Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:43, курсовая работа
Амнистия и помилование, являясь актами государственного прощения, реализуют в российском законодательстве принцип гуманизма и справедливости. Разнообразие способов воздействия на лиц, совершивших преступные деяния, в зависимости от степени их исправления, в том числе применения институтов амнистии и помилования, призваны служить достижению целей наказания, определенных в статье 43 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Правовая природа института амнистии
Понятие и сущность амнистии, её значение……………………….6
Правовая природа актов об амнистии…………………………….10
Глава 2. Правовая природа института помилования
2.1 Понятие и сущность помилования, его значение………………...19
2.2 Правовая природа актов помилования………………………….27
Глава 3. Соотношение амнистии и помилования………………………...31
Заключение…………………………………………………………………38
Список использованной литературы……………………………………40
2.1 Понятие и сущность помилования, его значение
Конституция Российской Федерации провозглашает, что каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания (пункт 3 статья 50).
Помилование представляет собой
решение Президента Российской Федерации,
улучшающее правовое положение индивидуально
определенного лица, осужденного
за совершение преступления, отбывающего
наказание или отбывшего его
и имеющего судимость. Улучшение
положения осужденного или
Традиционно помилование в науке государственного права трактуют в первую очередь как элемент полномочий Президента Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 80 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является главой государства. В этом качестве он в соответствии с пунктом «в» статьи 89 Конституции Российской Федерации осуществляет помилование.
В то же время определение отраслевой принадлежности помилования находит свое отражение не только в конституционном (государственном) праве, но и других науках. В связи с чем перед учеными-правоведами встал вопрос относительно отраслевой принадлежности изучаемого института.
Для решения данного вопроса можно выделить три основные позиции, поддерживаемые большинством современных авторов, согласно которым помилование - это:
1) институт государственного (конституционного) права;
2) институт уголовного права;
3) межотраслевой правовой институт [9].
Для решения вопроса о том, нормы каких отраслей права входят в институт помилования, необходимо иметь в виду следующее.
Во-первых, нормы соответствующей отрасли права должны регламентировать не единичные отношения, а довольно существенный массив отношений, возникающий в связи с подготовкой, принятием или реализацией решения о помиловании.
Во-вторых, нормы соответствующей отрасли права должны выступать в виде субинститута института помилования, а именно без регулирования данных отношений в соответствующей отрасли права институт помилования либо вообще не имел бы практики применения, либо была бы искажена его сущность.
Охарактеризуем нормы данных отраслей права, регламентирующие помилование.
Институт помилования
имеет непосредственное отношение
к определению правового
Право каждого просить о помиловании включает в себя правомочия:
В качестве корреспондирующих
обязанностей в данном правоотношении
выступают обязанность
Право Президента Российской Федерации осуществлять помилование включает в себя правомочия:
В качестве корреспондирующих
обязанностей в данном правоотношении
выступают политико-правовая обязанность
Президента перед обществом использовать
предусмотренные Конституцией Российской
Федерации инструменты власти, тем
более связанные с проявлением
гуманизма по отношению к своим
гражданам, а также обязанность
государственных органов
Право просить о помиловании, таким образом, выступает в качестве своеобразного процедурного права, его реализация является необходимым элементом для принятия решения о помиловании. В то же время оно является самостоятельным материальным правом, поскольку входит в правовой статус личности [8].
В нормах теории уголовного
права помилование обычно рассматривают
как один из видов освобождения от
отбывания наказания. Такой подход
вполне объясним, учитывая практику применения
помилования, а также то, что в
нормах уголовно-исполнительного
Так, в статьях 59 и 85 Уголовного кодекса Российской Федерации закреплены следующие виды и соответствующие им подвиды помилования, составляющие его содержание:
1) помилование лиц, осужденных к уголовному наказанию:
а) освобождение от дальнейшего отбывания наказания;
б) сокращение назначенного наказания;
в) замена наказания более мягким видом наказания;
2) помилование лиц, осужденных к исключительной мере наказания:
а) замена смертной казни пожизненным лишением свободы;
б) замена смертной казни лишением свободы на срок 25 лет;
3) помилование лиц, отбывших наказание, в виде снятия судимости[11].
Роль уголовно-исполнительного законодательства в регулировании вопросов помилования осужденных определяется тем положением, которое занимают уголовно-исполнительное законодательство и право в правовой системе российского государства.
Уголовно-исполнительное право входит в общий комплекс отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, который образуют также уголовное и уголовно-процессуальное право. Уголовное право – базовое по отношению ко всем правовым отраслям, регулирующим борьбу с преступностью, что предопределяет его первичность и одновременно единство целей, принципов и методов правового регулирования, достаточно единообразный аппарат этих отраслей.
