Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 18:03, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена изучению управления персоналом в организациях сферы туризма как неотъемлемой части стратегии развития предприятия.
Целью написания курсовой работы является проведение теоретического исследования системы управления персоналом и применение полученных знаний при решении практических задач.
Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления персоналом в организациях сферы туризма 5
1.1 Понятие и сущность системы управления персоналом на предприятии 5
1.2. Связь управления персоналом со стратегией и структурой туристской организации 11
Глава 2. Основные задачи по управлению персоналом 18
2.1. Определение потребности в персонале 18
2.2 Профессиональные (квалификационные) стандарты подготовки персонала в организации сферы туризма 21
2.3. Технологии подбора и отбора персонала в сфере туризма 25
2.4. Адаптация и мотивация персонала в гостиничном бизнесе 31
2.5. Обучение и развитие персонала на предприятии сферы туризма 36
Глава 3. Практическая часть 45
3.1. Анализ численности и состава персонала 45
в гостинице «Олимп» 45
3.2 Выработка системы мероприятий по улучшению процесса управления персоналом в гостинице «Олимп» 54
Заключение 59
Список литературы 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 62
Таблица 5.
Распределение персонала по службам
Основные направления деятельности | Количество человек | Доли
сотрудников, в % |
Служба приема и размещения (с горничными) | 41 | 14% |
Хозяйственная служба | 28 | 10% |
Служба безопасности | 18 | 6% |
Инженерно-техническая служба | 17 | 6% |
Бухгалтерия и экономический отдел | 6 | 2% |
Служба АСУ | 5 | 2% |
Прочие службы | 29 | 10% |
Руководители различных уровней | 9 | 3% |
Всего в гостинице (без ресторанов) | 153 | 52% |
Ресторанный комплекс | 141 | 48% |
Общее число работников бизнес-отеля | 294 | 100% |
Образовательный уровень персонала гостиницы (без персонала ресторанов) в целом достаточно высок: 73% сотрудников имеют высшее и среднее специальное образование. Среднее образование имеют 27% работников. Что же касается работников ресторанов, то здесь распределение персонала по уровню образования иное, чем в гостинице.
Существует
взаимосвязь образования и
Для характеристики движения рабочей силы рассчитаем и анализируем динамику следующих показателей:
Характеристика движения рабочих кадров по коэффициентам оборота не раскрывает причин выбытия. Поэтому движение персонала следует анализировать ещё и с точки зрения текучести, которая характеризует уровень организации труда и быта рабочих кадров предприятия. Она характеризуется коэффициентом текучести.
Выявление
причин текучести позволяет разрабатывать
мероприятия по их устранению и осуществлять
контроль за их проведением.
Таблица 6.
Анализ движения персонала в гостинице «Олимп» за 2006 – 2008 гг.
№
стр |
показатели | 2006 г. | 2007г. | 2008 г. | ||||||
гости
ница |
ресто-
ран |
Ито
го |
гости-ница | ресто
ран |
Ито
го |
гости-ница | ресто
ран |
Ито
го | ||
1 | Состояло по списку на начало года | 146 | 124 | 270 | 151 | 110 | 261 | 153 | 137 | 290 |
2 | принято | 24 | 19 | 43 | 20 | 42 | 62 | 16 | 24 | 40 |
3 | выбыло | 19 | 33 | 52 | 18 | 15 | 33 | 13 | 12 | 25 |
В
том числе по причинам:
3.1. неинтересная работа |
2 |
24 |
26 |
1 |
8 |
9 |
0 |
7 |
7 | |
3.2. по семейным обстоятельствам | 7 |
5 |
12 |
8 |
4 |
12 |
6 |
3 |
9 | |
3.3.
неудовлетворительная |
3 |
2 | 5 |
2 |
3 |
5 |
1 |
2 |
3 | |
3.4. нарушение трудовой дисциплины | 6 | 2 | 8 | 4 | 0 | 4 | 2 | 0 | 2 | |
3.5.
по сокра-щению штатов |
1 | 0 | 1 | 3 | 0 | 3 | 4 | 0 | 4 | |
4 | Состояние по списку на конец года | 151 | 110 | 261 | 153 | 137 | 290 | 156 | 149 | 305 |
5 | Среднесписочная численность рабочих кадров | 149 | 117 | 266 | 152 | 124 | 276 | 155 | 143 | 298 |
6 | Коэффициент оборота по приёму | 0,16 | 0,16 | 0,16 | 0,13 | 0,34 | 0,22 | 0,1 | 0,17 | 0,13 |
7 | Коэффициент оборота по выбытию | 0,13 | 0,28 | 0,2 | 0,12 | 0,12 | 0,12 | 0,08 | 0,08 | 0,08 |
8 | Коэффициент текучести | 0,12 | 0,28 | 0,19 | 0,1 | 0,12 | 0,11 | 0,06 | 0,08 | 0,07 |
Коэффициент оборота по приему: КП=Рп/Рсс,29
где КП - коэффициент оборота по приему, Рп – общая численность принятых на работу, Рсс – среднесписочная численность рабочих кадров.
Коэффициент оборота по выбытию: КВ=Ру/Рсс,
где КВ
– коэффициентов оборота по выбытию,
Ру – общая численность
Коэффициент текучести: ТК=Ртк/Рсс,
где ТК – коэффициент текучести, Ртк – уволившиеся по собственному желанию, Рсс – среднесписочная численность рабочих кадров.
