Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:09, контрольная работа
Российскому законодательству в большей степени знакомо понятие помилования и в меньшей - амнистии, которое появилось значительно позже. Помилование как форма "монаршьей милости" использовалось всеми самодержцами на протяжении всей истории Российского государства. В дореволюционном российском законодательстве вообще не существовало понятия "амнистия", в нем употреблялись термины "помилование" и "прощение". Помилование и прощение применялись не только в случаях освобождения от ответственности и наказания индивидуально - определенных лиц, но и в отношении многих, персонально не установленных лиц, совершивших преступления.
Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность амнистии, условия ее применения 4
Глава 2. Помилование: условия и порядок применения 18
Заключение 28
Список литературы 30
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Понятие и сущность амнистии, условия ее применения
Глава 2. Помилование: условия и порядок применения
Заключение
Список литературы
Введение
Российскому законодательству в большей степени знакомо понятие помилования и в меньшей - амнистии, которое появилось значительно позже. Помилование как форма "монаршьей милости" использовалось всеми самодержцами на протяжении всей истории Российского государства. В дореволюционном российском законодательстве вообще не существовало понятия "амнистия", в нем употреблялись термины "помилование" и "прощение". Помилование и прощение применялись не только в случаях освобождения от ответственности и наказания индивидуально - определенных лиц, но и в отношении многих, персонально не установленных лиц, совершивших преступления.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что несмотря на широкое применение на практике амнистии и помилования, действующим российским законодательством не регламентированы порядок и основания их применения, хотя Уголовный кодекс РФ достаточно основательно рассматривает эту проблему. Множество вопросов, связанных с их применением, настоятельно требуют незамедлительного законодательного решения на основе как теоретических доктринальных положений данного института (государственное прощение), так и анализа правоприменительной практики.
Цель работы – анализ условий и особенностей применения амнистии и помилования как межотраслевых правовых институтов. Задачи исследования реализованы в главах и заключаются в том, чтобы:
1) охарактеризовать амнистию (понятие, сущность) и условия ее применения;
2) проанализировать институт помилования, его условия и порядок применения.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В последний входят нормативно-правовые акты, судебная практика, учебные и научные материалы по тематике.
Глава 1. Понятие и сущность амнистии, условия ее применения
Амнистия в переводе с греческого означает забвение, прощение. При этом подразумевается прощение преступления и освобождение от наказания, под которым, в свою очередь понимается установленная законом мера государственного принуждения, носящая публичный характер, применяемая судом в приговоре к лицу, виновному в совершении преступления; по своему содержанию является карой за совершенное преступление, выражает от имени государства отрицательную оценку преступлению и лицу, его совершившему.[1]
Статья 71 Конституции РФ[2] закрепляет положение, в соответствии с которым амнистия, так же как и помилование, находится в ведении федеральных органов власти. Пункт «е» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ относит объявление амнистии к ведению Государственной Думы Федерального Собрания России. Следовательно, амнистия — это государственно-правовой акт, а не уголовно-правовой, однако последствия ее применения существенно затрагивают сферу уголовного права.
