Борьба с коррупцией

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является комплексный анализ проблем противодействия коррупции и изучение наиболее эффективных механизмов борьбы с коррупцией.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
1. дать краткий исторический очерк исследованиям коррупции и борьбы с ней;
2. сформулировать понятие коррупции как социального и правового явления, определить ее причины и последствия;
3. проанализировать коррупцию как глобальную проблему современности;
4. обосновать принципы противодействия коррупции, а так же раскрыть понятие антикоррупционной политики в Российской Федерации;

Оглавление

Введение
Глава I. Исторические аспекты феномена коррупции, ее причины
История понятия "коррупция"
1.2 Методология исследования коррупционных отношений в контексте современной теории права
Глава 2. Общая характеристика коррупционных преступлений
2.1 Понятие коррупции
2.2 Коррупционная преступность и ее признаки
2.3 Классификация коррупционных преступлений
Глава 3. Борьба с коррупцией
3.1 Особенности борьбы с коррупцией в России
3.2 Международно-правовые средства борьбы с коррупцией
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Нестеренко борьба с корупцией.docx

— 71.14 Кб (Скачать)

В ХХ веке не получила подтверждения  теория об органической связи коррупции  с демократией (якобы коррупция - одна из “издержек” демократического строя). Масштабы коррупции в тоталитарных государствах (фашистских Германии и Италии, сталинском Советском Союзе, Румынии времен Чаушеску) подтверждают мысль проф. К. Фридриха о том, что отчасти представление о связи демократии и коррупции сформировано тем, что в открытом обществе сведения о коррупции чаще раскрываются политической оппозицией и независимой прессой. В тоталитарном же обществе на данную информацию наложено гласное или негласное табу. В этой связи очевидно, что явление коррупции универсально для любого государственно организованного общества, отличаются лишь масштаб и формы его проявления.

Во второй половине минувшего  столетия исследования коррупции приобрели  характер самостоятельного научного направления. Авторы отмечают, что первые серьезные  исследования коррупции в мире появились  только в 70-80 годы. В этих исследованиях  наметился подход к коррупции  как к универсальному социальному  явлению, имеющему международное значение. Окончание холодной войны, реставрация  капитализма в большинстве стран  соцлагеря, и последовавшая интенсификация глобализационных процессов в мировой  экономике придали феномену коррупции  новое качество. Сегодня аксиоматичным  является статус коррупции как глобальной угрозы мировому порядку, одного из вызовов  развитию человечеству в новом столетии

Отличительной чертой новых  исследований коррупции является междисциплинарный  подход.. Это обусловлено сложностью явления коррупции и его причинного комплекса, многозначностью проявления его последствий во всех областях жизни общества. Принципиально важным является также то обстоятельство, что в большинстве исследований коррупция не представляется как  свойство только государственного аппарата.. Абсолютно новым научным направлением, еще ждущим своих исследователей, является изучение международной и транснациональной форм коррупции.

 

1.2 Методология  исследования коррупционных отношений  в контексте современной теории  права

Одной из продуктивных методологических концепций исследования правовых явлений  на протяжении довольно длительного  периода времени являлся системный  подход, который «… нацеливает исследователя  на структурный анализ и позволяет  прояснить суть исследуемой проблемы через изучение конкретных компонентов  и проявлений социальной реальности». Системная методология при исследовании коррупции заключается в рассмотрении объекта коррупционного действия как  системы, как сложного образования, состоящего из ограниченного (неограниченного) множества взаимодействующих элементов.

На теоретическом уровне проанализировать современные концепции, как классического системного подхода, так и альтернативные (неклассические) системные подходы к проблеме понимания сущности права и соответственно осмыслению феномена коррупции в  контексте этих моделей7.

В работе «Чистое учение о праве» Г. Кельзен рассматривал право как иерархическую систему  правовых норм, в основании которой  лежит «базовая норма». Под правопорядком  он понимал систему норм, «единство  которых зиждется на том, что они  имеют общее основание действительности»  Чистое учение о праве Ганса Кельзена. соответственно и правопорядок у  него - это нормы, которые принудительно  регулируют человеческое поведение.