(Расчеты
данных показатели
Коэффициент текучести по гостинице в 2007 году снизился на 50 %, а в ресторанном комплексе - на 70% по сравнению с 2005 годом, что же касается всего предприятия, то к 2007 году этот показатель снизился на 64% по сравнению с 2005 годом (0,19 в 2005 году, и 0,07 в 2007году). Следовательно, на предприятии повышается стабильность рабочих кадров.
Анализируя причины текучести персонала, следует отдельно рассмотреть персонал гостиницы и персонал ресторана. Можно отметить, что большое количество работников гостиницы покидает предприятие по независящим от организации причинам. Увольнений в связи с неинтересной работой в 2007 году не было, в связи с нарушением трудовой дисциплины на 70% меньше, чем в 2005 году.
Что же касается работников ресторанов, то в 2005 году наблюдается высокий коэффициент текучести, причем главной причиной увольнений являлась неинтересная работа. К 2007 году уровень текучести снизился до 8%, но главной причиной увольнений остается – незаинтересованность сотрудников. Причем большинство увольнений по ресторану приходится на первые 3 месяца работы персонала. Скорее причиной этого является неразработанный механизм адаптации новых сотрудников.
При
управлении наймом работников используются
разнообразные эффективные
Основным критерием при отборе кандидатов является уровень их профессионализма - способность качественно выполнить работу. Система работы с персоналом в гостинице обеспечивает в основном прямую пропорциональную зависимость уровня заработной платы работников, повышение категорий и дополнительные льготы от качества и производительности труда работников.
Регулярно (раз в год) проводится социальный мониторинг причин увольнений работников, проводятся социологические исследования, опросы общественного мнения по различным проблемам жизнедеятельности гостиницы, изучается уровень удовлетворенности работников социальными условиями труда на предприятии. При собеседовании с социологом увольняющиеся оценивают различные моменты в организации работы на предприятии.
Целью системы управления адаптацией работников гостиницы является обеспечение более быстрого вхождения в должность (профессию) принятого работника, уменьшение количества возможных ошибок, связанных с включением в работу, формирование позитивного образа организации, уменьшение дискомфорта первых дней работы. Продолжительность адаптации для новых работников гостиницы – 1 неделя.
Общее руководство адаптацией вновь принятых сотрудников осуществляет заместитель директора по персоналу.
При расстановке работников, служебном продвижении учитывается деловая квалификация, природные наклонности, черты характера (склонность к конструированию, организаторский талант и т.д.) и реальная способность качественно и в полном объеме выполнять не только свою работу, но и более сложную.
Проанализируем
данные по количеству рабочих кадров,
которые повысили квалификацию, прошли
подготовку и переподготовку в учебных
заведениях и непосредственно на предприятии
(табл. 6.).
Таблица 6.
Профессиональное обучение персонала в гостинице «Олимп» за 2006 – 2008 гг.
№ | Наименование | 2006 г. | 2007г. | 2008 г. | 2008 г. в % к 2006 г. |
1 | всего работников,
которые повысили квалификацию, прошли
подготовку и переподготовку
из них: |
27 |
21 |
17 |
62 |
руководители | 15 | 13 | 9 | 60 | |
2 | повысили квалификацию
всего
из них: руководители |
16 6 |
7 4 |
11 5 |
69 83 |
в
том числе:
в учебных заведениях |
7 |
4 |
9 |
128 | |
на предприятии | 9 | 3 | 2 | 22 |
Из данных таблицы 6 видно, что на протяжении трёх лет снижается количество рабочих кадров проходящих подготовку, переподготовку и повышение квалификации, причем обучаются в основном руководители предприятия.
В гостинице нет политики обучения персонала, это приводит к тому, что каждое учебное мероприятие руководству приходится рассматривать отдельно. В соответствии с положением об аттестации на предприятии регулярно (1 раз в 3 года и по мере необходимости в межаттестационный период) осуществляется аттестация специалистов и руководителей, с целью определения соответствия работника занимаемой должности.
При привлечении персонала рекомендуется активнее использовать информацию о собственной организации: логотипы, атрибутику, сведения об основной деятельности, указание на количество лет работы на рынке и другие индикаторы стабильности. Также следует указывать на возможность получения достойной оплаты труда, возможности самореализации и профессионального роста.
После проведения этапа отбора, при мотивировании персонала на выход в компанию следует больше говорить о коллективе, корпоративных традициях, рабочей атмосфере, возможности применять имеющиеся знания и навыки, расти вместе с ростом компании.
Руководству гостиницы следует отработать процедуру адаптации новых сотрудников, разработав программу адаптации, которая устанавливает общие правила и представляет собой комплекс необходимых действий. Пример разработанного плана адаптации для новых сотрудников гостиницы «Олимп» приведен в приложении 5.
При формировании требований к сотрудникам следует заранее предусмотреть меры, обеспечивающие достижения высокого результата (обучение, информация, полномочия), дать больше возможности для проявления инициативы и внедрения своих идей и предложений. Не забывать о выдаче обратной связи при оценке полученных результатов работы.
Для
обеспечения в организации
Предложение
предприятием возможностей развития карьеры
сотрудникам может