Предупреждения преступлений в исправительных учреждениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 21:30, магистерская работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Преступность в местах лишения свободы представляет собой сложную и серьезную проблему не только для исправительных учреждений, но и для всего общества в целом. Совершение осужденными преступлений в процессе отбывания наказания свидетельствует о наличии серьезных недостатков и противоречий, возникающих при исполнении лишения свободы.
Преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы, оказывают негативное воздействие на достижение целей уголовного наказания, подрывают авторитет уголовно-исполнительной системы, дестабилизируют оперативную обстановку и состояние правопорядка в исправительных учреждениях, свидетельствуют о наличии коренных противоречий, возникающих при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3

1. Криминологическая характеристика преступности в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан…….8

1.1. Показатели и закономерности преступности в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан…….8
1.2. Детерминанты преступного поведения в условиях исправительных учреждениях………………………………………………………………………22

2. Меры по предупреждению преступности в исправительных учреждениях…39

2.1. Понятие и система мер предупреждения преступлений в исправительных учреждениях………………………………………………………………………39
2.2. Особенности антикриминогенного воздействия на преступное поведение в деятельности отдельных служб и подразделений исправительных учреждений………………………………………………………………………..51

Заключение…………………………………………………………………………66

Список использованной литературы……………………………………………70

Приложение………………………………………………………………………...74

Файлы: 1 файл

Диссертация.doc

— 581.50 Кб (Скачать)

Право является эффективным регулятором социального  развития, всех общественных отношений, включая складывающиеся в сфере  профилактики преступлений. Действие антикриминогенных факторов, которые в своей основе урегулированы нормами различных отраслей права, представляет собой целенаправленный процесс социального управления.

Правовое  обеспечение профилактики преступлений также имеет большое значение, хотя профилактическая деятельность не является полностью правовой. Правовые акты призваны определить главные меры профилактики, формы и методы ее осуществление цели, задачи и функции различных субъектов профилактики, их права и обязанности. Законы и иные нормативные документы регулируют организацию и порядок применения не только принудительных, но и воспитательных мер, предусматривают ответственность должностных лиц и представителей общественных организаций за невыполнение требований нормативных актов в этой области.

С помощью  права обеспечивается слаженность  и упорядоченность профилактики преступлений. Объективные свойства и функции правовых норм являются серьезной гарантией целесообразной организации данного вида деятельности.

В современных условиях повышение эффективности профилактических функций уголовного и уголовно-исполнительного права является приоритетным. Однако, не все нормы данных отраслей права в одинаковой степени ориентированы на выполнение чисто профилактических функций в части, касающейся пенитенциарной преступности. Непосредственную роль играют лишь нормы, прямо определенные в законодательстве как профилактические.

Общими правовыми основами пенитенциарной профилактики преступлений, направленными на исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, можно рассматривать:

- принципы уголовно-исполнительного законодательства, к которым относятся рациональное применение средств принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием;

- исправление осужденных и его основные средства: формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу правилам и традициям человеческого общежития, основное средство которого - воспитательная работа;

- право осужденных на личную безопасность, то есть конкретизация защищенности прав, законных интересов и жизненно важных ценностей (жизни, здоровья, достоинства) осужденных от посягательств и возможного причинения вреда в период пребывания в исправительных учреждениях;

Средства, которые прямо предусматривают профилактические меры, можно условно поделить на две группы:

а) средства, относящиеся к ранней профилактике:

  • режим в исправительных учреждениях, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала. Режим создает условия для применения других средств исправления осужденных. Помещения, в которых проживают осужденные, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных - досмотру;
  • технические средства надзора и контроля, которые администрация исправительных учреждений вправе использовать для предупреждения побегов и других преступлений;
  • перевод осужденных, признанных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в строгие условия отбывания наказания;
  • применение взысканий к осужденным, признанным злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, перевод в штрафной изолятор, помещения камерного типа и единые помещения камерного типа;
  • перевод осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, из исправительных колоний общего, строгого и особого режимов в тюрьму;

б) средства, относящиеся к непосредственной профилактике:

