Амнистия и помилование

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Цели работы - изучение института амнистии и помилования; определение его понятия и места в системе российского права.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- уяснение правовой природы и содержания института амнистии и помилования;
- разграничение амнистии со смежным уголовно-правовым институтом помилования.

Оглавление

Введение 3
Основная часть 5
1 Становление института амнистии и помилования 5
2 Юридическая природа амнистии и помилования 13
2.1 Правовая характеристика амнистии 13
2.2 Понятие и сущность помилования 24
3 Соотношение института амнистии и помилования 37
Заключение 40
Глоссарий 43
Список использованных источников 46

Файлы: 1 файл

Курсовая амнист и помилование.doc

— 291.50 Кб (Скачать)

     Реорганизация комиссии по вопросам помилования, которая  произошла в связи с Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 года, имеет  большое значение. Она позволяет избежать ошибок, допускавшихся ранее (помилование злостных рецидивистов, бандитов и т.д.), благодаря  этому Указу каждый гражданин России может знать, за какое преступление осужден человек и почему его помиловали.

     Создание  комиссий в субъектах Федерации позволит более тщательно подходить к вопросу помилования осужденного, однако окончательное решение остается за главой государства.

     Подводя итоги рассмотрения института помилования  необходимо отметить следующее:

  1. Помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица и является прерогативой Президента РФ.
  2. Помилование осуществляется только в отношении осужденных и может быть осуществлено в отношении любого осужденного.
  3. Закон не оговаривает круг лиц, имеющих право обращения с ходатайством о помиловании осужденного. Ими могут быть сам осужденный, его адвокат, родственники, представители трудовых коллективов и общественности, администрация исправительных учреждений.
  4. Законом не определен и срок, по истечении которого после начала отбытия наказания можно обращаться с ходатайством о помиловании. Исходя из практики рассмотрения подобных материалов, таким сроком является не менее, чем половина отбытого наказания.
  5. Основания обращения с ходатайством могут быть самыми различными (положительное поведение осужденного, честное отношение к труду, болезнь самого осужденного или его близких родственников, выводы администрации исправительного учреждения об исправлении осужденного и т.д.).
  6. При осуществлении помилования осужденный может быть освобожден от дальнейшего отбывания наказания, ему может быть сокращено назначенное наказание или заменено более мягким видом наказания.
  7. Решение вопроса об отмене приговора или переквалификации действий осужденного не входит в компетенцию лица, осуществляющего помилование. Эти вопросы могут быть решены только при рассмотрении дела в порядке надзора.

 

      3 Соотношение института амнистии и помилования

 

     Взгляд  на помилование как вид амнистии существовал довольно долго. В 1980-х  годах давалось такое определение: «Амнистия может быть общей... или частичной, то есть относящейся к отдельным лицам (помилование)».

     Помилование имеет много общего с амнистией: а) оба эти института применяются  с целью смягчения участи лиц, совершивших преступления; б) и помилование, и амнистия являются актами разового характера. Они касаются лиц, совершивших преступления до издания актов помилования или амнистии.

     Однако  между помилованием и амнистией  есть и существенные различия.

     Во-первых, амнистия является нормативным актом, а помилование таковым не является. Первым отметил это различие Н.Д. Дурманов. С возражением ему выступал лишь К. Мирзажанов, который считает нормативным не только акт амнистии, но и акт помилования. Он полагает, что помилование «замещает» норму, регламентирующую обычный порядок исполнения и прекращения наказания. «Главное в норме права, - пишет автор, - что она вносит изменения или дополнения в действующую систему норм». С приведенными доводами согласиться трудно. Прежде всего, помилование не «замещает» никаких норм права. Освобождая от наказания одного осужденного, акт помилования не создает правила. Он никак не касается других лиц, приговоренных к такому же наказанию за такое же (и даже за то же) преступление. Ни санкция закона, ни порядок отбывания наказания или освобождения от наказания не меняются. Не изменяется ни одна правовая норма. Даже приговор суда в отношении помилованного не изменяется, не ставится под сомнение его законность, обоснованность, справедливость. В этом и состоит суть помилования: глава государства смягчает участь лица по обстоятельствам, не связанным с правильностью осуждения. Более того, если в процессе рассмотрения ходатайства о помиловании возникнет сомнение в правильности осуждения, аппарат Президента направит ходатайство для проверки в порядке надзора в органы прокуратуры, и лишь, если приговор будет признан правильным оно будет рассмотрено по существу.

