Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 18:03, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена изучению управления персоналом в организациях сферы туризма как неотъемлемой части стратегии развития предприятия.
Целью написания курсовой работы является проведение теоретического исследования системы управления персоналом и применение полученных знаний при решении практических задач.
Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления персоналом в организациях сферы туризма 5
1.1 Понятие и сущность системы управления персоналом на предприятии 5
1.2. Связь управления персоналом со стратегией и структурой туристской организации 11
Глава 2. Основные задачи по управлению персоналом 18
2.1. Определение потребности в персонале 18
2.2 Профессиональные (квалификационные) стандарты подготовки персонала в организации сферы туризма 21
2.3. Технологии подбора и отбора персонала в сфере туризма 25
2.4. Адаптация и мотивация персонала в гостиничном бизнесе 31
2.5. Обучение и развитие персонала на предприятии сферы туризма 36
Глава 3. Практическая часть 45
3.1. Анализ численности и состава персонала 45
в гостинице «Олимп» 45
3.2 Выработка системы мероприятий по улучшению процесса управления персоналом в гостинице «Олимп» 54
Заключение 59
Список литературы 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 62
Цели обучения могут варьировать в зависимости от таких переменных, как интересы компании, содержание профессиональной деятельности слушателей, демографические или квалификационные характеристики персонала, финансовое обеспечение работы в сфере обучения персонала и др. Все это требует постоянной и внимательной работы в направлении увязывания обучения с потребностями компании.
Потребность
в обучении различных категорий
персонала организации
Методы определения потребностей в обучении:
Один из способов оценки необходимости в обучении – ежемесячный анализ анкет, которые заполняют гости во время проживания в гостинице. Полученные отзывы группируют по параметрам эффективности сервиса и его качества. Каждый параметр оценивают по шкале (обычно «отлично», «хорошо», «удовлетворительно») и просчитывают в процентном соотношении.
Стандарты,
которые оценены «
В зависимости от целей обучения и категорий обучаемых работников выделяют 4 основные группы задач, решаемых в ходе обучения:25
Методы обучения. Все многообразие используемых методов обучения можно разбить на 3 большие группы: традиционные, методы активного обучения и методы обучения на рабочем месте.26
К традиционным методам обучения относятся: лекции, семинары, учебные кино- и видеофильмы. Они являются достаточно эффективными и наиболее распространенными.
Активные методы обучения большое внимание уделяют именно практической отработке передаваемых слушателям знаний, навыков и умений. Они имеют ряд преимуществ:
В настоящее время наиболее распространенными являются следующие активные методы: тренинги, программированное обучение, компьютерное обучение, деловые и ролевые игры, ролевое моделирование, разбор практических ситуаций и т.д.
Методы профессионального обучения характеризуются тем, что обучение проводится не в аудитории, а в процессе выполнения обучающимися профессиональной деятельности. К ним относятся: обучение на рабочем месте; наставничество; стажировки; рабочая ротация.
Ответственность за обучение персонала обычно разделяется между специалистами кадровых служб (психологами, работниками отделов обучения) и руководителями разных уровней. При этом руководители отвечают за определение потребности в обучении и за направление на обучение работников своего подразделения, а специалисты кадровых служб (отделов обучения) в основном отвечают за подготовку, организацию и реализацию программ обучения для разных категорий персонала.
Оценка эффективности обучения является важным этапом процесса обучения персонала. Смысл такой оценки состоит в том, чтобы установить, какую пользу от обучения работников получает организация, или выяснить, насколько одна форма обучения является более эффективной, чем другая. Основная цель оценки эффективности обучения заключается в том, чтобы проанализировать полученную информацию и использовать ее при подготовке и проведении аналогичных учебных программ в будущем27.
Оценка эффективности обучения может проводиться в виде тестов, вопросников, заполняемых обучающимися, экзаменов и т.д. и оценивается как обучающимися, так и руководителями, специалистами отделов обучения, экспертами или специально созданными комиссиями.
Критерии эффективности обучения: мнение обучающихся, усвоение учебного материала, поведенческие изменения, рабочие результаты, эффективность затрат.
Оценка эффективности учебы требует больших затрат времени и достаточно высокой компетенции специалистов, проводящих оценку. Поэтому многие компании отказываются от такой оценки и просто полагаются на то, что любое обучение приносит организации пользу, и в конечном счете, оправдывает себя. Хотя эффективность обучения – это не вопрос веры и убеждений, а вполне конкретные результаты, которые можно оценить количественно и качественно.