  • оперативно-розыскная деятельность, задачами которой являются: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания;
  • режим особых условий в исправительных учреждениях, который может быть введен при массовых беспорядках, а также при групповых неповиновениях осужденных;

 - меры безопасности, применяемые сотрудниками уголовно-исполнительной системы в случаях оказания осужденными сопротивления персоналу исправительных учреждений, злостного неповиновения законным требованиям персонала, проявления буйства, участия в массовых беспорядках, захвата заложников, нападения на граждан или совершения иных общественно опасных действий, а также при побеге или задержании бежавших из исправительных учреждений осужденных в целях пресечения указанных противоправных действий, а равно предотвращения причинения этими осужденными вреда окружающим или самим себе.

Пенитенциарная профилактика, как и любой другой вид профилактической деятельности, нуждается в надлежащей организации и научно обоснованном построении. Она не может складываться произвольно. Механизм организации этого вида деятельности включает в себя как общие закономерности и устойчивые признаки построения и упорядочения любой социальной системы, так и особые, специфические ее признаки, вытекающие в основном из своеобразия объекта воздействия (преступности), его природы и тенденций изменения. Кроме того, под организацией надо понимать не просто организационную структуру в статике, но и организационный процесс предупреждения преступности, составляющими которого являются:

  • формулирование целей и задач;
  • информационное обеспечение, криминологическое прогнозирование и планирование;
  • непосредственное организационное обеспечение реализации запланированных мероприятий;
  • осуществление взаимодействия и координации субъектов профилактики;
  • внесение коррективов и изменений в деятельность на основе оценки ее эффективности и новых потребностей практики;
  • ресурсное обеспечение (решение кадровых, финансово-хозяйственных, материально-технических и иных вопросов по созданию условий для нормального функционирования пенитенциарных учреждений).

Оптимальная организация пенитенциарной профилактики преступлений невозможна без ее всестороннего, качественного информационного обеспечения. При рассмотрении организационных основ пенитенциарной профилактики преступлений принципиально важно подчеркнуть, что его информационное обеспечение должно осуществляться на основе весьма широкого подхода Деятельность уголовно-исполнительной системы по профилактике пенитенциарной преступности требует постоянного сбора и использования обширного круга сведений не только внутренней (организационной), но и внешней (криминологической) информации.

В осуществлении  указанной деятельности важным является: определение видов криминологической информации, источников и способов ее получения, создание системы фиксации и хранения информации, ее анализ и оценка на достоверность и полноту. Определяя виды криминологической информации, необходимо учитывать те криминогенные ситуации и криминальные явления, которые могут возникнуть в среде осужденных, а также причины и условия, обусловливающие их.

Неотъемлемым  элементом организации профилактики преступности осужденных в местах лишения свободы является ее прогнозирование. Для того чтобы правильно определить цели пенитенциарной профилактики в будущем и разработать план их реализации, надо с большей или меньшей достоверностью представлять себе, какими могут быть основные параметры преступности осужденных, какие в связи с этим предстоит принимать управленческие решения.

Прогнозирование противоправного поведения осужденных в пенитенциарных учреждениях предполагает решение двух взаимосвязанных проблем. Первая — прогноз индивидуального поведения. Одним из перспективных направлений ее решения является разработка системы прогностических оценок и построения на ее основе классификации осужденных по степени рецидиво-опасности, позволяющей учитывать индивидуальные особенности поведения осужденных в типичных жизненных ситуациях. Вторая - общий прогноз криминогенной напряженности в среде осужденных Решение этой проблемы предполагает разработку общей схемы качественного анализа взаимоотношений в отрядах, изучение фактов правонарушений, которые необходимо рассматривать с учетом действий администрации в ответ на поведение осужденных, выявление индикаторов криминогенной напряженности.

Для конкретизации  профилактической деятельности необходимо классифицировать прогнозирование преступности в местах лишения свободы по следующим направлениям:

  • прогнозирование отдельных видов (групп) преступлений в исправительных учреждениях;
  • прогнозирование преступности осужденных в зависимости от режима в исправительных учреждениях и условий отбывания наказания;
  • индивидуальное прогнозирование преступного поведения осужденных на основе социально-демографических, уголовно-правовых и уголовно-исполнительных признаков.

