9. К основным направлениям
международного сотрудничества
в борьбе с коррупцией относятся:
- сотрудничество в рамках глобальных и региональных международных организаций. Выработка антикоррупционной международно-правовой базы;
- сотрудничество в рамках неправительственных организаций;
- организационное, процессуальное, техническое сотрудничество. Сотрудничество правоохранительных органов;
- научное сотрудничество.
10. Принятые к настоящему
времени международные антикоррупционные документы позволяют говорить о
создании солидной нормативной базы для
сотрудничества государств в данной сфере
и унификации национального законодательства.
Важнейшей вехой на пути формирования
международного антикоррупционного законодательства
следует считать принятие Конвенции ООН
против коррупции в 2003 г.
11. Для национального
уголовного законодательства рассмотренные
в диссертации международные
документы имеют принципиальное
значение как для криминализации
деяний, так и для решения иных
вопросов уголовной ответственности за коррупционные преступления.
12. Развитие международного
антикоррупционного законодательства
обозначает четкую тенденцию
к расширению круга деяний, относимых
международными документами к числу коррупционных.
Разработчики антикоррупционных конвенций
не включили в их текст определения коррупции,
делая отсылку к перечню криминализированных
деяний.
13. Международные документы
однозначно включают корыстные
служебные злоупотребления в частном секторе
в число коррупционных преступлений, требуя
их криминализации и установления за их
совершение эффективных и суровых санкций.
14. Понятие должностного
лица в международных документах,
хотя и с отсылкой к положениям
национального права, трактуется
достаточно широко и включает
руководителей предприятий с
государственным участием.
15. Нормы международных
Конвенций о криминализации коррупционных деяний являются гибкими, то есть
позволяют государствам-участникам
осторожно и постепенно подходить к имплементации
соответствующих конвенционных положений
в национальном уголовном праве, таким
образом учитывать особенности национального
уголовного законодательства.
16. В международных
антикоррупционных документах четко
выражен акцент на меры по
предупреждению коррупции. Признавая
важность уголовно-правовых средств
борьбы с коррупцией, международные документы
ориентируются на широкий спектр профилактических
мер, применение которых в совокупности
с уголовной репрессией может дать эффективный
результат в противодействии коррупции.
17. Участие Российской
Федерации в формирующейся глобальной антикоррупционной политике
требует незамедлительной ратификации
подписанных Российской Федерацией Конвенции
Совета Европы об уголовной ответственности
за коррупцию и Конвенции ООН против коррупции.
Ратификация должна сопровождаться внесением
соответствующих изменений в российское
уголовное законодательство. В ходе имплементации
международных документов должны учитываться
особенности российской правовой системы,
отечественные правовые традиции. Приоритетом
данной работы должна стать не автоматическая
инкорпорация международных норм во внутреннее
законодательство, а отражение в законодательстве
концептуальных положений международных
документов, их принципов, реализация
их основных целей: эффективного противодействия
коррупции, включая ее транснациональные
формы уголовно-правовыми средствами,
и создания условий для эффективного международного
сотрудничества в борьбе с коррупционной
преступностью.
18. Российское уголовное
законодательство об ответственности
за коррупционные преступления, при сохраняющихся
расхождениях, в своих концептуальных
положениях, соответствует международным
антикоррупционным документам. Вместе
с тем имеющиеся противоречия требуют
внесения ряда изменений в УК РФ
19. В документах международного
права наблюдается равный подход к коррупционным преступлениям в публичном
и частном секторах. Данное положение
должно быть воспринято и российским законодательством.
Учитывая практическую сложность объединения
глав 23 и 30 УК РФ, оптимальным решением
представляется унификация санкций и
оснований ответственности за однотипные
коррупционные преступления в данных
главах УК. Примечания 2 и 3 к ст. 201 УК РФ
должны быть исключены из закона как противоречащие
международному праву и принципу равенства,
сформулированному в ст. 4 УК.
