Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:32, курсовая работа
Цель курсовой работы:
Чтобы прийти к намеченной цели, в работе определим ряд основных задач:
- Разобрать общее представление о личности, ее понимание, формирование и развитие;
- Обратимся к истории становления и развития законодательства об амнистии помиловании в России;
- Рассмотрим понятие и виды освобождения от уголовного наказания;
- Определим юридическую природу амнистии и помилования и их место в структуре права.
Введение………………………………...……………………………………..2
Глава 1. Амнистия и помилование………………………..……………….4
1.1. Понятие и виды освобождения от уголовного наказания……..………4
1.2. История становления и развития законодательства об амнистии помиловании в России………………………………………………………………7
Глава 2. Различия и сходства между амнистией и помилованием…..14
2.1. Юридическая природа амнистии и помилования и их место в структуре права…………………………………………………………..……….14
2.2. Порядок издания актов об амнистии и помилования……………..…..19
Заключение…………………………...……………………………………..27
Список литературы………………...………………………………………30
акой подход представляется неверным потому, что упрощенный порядок принятия амнистии, не требующий издания для этого специального закона, предусмотрен самой Конституцией РФ.
Вместе с тем она не исключает возможности принятия федерального закона, регламентирующего саму процедуру принятия Государственной Думой акта об амнистии и о порядке его исполнения.
Указанные нормы Конституции находят свое развитие в Регламенте Государственной Думы, в частности в гл. 23. В соответствии со ст. ст. 181 и 182 указанной главы Регламента постановления об объявлении амнистии и порядке применения амнистии вносятся в Государственную Думу и рассматриваются ею в порядке, установленном Регламентом Государственной Думы для внесения и рассмотрения законопроектов.
После принятия постановлений об амнистии и порядке применения амнистии они подписываются Председателем Государственной Думы и подлежат официальному опубликованию в течение трех дней.
Порядок принятия
этих актов весьма упрощен, если еще
при этом учесть, что Регламентом
для отдельных видов
_____________________________
1 ч2, ч3 ст 103 Конституции РФ
В отличие от законов постановления Государственной Думы по предметам ее ведения подписываются Председателем этой палаты, который не наделен правом вето, как Президент РФ, и в любом случае обязан выполнить коллективную волю депутатов.
Амнистия должна приниматься по более сложной процедуре. Весьма важно не нарушать баланса властей. Если, например, перейти к модели, когда акт об амнистии принимался бы в форме закона либо совместными решениями палат, то для этого необходимо изменение Конституции РФ.
К тому же в случае принятия амнистии в форме закона в процесс должен включаться и Президент РФ, который и так в противовес праву Государственной Думы принимать амнистию наделен Конституцией РФ правом помилования.
Возможен вариант решения проблемы и без конституционных изменений. Законодательная практика последних лет показывает, что федеральные законы могут приниматься и для того, чтобы регулировать саму процедуру принятия различных нормативных актов. Например, принят Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ".
Конституция не содержит запрета и на принятие федерального закона, регламентирующего процедуру принятия акта об амнистии, порядок его исполнения, а также процедуру внесения изменений и дополнений в такие акты. При этом в законе можно было бы предусмотреть, что Государственная Дума в обязательном порядке принимает такие акты в трех чтениях.
После рассмотрения проекта постановления об амнистии и о порядке исполнения акта об амнистии в первом чтении направляет их в Генеральную прокуратуру РФ для соответствующего заключения, т.к. это единственный на сегодняшний день институт государства, осуществляющий столь широкий надзор, в том числе за органами, исполняющими амнистию, включая суды в части законности принятых ими решений.
Правом помилования обладают главы государств: монархи, президенты, премьеры. В других странах, например в Японии, вопрос о помиловании решает кабинет министров с последующим утверждением императором.
В Португалии ходатайства о помиловании, перед тем как попасть к президенту страны, рассматриваются специальной комиссией, в которую входят представители министерства юстиции, прокуратуры и суда. Министр юстиции в конце года лично представляет президенту ходатайства о помиловании тех осужденных, которые, по мнению комиссии, того заслуживают.
Процедура помилования осужденных в Португалии, предусматривающая осуществление данного акта всего один раз в год, очевидно, исключает оперативное, определяемое исключительными обстоятельствами применение помилования к осужденным.
Ходатайства о помиловании во Франции осужденные направляют президенту или министру юстиции и они поступают в Бюро по помилованию и исполнению наказаний, откуда их направляют прокурорам судебных округов, которые, исходя из результатов специальных расследований, определяют, целесообразно ли применение помилования к осужденному.
Далее это ходатайство
и прилагаемые к нему материалы
направляются в министерство юстиции,
где в случае положительного решения
готовится проект декрета о помиловании,
который направляется в Генеральный
секретариат администрации
Процедура, действующая во Франции, сложна, но, как правило, она обеспечивает объективность, обоснованность реализации помилования осужденных.
