Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:26, дипломная работа
Целью ВКР является изучение состояния преступности в России и теоретическая разработка таких механизмов социального контроля, которые были бы адекватны нынешней криминальной ситуации в России и позволяли бы существенным образом снизить уровень преступности в стране. Это предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть понятие преступности и условия совершения преступления;
- изучить структуру причинного комплекса преступности;
- проанализировать проблемы причин преступности и результаты борьбы с ней на уровне республики Хакасия.
При исследовании темы данной выпускной квалификационной работы, использовались следующие методы:
- изучение и анализ научной литературы;
- изучение и обобщение отечественной и зарубежной законодательства;
- сравнение, анализ, синтез.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Понятие преступности и условия совершения преступлений…………………………………………….……………………………...…6
2 Структура причинного комплекса преступности……….................................24
2.1 Деформация государственной власти. ………………………….…………..24
2.2 Деформация экономики государства……………………………………...…30
2.3 Деформация духовной жизни. ……………………………………………….37
3 Проблемы причин преступности и результаты борьбы с ней в
Республике Хакасия в 2009г……………………………………..…………………..….40
Заключение………………………………………………………………………...58
Глоссарий………………………………………………………………………….61
Список сокращений……………………………………………………………….63
Список использованных источников…………………………………………….64
Приложение А…………………………………………………………………..…68
Приложение Б………………………………………………………………….….69
Приложение В………………………………………………………………….….70
Приложение Г……………………………………………………………………..71
Приложение Д…………………………………………………………………….72
Источником преступности может стать и рассогласованность экономических процессов с социальной или иной сферами. Механизм криминогенного влияния деформаций в экономике весьма сложен. В конечном итоге конкретная жизненная ситуация становится криминогенной тогда, когда в ней возникает конфликт личных, групповых или общегосударственных интересов, когда появляется острый конфликт между экономическими интересами людей и реальными возможностями их удовлетворения.
Деформации в сфере управления экономикой. Хозяйственный механизм развития экономики, превратился в механизм торможения. Механизм торможения — это, «совокупность застывших экономических форм и отживших политико-организационных устройств, неэффективных методов руководства и рычагов управления, освящаемых соответствующей идеологией и психологией, блокирующих разрешение назревших противоречий, не позволяющих использовать преимущества социализма, сковывающих его успешное развитие, замедляющих его прогресс».
Принципиально новая социально-политическая ситуация, складывающаяся в стране. Позитивные изменения в динамике преступности в последние годы сменились новым ее ростом. Демократизация социалистического общества предполагает не только изменение экономических отношений и методов хозяйствования, но и коренное преобразование прежней позиции человека в обществе из объекта в субъект социального управления. Занимая позицию субъекта, личность осуществляет деятельность целостным образом, исходя из совокупности условий, сроков, качества, организации труда.
Деформация
в социально-экономической
Категория
«отчуждение» вбирает в себя целый
набор самых разнообразных
Первые истоки отчуждения закладываются уже в семье. Известно, что подростки, чувствующие, что их не любят, то - родители рассматривают их как источник неприятностей или трудностей, становятся агрессивными.
Признание влияния социальных условий, противоречий в развитии общества на характер нравственного формирования личности являются решающим в объяснении противоправного поведения несовершеннолетних. В криминологии укрепилось интегрированное определение детерминации преступности несовершеннолетних как издержек воспитания.
Система
мер борьбы с преступностью
Рисунок 1. Динамика подростковой преступности
В
ходе оперативно-профилактической операции
«Подросток-Беспризорник» в
В рамках проведения оперативно-профилактической операции «Подросток-Лето-2009» в органы внутренних дел доставлено 103 подростка, все жители нашего региона. Из числа доставленных 19-ти подросткам требовалась помощь со стороны государства, 10 были из неблагополучных семей, 34 находились в местном розыске, 46 – совершили административное правонарушение, 5 – преступление. 6 подростков помещены в учреждения социальной поддержки населения, 9 – образования, 2 – здравоохранения. Было поставлено на учет 40 несовершеннолетних и 13 родителей.
К административной ответственности за совершение правонарушений несовершеннолетними или в отношении них привлечено 248 человек, в том числе несовершеннолетних – 94, взрослых лиц – 154, за вовлечение подростков в употребление спиртных напитков и наркотических средств – 12, за продажу спиртных или табачных изделий – 2323.
В августе была организована и проведена оперативно-профилактическая операция «Подросток–Семья». В ходе проведения операции в органы внутренних дел было доставлено 117 несовершеннолетних. 15-ти подросткам требовалась помощь со стороны государства, 2 были из неблагополучных семей, 8 находились в местном розыске, 73 – совершили административное правонарушение, 13 - преступление. Было поставлено на учет 43 несовершеннолетних и 24 родителя. К административной ответственности за совершение правонарушений несовершеннолетними или в отношении них привлечено 329 человек, в том числе несовершеннолетних – 127, взрослых лиц – 202, за вовлечение подростков в употребление спиртных напитков – 24, за продажу спиртных или табачных изделий – 20
В общей массе подростковой преступности велик удельный вес групповых преступлений. В последние годы наметился процесс укрупнения групп несовершеннолетних с противоправным поведением. Активно идет процесс подчинения подростковых групп риска организованной преступности. Расширяется социальная база для пополнения этих групп за счет безработных, несовершеннолетних, занимающихся мелким бизнесом, а также вернувшихся из мест лишения свободы и не нашедших место в жизни, подростков из малообеспеченных, обнищавших семей.
