Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 17:36, курсовая работа
Целью настоящего исследования является комплексный анализ проблем противодействия коррупции и изучение наиболее эффективных механизмов борьбы с коррупцией.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
1. дать краткий исторический очерк исследованиям коррупции и борьбы с ней;
2. сформулировать понятие коррупции как социального и правового явления, определить ее причины и последствия;
3. проанализировать коррупцию как глобальную проблему современности;
4. обосновать принципы противодействия коррупции, а так же раскрыть понятие антикоррупционной политики в Российской Федерации;
Введение
Глава I. Исторические аспекты феномена коррупции, ее причины
История понятия "коррупция"
1.2 Методология исследования коррупционных отношений в контексте современной теории права
Глава 2. Общая характеристика коррупционных преступлений
2.1 Понятие коррупции
2.2 Коррупционная преступность и ее признаки
2.3 Классификация коррупционных преступлений
Глава 3. Борьба с коррупцией
3.1 Особенности борьбы с коррупцией в России
3.2 Международно-правовые средства борьбы с коррупцией
Заключение
Список использованной литературы
Сложившаяся ситуация свидетельствует о глубоком системном кризисе правоприменения в сфере борьбы с коррупцией. В целом действующее законодательство в сфере противодействия коррупции пока еще нуждается в дальнейшем совершенствовании, поскольку не приведено в соответствие ни с международными договорами, ни с потребностями эффективной борьбы с коррупцией.
3.2 Международно-правовые средства борьбы с коррупцией
Кроме общероссийского уровня,
предусмотрены международные
Указом Президента Российской
Федерации В.В. Путина в ноябре 2003
г. образован Совет при Президенте
Российской Федерации по борьбе с
коррупцией, основной задачей которого
является определение приоритетных
направлений государственной
Согласно ст. 4 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»:
«1. Российская Федерация
в соответствии с международными
договорами Российской Федерации и
(или) на основе принципа взаимности сотрудничает
в области противодействия
-установления лиц,
- выявления имущества,
полученного в результате
- предоставления в надлежащих
случаях предметов или
- обмена информацией по
вопросам противодействия
- координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.
2. Иностранные граждане,
лица без гражданства, не
Коррупционные схемы в России формируются на самых различных уровнях: и в высших эшелонах власти, и там, где выделяют квоты, где реализуется и регистрируется недвижимость, лицензируется та или иная деятельность и т.д.
Коррупция не сводится к
примитивному взяточничеству, особенно
в условиях рыночной экономики, свободной
торговли и демократии. Лоббизм, фаворитизм,
протекционизм, взносы на политические
цели, традиции перехода политических
лидеров и государственных
В системе ООН приняты конвенции и резолюции, содержащие отдельные аспекты, касающиеся коррупции или же поведения должностных лиц. В частности, Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию 34/169 от 17 декабря 1979г., содержащую Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка.
Усилия ООН в области
борьбы с коррупцией завершились
принятием Генеральной
Согласно Декларации государства
по отдельности и через
- осуществлять конкретные
действия для борьбы со всеми
формами коррупции, подкупа и
связанными с ними незаконными
деяниями при международных
Конвенция представляет собой многосторонний международно-правовой документ, отражающий природу коррупции, предлагающий разнообразные меры борьбы с этим явлением. В силу Конвенция вступила 14 декабря 2005г. - на 90-й день после ее ратификации тридцатью участниками20.
С целью координации усилий
государств-участников Конвенция учредила
специальную постоянно
Россия, в числе первых
подписавшая Конвенцию 9 декабря 2003г.,
ратифицировала ее в 2006г. (третьей среди
стран «Большой восьмерки»). Тем
не менее Россия не ратифицировала
ст.20 Конвенции («Незаконное обогащение»).
Статья предусматривает признание
странами-подписантами уголовно наказуемым
деянием «незаконное
20 мая 2011г. Правительство
России не одобрило
Заинтересованность в
международной борьбе против коррупции
проявил также и Совет Европы.
Для координации действий во исполнение
решений по борьбе с коррупцией Комитет
министров Совета Европы создал в
сентябре 1994 г. Междисциплинарную группу
по проблемам коррупции (MAC). Перед
ней были поставлены задачи: рассмотреть
меры, которые могли бы быть приняты
на международном уровне, разработать
типовые законы или кодексы поведения,
включая международные
Одним из результатов деятельности Группы явились разработка и принятие двух международно-правовых документов: Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию в 1998г. и Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию в 1999г.
Уголовно-правовая конвенция определяет ряд критериев, в соответствии с которыми государство-участник должно установить свою юрисдикцию в отношении вышеупомянутых деяний.
«Конвенция не исключает
осуществления государством-
Одной из новелл европейского
права стало положение
Включение такого положения
вызвано в первую очередь все
более частыми фактами участия
юридических лиц в
Согласно ст.24 Уголовно-правовой конвенции о коррупции для осуществления функции контроля создается Группа государств против коррупции (ГРЕКО), которая начнет свою деятельность с первого дня месяца, следующего после даты сдачи депозитарию (Генеральному секретарю Совета Европы) четырнадцатого документа о ратификации, принятии или одобрении Конвенции, т.е. после вступления ее в силу.
Гражданско-правовая конвенция о коррупции 1999г. представляет собой первый и уникальный документ, посвященный рассмотрению гражданско-правовых аспектов коррупции21.
Основное ее предназначение заключается в установлении на региональном международно-правовом уровне эффективных средств правовой защиты лиц, понесших ущерб в результате актов коррупции, чтобы создать им возможности для защиты своих прав и интересов, включая возможность получения компенсации за ущерб.
Сам механизм возмещения ущерба создается каждым государством-участником в соответствии с его внутренним правом и может по своей природе относиться к различным отраслям права».
Тем самым Конвенция устанавливает
правовое поле, в рамках которого государства-участники
принимают меры по противодействию
последствиям коррупции в гражданско-
Коррупция не знает национальных границ.
Для борьбы с коррупцией требуются в первую очередь эффективные национальные судебные и правоохранительные органы, а также расширение международно-правового сотрудничества в области борьбы с коррупцией.
Такая необходимость вызвана последствиями коррупции, которая угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает основы государственного управления и международного правопорядка, ведет к искажению условий конкуренции и наносит серьезный урон стабильности демократических институтов и моральным устоям общества.
Заключение
Коррупция - это использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими (в том числе депутатами и судьями) либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе международных) своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера) либо предоставление последним таких преимуществ.
Сущность коррупции
Вопрос противодействия коррупции - один из вечных вопросов организации государства.
Воспринимая коррупцию как
системное явление, государство
создает и реализует
Важную роль в борьбе с
коррупцией играют конкретные меры, способные
уменьшить коррупционные
Таким образом, коррупционная преступность - это целостная, относительно массовая совокупность преступлений, посягающих на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, выражающихся в незаконном получении преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, либо в предоставлении данным лицам таких преимуществ, а также совокупность самих этих лиц.
Список использованной литературы