     В отличие от помилования в амнистии не перечисляются помилованные лица. Законодатель не знает, к кому персонально  будет применена амнистия. Выражаясь  терминологией гражданского права, амнистируемые определяются не индивидуально-определенными признаками, а видовыми.

     Во-вторых, амнистия издается Государственной  Думой Федерального Собрания, а помилование  применяется Президентом России.

     В-третьих, амнистия касается индивидуально не определенного круга лиц. В Постановлении об амнистии указываются лишь категории этих лиц. Помилование касается индивидуально определенного лица, фамилия которого названа в Указе об амнистии. Некоторые авторы формулируют этот признак иначе, видя различие между помилованием и амнистией в количественном отношении. М.М. Исаев писал: «Если акт... касается отдельного лица, мы говорим о помиловании, если же акт распространяется на неопределенно большое число лиц - мы говорим об амнистии». Это определение вызывает возражения. Прежде всего, Указы о помиловании часто касаются значительного количества лиц. Важно не их число, а тот факт, что они поименно названы в Указе Президента.

     В-четвертых, амнистия может касаться более широкого круга видов смягчения участи лиц, совершивших преступления. Так, кроме указанных выше видов смягчения участи осужденных, которые возможны путем помилования, амнистия может освободить от дополнительного наказания, а также освободить от ответственности те или иные категории лиц, которые еще не осуждены. До введения в действие Уголовного кодекса РФ 1996 г., когда компетенция Президента России (а равно других существовавших ранее органов, которые были наделены правом помилования) законодательно не была определена, на практике встречались, хотя и весьма редко, случаи освобождения виновных от уголовной ответственности в порядке помилования. После введения в действие УК РФ 1996 г. такое помилование невозможно.

     Пятое отличие. Издавая акт о помиловании, Президент решает вопрос в отношении помилованного. Органам, исполняющим наказание, остается только выполнить предписание. При издании амнистии называются (или специально создаются) органы, которые на основе критериев, приведенных в акте об амнистии, сами решают вопрос о возможности или невозможности применения амнистии к каждому конкретному лицу. При  этом  во многих случаях окончательное решение зависит от их усмотрения и оценки личности данного осужденного (например, решается вопрос, не является ли данное лицо злостным нарушителем режима отбывания наказания).11

     Существуют  различные точки зрения даже на то, к какой отрасли законодательства относятся амнистия и помилование. Так, Н.Д. Сергиевский еще в 1915 г. относил  помилование к области государственного права. Н.Д. Дурманов, соглашаясь с этим мнением, к государственному праву причислял и амнистию. Отмечая многоотраслевой характер помилования и амнистии, Т.А. Синцова в итоге также относит их к государственному праву. Ф. Лист полагает, что помилование является институтом материального уголовного права. Аналогичной точки зрения придерживается К.М. Тищенко, а О.С. Зельдова утверждает, что и амнистия является уголовно - правовым институтом. В.Е.Квашис считает амнистию и помилование институтами уголовно - процессуального права.

     Не  вдаваясь в научные разработки обозначенного вопроса, отметим, что в новом УК РФ проблемам амнистии и помилования посвящены отдельные статьи, чем подчеркнуто их самостоятельное, независимое друг от друга значение. Кроме этого, затронутые в настоящей работе вопросы, не решенные действующим законодательством, следовало бы разрешить в законе об амнистии и помиловании. Оба эти института должны регулироваться одним законом. Это обусловливается единой мотивацией их применения, тем, что и амнистия, и помилование являются актами государственного прощения лиц, совершивших правонарушения. Так, принятие закона об амнистии и помиловании позволит не только раскрыть их юридическую сущность, но и будет активно способствовать стабилизации практики их применения, совершенствованию российского законодательства.

