Амнистия и помилование

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Цели работы - изучение института амнистии и помилования; определение его понятия и места в системе российского права.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- уяснение правовой природы и содержания института амнистии и помилования;
- разграничение амнистии со смежным уголовно-правовым институтом помилования.

Оглавление

Введение 3
Основная часть 5
1 Становление института амнистии и помилования 5
2 Юридическая природа амнистии и помилования 13
2.1 Правовая характеристика амнистии 13
2.2 Понятие и сущность помилования 24
3 Соотношение института амнистии и помилования 37
Заключение 40
Глоссарий 43
Список использованных источников 46

Файлы: 1 файл

Курсовая амнист и помилование.doc

— 291.50 Кб (Скачать)

     В начале 2000 года процесс помилования  шел по России строевым шагом. Милость  от Президента получили почти 7,5 тысяч  заключенных – каждый десятый  из тех, кто подавал прошение. Нередко в списки помилованных попадали махровые рецидивисты и отъявленные негодяи, убийцы и бандиты, неоднократно судимые и даже те, кто однажды уже был помилован. С конца 2000 года Президент перестал подписывать прошения о помиловании «списком», как это было раньше. В 2001 году он помиловал всего 21 осужденного, хотя комиссия рекомендовала ему простить более 2000 человек. Тем самым президент дал понять, что сложившаяся за 10 лет практика помилования его больше не устраивает.

     В то время комиссия по вопросам помилования состояла из 17 человек (депутаты, писатели, общественные деятели и т п.). На каждом заседании, которое проходило один раз в неделю, комиссия рассматривала по 200-300 дел. Только в 2000 году было рассмотрено 57 тысяч обращений о помиловании. В 2001 году суды освободили досрочно 90 тысяч осужденных, по амнистии вышло на свободу более 200 тысяч человек. Разве могла Комиссия по помилованию из 17 человек качественно выполнить работу, которой занимаются тысячи судей-профессионалов? Конечно же, нет. Но кому нужен конвейер, если невозможно проконтролировать качество его продукции на выходе? Вот почему Президент принял решение о ликвидации такой Комиссии по помилованию.

     В целях совершенствования механизма  реализации конституционных полномочий, Президента РФ по осуществлению помилования, обеспечения участия органов государственной власти субъектов РФ и общественности в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием, 28 декабря 2001 года Президентом РФ издан указ за №1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации».

     Этим  Указом Президент РФ упразднил Комиссию по вопросам помилования при Президенте РФ и постановил образовать на территориях  субъектов Российской Федерации  комиссии по вопросам помилования.

     Согласно  Указа основными задачами комиссии по вопросам помилования на территории субъекта РФ являются:

  • предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, находящихся на территории РФ, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость;
  • подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);
  • осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта РФ указов Президента РФ по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных;
  • подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, иных государственных органов, находящихся на территории субъекта РФ, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.10

     В соответствии с Указом состав комиссии по вопросам помилования на территории субъекта РФ и председатель комиссии утверждаются высшим должностным лицом  субъекта РФ. В состав комиссии входит не менее 11 человек. Членами комиссии могут быть граждане РФ, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением у граждан и имеющие безупречную репутацию. Решение комиссии считается правомочным, если на ее заседании присутствует не менее половины членов комиссии. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов членов комиссии голос председателя комиссии является решающим. Указом предусмотрено обновление состава комиссии на одну треть один раз в два года. Не менее двух третей состава комиссии по вопросам помилования на территории субъекта РФ будут формироваться из представителей общественности. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах.

     Этим  же Указом утверждено  Положение  «О порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в РФ». Данное Положение определяет порядок рассмотрения ходатайств о помиловании лиц, осужденных за совершение уголовных преступлений, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость:

  1. Помилование осуществляется путем издания указа Президента РФ о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.
  2. В Российской Федерации помилование применяется:
  • в отношении лиц, осужденных судами в РФ  к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории РФ;
  • в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории РФ в соответствии с международными договорами РФ;
  • в отношении лиц, отбывших наказание назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.

           При этом помилование, как правило, не применяется в  отношении осужденных:

  • совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения;
  • злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;
  • ранее освобождавшихся от отбытия наказания условно-досрочно;
  • ранее освобождавшихся от отбытия наказания по амнистии;
  • которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.
  1. Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме.
  1. Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание (администрация учреждения) в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи.
  2. Ходатайство о помиловании направляется администрацией учреждения в территориальный орган Министерства юстиции РФ в субъекте РФ (территориальном органе юстиции) не позднее чем через 20 дней со дня его подачи.
  3. К ходатайству о помиловании администрацией учреждения прилагаются:
  • копия приговора, в соответствии с которым осужденный отбывает наказание, и копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора;
  • извещение о вступлении приговора суда в законную силу;
  • справка о состоянии здоровья осужденного;
  • сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением (если имеются);
  • анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении;
  • сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется информация;
  • справка о применении в отношении осужденного акта амнистии или помилования либо о применении условно-досрочного освобождения от наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности;
  • представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения об его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию.

