Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:26, дипломная работа
Целью ВКР является изучение состояния преступности в России и теоретическая разработка таких механизмов социального контроля, которые были бы адекватны нынешней криминальной ситуации в России и позволяли бы существенным образом снизить уровень преступности в стране. Это предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть понятие преступности и условия совершения преступления;
- изучить структуру причинного комплекса преступности;
- проанализировать проблемы причин преступности и результаты борьбы с ней на уровне республики Хакасия.
При исследовании темы данной выпускной квалификационной работы, использовались следующие методы:
- изучение и анализ научной литературы;
- изучение и обобщение отечественной и зарубежной законодательства;
- сравнение, анализ, синтез.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Понятие преступности и условия совершения преступлений…………………………………………….……………………………...…6
2 Структура причинного комплекса преступности……….................................24
2.1 Деформация государственной власти. ………………………….…………..24
2.2 Деформация экономики государства……………………………………...…30
2.3 Деформация духовной жизни. ……………………………………………….37
3 Проблемы причин преступности и результаты борьбы с ней в
Республике Хакасия в 2009г……………………………………..…………………..….40
Заключение………………………………………………………………………...58
Глоссарий………………………………………………………………………….61
Список сокращений……………………………………………………………….63
Список использованных источников…………………………………………….64
Приложение А…………………………………………………………………..…68
Приложение Б………………………………………………………………….….69
Приложение В………………………………………………………………….….70
Приложение Г……………………………………………………………………..71
Приложение Д…………………………………………………………………….72
Нормативно-правовые просчеты повлияли на тактику экономических реформ, они не позволили создать эффективный правовой механизм реформированиям. В России с большим опозданием сформировалась потребность отлаженного правового механизма реформ; только недавно приступили к разработке целого ряда “рыночных” отраслей права: финансового, банковского, страхового, таможенного, налогового и ряда других. В правовой сфере общества продолжают иметь место старые традиции «фискального фундамента реформ»; возлагаются излишние надежды на уголовную политику; уголовное и административное право; которые носят при реформировании экономических отношении вспомогательную (охранительную, превентивную, карательную), а отнюдь не созидательную роль.
Указанные и иные предпосылки существенно влияют на состояние, структуру, динамику современной экономической преступности в России.
А) Увеличение теневой экономики.
Выявить причины существования теневого оборота; проанализировать структуру криминального рынка; оценить последствия установить взаимосвязи легального, теневого и криминального оборотов.
Качественные отличия легального, теневого криминального оборотов. Признаками для разграничения типов оборота; объекты (виды товаров и услуг); нормы; регулирующие отношения участников оборота; характер последствий существования данного типа оборота для общества и государства, иные существенные признаки, характеризующие данный тип оборота.
Легальный оборот. Субъекты - юридические лица, созданные в соответствии с действующим законодательством; физические лица; государственные органы.
Объекты - товары и услуги, не запрещенные законом, по своей природе необходимые и полезные для общества.
Нормы, регулирующие отношения участников оборота - правовые нормы (нормы российского законодательства, международно-правовые нормы, нормы иностранного законодательства).
Характер последствий для, общества и государства - общественно полезный и необходимый.
Теневой оборот. Субъекты - юридические лица, созданные в соответствии или с нарушением действующего законодательства.
Лица - должностные лица государственных органов, нарушающие правовые нормы.
Объекты - товары и услуги, не запрещенные законом, по своей природе необходимые и полезные для общества.
Нормы, регулирующие отношения участников оборота - не правовые нормы («понятия»), признаваемые участниками оборота для регулирования возникающих между ними отношений.
Иные существенные признаки - выход оборота из-под контроля государства, использование коррупции.
Характер последствий для общества и государства - негативный.
Криминальный оборот. Основные субъекты - организованные преступные группы, преступные организации, преступные сообщества.
Вспомогательные субъекты - юридические лица, созданные основными субъектами в соответствии или с нарушением действующего законодательства для обеспечения криминального оборота; юридические лица, созданные основными субъектами на средства, полученные преступным путем; коррумпированные должностные лица государственных органов.
Потребители товаров и услуг - юридические и физические лица, осознанно или неосознанно потребляющие товары и услуги криминального оборота.
Объекты - товары и услуги, запрещенные законодательством, представляющие опасность для нормального существования и развития общества. Не запрещенные товары и услуги, предоставляемые субъектами криминального оборота.
Нормы, регулирующие отношения участников оборота - нормы («понятия»), принятые в преступной среде. Возможно полное неприятие каких-либо норм.
Иные существенные признаки - широкое использование насилия и коррупции. Криминальные методы и средства конкуренции и разрешения споров.
Характер последствий для общества и государства - общественно опасный.
Основное принципиальное отличие теневого оборота от легального заключается в его выходе из-под контроля государства и регулировании отношений субъектов не правовыми нормами. В этом теневой оборот приближается к криминальному.
Характер последствий для общества и государства.
Легальный - юридические лица, созданные в соответствии с действующим законодательством; физические лица; государственные органы. Товары и услуги, не запрещенные законом, по своей природе необходимые и полезные для общества. Правовые нормы (нормы российского законодательства, международно-правовые нормы, нормы иностранного законодательства).