20. Понятие должностного лица, сформулированное
в примечании к ст. 285 УК РФ, нуждается в
дополнении. Ответственность за должностные
преступления должна быть распространена
на руководителей государственных унитарных
предприятий, предприятий с преобладающей
долей государственного капитала (более
50 %), а также на представителей государства
в органах управления акционерных обществ
открытого типа.
21. Ввиду необходимости
учета международно-правовых норм,
широко формулирующих объективную
сторону коррупционных преступлений, связанных с подкупом, следует дополнить
ст. 30 УК РФ указанием на то, что уголовная
ответственность наступает также за приготовление
к преступлениям, предусмотренным в статьях
204, 290 и 291 Кодекса.
22. УК РФ, на наш взгляд,
должен быть дополнен отдельной нормой об ответственности за подкуп
должностных лиц иностранных государств,
а также должностных лиц международных
организаций. Такая норма, до разработки
отдельной главы УК о международных преступлениях,
могла бы быть помещена в гл. 30 УК и сформулирована
следующим образом:
Статья
291.1. Подкуп должностных лиц иностранных
государств или должностных лиц международных
организаций.
1. Незаконная
передача должностному лицу иностранного
государства или должностному
лицу международной организации
денег, ценных бумаг, иного имущества,
а также оказание ему услуг имущественного
характера за совершение действий (бездействия)
в интересах дающего в связи с занимаемым
этим лицом служебным положением.
наказывается...
2. Те же
деяния, совершенные группой лиц
по предварительному сговору или организованной
группой.
наказываются...
3. Незаконное
получение должностным лицом
иностранного государства или
должностным лицом международной
организации денег, ценных бумаг,
иного имущества, а также незаконное
пользование услугами имущественного характера
за совершение действий (бездействия)
в интересах дающего в связи с заниманием
этим лицом служебного положением.
наказывается...
4. Деяния,
совершенные частью третьей настоящей
статьи, если они:
а) совершены
группой лиц по предварительному сговору или
организованной группой
б) сопряжены
с вымогательством
наказываются...
Примечания:
- Должностными лицами иностранного государства в настоящей статье признаются лица, осуществляющие функции представителя власти или выполняющие организационно-распорядительные, административные функции в государственных органах и органах местного самоуправления, государственных учреждениях и предприятиях и вооруженных силах иностранного государства, признаваемые должностными лицами в соответствии с законодательством этого иностранного государства.
- Должностными лицами международной организации в настоящей статье признаются служащие международных правительственных организаций, образованных в соответствии с международными договорами Российской федерации и выполняющие в соответствии с документами международной организации организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
- Лицо, совершившее деяние, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
23. Нуждаются в уточнении
нормы российского законодательства
о действии уголовного закона в пространстве.
Действие норм, закрепляющих ответственность
лиц по УК РФ в соответствии с реальным
и универсальным принципами, должно быть
распространено на граждан Российской
Федерации, а также на лиц без гражданства,
постоянно проживающих в Российской Федерации.
24. Конфискация имущества
как вид наказания должна быть
восстановлена в УК РФ. Такое решение диктуется
необходимостью учета положений международных
документов в сфере борьбы с преступностью
и коррупцией, предусматривающих целый
ряд норм о конфискации имущества как
виде ответственности за коррупционные
преступления (по крайней мере, в виде
т.н. «специальной конфискации»).
25. В свете положений
международных антикоррупционных
документов не усматривается
необходимости в установлении
в УК РФ института уголовной ответственности юридических
лиц за соответствующие преступления.
26. Имплементация положений
международных антикоррупционных
документов не должна ограничиваться
сферой уголовного законодательства.
Принципиально важно приведение в соответствие
с международными нормами положений других
отраслей российского права. Только в
этом случае можно говорить о полномасштабном
выполнении международных обязательств
по данным соглашениям в правовой сфере.