     Копия представления администрации учреждения направляется прокурору, осуществляющему  надзор за соблюдением законов администрацией учреждения, в котором исполняется  наказание.

     К ходатайству о помиловании по просьбе осужденного могут прилагаться иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании.

     6. Администрация учреждения уведомляет  осужденного а направлении ходатайства  о помиловании в территориальный  орган юстиции под расписку  на копии соответствующего сопроводительного письма. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается.

     Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости  направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования  на территории субъекта РФ по месту  жительства заявителя.

     7. Территориальный орган юстиции  не позднее чем через семь  дней со дня получения ходатайства  о помиловании представляет его  на комиссию.

     Министерство  юстиции РФ ежемесячно, не позднее 15 числа следующего за отчетным месяца, представляет Президенту РФ обобщенные сведения о ходатайствах о помиловании, поступивших в территориальные органы юстиции и направленных в соответствующие комиссии.

     8. Комиссия не позднее чем через  30 дней со дня получения ходатайства  о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта РФ

     9. Высшее должностное лицо субъекта  РФ не позднее чем через  15 дней со дня получения ходатайства  о помиловании и заключения  комиссии вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание, и имеющего неснятую судимость. К представлению высшего должностного лица субъекта РФ прилагаются ходатайство о помиловании, заключение комиссии, а также документы, указанные в пункте 5.

     10. Список лиц, рекомендованных высшим  должностным лицом  субъекта  РФ к помилованию, подлежит  опубликованию в средствах массовой  информации соответствующего субъекта  РФ в месячный срок со дня принятия такого решения. Опубликованию подлежит информация, содержащая фамилию и инициалы каждого осужденного, рекомендованного к помилованию, а также указание на статью уголовного закона, по которой он осужден. При этом высшее должностное лицо субъекта РФ может также обнародовать мотивы, которыми он руководствовался при принятии соответствующего решения.

     11. В случае перевода осужденного  в другое учреждение, исполняющее  наказание, администрация учреждения  обязана уведомить об этом  территориальный орган юстиции, комиссию, высшее должностное лицо субъекта РФ, а также Администрацию Президента РФ.

     12. При рассмотрении ходатайства  о помиловании принимаются во  внимание:

  • Характер и степень общественной опасности совершенного преступления;
  • Поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;
  • Срок отбытого (исполненного) наказания;
  • Применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;
  • Возмещение материального ущерба, причиненного преступление;
  • Данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;
  • Другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

     13. При рассмотрении ходатайства  о помиловании высшее должностное лицо субъекта РФ или комиссия вправе запросить от администрации учреждения, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления дополнительные сведения и документы, необходимые для подготовки материалов о помиловании осужденного. Указанные органы обязаны направить ответ на запрос высшего должностного лица или комиссии не позднее чем через 10 дней со дня получения запроса.

     14. Указ Президента РФ о помиловании  в течение двух дней после  издания направляется высшему  должностному лицу субъекта РФ, в Министерство внутренних дел РФ, территориальный орган юстиции, администрацию учреждения.

     15. Об отклонении Президентом РФ  ходатайства о помиловании осужденный  уведомляется письменно высшим  должностным лицом субъекта РФ  либо по его поручению председателем комиссии.

     16. В случае отклонения Президентом  РФ ходатайства о помиловании  повторное рассмотрение обращения  осужденного допускается не ранее  чем через год, за исключением  случаев возникновения новых  обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

     Итак, согласно Указу Президента РФ теперь комиссий по вопросу помилования  будет 89 - по числу субъектов Федерации. «В состав комиссий должны войти люди с незапятнанной биографией и  имеющие солидный авторитет среди своих земляков» - так считает полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Константин Пуликовский.

     В исправительно-трудовых учреждениях  ДФО сейчас отбывают наказание 45 тысяч  человек, еще 10 тысяч ждут решения  суда в следственных изоляторах. Более 30 тысяч состоит на учете в учреждениях Управлений исполнения наказаний и имеют непогашенную судимость. Все эти люди имеют право обратиться к Президенту РФ с ходатайством о помиловании.

     По  вопросам реформирования института помилования  в ДФО в марте 2003 года прошел семинар-совещание, в котором приняли участие представители полпреда Президента РФ в ДФО, администраций краев и областей, входящих в состав округа, Главного управления Министерства юстиции в ДФО, Главного управления исполнения наказаний при Минюсте РФ, председатели комиссий по вопросам помилования субъектов округа.

     На  совещании было отмечено, что комиссии по вопросам помилования созданы  во всех десяти регионах округа, в их состав вошли представители исполнительной и законодательной власти, общественных организаций, средств массовой информации, священнослужители.

Информация о работе Амнистия и помилование