кодекса РК одной из первоочередных задач, стоящих перед оперативно-розыскной деятельностью в исправительных учреждениях, является обеспечение безопасности осужденных, персонала исправительного учреждения и иных лиц. Данная задача решается в основном посредством осуществления предупредительной, профилактической деятельности. В этой связи нельзя не согласиться с мнением Е.Н. Билоуса и Н.Н. Васильева, которые считают, что совершенствование разведывательно-поисковой функции оперативных аппаратов уголовно-исполнительной системы должно способствовать поддержанию безопасности и внутреннего порядка в учреждениях, усилению предупредительной работы [53, с.181].

Современное состояние правопорядка в исправительных учреждениях требует, как представляется, активного использования возможностей ПКТ в целях противодействия криминальной активности осужденных.

Говоря об оперативно-розыскной составляющей работы администрации в условиях ПКТ, следует отметить, что здесь имеется ряд проблем, требующих разрешения.

В первую очередь, это проблема кадрового обеспечения оперативной работы на данных объектах. С момента их возникновения оперативно-розыскную деятельность осуществляли лишь наиболее проверенные кадры, обладающие большим практическим опытом практической работы. Если десять лет назад подбор кандидатов в оперативную службу УИС осуществлялся самым тщательным образом (в основном за счет опытных сотрудников различных служб учреждения, имеющих стаж работы, проявивших склонность к оперативной работе, либо за счет сотрудников ОВД, уже имеющих опыт оперативной работы), то в настоящее время на службу в оперотделы нередко попадают люди неподготовленные (либо «с улицы», либо из числа сотрудников силовых структур с непродолжительным стажем работы), не имеющие четкого представления о всей сложности предстоящей деятельности, о требованиях, которые будут к ним предъявляться.

Информация о работе Предупреждения преступлений в исправительных учреждениях