Упправление персоналом в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 18:03, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа посвящена изучению управления персоналом в организациях сферы туризма как неотъемлемой части стратегии развития предприятия.
Целью написания курсовой работы является проведение теоретического исследования системы управления персоналом и применение полученных знаний при решении практических задач.

Оглавление

Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления персоналом в организациях сферы туризма 5
1.1 Понятие и сущность системы управления персоналом на предприятии 5
1.2. Связь управления персоналом со стратегией и структурой туристской организации 11
Глава 2. Основные задачи по управлению персоналом 18
2.1. Определение потребности в персонале 18
2.2 Профессиональные (квалификационные) стандарты подготовки персонала в организации сферы туризма 21
2.3. Технологии подбора и отбора персонала в сфере туризма 25
2.4. Адаптация и мотивация персонала в гостиничном бизнесе 31
2.5. Обучение и развитие персонала на предприятии сферы туризма 36
Глава 3. Практическая часть 45
3.1. Анализ численности и состава персонала 45
в гостинице «Олимп» 45
3.2 Выработка системы мероприятий по улучшению процесса управления персоналом в гостинице «Олимп» 54
Заключение 59
Список литературы 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 62

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 823.00 Кб (Скачать)

    Цели  обучения могут варьировать в  зависимости от таких переменных, как интересы компании, содержание профессиональной деятельности слушателей, демографические или квалификационные характеристики персонала, финансовое обеспечение работы в сфере обучения персонала и др. Все это требует постоянной и внимательной работы в направлении увязывания обучения с потребностями компании.

    Потребность в обучении различных категорий  персонала организации определяется как требованиями работы и интересами компании, так и индивидуальными характеристиками работников. На потребность в обучении оказывают влияние возраст, рабочий опыт, уровень способностей, особенности трудовой мотивации и другие факторы.

    Методы  определения потребностей в обучении:

  1. оценка информации о работниках (стаж работы, рабочий опыт, базовое образование, участие в программах обучения или повышения квалификации;
  2. ежегодная оценка рабочих результатов (аттестация);
  3. анализ долгосрочных и краткосрочных планов компании и отдельных подразделений;
  4. наблюдение за работой персонала и анализ проблем, мешающих эффективной работе;
  5. сбор и анализ заявок на обучение персонала от руководителей подразделений;
  6. индивидуальные заявки и предложения работников;
  7. организация работы с кадровым резервом и работа по планированию карьеры;
  8. изменения в работе, предъявляющие более высокие требования к квалификации персонала.

    Один  из способов оценки необходимости в  обучении – ежемесячный анализ анкет, которые заполняют гости во время  проживания в гостинице. Полученные отзывы группируют по параметрам эффективности  сервиса и его качества. Каждый параметр оценивают по шкале (обычно «отлично», «хорошо», «удовлетворительно») и просчитывают в процентном соотношении.

    Стандарты, которые оценены «удовлетворительно», требуют немедленных действий –  организуется обучение в течение ближайшего месяца. Стандарты, отмеченные как выполненные на хорошем уровне, входят в годовой план обучения.

     В зависимости от целей обучения и  категорий обучаемых работников выделяют 4 основные группы задач, решаемых в ходе обучения:25

  • предоставление информации;
  • развитие навыков работы с информацией или моторных навыков;
  • развитие навыков межличностного общения и изменения установок;
  • развитие способности к принятию решений.

    Методы  обучения. Все многообразие используемых методов обучения можно разбить на 3 большие группы: традиционные, методы активного обучения и методы обучения на рабочем месте.26

    К традиционным методам обучения относятся: лекции, семинары, учебные кино- и  видеофильмы. Они являются достаточно эффективными и наиболее распространенными.

    Активные  методы обучения большое внимание уделяют именно практической отработке передаваемых слушателям знаний, навыков и умений. Они имеют ряд преимуществ:

  1. облегчается восприятие нового для слушателей материала;
  2. шире используется опыт слушателей;
  3. доказывая или обосновывая или обосновывая те или иные подходы к решению поставленных задач, слушатели присваивают новые знания и подходы к решению этих задач;
  4. слушатели получают возможность более четко увидеть модели эффективного и неэффективного поведения.

    В настоящее время наиболее распространенными являются следующие активные методы: тренинги, программированное обучение, компьютерное обучение, деловые и ролевые игры, ролевое моделирование, разбор практических ситуаций и т.д.

    Методы  профессионального обучения характеризуются  тем, что обучение проводится не в аудитории, а в процессе выполнения обучающимися профессиональной деятельности. К ним относятся: обучение на рабочем месте; наставничество; стажировки; рабочая ротация.

    Ответственность за обучение персонала обычно разделяется  между специалистами кадровых служб (психологами, работниками отделов обучения) и руководителями разных уровней. При этом руководители отвечают за определение потребности в обучении и за направление на обучение работников своего подразделения, а специалисты кадровых служб (отделов обучения) в основном отвечают за подготовку, организацию и реализацию программ обучения для разных категорий персонала.

    Оценка  эффективности обучения является важным этапом процесса обучения персонала. Смысл  такой оценки состоит в том, чтобы  установить, какую пользу от обучения работников получает организация, или выяснить, насколько одна форма обучения является более эффективной, чем другая. Основная цель оценки эффективности обучения заключается в том, чтобы проанализировать полученную информацию и использовать ее при подготовке и проведении аналогичных учебных программ в будущем27.