Теневой - юридические лица, созданные в соответствии или с нарушением действующего законодательства; физические лица; должностные лица государственных органов, нарушающие правовые нормы. Товары и услуги, не запрещенные законом, по своей природе необходимые и полезные для общества. Не правовые нормы («понятия»), признаваемые участниками оборота для регулирования возникающих между ними отношений. Выход оборота из-под контроля государства, использование коррупции.
Криминальный - основные субъекты: организованные преступные группы, преступные организации, преступные сообщества.
Вспомогательные субъекты: юридические лица, созданные основными субъектами в соответствии или с нарушением действующего законодательства для обеспечения криминального оборота; юридические лица, созданные основными субъектами на средства, полученные преступным путем; коррумпированные должностные лица государственных органов.
Потребители товаров и услуг: юридические и физические лица, осознанно или неосознанно потребляющие товары и услуги криминального оборота.
Товары и услуги, запрещенные законодательством, представляющие опасность для нормального существования и развития общества. Не запрещенные товары и услуги, предоставляемые субъектами криминального оборота.
Нормы («понятия»), принятые в преступной среде. Возможно полное неприятие каких-либо норм. Широкое использование насилия и коррупции. Криминальные методы и средства конкуренции и разрешения споров.
Б) Жесткая налоговая и таможенная политики.
Понятие «налоговая преступность» употребляется применительно к совокупности преступлений, связанных с налогообложением. Это преступления против налоговой системы.16
Все многообразие выявленных способов совершения налоговых преступлений можно подразделить на следующие виды:
Предупреждение совершения налоговых преступлений должно осуществляться на различных уровнях и в нескольких направлениях.
На
общегосударственном уровне важно
обеспечение экономической
В) Нерациональное использование природных ресурсов ведет к экологической преступности.
Экологическая преступность - сложная совокупность экологических преступлений, то есть общественно опасных, виновных, противоправных, причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека деяний, запрещенных и наказуемых в соответствии с уголовным законом, посягающих на общественные отношения по охране окружающей человека природной среды и рациональному использованию природных ресурсов, включая обеспечение экологической безопасности личности, населения, общества, нации и устойчивого развития государства.
Наибольшее количество экологических преступлений выявляется обычно в виде браконьерства, незаконной рубки леса, загрязнения почв и растительного покрова, незаконной использование добытого минерального сырья, ввоз и захоронение особо опасных токсичных отходов, вредных для человека продуктов питания и других потребительских товаров.
В
причинном комплексе
Основные
из этих противоречий вызваны в последние
годы негативными процессами, сопровождающими
социальные и экономические
Переориентация с плановой на рыночную экономику наряду с определенными положительными результатами привела к расстыковке экономических и экологических интересов общества, государства и его граждан, ускорила процессы деградации окружающей природной среды, создала условия для развития новых реальных стимулов совершения экологических преступлений.17
Специфика
борьбы с экологической преступностью
заключается в необходимости
постоянного обеспечения
Противоречия духовной сферы, отражая те или иные противоречия, которые возникают в других сферах общественной жизни, в свою очередь, порождают антиобщественные взгляды, навыки и традиции, непосредственно питающие негативно отклоняющееся поведение и преступность.
Как свидетельствуют результаты всесоюзного исследования состояния и образа жизни народа, среди ответов на вопрос: «Что для вас, означает «хорошо жить»? На первое место вышли ответы типа «материальное благополучие», «материальный достаток», «материальная обеспеченность»18.
Негативные социально - экономические процессы отразились на поведении молодежи. Являясь наиболее активной частью общества, молодежь склонна воспринимать новые формы жизнедеятельности. Однако это стремление наталкивается на серьезные преграды. Безработица, процент которой наиболее высок среди молодежи, социальная незащищенность, трудности самореализации, обесценивание образования способствуют девиантному поведению и создают дополнительный социальный источник преступлений. В связи с этим встает задача разработки молодежной политики, в которой необходимо учесть фактор профессиональной ориентации молодого поколения. Это способствовало бы формированию у молодежи правового сознания и выступало бы для нее мощным воспитательным фактором.
Темп прироста числа преступников, не имеющих постоянного источника дохода, в 2008 г. составил 24%, в том числе безработных - почти 44%. Причем это не традиционные тунеядцы, уклоняющиеся от общественно полезного труда, а трудящиеся, которые хотят работать, но не могут из-за остановки производства и нефинансирования труда. Помимо безработных в России существует многомиллионная армия полубезработных, которые вынуждены уходить по распоряжению администрации в длительные неоплачиваемые отпуска, которым месяцами не выплачивается заработная плата за выполненную работу. Каждый четвертый российский гражданин живет за чертой бедности. Отсюда галопирующая преступность бедных как социальный антипод преступности богатых. Безработица в России - не неизбежный спутник рыночной экономики, а следствие заведомой деиндустриализации (спад производства достиг 40%) и деколлективизации народного хозяйства.