Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 17:36, курсовая работа
Целью настоящего исследования является комплексный анализ проблем противодействия коррупции и изучение наиболее эффективных механизмов борьбы с коррупцией.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
1. дать краткий исторический очерк исследованиям коррупции и борьбы с ней;
2. сформулировать понятие коррупции как социального и правового явления, определить ее причины и последствия;
3. проанализировать коррупцию как глобальную проблему современности;
4. обосновать принципы противодействия коррупции, а так же раскрыть понятие антикоррупционной политики в Российской Федерации;
Введение
Глава I. Исторические аспекты феномена коррупции, ее причины
История понятия "коррупция"
1.2 Методология исследования коррупционных отношений в контексте современной теории права
Глава 2. Общая характеристика коррупционных преступлений
2.1 Понятие коррупции
2.2 Коррупционная преступность и ее признаки
2.3 Классификация коррупционных преступлений
Глава 3. Борьба с коррупцией
3.1 Особенности борьбы с коррупцией в России
3.2 Международно-правовые средства борьбы с коррупцией
Заключение
Список использованной литературы
- безусловные, т.е. те,
составы которых содержат все
признаки коррупционного
- преступления, которые должны
быть совершены публичным
- преступления, которые должны
быть совершены с целью
- преступления, которые совершаются
в условиях, когда зависимость
потерпевшей (потерпевшего) обусловлена
публичным статусом виновного
(к таковым относится,
Значение данной классификации состоит в том, что она помогает в процессе расследования выявлять весь круг преступлений, которые могут быть отнесены к коррупционным.
Установление всех признаков составов преступлений, которые отнесены к первой группе, достаточно для того, чтобы совершенное деяние было отнесено к коррупционным.
Преступления, отнесенные ко
второму виду, могут быть признаны
коррупционными, если они совершены
публичным лицом с
Третий вид преступлений может быть признан коррупционным, если эти деяния совершены с целью получения выгоды.
Четвертый вид преступлений
для признания его
Основным коррупционным деянием является взятка. Взятка - это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Взяткой признается передача и получение материальных ценностей как за общее покровительство, так и за попустительство по службе16.
Злоупотребление полномочиями
- это использование
Схожим по своим признакам
с составом таких преступлений, как
дача взятки и получение взятки,
является коммерческий подкуп, который
также включен в понятие «
Так же, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет) как лица подкупаемого, так и лица подкупающего.
Таким образом, для того чтобы в полной мере выявлять все коррупционные преступления при расследовании преступлений, относящихся ко второй, третьей и четвертой группам, следователи всегда должны исследовать обстоятельства дела с целью установления наличия или отсутствия условий коррупционности.
Глава 3. Борьба с коррупцией
3.1 Особенности борьбы с коррупцией в России
коррупционный преступление
государственный
В России имеются объективные
причины существования
К причинам коррупционного поведения можно отнести:
- толерантность населения к проявлениям коррупции;
- слабое правосознание граждан;
- отсутствие опасения
потерять полученное благо в
будущем при проверке
- наличие у должностного
лица выбора варианта
- психологическая неуверенность гражданина при разговоре с должностным лицом;
- незнание гражданином
своих прав, а также прав и
обязанностей чиновника или
- отсутствие должного
контроля со стороны
Основным документом, регламентирующим
борьбу с коррупцией является Федеральный
закон от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии
коррупции», который устанавливает
основные принципы противодействия
коррупции, правовые и организационные
основы предупреждения коррупции и
борьбы с ней. Главным из них является
констатация того, что закон не
сумел оправдать возложенных
на него ожиданий общества и существенным
образом повлиять на коррупционную
ситуацию в России, минимизировать
причины и условия, сократить
последствия коррупционных
Согласно ст.7 Закона: «Основными
направлениями деятельности государственных
органов по повышению эффективности
противодействия коррупции
1) проведение единой
2) создание механизма
взаимодействия
3) принятие законодательных,
административных и иных мер,
направленных на привлечение
государственных и
4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
6) унификация прав
7) обеспечение доступа
граждан к информации о
8) обеспечение независимости средств массовой информации;
9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
10) совершенствование организации
деятельности
11) совершенствование порядка
прохождения государственной и
муниципальной службы и т.д.»17
По рейтингу международной общественной организации Transparency internationals, опубликованному в ежегодном Докладе о коррупции в мире, Россия в 2010 г. заняла 154-е место из 178 стран. Наша страна сегодня делит свое место с такими странами, как Папуа - Новая Гвинея, Таджикистан, Конго и Гвинея-Бисау. По оценкам экспертов, это самые неблагополучные показатели в области противодействия коррупции за все время оценки ситуации в России.
О низком качестве основного закона о противодействии коррупции многие ученые-правоведы говорили еще в период обсуждения законопроекта. По мнению В.А. Номоконова, проект закона о противодействии коррупции изначально имел рамочный и преимущественно декларативный характер, чему способствовало отсутствие его достаточно широкого обсуждения в период подготовки и принятия. Анализ мнений ученых свидетельствует, что основными недостатками Закона стали слабая криминологическая обоснованность и невысокая юридическая техника.
Антикоррупционная политика
должна носить комплексный характер.
При этом приоритет должен быть отдан
не правовым, а социально-экономическим,
политическим и организационно-
Можно сделать следующие выводы:
- Требует четкого определение
понятие коррупционного
Наиболее существенным законодательным недостатком является расширение перечня коррупционных преступлений. Так, в числе прочих коррупционных преступлений законодатель указал такие, которые по определению не могут быть отнесены к таковым, поскольку совершаются иной категорией субъектов преступлений, нежели должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления (ст.ст. 201, 204 УК РФ). «Подобная легитимная возможность расширения перечня коррупционных преступлений опасна, поскольку создаваемый за счет статистической отчетности «9-й вал» борьбы с коррупцией просто поглощает реальное ядро коррупционной преступности - взяточничество».
Определять коррупционные преступления необходимо на основе принятых и ратифицированных Россией международно-правовых актов.
- Международные акты, ратифицированные
Россией, требуют ввести
Под понятием «незаконное обогащение» следует понимать уклонение от представления сведений о доходах об имуществе и (или) обязательствах имущественного характера государственными и муниципальными служащими, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о коррупции является обязательным, либо путем включения в сведения или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.
- Требует пересмотра виды
наказаний за коррупционные
- Наиболее эффективной
мерой в сфере противодействия
коррупции должна стать
Исходя из норм действующего
уголовного закона, за 19 коррупционных
преступлений к коррупционерам нельзя
применить конфискацию
-Одним из важных средств
совершенствования уголовного
Представляется, что необходимо
ликвидировать возникшую
- Еще одна проблема - неотвратимость
уголовной ответственности,