Право помилования и амнистии закреплено в Конституции Российской Федерации, которая определяет субъекты, осуществляющие право амнистии и помилования, форму принятия этих актов и пределы их действия. Это свидетельствует о государственно-правовом характере амнистии и помилования, о том, что они регулируются нормами государственного права. Одновременно амнистия и помилование как основания освобождения от уголовной ответственности и наказания (или его смягчения) предусмотрены нормами УК и регулируют отношения в уголовно - правовой области. Применяются они в виде освобождения от уголовной ответственности и наказания или его смягчения на основании уголовно - процессуальных норм. Амнистия и помилование возможны также в стадии исполнения приговора. Эти отношения регулируются уголовно-исполнительным законодательством.[3]
Амнистия, наряду с помилованием, является одним из самых исторически устойчивых институтов права. Необходимость применения амнистии оправдывается обычно тремя обстоятельствами. Во-первых, с помощью амнистии имеется возможность устранить некоторые недостатки существующего или существовавшего ранее уголовного закона. Далее, амнистия находит свое оправдание и применительно к некоторым преступлениям, носящим временный характер, совершенным в результате стечения определенных неблагоприятных обстоятельств. Амнистия применяется в случае изменения этих обстоятельств в лучшую сторону либо представляет собой попытку с помощью амнистии направить развитие ситуации в необходимое, благоприятное русло. Во всех остальных случаях применение амнистии может быть оправдано лишь соображениями гуманности, которую проявляет государство к своим оступившимся гражданам. Действительно, большинство актов амнистии касается в основном тех категорий осужденных, которые заслуживают некоторого снисхождения, несовершеннолетних, женщин, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей, участников войны и военных действий, инвалидов, лиц преклонного возраста.
Согласно ч. 1 ст. 84 Уголовного кодекса Российской Федерации,[4] амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально неопределенного круга лиц. Конституционный Суд РФ указал в своем Постановлении,[5] что «принимаемое Государственной Думой решение об объявлении амнистии во всяком случае должно основываться на принципах правового государства и верховенства Конституции Российской Федерации, определяющих обязанности государства в области уголовно-правовой защиты провозглашенных конституционных ценностей, в том числе прав граждан как при применении уголовной ответственности и наказания, так и при освобождении от них. Установление в рамках этих принципов конкретных оснований и пределов амнистирования лиц, совершивших преступления, относится к числу дискреционных полномочий самой Государственной Думы, которая, исходя из того что Конституция Российской Федерации не гарантирует право быть амнистированным каждому, кто совершил преступление, вправе объявлять амнистию в отношении определенных категорий лиц и видов преступлений и предусматривать те правовые последствия амнистии, которые она сочтет целесообразными».
Кроме того, Конституционный Суд в другом своем постановлении указал, что «Государственная Дума, реализуя в акте об амнистии гуманистические задачи и освобождая тех или иных лиц от уголовной ответственности и наказания за совершенные ими преступные деяния, в то же время должна взвешивать конкурирующие конституционные ценности и, исходя из цели обеспечения их баланса, не допускать, чтобы права других лиц и являющиеся необходимым условием их реализации законность, правопорядок и общественная безопасность были поставлены под угрозу нарушения. Иное не согласовывалось бы с вытекающими из конституционно-правовой характеристики России как правового государства (статья 1 Конституции Российской Федерации) требованиями справедливости и соразмерности при регулировании общественных отношений и противоречило бы закрепленным в Конституции Российской Федерации принципам правового государства».[6]
Часть 2 ст. 84 УК РФ указывает, что актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.
Принятие того или иного решения в каждом конкретном случае основывается на совокупности юридического (издание акта об амнистии) и ряда фактических условий, которые законом не установлены, но прямо или косвенно определяются в акте об амнистии. Они представляют собой совокупность таких объективных и субъективных фактических обстоятельств, на основании которых законодатель приходит к выводу об отсутствии необходимости привлекать определенные категории лиц к уголовной ответственности, полностью или частично исполнять назначенное наказание и т.п.
Амнистия объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц путем перечисления ряда обозначенных по полу, возрасту, социальному положению, назначенному наказанию и другим признакам лиц, на которых распространяется действие акта об амнистии. В акте об амнистии также содержится указание на те категории лиц, в отношении которых амнистия не применяется (это, как правило, осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания; осужденные, вновь совершившие умышленные преступления в местах лишения свободы; лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, и т. д.).
