Соотношение амнистии и помилования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Амнистия и помилование, являясь актами государственного прощения, реализуют в российском законодательстве принцип гуманизма и справедливости. Разнообразие способов воздействия на лиц, совершивших преступные деяния, в зависимости от степени их исправления, в том числе применения институтов амнистии и помилования, призваны служить достижению целей наказания, определенных в статье 43 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Правовая природа института амнистии
Понятие и сущность амнистии, её значение……………………….6
Правовая природа актов об амнистии…………………………….10
Глава 2. Правовая природа института помилования
2.1 Понятие и сущность помилования, его значение………………...19
2.2 Правовая природа актов помилования………………………….27
Глава 3. Соотношение амнистии и помилования………………………...31
Заключение…………………………………………………………………38
Список использованной литературы……………………………………40

Файлы: 1 файл

курсовая по Уголовке.docx

— 64.80 Кб (Скачать)

Таким образом, можно сделать  общий вывод о том, что по своей  юридической природе институт помилования  представляет собой комплексный  межотраслевой правовой институт, включающий в себя нормы конституционного, уголовного, уголовно-исполнительного и административного  права.

 

 

 

2.2 Правовая природа актов  помилования

 

Помилование является вторым способом облегчения участи лиц, осужденных за совершение преступления.

Как и амнистия, помилование  представляет собой проявление гуманизма  по отношению к осужденным и также  направлено на полное или частичное  аннулирование юридических последствий  совершения преступления, осуществляемое в несудебном порядке.

Акт помилования в отличие  от акта об амнистии носит не нормативный, а индивидуальный характер. Помилование  применяется к конкретному лицу или конкретным лицам, обозначенным в акте помилования персонально (т.е. поименно).

В соответствии со статьёй 85 Уголовного кодекса Российской Федерации акт помилования применяется только к лицу, осужденному за преступление, и может влечь для такого лица следующие уголовно-правовые последствия:

1)  лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания;

2)  наказание, назначенное лицу приговором суда, может быть сокращено;

3)  назначенное лицу наказание может быть заменено более мягким видом наказания;

4)  с лица, отбывшего наказание, может быть снята судимость.

Особое место в законодательстве занимает решение вопроса о помиловании  лиц, осужденных к смертной казни.

В соответствии с частью 3 статьи 59 Уголовного кодекса Российской Федерации смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет. Однако следует помнить, что с августа 1997 г. смертная казнь в Российской Федерации не исполняется (а в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 г. и не назначается – до приведения норм уголовно-процессуального законодательства в соответствие с нормами Конституции Российской Федерации).

Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования  на территориях субъектов Российской Федерации» установлен новый порядок  решения вопросов о помиловании  осужденных. Действовавшая ранее  Комиссия по вопросам помилования при  Президенте Российской Федерации упразднена. Для обеспечения надлежащей деятельности по разрешению вопросов о помиловании, предварительного рассмотрения ходатайств, подготовки заключений по материалам о помиловании комиссии по вопросам помилования образованы на территориях  субъектов Российской Федерации.

Этим же Указом утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, в соответствии с которым  помилование осуществляется путем  издания указа Президента Российской Федерации о помиловании на основании  соответствующего ходатайства осужденного  или лица, отбывшего назначенное  судом наказание и имеющего неснятую судимость.

Закон не ограничивает право  Президента Российской Федерации на осуществление помилования ни кругом лиц, ни тяжестью преступлений. Однако вышеуказанное Положение содержит перечень лиц, в отношении которых  помилование, как правило, не применяется:

  1. лица, совершившие умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
  2. лица, злостно нарушающие установленный порядок отбывания наказания;
  3. лица, ранее освобождавшиеся от отбывания наказания условно-досрочно, по амнистии или актом помилования;
  4. лица, которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием [11].

Согласно установленному Указом Президента Российской Федерации  от 28 декабря 2001 г. порядку представления ходатайств о помиловании осужденный обращается с таким ходатайством к Президенту Российской Федерации в письменной форме. Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, и не позднее чем через 20 дней со дня его подачи направляется в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте Российской Федерации вместе с прилагающимися документами (копией приговора, справкой о состоянии здоровья осужденного, характеристикой осужденного и др.).

Ходатайство о помиловании  в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации по месту  жительства заявителя.

Территориальный орган юстиции  не позднее чем через семь дней со дня получения ходатайства  о помиловании представляет его  в комиссию, которая, в свою очередь, не позднее чем через 30 дней со дня  получения ходатайства представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства  о помиловании и заключения комиссии высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении  осужденного или лица, отбывшего  наказание и имеющего неснятую судимость. Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта Российской Федерации в месячный срок со дня принятия такого решения.

Окончательное решение вопроса  о помиловании и его характере  принимает Президент Российской Федерации. Указ о помиловании в  течение двух дней после его издания  направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, в территориальный орган юстиции, администрацию учреждения, исполняющего наказание.

В случае отклонения Президентом  Российской Федерации ходатайства  о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается  не ранее чем через год, за исключением  случаев возникновения новых  обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

Вопрос о части наказания, которую осужденный должен отбыть перед  применением к нему помилования, законодательно не решен. Как правило, с просьбой о помиловании осужденные обращаются по истечении более или  менее значительной части срока, назначенного судом наказания (обычно – половины). Однако практике известны случаи и более раннего применения помилования.

Таким образом, помилование  является внесудебным актом. Это  – прерогатива Президента Российской Федерации, который может применить  любой вид освобождения на любой  стадии уголовного процесса и по любому уголовному делу.

