Соотношение амнистии и помилования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Амнистия и помилование, являясь актами государственного прощения, реализуют в российском законодательстве принцип гуманизма и справедливости. Разнообразие способов воздействия на лиц, совершивших преступные деяния, в зависимости от степени их исправления, в том числе применения институтов амнистии и помилования, призваны служить достижению целей наказания, определенных в статье 43 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Правовая природа института амнистии
Понятие и сущность амнистии, её значение……………………….6
Правовая природа актов об амнистии…………………………….10
Глава 2. Правовая природа института помилования
2.1 Понятие и сущность помилования, его значение………………...19
2.2 Правовая природа актов помилования………………………….27
Глава 3. Соотношение амнистии и помилования………………………...31
Заключение…………………………………………………………………38
Список использованной литературы……………………………………40

Файлы: 1 файл

курсовая по Уголовке.docx

— 64.80 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………...3

Глава 1. Правовая природа института амнистии

    1. Понятие и сущность амнистии, её значение……………………….6
    2. Правовая природа актов об амнистии…………………………….10

Глава 2. Правовая природа института помилования

2.1      Понятие и сущность помилования, его значение………………...19

2.2      Правовая природа актов помилования………………………….27

Глава 3. Соотношение амнистии и помилования………………………...31

Заключение…………………………………………………………………38

Список использованной литературы……………………………………40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тему курсовой работы «Амнистия  и помилование» я выбрала потому, что это очень важный раздел уголовного права, особенно в настоящее время, когда отмечается значительный рост преступности.

Искоренение преступности и  ее причин является одной из важных задач нашего государства. Решение  этой задачи осуществляется совместными  усилиями государственных органов  и общественных организаций. Существует множество форм и методов борьбы с преступностью.

В своей работе я рассмотрю правовую природу освобождения от уголовной ответственности и наказания, такие формы освобождения от уголовной ответственности и наказания, как амнистия и помилование.

Амнистия и помилование, являясь актами государственного прощения, реализуют в российском законодательстве принцип гуманизма и справедливости. Разнообразие способов воздействия  на лиц, совершивших преступные деяния, в зависимости от степени их исправления, в том числе применения институтов амнистии и помилования, призваны служить  достижению целей наказания, определенных в статье 43 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Амнистии и помилованию  посвящено небольшое количество статей и нормативно - правовых актов, которые не способны восполнить пробелы законодательства в отношении применения названных институтов. Порядок издания актов амнистии и осуществление права помилования законодательно не урегулировано. Специального нормативного акта об амнистии и помиловании не существует.

Данная тема является очень  актуальной, так как об амнистии и помиловании мало, что известно. Да и на практике практически нет  примеров применения названных институтов. Вышеперечисленные институты интересны  и тем, что содержат в себе своеобразные элементы проявления гуманизма законодателя, поэтому данные институты открыты для осмысления не только сугубо с юридической, но и не в меньшей мере с моральной точки зрения.

Более десяти лет Россия проводит экономические, социальные и  политические реформы. В связи с  этим перед государством и гражданским  обществом возникают новые задачи, требующие своего разрешения. В их числе – обеспечение правопорядка в России, одной из важнейших  направлений которого выступает  борьба с преступностью.

За последние годы статистика совершенных преступлений подвержена существенным колебаниям.

В этих условиях все чаще звучат предложения о необходимости  кардинального ужесточения мер  воздействия, применяемых к лицам, совершившим преступления.

Целью работы является комплексное  исследование института амнистии и  помилования в единстве уголовно-правовых, уголовно-исполнительных и иных аспектов их правового закрепления; формулирование на основе новых законодательных  и подзаконных нормативных правовых актов, достижений российской юриспруденции  и сложившейся практики применения актов амнистии и помилования  современного научного представления  о правовой природе института  амнистии и помилования.

В тесной связи с указанной  целью в ходе работы были поставлены следующие задачи:

1)  анализ правовой природы института амнистии и помилования в Российской Федерации;

2)  определение их соотношения;

3)  анализ законодательных и подзаконных нормативных правовых актов в сфере применения амнистии и помилования;

4)  анализ основных видов и подвидов амнистии и помилования, закрепленных уголовным законодательством;

5)  рассмотрение правового регулирования института амнистии и помилования в нормах уголовно-исполнительного законодательства;

6)  определение путей совершенствования правового регулирования применения помилования к осужденным, выработка конкретных предложений по совершенствованию норм уголовного, уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.

Объектом исследования является конституционный принцип обеспечения  осужденного права на помилование  и амнистию. В качестве предмета исследования выступают нормы уголовного, уголовно-исполнительного закона, а  также других нормативных актов, регламентирующих амнистию и помилование  в Российской Федерации, их интерпретация  в комментариях, научных работах  и правоприменительных актах.

Методологической основой  исследования является диалектический метод познания правовой действительности. Наряду с этим при написании  курсовой работы использованы общенаучные – анализ и синтез, логический, исторический и частнонаучные методы – системно-структурный, сравнительного правоведения, моделирования, конкретно-социологических исследований.

Сложность юридической природы  институтов амнистии и помилования, сочетающих в себе конституционно-правовые, уголовно-правовые, уголовно-исполнительные и административно-правовые субинституты, всегда вызывали интерес юридической науки к теоретическим и прикладным проблемам указанных правовых институтов.

 

 

 

 

 

Глава 1. Правовая природа  института амнистии

 

    1. Понятие и сущность амнистии, её значение

 

Одним из эффективных средств  устранения противоречий в сфере  применения права и особенно уголовного права является амнистия.

Правильное и полное решение  уголовно-правовых вопросов, касающихся амнистии, во многом связано с уяснением  содержания этого понятия и его  основных составляющих.