Выводы и предложения,
сделанные в настоящем исследовании не претендуют на исчерпывающий и
окончательный характер. Ряд поднятых
в работе проблем требует дальнейших углубленных
научных исследований. Так, актуальны
разработка и научное обоснование предложений
по совершенствованию российского законодательства
«неуголовной» отраслевой принадлежности,
направленного на приведение его норм
в соответствие с международными антикоррупционными
стандартами. Нуждаются в дальнейшем исследовании
процессуальные, технические и организационные
аспекты международного сотрудничества
в борьбе с коррупцией.
В заключение отметим: трудностей
на пути глобальной антикоррупционной политики множество, и далеко не
все из них находятся в правовой плоскости.
Слишком велика еще экономическая, социальная
и культурная пропасть между различными
государствами. Однако, одержать победу
над коррупцией или, по крайней мере снизить
масштаб данной глобальной угрозы, в современном
мире возможно только совместными усилиями.
И от того, насколько скоро это будет осознано
в различных уголках нашей планеты, зависит
успех общего дела. Древняя латинская
мудрость гласит: Quod omnis tangit, ab omnibus debet suppotary
(то, что касается всех, должно всеми поддерживаться).
БИБЛИОГРАФИЯ
- Нормативные акты, проекты законов, документы международных организаций
- Конвенция ООН против коррупции. // Документы ООН. A/58/422.
- Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности // Документы ООН. A/RES/55/25.
- Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях. // Документы ООН. A/RES/51/191.
- Международный кодекс поведения должностных лиц // Чистые руки. 1999. №2.
- Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Борьба с коррупцией» // Чистые руки. 1999. №2.
- Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН о разработке Конвенции против коррупции // Документы ООН. A/RES/55/61.
- Европейская Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности // Российская газета. 2001. 31 мая.
- Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (Серия европейских договоров №174) // Жданов Ю.Н., Лаговская Е.Н. Европейское уголовное право. Перспективы развития. М., 2001.
- Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (Серия европейских договоров №173) // Жданов Ю.Н., Лаговская Е.Н. Европейское уголовное право. Перспективы развития. М., 2001.
- Конвенция Организации Экономического Сотрудничества и Развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок // Развитие частного сектора. Приложение №2. 1998.
- Пересмотренные рекомендации Совета по мерам борьбы со взяточничеством в международных коммерческих операциях // Развитие частного сектора. Приложение №2. 1998.
- Договор между РФ и Республикой Беларусь "О создании союзного государства» от 08.12.1999 г. // СЗ РФ. 14. 02. 2000. №7. Ст. 786.
- Конституция Российской Федерации // Российская газета. 2003. 25 декабря.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая // СЗ РФ. 29. 01. 1996. №5. Ст. 410.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая // СЗ РФ. 05. 12. 1994. №32. Ст. 3301.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 24.12. 2001, № 52 (1 ч.), Ст. 4921 (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 г. № 161-ФЗ)
- Уголовный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 17.06. 1996. № 25. Ст. 2954. (в ред. Федеральных законов от 08.12. 2003 г. №162-ФЗ и №169-ФЗ).
- Федеральный закон от 15. 07. 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. №29. Ст. 2757.
- Указ Президента РФ от 24. 11. 2003 г. №1384 «О совете при президенте РФ по борьбе с коррупцией» // Российская газета. 2003. 26 ноября.
- Указ Президента РФ от 10. 06. 1994 г. № 1200 «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой» // СЗ РФ. 1994. №7. Ст. 700.
- Указ Президента РФ от 10. 01. 2000 г. N 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. 2002. 15 августа.
- Указ Президента РФ от 12. 08. 2002 г. N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» // Российская газета. 2002. 15 августа.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10. 02 2000 г. №6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» // Российская газета. 2000. 23 февраля.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10. 10. 2003 г. №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. №12.
- Проект федерального закона «О противодействии коррупции» // http://www.legislature.ru/monitor/korruptsiya/148067.html
- Проект федерального закона «Основы законодательства об антикоррупционной политике»// http:// www.legislature.ru/monitor/korruptsiya/216592-3.html