Уголовное и уголовно-исполнительное право регулирует общественные отношения, возникающие при применении наказания и освобождения от него. В данной сфере правового регулирования можно отчетливо выделить приоритет уголовного права по отношению к уголовно-исполнительному. Уголовное право определяет понятие, цели, виды, основания ответственности и наказания и освобождения от него, т.е. формулирует ключевые юридические категории, оставляя для уголовно-исполнительного права регулирование общественных отношений в сфере исполнения (отбывания) наказания. Базовая роль уголовного права по отношению к уголовно-исполнительному определяется еще одним принципиальным положением. Как известно, форма жизни материального права есть процессуальный закон. Для уголовного права такой формой его реализации является не только уголовно-процессуальное, но и уголовно-исполнительное право. Имея общие с ним институты, уголовное право определяет их материальное содержание, а уголовно-исполнительное право – процедурное.
Соответственно, процедурными
являются нормы уголовно-
Оценивая роль уголовно-исполнительного
законодательства в регламентации
вопросов помилования, необходимо указать,
что термин «помилование» встречается
в 19 нормах, сосредоточенных в 13 статьях
Уголовно-исполнительного
В зависимости от видов помилования можно выделить нормы:
Однако более существенно разделить данные норм исходя из содержания отношений, которые они регулируют. В этом случае все нормы можно классифицировать на три группы.
1) нормы, регламентирующие основания и порядок подачи ходатайств о помиловании. К ним, прежде всего, следует отнести норму общего действия, закрепленную в статье 176 УИК РФ. Она гарантирует, что осужденный к любому виду наказания вправе обратиться к Президенту РФ с ходатайством о помиловании. В эту же группу входят специальные нормы части 1 статьи 185, гарантирующей право осужденного к смертной казни обратиться с ходатайством о помиловании, а также части 5 статьи 113, устанавливающей возможность возбуждения ходатайства о помиловании в отношении осужденного, положительно характеризующегося во время отбывания лишения свободы;
2) нормы, определяющие последствия подачи ходатайства о помиловании или отказа в подаче ходатайства о помиловании. Указанные нормы закреплены в частях 2 и 3 статьи 184 УИК РФ, их наличие обусловлено тем, что исполнение наказания в виде смертной казни влечет необратимый результат. Поэтому Кодексом установлено, что в случаях подачи осужденным ходатайства о помиловании или принятия им решения об отказе в подаче такого ходатайства исполнение наказания в виде смертной казни приостанавливается до принятия решения Президентом Российской Федерации.
3) нормы, регулирующие отношения, связанные с последствиями удовлетворения ходатайства осужденного о помиловании либо принятия Президентом Российской Федерации решения о помиловании в случае, когда ходатайство о помиловании не подавалось (речь идет об осужденных к смертной казни). В ее составе можно выделить нормы:
а) определяющие места отбывания и вид исправительного учреждения для осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на определенный срок (часть 4 статьи 73, часть 6 статьи 74, часть 3 пункта 4 статьи 78, статьи 126 УИК РФ);
б) определяющие раздельное содержание лиц, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок (часть 2 статьи 80 УИК РФ);
в) определяющие в качестве оснований отбывания (исполнения) наказания (статьи 7 и часть 4 статьи 184 УИК РФ) решение Президента Российской Федерации о помиловании либо отклонении ходатайства осужденного о помиловании либо о неприменении помилования, если осужденный не обращался с ходатайством о помиловании;
г) определяющие акт помилования в качестве основания освобождения осужденного от отбывания наказания (статья 172 УИК РФ);
д) устанавливающие ограничения в применении наиболее льготных форм изменения правового положения для лиц, которым смертная казнь в порядке помилования была заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на определенный срок (часть 2 статьи 96 и часть 3 статьи 97 УИК РФ).
Необходимо также отметить,
что отдельные вопросы
Важная роль в регулировании
института помилования
При этом нормы административного права сосредоточены в своей основе в Положении о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 1500 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 16.03.2007 № 359). Они определяют порядок деятельности государственных органов юстиции, службы исполнения наказаний, губернаторов и других руководителей субъектов Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации по подготовке и предварительному рассмотрению ходатайств осужденных о помиловании. Они же определяют порядок взаимодействия указанных государственных структур при решении вопросов, возникающих в процессе осуществления помилования. Указанные нормы содержатся в подзаконных нормативных правовых актах, принятых Министерством юстиции Российской Федерации после издания вышеназванного Указа Президента Российской Федерации. Это, к примеру, Инструкция об организации работы территориальных органов юстиции и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в связи с ходатайством осужденных о помиловании (утверждена Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. № 47).