Для реализации этих ожиданий необходима развитая и  надежная система прогнозирования преступности осужденных в местах лишения свободы. Прогнозы преступности осужденных явились бы предпосылкой для разработки плановых документов, целевых и комплексных программ, основой для принятия оптимальных решений в сфере борьбы с преступностью.

Таким образом, главная роль криминологического прогнозирования пенитенциарной преступности состоит в том, что оно формирует основу для дальнейшего планирования профилактики преступлений.

Планирование пенитенциарной профилактики преступлений - это разработка основных направлений, путей и средств решения задач по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений в местах лишения свободы.

Деятельность  по планированию профилактики пенитенциарных преступлений осуществляется в несколько этапов:

  1. организационно-подготовительный (определение персонального состава участников, обособление лиц, ответственных за отдельные направления планирования, разделы, составление графика работы);
  2. аналитический (анализ состояния, структуры и тенденций пенитенциарной преступности; эффективность общесоциальных и специально-криминологических мер);
  3. прогностический (представление о качественных и количественных изменениях пенитенциарной преступности и необходимых мерах по ее предупреждению);
  4. непосредственная разработка системы плановых мероприятий и способов контроля за их выполнением (содержит информацию об общепрофилактических мерах, осуществляемых специальными субъектами пенитенциарной профилактики);
  5. выполнение плана (доведение запланированных мероприятий до сведения непосредственных исполнителей, определение сроков, организация контроля за их выполнением).

Эти основные элементы определяют целенаправленность, конкретность и перспективность согласованной деятельности и в основном отражают содержание координации в сфере пенитенциарной профилактики преступлений. Что касается вопроса о связи прогнозирования и планирования, следует отметить, что прогноз не является конечной рекомендацией для составления плана - это лишь многовариантная картина будущего. Но его использование в планах пенитенциарной профилактики преступлений - жизненная необходимость. Решающее значение среди них имеет планирование, поскольку оно позволяет не только избрать лучший вариант развития системы пенитенциарной профилактики преступлений, но и изменить в будущем отрицательные тенденции и закономерности преступности, которые имели место в прошлом и настоящем.

Кроме криминологического прогнозирования и планирования, важным инструментом организации пенитенциарной профилактики преступлений является взаимодействие и координация деятельности субъектов.

Взаимодействие  между субъектами пенитенциарной профилактики представляет собой обоюдный обмен необходимой информацией, совместное планирование профилактических мероприятий, а также практическую реализацию запланированного.

Важным условием эффективного и целенаправленного  взаимодействия структурных подразделений исправительных учреждений являются:

  • строгое соблюдение закона и подзаконных нормативных актов;
  • четкое разграничение компетенции субъектов взаимодействия;
  • автономность решения возложенных задач каждым субъектом взаимодействия и поощрение инициативы при оптимальном использовании сил, средств и методов в профилактике правонарушений;
  • регулярный обмен информацией;
  • знание каждым субъектом возможностей его партнеров по профилактике правонарушений.

Для того чтобы  взаимодействие субъектов пенитенциарной профилактики носило целенаправленный и взаимосвязанный характер, их деятельность должна координироваться по двум направлениям: в отношении всего территориального органа, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, и в отношении субъектов профилактики преступлений в конкретном исправительном учреждении.

Координация деятельности субъектов профилактики преступлений - это согласование действий тактически самостоятельных субъектов системы профилактики преступлений (в зависимости от их специализации) по разным элементам деятельности при наличии равноправных связей между ними, общей стратегической цели деятельности, для повышения эффективности противодействия пенитенциарной преступности.

Основными чертами координации  деятельности субъектов пенитенциарной профилактики являются:

  • самостоятельность субъектов пенитенциарной профилактики в решении тактических вопросов;
  • наличие равноправных связей между отдельными элементами системы пенитенциарной профилактики;
  • наличие единой стратегической цели (устранение, нейтрализация, блокирование причин и условий пенитенциарных преступлений);
  • согласование действий субъектов пенитенциарной профилактики преступлений по цели, месту сроку проведения и программе с учетом компетенции каждого субъекта;

Информация о работе Предупреждения преступлений в исправительных учреждениях