В течение 2009 года в Хакасии был проведен целый ряд профилактических мероприятий. 70 рейдов было проведено в рамках мероприятия «Группа». Осуществлено 324 проверки мест концентрации групп несовершеннолетних, проверены 307 подростков, входящих в состав противоправных групп. К административной ответственности привлечено 157 родителей и иных законных представителей, не исполняющих обязанности по воспитанию детей.
В минувшем году в республике была отмечена тенденция снижения криминогенной активности подростков. Удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии составил 13,6% от числа всех расследованных преступлений. Количество преступлений, совершенных в группе, снизилось на 26,6%. Раскрыто 856 (-34,0%) преступлений, совершенных под воздействием алкоголя, их удельный вес составил 10,2%. Лицами, ранее нарушавшими закон, совершено 2406 преступных деяний. Ранее судимыми совершено 1918 (-21,1%) преступлений. Иностранными гражданами и лицами без гражданства совершено 44 противоправных деяния. В отношении иностранцев совершено 18 преступлений. От преступных посягательств в 2009 году в Хакасии пострадало 11013 граждан, основная масса их проживает в республиканском центре, городах Черногорске и Саяногорске.
В
целях совершенствования
Конец XX в. застал Россию на переходном этапе развития, что проявляется как в экономике, так и в политике и социальной психологии.
В настоящее время в России легальный, теневой и криминальный бизнесы и обеспечивающие их легальный, теневой и криминальный обороты капитала достигают своего апогея.
Закономерности, характерные для каждого из названных выше типов оборота капитала, достойны самостоятельного, раздельного, всестороннего изучения24.
Отношения субъектов регулируются при помощи так называемых «понятий», то есть неюридических правил поведения, устанавливаемых для регулирования отношении ограниченного круга субъектов неформальными лидерами, обеспечивающими их соблюдение с помощью своего влияния, авторитета и силы.
Регулирование
отношений посредством «
Регулирование отношений «по понятиям» не предоставляет субъектам, на которых оно распространяется, никаких гарантий. Изменение соотношения сил лидеров или их позиции ведет к изменению «понятии» или их толкования. При этом у субъектов этих правоотношений не остается возможности оспорить новое толкование или каким-то образом защитить свои интересы. Фактически одна сторона отношений одновременно сосредотачивает у себя функции законодательной, исполнительной и судебной власти.
В отличие от теневого, криминальный оборот по своему объекту не может быть введен в рамки легального в силу общественно опасного характера товаров и услуг криминального рынка. О структуре криминального рынка в России далее пойдет речь.
1)Проституция.
В подавляющем большинстве стран проституция в уголовном порядке не наказуема (во всяком случае, в развитых странах). Там установлены правила поведения для проституток. И ответственность наступает не за самый факт занятия проституцией, а за нарушение установленных правил поведения. То есть установлен порядок.
В нашей стране призывы к установлению уголовной ответственности за проституцию есть не что иное, как отражение взгляда, согласно которому все можно запретить, за все можно установить уголовную ответственность и все исчезнет, ничего больше не будет. Проституция же все равно останется. Только уйдет в подполье. Кроме того, немаловажен такой вопрос: кого наказывать - только проститутку или и ее партнера? Ведь в этом виде «преступления» две стороны - дающий и получающий? А если проститутка - мужчина; девушка или юноша не достигшие возраста уголовной ответственности? Список вопрос можно продолжать бесконечно...
Общая криминологическая характеристика проституции и основных ее взаимосвязей с преступностью, конечно, не исчерпывает проблемы, однако свидетельствует о многообразии существующих в обществе причинных связей преступности с другими социальными явлениями, ближе либо дальше отстоящих от преступности.
В социальном же плане проституция влияет на прочность семейно-брачных отношений (на конфликты в семьях прочее). Как правило, женщины-проститутки не могут быть матерями либо дети их социально заброшены, идут с малолетства на панель или пополняют собой армию воров и других преступников либо пьяниц и наркоманов.
И все это в той или иной степени характерно для любой социально-политической системы.
Нужно сказать, что бороться с проституцией бесполезно, но контролировать и «определить ее рамки» необходимо.
Проституция признается явлением, противоречащим моральным и нравственным нормам. Споры, вытекающие из таких отношений, не подлежат судебному рассмотрению. В то же время предоставление этих услуг юридически не запрещено. Лица, оказывающие эти услуги, обязаны декларировать доходы, уплачивать с них налоги и имеют право объединяться в профессиональные союзы для защиты своих интересов.