Понятие преступности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:26, дипломная работа

Краткое описание

Целью ВКР является изучение состояния преступности в России и теоретическая разработка таких механизмов социального контроля, которые были бы адекватны нынешней криминальной ситуации в России и позволяли бы существенным образом снизить уровень преступности в стране. Это предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть понятие преступности и условия совершения преступления;

- изучить структуру причинного комплекса преступности;

- проанализировать проблемы причин преступности и результаты борьбы с ней на уровне республики Хакасия.

При исследовании темы данной выпускной квалификационной работы, использовались следующие методы:

- изучение и анализ научной литературы;

- изучение и обобщение отечественной и зарубежной законодательства;

- сравнение, анализ, синтез.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3

1 Понятие преступности и условия совершения преступлений…………………………………………….……………………………...…6

2 Структура причинного комплекса преступности……….................................24

2.1 Деформация государственной власти. ………………………….…………..24

2.2 Деформация экономики государства……………………………………...…30

2.3 Деформация духовной жизни. ……………………………………………….37

3 Проблемы причин преступности и результаты борьбы с ней в

Республике Хакасия в 2009г……………………………………..…………………..….40

Заключение………………………………………………………………………...58

Глоссарий………………………………………………………………………….61

Список сокращений……………………………………………………………….63

Список использованных источников…………………………………………….64

Приложение А…………………………………………………………………..…68

Приложение Б………………………………………………………………….….69

Приложение В………………………………………………………………….….70

Приложение Г……………………………………………………………………..71

Приложение Д…………………………………………………………………….72

Файлы: 1 файл

исправленный.doc

— 1.31 Мб (Скачать)

      Чтобы разобраться в многообразии причин и условий преступности, полнее выявлять их на практике и целенаправленно осуществлять необходимые мероприятия по их устранению и нейтрализации, нужны надлежащие их дифференциация и классификация. Каждое направление криминологической мысли (школы) проводят их по различным критериям, исходя, прежде всего, из своего предмета исследования.

      Классификация причин и условий преступности требует  уровневого подхода к ним или, как он называется, по уровню действия (субординации). С этой точки зрения следует различать несколько видов этого подхода5. Первый из них:

  • причины и условия преступности в целом как определенного социального явления, существующего в конкретных социальных условиях и проявляющегося в совокупности общественно-опасных деяний преступлений;
  • причины и условия отдельных видов преступлений - убийств, хулиганства и так далее;
  • причины и условия различных групп (видов, категорий) преступлений, образующих структурные подразделения преступности (умышленные и неосторожные, насильственные и корыстные);

      Другой  вид уровневого подхода предполагает выявление причин и условий преступности (в целом и отдельных структурных ее подразделений) на уровне всего общества (макро уровень), отдельных его социальных групп и сфер общественной жизни и на уровне отдельного индивида.

      Уровни  эти взаимосвязаны, но содержание причин и условий преступности на каждом из них не тождественно.

      На  обще-социальном уровне выявлены наиболее общие причины и условия, с которыми связано само существование преступности в данных исторических условиях.

      На  уровне социальных групп фиксируются причины и условия, характерные для этих групп и коллективов.

      Изучение  причин и условий на обще социальном и групповом уровнях имеет  научно-познавательное значение и служит практике для разработки и организации  системы социальной профилактики преступности в рамках всего государства, отдельных его регионов, социальных групп и коллективов.

      Выявление причин и условий конкретного  преступления (индивидуальный уровень) подчинено непосредственно практическим задачам, правильному решению каждого конкретного дела, индивидуализации к субъекту интереса и устранению обстоятельств, способствующих совершению им данного преступления. Причины и условия конкретного преступления (индивидуальные обстоятельства его совершения) могут быть нетипичными. Однако в индивидуальных случаях всегда проявляется нечто общее. Поэтому научно-практическое изучение причин и условий преступности основывается на обобщении данных, полученных из различных источников.

      Важное  практическое значение имеет классификация  причин и условий преступности по их содержанию. Различают детерминанты преступности: политические, экономические, идеологические, социально-психологические, организационно-управленческие.