 

      Заключение

     Одной из важнейших задач Уголовного кодекса  РФ является охрана прав и свобод человека и гражданина от разного рода преступных посягательств (ст. 2 УК РФ). Указанная  проблема решается различными средствами, включая основные - уголовную ответственность и наказание. В ряде случаев по различным причинам возникает необходимость в сокращении размера отбываемого наказания, вплоть до полного освобождения. Поэтому в законодательстве большинства стран предусмотрены меры, направленные на корректировку уголовно-правового воздействия в сторону его смягчения, в том числе посредством освобождения от уголовной ответственности и наказания по амнистии, Такой подход в полной мере согласуется и с общепризнанным в настоящее время принципом гуманизма, одним из способов реализации которого в уголовном праве является объявление амнистии.

     Амнистия- это нормативный правовой акт, принимаемый  в соответствии с нормами уголовного законодательства в отношении индивидуально  не определенного круга лиц, обладающих определенными в акте признаками, имеющий ограниченный период действия и содержащий нормативные основания освобождения от уголовной ответственности и наказания, как основного, так и дополнительного, сокращения неотбытой части наказания и замене его более мягким видом, а также освобождения от правовых последствий наказания,

     Акт об амнистии занимает особое место  в системе нормативных актов  и определяется следующими признаками:

     - он является исключительной прерогативой  высшего органа государственной  власти - Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

     - инициатива издания актов об  амнистии всегда исходит от  государственного органа;

     - акт об амнистии по сравнению  с постоянно действующим уголовным  законодательством является актом  единовременного характера и в течение определенного периода действует параллельно с другими уголовными законами, не отменяя и не изменяя их норм, но в то же время вторгаясь в их действие;

     - акт об амнистии имеет четкие  исходные условия и границы  применения, которые формулируются в виде перечня признаков, которым должны удовлетворять лица, подпадающие под амнистию;

     - акт об амнистии не колеблет  законности и обоснованности  судебных приговоров, а лишь смягчает  участь определенных категорий  лиц, совершивших преступления;

     - акт об амнистии содержит нормативные  основания освобождения от уголовной  ответственности и наказания,  сокращения неотбытой части наказания,  замены наказания более мягким  видом и освобождения от правовых  последствий наказания (снятие  судимости);

     - амнистия распространяется на  индивидуально неопределенный круг  лиц, на неопределенное количество  уголовных дел, независимо от  того, на какой процессуальной  стадии они находятся; 

     - акты об амнистии носят императивный  характер, то есть обязывают правоприменительные органы при наличии оснований, содержащихся в акте, освободить лицо от уголовной ответственности, наказания, либо смягчить наказание;

     - акт об амнистии лишь создает  нормативное основание для освобождения  лица, определяет категории лиц,  которые подпадают под амнистию, порядок и условия ее применения. Юридическим же основанием освобождения от уголовной ответственности (наказания) служит индивидуально определенный акт применения норм права.

     Помилование — это акт верховной власти, полностью или частично освобождающий осуждённого от наказания либо заменяющий назначенное ему судом наказание более мягким. Актом помилования может также сниматься судимость с лиц, ранее отбывших наказание. Акты помилования носят всегда индивидуальный характер, то есть они принимаются в отношении конкретного лица или нескольких определённых лиц.

     Помилование не есть профилактика судебной ошибки. О помиловании может просить  только осуждённый, который признал  свою вину. То есть следствие по делу завершено и вынесен соответствующий приговор суда, который вступил в силу.

           Помилование – прерогатива  Президента Российской Федерации, который  может применить любой вид  освобождения на любой стадии уголовного процесса и по любому уголовному делу.

           В соответствии с  уголовным законом – право помилования принадлежит только Президенту РФ (ст. 89 Конституции РФ). Решение Президента оформляется указом, направленным в адрес соответствующего осужденного, в отношении которого поступило ходатайство

           Актом помилования  Президент РФ может:

  • освободить лицо от отбывания оставшейся не отбытой части наказания;
  • сократить не отбытое наказание на определенную часть;
  • заменить назначенное наказание или не отбытую часть наказания более мягкой мерой наказания (например, заменить смертную казнь лишением свободы на определенный срок);
  • снять судимость.

Информация о работе Амнистия и помилование