 

Глава 3. Соотношение амнистии и помилования

 

Известно, что любое понятие  отражает сущность предмета, его внутреннее содержание, а также существенные свойства, связи и отношения предметов  и явлений через описание общих  и специальных признаков. Ученые всегда придерживаются различных мнений по поводу полноты описания признаков, характеризующих существенные свойства, связи и отношения исследуемых  определений. Спорной продолжает оставаться проблема категорий «амнистия» и  «помилование», а именно исследование вопроса сходств и различий между  собой.

У помилования и амнистии так много общих черт, что отдельные  исследователи считают амнистию и помилование единым правовым институтом.

Для такого вывода есть исторические предпосылки.

История становления амнистии и помилования свидетельствует, что амнистия произошла от помилования. В Древней Руси применялось одно только помилование. В дореволюционной  России не делалось различий между  помилованием и амнистией. В период своего зарождения амнистия нередко  рассматривалась как разновидность  помилования.

Кроме того, помилование  и амнистия схожи (но не идентичны) по своим видам смягчения положения  осужденных. Все это позволяет  сделать вывод о существовании  единого межотраслевого правового  института государственного прощения, включающего в себя субсидиарные институты помилования и амнистии. В то же время не стоит забывать,  что амнистия и помилование вполне самостоятельны и сами являются межотраслевыми институтами.

Тем самым, общей чертой является то, что помилование и амнистия являются комплексными межотраслевыми правовыми институтами. В то же время  следует отметить, что юридическая  природа амнистий и, как это было проанализировано ранее, юридическая природа помилования вызывают споры среди ученых. Преобладающей является точка зрения об амнистии как комплексном межотраслевом, правовом институте. При этом некоторые ученые-правоведы рассматривают амнистию в двух аспектах. С точки зрения основания освобождения от уголовной ответственности и наказания амнистия, по его мнению, относится к области уголовного права, а с точки зрения компетенции высших органов государственной власти по изданию акта об амнистии, порядка его издания и регламентации в законодательстве – к области государственного права.

Еще одна общая черта заключается  в том, что, в отличие от других институтов смягчения положения  осужденного или лица, отбывшего  наказание, помилование и амнистия принимаются не судом, а высшими  органами государственной власти –  Президентом Российской Федерации  и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Соответственно, эти основания смягчения положения  осужденных предусмотрены в Конституции  Российской Федерации.

Объединяет помилование  и амнистию и то, что они по своему содержанию представляют правовые средства смягчения положения осужденного либо лица, отбывшего наказание. Виды смягчения положения осужденных и лиц, отбывших наказание, закреплены в статьях 59, 84, 85 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может  быть освобождено от дальнейшего  отбывания наказания либо назначенное  ему наказание может быть сокращено  или заменено более мягким видом  наказания. С лица, отбывшего наказание, может быть снята судимость. Частным  случаем замены наказания более  мягким является то, что согласно части 3 статьи 59 УК РФ смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет.

Актом амнистии лица, совершившие  преступления, могут быть освобождены  от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может  быть сокращено или заменено более  мягким видом наказания, либо такие  лица могут быть освобождены от дополнительного  вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом амнистии может быть снята  судимость.

При всей направленности помилования  и амнистии на смягчение положения  осужденных и лиц, отбывших наказание, недопустимо в качестве общей  черты этих институтов указать на совпадение указанных в законе видов, в которых происходит смягчение  положения этих лиц. В них много  общего, но по объему помилование и  амнистия не совпадают.

Однако из факта закрепления  в нормах уголовного законодательства видов помилования и амнистии вытекает такая их общая черта: усмотрение высших органов государственной  власти в осуществлении милосердия не является безграничным.

Некоторые ученые в качестве общей черты помилования и  амнистии указывают на то, что они  являются актами разового характера, поскольку  касаются лиц, совершивших преступления до издания актов помилования  или амнистии. С этим мнением большинство  ученых-правоведов соглашаются лишь в отношении помилования, так  как помилование является актом  применения права в отношении  индивидуально определенного лица. Акт амнистии не может быть отнесен  к актам разового характера, поскольку  он нередко применяется в течение  длительного периода времени. Это  время оговаривается в самом  акте амнистии. Кроме того, даже после  окончания данного периода времени  акт амнистии применяется, если в  пределах срока давности уголовного преследования было обнаружено лицо, совершившее преступление, но подпадающее  под действие акта амнистии. В этом случае уголовное преследование прекращается на основании пункта 3 части 1 статьи 27 УПК РФ. При этом решение о прекращении уголовного преследования может последовать по истечении 2-5 лет после издания акта амнистии. Поэтому признать амнистию актом разового действия сомнительно.

Между помилованием и амнистией  имеются существенные различия.

Амнистия является нормативным  актом, а помилование таковым  не является. Это отмечают многие ученых-правоведов. Иную позицию занимает ряд ученых, который считает нормативным  не только акт амнистии, но и акт  помилования. Они полагают, что помилование  «замещает» норму, регламентирующую обычный  порядок исполнения и прекращения  отбывания наказания. Помилование  «создает изъятие из обычного порядка  исполнения наказания по действующему... законодательству», а «изменить  пределы действия закона можно только другим законом».

С приведенными доводами согласиться  трудно. Критикуя данную позицию, ученые отметили, что помилование не «замещает» никаких норм права. Освобождая от наказания  одного осужденного, акт помилования  не создает общеобязательных правил поведения. Он никак не касается других лиц, приговоренных к такому же наказанию  за такое же (и даже за то же) преступление. Ни санкция закона, ни порядок отбывания  наказания или освобождения от наказания  не меняются. Не изменяется ни одна правовая норма. Даже приговор суда в отношении  помилованного не изменяется, не ставятся под сомнение его законность, обоснованность и справедливость.

Информация о работе Соотношение амнистии и помилования