      Социально-психологические  явления - взгляды, традиции, привычки - часто называют субъективными детерминантами преступности, а все, что находится вне индивида и влияет на его психологию - объективными ее детерминантами. Это криминологическая классификация. Деление причин и условий преступности на объективные и субъективные имеет и иную, философскую интерпретацию6.

      Объективными  являются причины и условия, существующие независимо от воли и сознания людей (исторически обусловленный уровень развития общества, экономики, стихийные бедствия и иные явления природы).

      Субъективными причинами и условиями преступности считаются те ее детерминанты, которые зависят от деятельности людей, являются, как правило, результатом недостатков этой деятельности, ошибок и упущений (планировании, культурно-воспитательной работе и прочее).

      Причины и условия преступности можно различать и по направленности, механизму их действия.

      Одни  из них детерминируют неблагоприятное  нравственное формирование личности (недостатки семейного, школьного, армейского воспитания, отрицательное влияние окружения).

      Другие связаны с внешними по отношению к индивиду условиями и ситуациями, способствующими, облегчающими или даже провоцирующими проявление антисоциальных взглядов и побуждений в конкретном преступном посягательстве (плохая охрана оружия и техники, злоупотребление алкоголем, наркомания).

      Первая группа детерминант больше связана с причинами преступности, вторая - является преимуществу условиями совершения преступлений.

      В свою очередь условия классифицируют на:

      - формирующие (связаны с противоречиями в обществе); 

      - способствующие (недостатки в системе профилактики и отсутствии организации и управления).

      И последняя классификация предлагается с точки зрения временной и пространственной распространенности. Здесь различаются:

      - причины и условия, действующие относительно постоянно и временно (в связи с разовыми обстоятельствами или событиями);

      - на всей территории государства, отдельных его регионах и специфических зонах (республики, портовые города, курортные зоны, прилегающие к государственной границе), а также имеющие местный, локальный характер.

      Указанные обстоятельства существенны для организации противодействия преступности - разработки и осуществления соответствующих профилактических мероприятий.

      Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности является потребность. Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к устранению возникшего дефицита. Возникающая потребность вызывает мотивационное возбуждение (соответствующих нервных центров) и побуждает организм к определенному виду деятельности. При этом оживляются все необходимые механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии внешних условий и на основе этого формируется целенаправленное действие. Итак, актуализированная потребность вызывает определенное нейрофизиологическое состояние – мотивацию.

      Таким образом, мотивация – обусловленное  потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма.

      От  мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных сенсорных возбуждения, их усиление или ослабление. Эффективность внешнего стимула зависит не только от его объективных качеств, но и от мотивационного состояния организма (утолив страсть, организм не станет реагировать на самую привлекательную женщину). Отсюда, обусловленные потребностью мотивационные состояния характеризуются тем, что мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для удовлетворения потребности и схемы деятельности по овладению требуемым объектом. Эти схемы программы поведения – могут быть или врожденными, инстинктивными, или основанными на индивидуальном опыте, или заново созданными из элементов опыта.

      Осуществление деятельности контролируется путем  сравнения достигнутых промежуточных и итоговых результатов с тем, что было заранее запрограммировано. Удовлетворение потребности снимает мотивационное напряжение и, вызывая положительную эмоцию, «утверждает» данный вид деятельности (включая его в фонд полезных действий). Неудовлетворение потребности вызывает отрицательную эмоцию, усиление мотивационного напряжения и вместе с этим – поисковой деятельности. Таким образом, мотивация – индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внутренних факторов, определяющий способы поведения данного индивида.

      В человеческой жизнедеятельности сама внешняя обстановка может актуализировать  различные потребности. Так, в преступно  опасной ситуации один человек руководствуется  только органической потребностью самосохранения, у другого доминирует потребность выполнения гражданского долга, у третьего – проявить удаль в схватке, отличиться. Все формы и способы сознательного поведения человека определяются его отношениями к различным сторонам действительности.