В дальнейшем определение  права у него существенно меняется: «…под правом понимается уже совокупность отдельных судебных решений, объединенных единой системой легализации, т.е. такой  системой, которая имеет существенно  иную «природу», чем совокупность правил строгого логического вывода, связывающую  правовое решение с «базовой нормой», и, тем не менее, обеспечивает каждому  из таких решений правовую действительность и непререкаемое правое значение на будущее время» По Г. Харту социологическая трактовка права, таким образом, позволяет квалифицировать коррупцию как социальное явление и, в свою очередь, устанавливать на основе "правила признания" качественную особенность данного явления. Как социальное явление коррупция возникает и поддерживается на уровне неформальных социальных связей, составляющих основу общества, и может быть обнаружена на всех уровнях управления, а также в системах, обеспечивающих его саморегулирование.

Актуальным представляется также взгляд на исследовательскую  позицию Г.Дж.Бермана, который, хотя и оперирует привычными правовыми  понятиями, является выразителем общей  тенденции, а именно: потребности  в переосмыслении правовой теории и  практики, переориентации правового  мышления в целом. "Право…не может  быть всецело сведено ни к материальным условиям того общества, которое его  порождает, ни к соответствующей  системе идей и ценностей. Следует  также рассматривать право и  как самостоятельный фактор, как  одну из причин, а не только один из результатов целого ряда общественных, экономических, интеллектуальных, моральных  и религиозных явлений"8.

Коррупционеры гораздо раньше власти осознали преимущества системных  действий. Отсюда их стремление к коррупционным  сетям, с помощью которых заниматься коррупционной деятельностью можно  гораздо эффективнее и безопаснее.

Эти взаимосвязи и взаимозависимости  используются для систематического совершения коррупционных сделок, как  правило, с целью личного обогащения, распределения бюджетных средств  в пользу структур, входящих в коррупционную  сеть, повышения ее нелегальных доходов  или для получения конкурентных преимуществ финансово-кредитным  и коммерческим структурам, входящим в коррупционную сеть, с целью  последующего получения таких доходов.

Услуги коррупционных  сетей обычно востребуются и предоставляются  в центрах принятия решений, относящихся  к государственному управлению и  бизнесу. Более того, многие лица, принимающие  решения на различных уровнях  системы управления государством и  обществом, сами являются членами таких  коррупционных сетей.

Даже относительно честные  чиновники, не берущие взяток ни за какие услуги, через коррупционные  сети получают настолько значительные доли своих доходов, что не смогут существовать вне этих сетей и, соответственно, противостоять реализации ими своих  корпоративных интересов. В результате государственные служащие в своей  работе руководствуются своими обязательствами  перед коррупционными сетями не меньше, чем интересами государства9.

Относительно современной  российской действительности можно  сказать, что описанные процессы уже имеют место и отражают общий процесс снижения роли государства  как основного объединяющего  и интегрирующего центра общественной жизни. Эксперты приводят примеры конкретных весьма крупных коррупционных сетей, отмечают помощь и поддержку чиновниками  одних министерств и ведомств чиновников других министерств и  ведомств в коррупционной деятельности. «Как правило, нет ведомств, таких, какие  не были бы завязаны с другими двумя-тремя  ведомствами. И самое страшное, что  перекрещиваются их интересы. Для  того, чтобы «закрывать вопросы», нужна  поддержка и ФСБ - надзирающего органа и МВД, и налоговой полиции. «Речь  идет о вышестоящих чиновниках. Поэтому  сначала создается вертикаль. Но чтобы вертикаль получала деньги, она должна эти деньги зарабатывать. Для этого в вертикаль включаются те, кто напрямую связан с их получением» 

 

 

Глава 2. Общая характеристика коррупционных преступлений

2.1 Понятие коррупции

Термин «коррупция» впервые  появился в римском праве, где  «коррупция» (лат. corruptio) трактовалась как подкуп, подкупность и продажность  общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных  лиц.

Современная правовая наука  рассматривает коррупцию как  комплексное, обобщающее понятие, разнопланово характеризующее это явление, причем в большинстве случаев ключевым юридическим признаком коррупции  является незаконное личное обогащение, в основе которого лежат, как правило, корыстные мотивы.

Определение понятия «коррупция»  приведено в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии  коррупции».