    Оценка  эффективности обучения может проводиться  в виде тестов, вопросников, заполняемых  обучающимися, экзаменов и т.д. и  оценивается как обучающимися, так  и руководителями, специалистами отделов обучения, экспертами или специально созданными комиссиями.

     Критерии  эффективности обучения: мнение обучающихся, усвоение учебного материала, поведенческие изменения, рабочие результаты, эффективность затрат.

    Оценка эффективности учебы требует больших затрат времени и достаточно высокой компетенции специалистов, проводящих оценку. Поэтому многие компании отказываются от такой оценки и просто полагаются на то, что любое обучение приносит организации пользу, и в конечном счете, оправдывает себя. Хотя эффективность обучения – это не вопрос веры и убеждений, а вполне конкретные результаты, которые можно оценить количественно и качественно.

    Руководителям необходимо четко понимать, что стратегия  работы с персоналом должна подняться с позиции функционального обслуживания производства на реально стратегический уровень, когда управление персоналом рассматривается как процесс, который пронизывает организацию от входа до выхода, взаимодействуя со всеми прочими организационными процессами.

    В рамках такого подхода работа с персоналом приобретает свою специфику, основная особенность которой — коррекция не отдельных кадровых процедур, а всей стратегии управления организацией в целом. Неэффективным приемом будет попытка изменить стратегию, воздействуя лишь на поведение подсистем и людей. Например, невозможно заставить людей быть лояльными, требуя от них этой лояльности. Лояльность есть следствие действия объективных (системных) факторов, действующих в организации (это условия и методы организации труда, административная и организационная политика).

    Проектирование  и поддержание в оптимальном состоянии системных факторов — основная обязанность руководителей и менеджеров. Они создают систему, в которой работают люди. Система провоцирует тот или иной тип поведения работников.

    Таким образом, потребность в обучении различных категорий персонала туристской организации определяется как требованиями работы и интересами компании, так и индивидуальными характеристиками работников, которые заинтересованы в обучении и переквалификации.  
Глава 3. Практическая часть

3.1. Анализ численности  и состава персонала

в гостинице «Олимп»

    Оперативный учет явок работников и их пребывания на работе ведется в целом по предприятию  в специальном табеле учета использования  рабочего времени (форма №Т-13).28 Табели необходимы как для учета использования рабочего времени всех категорий работников, так и для контроля за соблюдением ими установленного режима работы, расчетов с ними по заработной плате и получении информации об отработанном времени. Табель составляется в одном экземпляре лицом, уполномоченным на его ведение. Табель открывается 1-го числа каждого месяца и передается в бухгалтерию 2 раза в месяц:

     - для корректировки суммы выплат  за первую половину месяца (аванса);

     - для расчета заработной платы за месяц.

     Предприятие самостоятельно, но в соответствии с законодательством, устанавливает штатное расписание, формы и системы оплаты труда, премирования.

     Проведём  анализ количественного и качественного  состава рабочих кадров на предприятии исходя из документации инспектора по кадрам.

Таблица 3.

Численность и  половозрастной состав персонала гостиницы  в 2005-2008 гг. (чел.)

Дата Персонал  гостиницы Персонал  ресторанов Итого персонал
Числен-ность из них женщин из них мужчин Числен-ность из них женщин из них мужчин Числен-ность из них женщин из них мужчин
05.01.2005 146 101 45 124 73 51 270 174 96
12.01.2006 151 104 47 110 71 39 261 175 86
12.01.2007 153 106 47 137 79 58 290 185 105
12.01.2008 156 107 49 149 84 65 305 191 114
20.09.2008 153 107 46 141 80 61 294 187 107
 

     На сентябрь 2008 года установлена общая численность персонала гостиницы – 294 человека, из них 107 мужчин и 187 женщин, что составляет 36% и 64 % соответственно (рис.6.). Большую часть персонала гостиничного комплекса составляют женщины различных возрастных категорий, которые заняты в службе приема и размещения, бухгалтерии, хозяйственной службе, а также в ресторанном комплексе.  

     

Рис. 6. Соотношение мужчин и женщин, занятых в гостинице «Олимп»

     Возраст большей части персонала, занятого в гостиничном комплексе (54,5%) - 30-39 лет. Около 80% занятых находятся в возрасте 30-49 лет. 

Таблица 4.

Возрастная структура  персонала гостиницы

возраст Количество (чел.) доля (%)
До 18 лет 0 0,00%
18-29 лет 42 14,29%
30-39 лет 125 42,52%
40-49 лет 104 35,37%
50-59 лет 21 7,14%
60 и  более лет 2 0,68%
всего 294 100,00%
 

     Следует обратить внимание на эти цифры, поскольку через 8-10 лет большая часть трудоспособного в настоящее время персонала достигнет пенсионного возраста. А это 25% от общей численности занятых в настоящее время (Рис.6.).

     Возраст большей части руководителей 40-49 лет, причем женщины занимают 55% руководящих должностей. 

     

     Рис. 7. Соотношение занятых в гостинице по возрастному составу  

     Если  проследить распределение кадров по основным направлениям гостиничной  деятельности, то мы увидим, что наибольшее число сотрудников занято в организации питания (48%), далее служба приема и размещения (14%), меньше в хозяйственной службе (10%), в инженерно-технической службе (6%) и службе безопасности (6%), в прочих службах (10%). 

Информация о работе Упправление персоналом в туризме