 

В качестве основных нормативных  актов регулирующих порядок проведения амнистии, следует выделить:

  1. Конституцию Российской федерации
  2. Уголовный кодекс РФ
  3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ
  4. Постановления Государственной Думы Федерального Собрания, регулирующие порядок проведения конкретного вида амнистии.

Понятие амнистия (с греческого - забвение, прощение) является смешанным видом освобождения: с помощью акта амнистии возможно применение любого вида освобождения как от ответственности, так и от наказания, и практически на любой стадии уголовного процесса.

Так согласно части 2 Уголовного кодекса: “Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица осуждённые за свершение преступлений могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость”. 
Амнистия может быть общей и частичной. Общая распространяется на всех лиц, совершивших преступления, предусмотренные определёнными статьями УК (Уголовный кодекс). Частичная относится к определённой категории лиц, которые предусмотрены актом амнистии.

Согласно статьи 5 УПК (Уголовно-процессуальный кодекс) освобождение от уголовной ответственности на основании акта амнистии оформляется: на стадии возбуждения уголовного дела - постановлением об отказе в его возбуждении; на стадии расследования, либо в отношении дел, по которым закончено расследование, но не вынесен приговор, - постановлением о прекращении уголовного дела; на стадии судебного разбирательства - определением суда о прекращении уголовного дела.

В системе права институт амнистии занимает особое место, а определение  его отраслевой принадлежности относится  к числу дискуссионных проблем  науки уголовного права.

Одни ученые считают амнистию институтом уголовного права.

Другие, отмечая специфическую  правовую природу актов об амнистии, рассматривают их в рамках конституционного права.

Однако во многих современных  учебниках наиболее обоснованным считается  мнение о том, что амнистию необходимо рассматривать в рамках многоотраслевого института, так называемого, государственного прощения. Издание актов об амнистии отнесено к компетенции высшего органа законодательной власти и с этой точки зрения относится к конституционному праву. В то же время в соответствии с уголовным законодательством акты об амнистии входят в число оснований освобождения от уголовной ответственности и наказания и поэтому могут быть рассмотрены в рамках уголовного права. Применяются же акты об амнистии на разных стадиях уголовного процесса, что позволяет отнести их к уголовно-процессуальному праву. Все это свидетельствует о том, что амнистию следует считать комплексным межотраслевым институтом.

Таким образом, при определении  сущности института амнистии, прежде всего, следует иметь в виду его  многоплановость, междисциплинарный  характер, который является комплексом взаимообусловленных государственно-правовых, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных и уголовно-правовых отношений, возникающих в связи с принятием высшим законодательным органом страны решения о прекращении или ограничении в строго определенных пределах применения уголовного закона к некоторым категориям граждан.

Решение об амнистии принимается  Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в  форме постановления.

Согласно пункту «е» статьи 103 Конституции Российской Федерации вопрос амнистии находится только в ведении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Эти вопросы составляют исключительную компетенцию Российской Федерации, на уровне ее субъектов решения об амнистии приниматься не могут. Объявление амнистии осуществляется Государственной Думой путем принятия постановления большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Постановление об объявлении амнистии имеет следующую структуру:

  1. преамбула, в которой излагаются причины объявления амнистии;
  2. перечень категорий лиц, на которых распространяется амнистия;
  3. ограничения применения амнистии;
  4. определение времени вступления акта об амнистии в силу.

Постановление об объявлении амнистии подписывается Председателем  Государственной Думы и публикуется  в течение 3-х дней после принятия. Постановление подлежит исполнению в течение 6 месяцев.

По своему содержанию принятые в Российской Федерации амнистии можно разделить на две группы:

  1. амнистии политической направленности;
  2. амнистии уголовно-правовой направленности [11].

Амнистии политической направленности выражаются в отказе государства  от преследования лиц, причастных к  разного рода преступлениям, носящим  массовый характер, где индивидуальное преступное поведение играет незначительную роль (к примеру, вооруженный мятеж, дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации, и т.п.).

Главная цель амнистии политической направленности – восстановление и  укрепление мира и согласия в обществе, примирение враждующих сторон.

Ко второй группе амнистий следует относить амнистии уголовно-правовой направленности. Как правило, такие  амнистии объявляются в связи  с государственными праздниками  и касаются лиц, совершивших преступления, не представляющих большой общественной опасности.

Так, в соответствии с  Постановлением Государственной Думы от 20 апреля 2005 г. «Об объявлении амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» были освобождены от наказания в виде лишения свободы все осужденные ветераны Великой Отечественной войны и бывшие узники концлагерей вне зависимости от характера совершенных ими преступлений и сроков лишения свободы.

Вместе с тем обобщение  более 200 актов об амнистии, принятых в России с февраля 1917 г. (это первый в России правовой акт, принятый в  форме амнистии Временным правительством по случаю свержения самодержавия) до настоящего времени, показывает, что  в основном все амнистии носят  избирательный характер и касаются довольно ограниченного круга лиц. Из содержания принятых ранее актов  амнистии следует, что амнистия не распространяется на лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, осужденных за особо опасный рецидив, на злостных нарушителей порядка отбывания наказания. Не подлежат также амнистии осужденные, уже освобождавшиеся из мест лишения свободы в порядке амнистии или помилования и вновь совершившие преступления. Все эти обстоятельства свидетельствуют о том, что одна из главных целей амнистии заключается в проявлении гуманного отношения, прежде всего, к лицам, готовым встать на путь исправления и перевоспитания. Отсюда и многообразие не ограничиваемых Конституцией Российской Федерации оснований и поводов для принятия решения об амнистии.

Информация о работе Соотношение амнистии и помилования