Борьба с коррупцией

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является комплексный анализ проблем противодействия коррупции и изучение наиболее эффективных механизмов борьбы с коррупцией.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
1. дать краткий исторический очерк исследованиям коррупции и борьбы с ней;
2. сформулировать понятие коррупции как социального и правового явления, определить ее причины и последствия;
3. проанализировать коррупцию как глобальную проблему современности;
4. обосновать принципы противодействия коррупции, а так же раскрыть понятие антикоррупционной политики в Российской Федерации;

Оглавление

Введение
Глава I. Исторические аспекты феномена коррупции, ее причины
История понятия "коррупция"
1.2 Методология исследования коррупционных отношений в контексте современной теории права
Глава 2. Общая характеристика коррупционных преступлений
2.1 Понятие коррупции
2.2 Коррупционная преступность и ее признаки
2.3 Классификация коррупционных преступлений
Глава 3. Борьба с коррупцией
3.1 Особенности борьбы с коррупцией в России
3.2 Международно-правовые средства борьбы с коррупцией
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Нестеренко борьба с корупцией.docx

— 71.14 Кб (Скачать)

- безусловные, т.е. те, составы которых содержат все  признаки коррупционного преступления (к таковым относятся, например, деяния, предусмотренные статьями 290, 291, 292 УК РФ);

- преступления, которые должны  быть совершены публичным лицом  с использованием своих полномочий  с целью получения выгоды (к  таковым относятся, например, деяния, предусмотренные статьями 165, 185, 185-1 УК РФ);

- преступления, которые должны  быть совершены с целью получения  выгоды (к таковым относятся, например, деяния, предусмотренные статьями 233, 286, 287 УК РФ);

- преступления, которые совершаются  в условиях, когда зависимость  потерпевшей (потерпевшего) обусловлена  публичным статусом виновного  (к таковым относится, например, деяние, предусмотренное статьей  133 УК РФ).

Значение данной классификации  состоит в том, что она помогает в процессе расследования выявлять весь круг преступлений, которые могут  быть отнесены к коррупционным.

Установление всех признаков  составов преступлений, которые отнесены к первой группе, достаточно для  того, чтобы совершенное деяние было отнесено к коррупционным.

Преступления, отнесенные ко второму виду, могут быть признаны коррупционными, если они совершены  публичным лицом с использованием своих полномочий с целью получения  выгоды.

Третий вид преступлений может быть признан коррупционным, если эти деяния совершены с целью  получения выгоды.

Четвертый вид преступлений для признания его коррупционным  предполагает наличие зависимости  у потерпевшей (потерпевшего), которая  была обусловлена публичным статусом виновного.

Основным коррупционным  деянием является взятка. Взятка - это  не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Взяткой  признается передача и получение  материальных ценностей как за общее  покровительство, так и за попустительство  по службе16.

Злоупотребление полномочиями - это использование коррупционером своего служебного положения вопреки  интересам службы (организации) либо явно выходящие за пределы его  полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или  иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.

Схожим по своим признакам  с составом таких преступлений, как  дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который  также включен в понятие «коррупция».

Так же, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается  уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет) как лица подкупаемого, так и лица подкупающего.

Таким образом, для того чтобы  в полной мере выявлять все коррупционные  преступления при расследовании  преступлений, относящихся ко второй, третьей и четвертой группам, следователи всегда должны исследовать  обстоятельства дела с целью установления наличия или отсутствия условий  коррупционности.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Борьба с коррупцией

3.1 Особенности борьбы с коррупцией в России

коррупционный преступление государственный противодействие

В России имеются объективные  причины существования коррупции.

К причинам коррупционного поведения можно отнести:

- толерантность населения  к проявлениям коррупции;

- слабое правосознание  граждан;

- отсутствие опасения  потерять полученное благо в  будущем при проверке оснований  его приобретения;

- наличие у должностного  лица выбора варианта поведения,  когда он может решить поставленный  перед ним вопрос как положительно, так и отрицательно;

- психологическая неуверенность  гражданина при разговоре с  должностным лицом;

- незнание гражданином  своих прав, а также прав и  обязанностей чиновника или лица, выполняющего управленческие функции  в коммерческой или иной организации;

- отсутствие должного  контроля со стороны руководства  за поведением должностного лица.