Акт об амнистии распространяется только на те преступления, которые совершены до его вступления в силу, хотя в дальнейшем возможно и продление ее действия во времени. Как разновидность освобождения от уголовной ответственности и от наказания, амнистия является обязательным (т. е. не зависящим от усмотрения исполняющего ее органа) и безусловным (т. е. не подлежащим отмене впоследствии) видом освобождения.[7]
Изданием акта об амнистии могут преследоваться разные цели, которые обычно декларируются в самих актах и определяют их содержание, виды и характер принимаемых решений. Среди таких целей: облегчение участи лиц, совершивших относительно нетяжкие преступления, несовершеннолетних, женщин, больных и т.п.; идеологические (социально-политические) цели; цели национального примирения, достижения гражданского мира и согласия; социально-экономические цели; решение проблемы перенаселения мест лишения свободы и др. Различны и поводы, в связи с которыми принимаются акты об амнистии. В качестве таковых чаще всего выступает какое-либо значительное либо торжественное событие в жизни страны: принятие Конституции, юбилей победы в Великой Отечественной войне, международный год женщины, ребенка и т.п.[8]
В советский период наиболее известны стали две амнистии – послевоенная (связанная с Победой), и после смерти Сталина. Акт об амнистии был утвержден Указом Президиумом Верховного Совета СССР[9] и постановлял амнистировать следующие категории осужденных (совсем освободить от наказания):
а) осужденных к лишению свободы на срок не свыше трех лет и к более мягким мерам наказания;
б) осужденных за самовольный уход с предприятий военной промышленности и других предприятий, на которые распространено действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1941 г.;
предусмотренные п. "а" ст. 4 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении».
В заключение Указа говорилось и об исключениях – амнистия не применялась к лицам, неоднократно осужденным за растраты, кражи, грабежи и хулиганство.
Амнистия 1953 г. известна как амнистия политзаключенных после длительного периода репрессий. В это время также был издан Указ об амнистии,[10] согласно которому предписывалось учреждениям системы исполнения наказаний:
Освободить из мест заключения и от других мер наказания, не связанных с лишением свободы, лиц, осужденных на срок до 5 лет включительно.
Освободить из мест заключения осужденных, независимо от срока наказания, за должностные и хозяйственные преступления, а также за воинские преступления, предусмотренные ст. ст. 193.4 п. "а", 193.7, 193.8, 193.10, 193.10 п. "а", 193.14, 193.15, 193.16 и 193.17 п. "а" Уголовного Кодекса РСФСР и соответствующими статьями уголовных кодексов других союзных республик.
Освободить из мест заключения, независимо от срока наказания, осужденных: женщин, имеющих детей в возрасте до 10 лет, и беременных женщин; несовершеннолетних в возрасте до 18 лет; мужчин старше 55 лет и женщин старше 50 лет, а также осужденных, страдающих тяжелым неизлечимым недугом.
Сократить наполовину срок наказания осужденным к лишению свободы на срок свыше 5 лет.
Прекратить производством все следственные дела и дела, не рассмотренные судами, о совершенных до издания этого Указа преступлениях:
o а) за которые в законе предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет или другие меры наказания, не связанные с содержанием в местах заключения;
o б) должностных, хозяйственных и воинских преступлениях, перечисленных в статье 2 Указа;
o в) совершенных лицами, указанными в статье 3 Указа.
По другим делам о преступлениях, за которые в законе предусмотрено лишение свободы на срок свыше 5 лет, суд, если признавал необходимым избрать меру наказания в виде лишения свободы не свыше 5 лет, мог освободить подсудимого от наказания, если же суд признавал необходимым избрать меру наказания в виде лишения свободы на срок свыше 5 лет, - сокращал срок наказания наполовину.
Снять судимость и поражение в избирательных правах с граждан, ранее судимых и отбывших наказание или досрочно освобожденных от наказания на основании Указа.
Не применять амнистии к лицам, осужденным на срок более 5 лет за контрреволюционные преступления, крупные хищения социалистической собственности, бандитизм и умышленное убийство.
В советское время было еще несколько амнистий, в России современной уголовные амнистии были следующие:[11]
Амнистия 1994 года
Амнистия 1995 года
Амнистия 1996 года