Коррупцией считается  злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление  полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения  вопреки законным интересам общества и государства в целях получения  выгоды в виде денег, ценностей, иного  имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц  либо незаконное предоставление такой  выгоды указанному лицу другими физическими  лицами, а также совершение указанных  деяний от имени или в интересах  юридического лица.

Коррупцию можно понимать в четырех значениях: общесоциальном, политэкономическом, криминологическом  и уголовно - правовом.

В общесоциальном понимании  коррупция - использование должностным  лицом предоставленных ему полномочий и вытекающих из них возможностей для незаконного личного обогащения. Использование полномочий охватывает деятельность как в рамках полномочий должностного лица, так и за их пределами, но в связи с его статусом. В  обоих случаях это использование  авторитета власти, который может  распространяться в зависимости от уровня должностного положения на различные сферы10.

Незаконное обогащение выражается в приобретении должностным лицом  для себя или других лиц, в судьбе которых оно так или иначе  заинтересовано, материальных благ, помимо законного вознаграждения за труд в  виде заработной платы, премий, льгот  и т.п.

С понятием коррупции в  ее общесоциальном значении связано  понятие коррумпированности. Коррумпированность-это  вовлеченность должностного лица в  незаконное обогащение путем использования  должностных полномочий, зараженность стремлением к незаконному обогащению посредством использования возможностей занимаемого служебного положения.

Способы коррумпированности бесконечно разнообразны: от примитивных  в виде получения взяток до сложных  и завуалированных в виде участия  должностных лиц, их родственников  и близких самолично или через  доверенных лиц в различных сферах предпринимательской деятельности, а коррумпированности должностных  лиц высшего уровня, участвующих  в законотворчестве, - в виде лоббирования законов за вознаграждение и т.д.

Коррупция в ее политэкономическом понимании означает присвоение должностными лицами собственности и иных выгод  опосредованно - путем получения  власти. Присвоение собственности характеризует  экономический аспект, а получение  власти и предоставление преимуществ  и льгот, в том числе при  нарушении ими закона, - политический.

Суть экономического аспекта  коррупции заключается в том, что власть как в рамках полномочий должностных лиц, так и за их пределами  и вытекающие из нее возможности  приобретения собственности распространяются на граждан, коммерческие и иные организации  и на сами государственные органы, органы местного самоуправления, и  т.д.

Политический аспект коррупции  связан с вытекающим из политического  устройства государства распределением полномочий между ветвями власти и основанной на этих полномочиях  правотворческой деятельностью  законодательной власти.

Законодательная власть принимает  законы, в рамках которых обязаны  действовать должностные лица всех ветвей власти и граждане. От того, насколько  широки эти рамки, зависят пределы  полномочий должностных лиц и  свобода поведения граждан. В  частности, чем уже эти рамки, тем меньше полномочий у должностных  лиц. Кроме того, антикоррупционны законы, устанавливающие строжайшую, в том  числе уголовную, ответственность  должностных лиц за любые злоупотребления  полномочиями, ибо за такими злоупотреблениями  подчас кроется использование указанных  полномочий для личного обогащения.

Однако анализ российского  законодательства, в частности уголовного, показывает, что, с одной стороны, законы нередко формулируются весьма широко, что позволяет должностным  лицам произвольно, по своему усмотрению не только толковать, но и применять  их. А с другой - уголовная ответственность  за злоупотребления должностными полномочиями минимизирована посредством как  принятия специальных норм (по отношению  к общей норме, содержащейся в  ч.1 ст.285 УК РФ), предусматривающих привилегированные  составы преступлений, так и казуистического  определения составов ряда должностных  преступлений. В результате соответствующие  статьи Особенной части УК не применяются.

Например, наличие альтернативных санкциях статей УК РФ позволяет недобросовестным судьям использовать правомочия по определению  вида и размера наказания для  личного обогащения путем получения  взяток. Санкциями этих норм предусмотрены  менее строгие наказания, чем  санкцией ч. 1 ст. 285 УК РФ.

Минимизация уголовной ответственности  путем казуистического определения  составов должностных преступлений наиболее отчетливо проявляется в определении незаконного участия в предпринимательской деятельности (ст.289 УК). Этой нормой предусмотрена ответственность за «учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме».

Информация о работе Борьба с коррупцией