Основным документом, регламентирующим борьбу с коррупцией является Федеральный  закон от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии  коррупции», который устанавливает  основные принципы противодействия  коррупции, правовые и организационные  основы предупреждения коррупции и  борьбы с ней. Главным из них является констатация того, что закон не сумел оправдать возложенных  на него ожиданий общества и существенным образом повлиять на коррупционную  ситуацию в России, минимизировать причины и условия, сократить  последствия коррупционных правонарушений и преступлений.

Согласно ст.7 Закона: «Основными направлениями деятельности государственных  органов по повышению эффективности  противодействия коррупции являются:

1) проведение единой государственной  политики в области противодействия  коррупции;

2) создание механизма  взаимодействия правоохранительных  и иных государственных органов  с общественными и парламентскими  комиссиями по вопросам противодействия  коррупции, а также с гражданами  и институтами гражданского общества;

3) принятие законодательных,  административных и иных мер,  направленных на привлечение  государственных и муниципальных  служащих, а также граждан к  более активному участию в  противодействии коррупции, на  формирование в обществе негативного  отношения к коррупционному поведению;

4) совершенствование системы  и структуры государственных  органов, создание механизмов  общественного контроля за их  деятельностью;

5) введение антикоррупционных  стандартов, то есть установление  для соответствующей области  деятельности единой системы  запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение  коррупции в данной области;

6) унификация прав государственных  и муниципальных служащих, лиц,  замещающих государственные должности  Российской Федерации, государственные  должности субъектов Российской  Федерации, должности глав муниципальных  образований, муниципальные должности,  а также устанавливаемых для  указанных служащих и лиц ограничений,  запретов и обязанностей;

7) обеспечение доступа  граждан к информации о деятельности  федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации и органов местного  самоуправления;

8) обеспечение независимости  средств массовой информации;

9) неукоснительное соблюдение  принципов независимости судей  и невмешательства в судебную  деятельность;

10) совершенствование организации  деятельности правоохранительных  и контролирующих органов по  противодействию коррупции;

11) совершенствование порядка  прохождения государственной и  муниципальной службы и т.д.»17.

По рейтингу международной  общественной организации Transparency internationals, опубликованному в ежегодном Докладе о коррупции в мире, Россия в 2010 г. заняла 154-е место из 178 стран. Наша страна сегодня делит свое место с такими странами, как Папуа - Новая Гвинея, Таджикистан, Конго и Гвинея-Бисау. По оценкам экспертов, это самые неблагополучные показатели в области противодействия коррупции за все время оценки ситуации в России.

О низком качестве основного  закона о противодействии коррупции  многие ученые-правоведы говорили еще  в период обсуждения законопроекта. По мнению В.А. Номоконова, проект закона о противодействии коррупции  изначально имел рамочный и преимущественно  декларативный характер, чему способствовало отсутствие его достаточно широкого обсуждения в период подготовки и  принятия. Анализ мнений ученых свидетельствует, что основными недостатками Закона стали слабая криминологическая  обоснованность и невысокая юридическая  техника.

Антикоррупционная политика должна носить комплексный характер. При этом приоритет должен быть отдан  не правовым, а социально-экономическим, политическим и организационно-управленческим средствам. Антикоррупционная политика должна включать в качестве главной  своей составляющей влияние на те глубинные детерминанты, которые  обусловливают коррупцию, строиться  на применении в первую очередь превентивных мер защиты общества и государства  от коррупционных правонарушений.

Можно сделать следующие  выводы:

- Требует четкого определение  понятие коррупционного преступления. Несмотря на наличие легального  определения коррупции в ст.1 Федерального  закона от 25 декабря 2008г. №  273-ФЗ «О противодействии коррупции», четкого представления о круге  наиболее общественно опасных  коррупционных правонарушений нет.  Перечень преступлений, образующих  проявления коррупции, указанный  в Федеральном законе, представляет  собой выборочный список должностных  преступлений (злоупотребление служебным  положением, дача и получение  взятки) и преступлений против  интересов службы в коммерческих  и иных организациях (злоупотребление  полномочиями и коммерческий  подкуп).