В США помилование осуществляется президентом страны и губернаторами 50 штатов.
В ФРГ правом помилования лиц,
осужденных верховными судами земель
по делам, связанным с защитой государственных
Порядок применения помилования осужденных в США и ФРГ гибок, его осуществление приближено к регионам страны, главы государств не перегружены рассмотрением многочисленных ходатайств о помиловании лиц, отбывающих наказание.
В ближайшем будущем, при укреплении в России правопорядка и усилении демократических начал, когда будут решены проблемы взаимодействия центра и регионов, - было бы весьма целесообразно воспринять принцип рассредоточения применения помилования осужденных в РФ по примеру США и ФРГ.
1 См. об этом: Марогулова И.Л. Амнистия и помилование в российском законодательстве. - М.: 2002г. С.-172
В настоящее
время правом помилования
В соответствии с Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов РФ» и «Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации», на территории всех субъектов РФ созданы свои комиссии по помилованию, что облегчает подготовку материалов о помиловании, обеспечивает их более высокое качество, ускоряет весь процесс.
Эти органы должны обеспечивать общественный контроль за своевременным и правильным исполнением указов Президента РФ по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных в местах лишения свободы.
Представляется, что последнюю функцию комиссии по помилованию вряд ли смогут выполнить. Также едва ли обоснованным является возложение на комиссии по помилованию обязанности готовить предложения по повышению эффективности деятельности органов, исполняющих уголовные наказания, и по вопросам социальной адаптации лиц, отбывших наказание.
Помилование в РФ применяется к лицам:
- осужденным
судами РФ и отбывающим
- осужденным
судами иностранных государств,
отбывающим наказание на
- отбывшим назначенное судом наказание и имеющим не снятую и не погашенную судимость (ст.2 Положения).
Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме, ходатайство регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание.
1 п «в» ст 89 Конституции РФ
2 ч2 ст 80 Конституции РФ
Далее, не позднее
чем через 20 дней, ходатайство направляется
администрацией учреждения или органа,
исполняющего наказание, в территориальный
орган Министерства юстиции РФ с
приложением необходимых
- копии приговора
и решений вышестоящих
- сведения о
возмещении материального
- биографические данные об осужденном и его семейном положении;
- справки о
применении в прошлом к
Данный этап
осуществления помилования
Вне поля зрения Положения оказалось исполнение наказаний военнослужащими. Наказания в отношении военнослужащих исполняются следующим образом: содержание в дисциплинарной воинской части - специально предназначенными для этого дисциплинарными воинскими частями; арест - командованием гарнизонов на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт; ограничение по воинской службе - командованием воинских частей, в которых проходят службу осужденные1.
Норму Положения
о направлении осужденными
Администрация
учреждений и органов, исполняющих
наказание, должна не позднее чем
через 20 дней направить необходимую
документацию о ходатайстве осужденного
о помиловании в
_____________________________
1 ч12 ст 16 УИК РФ
Затем документация посылается в комиссию по помилованию субъекта федерации, где в течение 30 суток должен решиться вопрос о целесообразности поддержания ходатайства осужденного о помиловании.
Комиссия направляет свое решение высшему должностному лицу субъекта федерации (президенту республики, губернатору, главе администрации и т.д.).
Комиссия и высшее должностное лицо субъекта федерации, рассматривая дело о помиловании осужденного, могут потребовать от администрации учреждений, органов государственной власти субъекта федерации и органов местного самоуправления дополнительные сведения и документы, необходимые для подготовки материалов о помиловании осужденного. Такой запрос должен быть удовлетворен не позднее чем через 10 дней.
В течение месяца со дня принятия высшим должностным лицом субъекта федерации решения о поддержке ходатайств осужденных о помиловании их список должен быть опубликован в средствах массовой информации субъекта федерации.
Таким образом, процедура подготовки материалов об осужденных, к которым может быть применено помилование, становится прозрачной, подконтрольной общественному мнению.
Высшее должностное лицо субъекта федерации направляет ходатайства о помиловании в Управление Президента РФ по вопросам помилования, которое должно окончательно подготовить их для представления Президенту РФ в течение 14 дней.
Эти документы регистрируются указанным Управлением, которое проверяет правильность их оформления. Так же не исключен возврат документов о помиловании осужденного в региональную комиссию по помилованию при обнаружении ненадлежащего их оформления.
Президент знакомится как с рекомендациями о применении помилования к осужденным, так и с предложениями об отказе в нем. Право принять окончательное решение принадлежит Президенту РФ.
Указ Президента РФ о помиловании в течение двух дней после его издания направляется главе субъекта федерации, в МВД РФ, территориальный орган юстиции, администрации учреждения, исполняющего наказание. Об отклонении Президентом РФ ходатайства о помиловании глава администрации либо по его поручению председатель комиссии информирует осужденного в письменной форме.