Руководителям необходимо четко понимать, что стратегия работы с персоналом должна подняться с позиции функционального обслуживания производства на реально стратегический уровень, когда управление персоналом рассматривается как процесс, который пронизывает организацию от входа до выхода, взаимодействуя со всеми прочими организационными процессами.
В рамках такого подхода работа с персоналом приобретает свою специфику, основная особенность которой — коррекция не отдельных кадровых процедур, а всей стратегии управления организацией в целом. Неэффективным приемом будет попытка изменить стратегию, воздействуя лишь на поведение подсистем и людей. Например, невозможно заставить людей быть лояльными, требуя от них этой лояльности. Лояльность есть следствие действия объективных (системных) факторов, действующих в организации (это условия и методы организации труда, административная и организационная политика).
Проектирование и поддержание в оптимальном состоянии системных факторов — основная обязанность руководителей и менеджеров. Они создают систему, в которой работают люди. Система провоцирует тот или иной тип поведения работников.
Оперативный учет явок работников и их пребывания на работе ведется в целом по предприятию в специальном табеле учета использования рабочего времени (форма №Т-13).28 Табели необходимы как для учета использования рабочего времени всех категорий работников, так и для контроля за соблюдением ими установленного режима работы, расчетов с ними по заработной плате и получении информации об отработанном времени. Табель составляется в одном экземпляре лицом, уполномоченным на его ведение. Табель открывается 1-го числа каждого месяца и передается в бухгалтерию 2 раза в месяц:
-
для корректировки суммы
- для расчета заработной платы за месяц.
Предприятие самостоятельно, но в соответствии с законодательством, устанавливает штатное расписание, формы и системы оплаты труда, премирования.
Проведём
анализ количественного и
Таблица 3.
Численность и половозрастной состав персонала гостиницы в 2005-2008 гг. (чел.)
Дата | Персонал гостиницы | Персонал ресторанов | Итого персонал | ||||||
Числен-ность | из них женщин | из них мужчин | Числен-ность | из них женщин | из них мужчин | Числен-ность | из них женщин | из них мужчин | |
05.01.2005 | 146 | 101 | 45 | 124 | 73 | 51 | 270 | 174 | 96 |
12.01.2006 | 151 | 104 | 47 | 110 | 71 | 39 | 261 | 175 | 86 |
12.01.2007 | 153 | 106 | 47 | 137 | 79 | 58 | 290 | 185 | 105 |
12.01.2008 | 156 | 107 | 49 | 149 | 84 | 65 | 305 | 191 | 114 |
20.09.2008 | 153 | 107 | 46 | 141 | 80 | 61 | 294 | 187 | 107 |
На
сентябрь 2008 года установлена общая численность
персонала гостиницы – 294 человека, из
них 107 мужчин и 187 женщин, что составляет
36% и 64 % соответственно (рис.6.). Большую
часть персонала гостиничного комплекса
составляют женщины различных возрастных
категорий, которые заняты в службе приема
и размещения, бухгалтерии, хозяйственной
службе, а также в ресторанном комплексе.
Рис. 6. Соотношение мужчин и женщин, занятых в гостинице «Олимп»
Возраст
большей части персонала, занятого в гостиничном
комплексе (54,5%) - 30-39 лет. Около 80% занятых
находятся в возрасте 30-49 лет.
Таблица 4.
Возрастная структура персонала гостиницы
возраст | Количество (чел.) | доля (%) |
До 18 лет | 0 | 0,00% |
18-29 лет | 42 | 14,29% |
30-39 лет | 125 | 42,52% |
40-49 лет | 104 | 35,37% |
50-59 лет | 21 | 7,14% |
60 и более лет | 2 | 0,68% |
всего | 294 | 100,00% |
Следует обратить внимание на эти цифры, поскольку через 8-10 лет большая часть трудоспособного в настоящее время персонала достигнет пенсионного возраста. А это 25% от общей численности занятых в настоящее время (Рис.6.).
Возраст
большей части руководителей 40-49 лет, причем
женщины занимают 55% руководящих должностей.
Рис.
7. Соотношение занятых в гостинице по
возрастному составу
Если
проследить распределение кадров по
основным направлениям гостиничной
деятельности, то мы увидим, что наибольшее
число сотрудников занято в организации
питания (48%), далее служба приема и размещения
(14%), меньше в хозяйственной службе (10%),
в инженерно-технической службе (6%) и службе
безопасности (6%), в прочих службах (10%).