Наиболее существенным законодательным  недостатком является расширение перечня  коррупционных преступлений. Так, в  числе прочих коррупционных преступлений законодатель указал такие, которые  по определению не могут быть отнесены к таковым, поскольку совершаются  иной категорией субъектов преступлений, нежели должностными лицами государственных  органов и органов местного самоуправления (ст.ст. 201, 204 УК РФ). «Подобная легитимная возможность расширения перечня  коррупционных преступлений опасна, поскольку создаваемый за счет статистической отчетности «9-й вал» борьбы с коррупцией просто поглощает реальное ядро коррупционной  преступности - взяточничество».

Определять коррупционные  преступления необходимо на основе принятых и ратифицированных Россией международно-правовых актов.

- Международные акты, ратифицированные  Россией, требуют ввести уголовную  ответственность за незаконное  обогащение. Мировая практика борьбы  с коррупцией свидетельствует  о важности установления уголовной  ответственности за данное деяние.

Под понятием «незаконное  обогащение» следует понимать уклонение  от представления сведений о доходах  об имуществе и (или) обязательствах имущественного характера государственными и муниципальными служащими, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о коррупции является обязательным, либо путем включения в сведения или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

- Требует пересмотра виды  наказаний за коррупционные преступления. За многие коррупционные преступления, предусмотренные в уголовном  законе, для чиновников в качестве  основного вида наказания сохраняется  штраф. 

- Наиболее эффективной  мерой в сфере противодействия  коррупции должна стать конфискация  имущества. Законодатель в п.«а»  ч. 1 ст.104.1 УК РФ достаточно четко  указывает перечень преступлений, в отношении которых применяется  конфискация (всего 45 составов преступлений)18.

Исходя из норм действующего уголовного закона, за 19 коррупционных  преступлений к коррупционерам нельзя применить конфискацию имущества. Поэтому необходимо пересмотреть перечень составов преступлений, за которые  возможно применение конфискации. Для  этого требуется внести изменения  в ст.104.1 УК РФ, с тем, чтобы конфискация  доходов от коррупционных преступлений охватывала все преступления, как  непосредственно связанные с  подкупом должностных лиц, так и  другие сопряженные с ними преступления.

-Одним из важных средств  совершенствования уголовного законодательства  в сфере борьбы с коррупцией  должно стать устранение коллизий  и противоречий действующего  законодательства России. Известно, что гражданское законодательство  частично легализует коррупционное  поведение чиновника. Речь идет  о п. 3 ст. 575 ГК РФ, согласно которому  «не допускается дарение, за  исключением обычных подарков, стоимость  которых не превышает трех  тысяч рублей, государственным служащим  и служащим органов муниципальных  образований в связи с их  должностным положением или в  связи с исполнением ими служебных  обязанностей». Таким образом,  гражданское законодательство допустило возможность принятия обычных подарков государственными служащими и служащими органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением служебных обязанностей, стоимость которых не превышает 3 тыс. рублей. Очевидно, что существует коллизия между нормами уголовного законодательства, с одной стороны, и гражданского законодательства - с другой.

Представляется, что необходимо ликвидировать возникшую коллизию норм права, исключив из Гражданского кодекса РФ п. 3 ст. 575 ГК РФ.

- Еще одна проблема - неотвратимость  уголовной ответственности, поскольку  до сих пор в судебной практике  наблюдается перекос по вопросам  привлечения к уголовной ответственности  за коррупционные преступления. По данным Верховного Суда  РФ, в 2012 г. за взятки было осуждено 1,9 тыс. чел., из них 63% получили условный срок, 25% - реальный, а около 12% подсудимых были оштрафованы. Как отмечает Председатель Верховного Суда РФ В.М. Лебедев, в основном размер взятки в прошлом году составлял от 1 тыс руб. до 100 тыс. руб. Только в 6% дел фигурировали взятки в размере свыше 1 млн. руб. Как следствие, около 25% обвинительных приговоров по коррупционным делам в 2012 г. были вынесены в отношении сотрудников здравоохранительных учреждений, 14% - сотрудников органов внутренних дел и 12% - преподавателей и учителей.

Информация о работе Борьба с коррупцией