      К мотивационным состояниям человека относятся: установки, интересы, желания, стремления и влечения.

      Установка – это стереотипная готовность действовать  в соответствующей ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному  поведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которого оно совершается. Различаются следующие виды установок:

      1.Ситуативно-двигательная (моторная) установка (например, готовность  шейного отдела позвонков к движению головы);

      2.Сенсорно-перцептивная  установка (ожидание звонка, выделение  значимого сигнала из общего  звукового фона);

      3.Социально-перцептивная  установка – стереотипы восприятия  социально значимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется как признак криминализованной личности);

      4.Когнитивная  – познавательная установка (предубеждение  следователя в отношении виновности  подозреваемого ведет к доминированию  в его сознании обвинительных  доказательств, оправдательные доказательства отступают на второй план)7.

      Мотивационное состояние человека является психическим  отражением условий, необходимых для  жизнедеятельности человека как  организма, индивида и личности. Это  отражение необходимых условий  осуществляется в виде интересов, желаний, стремлений и влечений.

      Интерес – избирательное отношение к  предметам и явлениям в результате понимания их значения и эмоционального переживания значимых ситуаций. Интересы человека определяются системой его  потребностей, но связь интересов  с потребностями не прямолинейна, а иногда и не осознается. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные) по широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые). Различаются также непосредственные и косвенные интересы (так, например, проявленный продавцом к покупателю интерес является интересом косвенным, тогда как прямым его интересом является продажа товара). Интересы могут быть положительными и отрицательными. Они не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней. С интересами человека тесно связаны его желания.

      Желания – мотивационное состояние, при  котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Если потребность не может быть удовлетворена в данной ситуации, но эта ситуация может быть создана, то направленность сознания на создание такой ситуации называется стремлением. Стремление с отчетливым представлением необходимых средств и способов действия является намерением. Разновидностью стремления является страсть – стойкое эмоциональное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей деятельности человека.

      Преобладающие стремления человека к определенным видам деятельности являются его склонностями, а состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов – влечениями.

      Как таковых преступных мотивов не бывает. Человек несет ответственность  за общественно-опасное противоправное деяние, а не за смысл данного действия для данной личности.

      Итак, мотивация именно преступного поведения, в целом, не отличается от мотивации  поведения, в общем. Оно продиктовано теми же установками, интересами, желаниями, стремлениями и влечениями. Примеров может быть масса. Единственное отличие поведений состоит в реализации мотивов.

      С точки зрения нравственно-психологической, «свобода воли» преступника определяется степенью отклонения социальных установок личности от положительных. Чем более лицо заражено антиобщественными взглядами и привычками, тем выше его способность избрать общественно опасный вариант поведения, то есть тем выше «свобода» преступной воли. Так, авторы одного из учебников уголовного права рекомендуют суду выяснять степень нравственной испорченности субъекта для установления того, «явилось ли рассматриваемое преступление логическим завершением антиобщественной ориентации личности, либо оказалось случайным явлением на его жизненном пути».

      Нравственный и психологический моменты «свободы воли» характеризуют единое свойство личности преступника.8 Поэтому и оценка конкретной степени «свободы воли» зависит от одновременного учета как ее «формальной», так и «содержательной» стороны. Наличие большого преступного опыта у лица позволяет сделать вывод не только о его нравственной испорченности, но и о возросшей способности действовать со знанием преступного «дела». Сильная или слабая воля может относиться как к морально воспитанному, так и аморальному лицу. Поэтому субъект с безнравственной сильной волей в случае совершения преступления действует при прочих равных условиях «свободнее», чем слабовольный субъект. Таким образом, степень произвола, «свободы воли» преступника в совершенном деянии тем выше, чем выше его способность действовать «со знанием преступного дела», руководить своими действиями и чем более морально испорченным он является. Подводя итог сказанному выше, подчеркну, что лица, совершившие преступление, не обладают подлинной внутренней свободой (свободой воли).

Информация о работе Понятие преступности